<<
>>

Глава 11. ПОЗНАНИЕ ВРЕМЕНИ И ВРЕМЯ В ПОЗНАНИИ

Анализ осознания времени - давний крест дескриптивной психологии и теории познания Э.Гуссерль Эпистемологи, занимаясь в основном методологией, не смогли понять по-настоящему, что для познания требуется время и что наука есть прежде всего социальноисторическое явление.
Сильвен Ору Знаменитые апории времени Аврелия Августина содержат среди других наиболее часто цитируемое утверждение-удивление: "Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему - нет, не знаю"1. За этим стоит не только бесконечная сложность выражения понимания и интуитивного знания в словах и символах, но и фундаментальная проблема в двух ее ипостасях: познание самого времени и выявление способа бытия времени в сознании и познавательной деятельности. Он будет размышлять о бытии времени, его мере, о времени и движении и о многом другом во временном опыте человека, но и более чем через тысячелетие выявленные им апории останутся предметом философской мысли. В блестящих размышлениях о времени Канта, Гуссерля, Хайдеггера, Бергсона, Сартра, Мер- ло-Понти, Рикера и многих других философов, когда каждый стремится найти ответ "спрашивающему" на вопрос "что есть время?", не всегда выражено стремление признать и разграничить подходы, которые традиционно могут быть обозначены как онтологический (метафизический), гносеологический (эпистемологический) и феноменологический. Однако для исследования проблемы "познание и время" в философии познания такое различение необходимо как определенный регулятивный принцип и предпосылка. Это позволит прежде всего выяснить, присутствовала ли идея времени и какое место занимала темпоральность в традиционных концепциях познания
<< | >>
Источник: Л.А Микешина. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ Проблемы эпистемологии гуманитарного знания. 2008

Еще по теме Глава 11. ПОЗНАНИЕ ВРЕМЕНИ И ВРЕМЯ В ПОЗНАНИИ:

  1. § 1. Философия познания: диалог подходов. Значение эпистемологии для научного познания
  2. Критика теории познания как «теории репрезентации»
  3. § 2. Понятие предпосылочного знания. Основания и предпосылки научного познания
  4. Пространство, время, хронотоп в гуманитарном знании
  5. 10. О ПОЗНАНИИ УНИВЕРСАЛИЙ
  6. КНИГА I Глава I
  7. ЛЕКЦИЯ 7 ДВИЖЕНИЕ              И ВРЕМЯ (Ж. Делёз об искусстве и философии)
  8. ГЛАВА 1 ГОЛ 1786-й. Соседство лвух империй. Курилы. Сахалин. Пекин. Корея
  9. Традиционная теория познания как виртуальный феномен
  10. Идеи М.Бахтина и их значение для современной эпистемологии и философии познания
  11. Глава 4. ПРИНЦИП ДОВЕРИЯ ЧЕЛОВЕКУ ПОЗНАЮЩЕМУ. АРГУМЕНТЫ ЗА И ПРОТИВ
  12. Глава 9. РЕЛЯТИВИЗМ. ПСИХОЛОГИЗМ. ИСТОРИЗМ
  13. Глава 11. ПОЗНАНИЕ ВРЕМЕНИ И ВРЕМЯ В ПОЗНАНИИ
  14. Способы представления времени в учениях о сознании и познании
  15. Представление времени в гуманитарном знании