<<
>>

Природа человека в политологии Никколо Макиавелли

Едва ли найдется такой мыслитель эпохи итальянского Возрождения, которому бы предъявлялось столько упреков за отступление от античного понимания политики и природы человека, за предательство разума и морали как высших ценностей, к которым прежде всего должны прислушиваться властители.
На самом деле Макиавелли не был сторонником тирании, а напротив, республиканцем и демократом. Однако его «Государь» выглядит отталкивающе, и только те, кто боролись с властью, высоко расценивали названное сочинение как разоблачение аморальной по самой своей сути политики. В этой оценке сходились Маркс и Ницше. А. Грамши расценивал его как интеллектуального революционера, который отделил религиозные ценности от политических и тем самым способствовал становлению буржуазного общества в Италии. Вместе с тем, кроме «Государя», Макиавелли написал «Рассуждения», где высказывает иную точку зрения. Правителя он сравнивает с «формой», а народ с «материей» и рассуждает о превосходстве республиканского строя над монархическим. Напротив, в его «Истории Флоренции» с негодованием говорится о стремлении низов к власти и одновременно о тупости аристократии, ведущей борьбу за власть. Макиавелли можно рассматривать как своеобразного механика государственной машины, сердце которого болит за то, что она эксплуатируется неопытными «водителями» грубо и неумело и, в конце концов, ломается. Макиавелли защищает ее самоценность, поэтому одним он кажется аморалистом, а другим — революционером, обнажившим беспощадную по отношению к людям природу государства. Не плохое и не хорошее, выросшее в естественном процессе человеческого выживания и развития, государство представляет собой самостоятельную реальность, которая существует уже по своим собственным законам и, более того, требует от человека таких качеств, чтобы он мог быть частью этой реальности — политическим субъектом. Как же выступает человек в этой реальности, какие качества она проявляет или конструирует и культивирует в нем? Надо отдать должное критикам. Макиавелли действительно весьма пессимистично смотрит на «политическую природу» человека. Государство проявляет и интенсифицирует в нем лишь отрицательные качества. Да и как может быть иначе там, где речь идет о власти, славе и богатстве? Дружественность, душевность, моральность, доброта, великодушие и прочие качества только обманывают людей и, скорее, мешают, чем помогают в политике. Вся человеческая история полна примеров того, как на добро отвечают злом, последнее рождает негодования, однако чувство справедливости, зовущее к отмщению, приводит к новым жестокостям.
<< | >>
Источник: Марков Б. В.. Философия ДЛЯ БАКАЛАВРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ. 2013

Еще по теме Природа человека в политологии Никколо Макиавелли:

  1. 2.1. Политические идеалы
  2. История политологии в лицах и идеях
  3. АФОРИЗМЫ О ПОЛИТИКЕ
  4. § 4. Философия эпохи Возрождения
  5. Природа человека в политологии Никколо Макиавелли
  6. Вместо заключения ПОНЯТИЕ АГОНИЗМА: ПОЛИТИКА VERSUS ФИЛОСОФИЯ