<<
>>

Глава 5 Проблема человека

Антропология как наука о человеке была предложена еще в XVII веке и представляла собой религиозно-философское учение о двойственной духовно-телесной природе человека. Затем это название было заимствовано биологией, которая под влиянием дарвинизма вплотную занялась проблемой происхождения человека.
Археологические раскопки останков первобытных людей, скелетов так называемых неандертальцев возбуждали всеобщий интерес, и в XIX веке во всех европейских центрах стали появляться антропологические общества, где предпринимались попытки реконструкции истории гоминидов. Еще одним источником антропологии стала этнология, которая получила распространение во Франции и в англосаксонских странах, переживавших эпоху колонизации. Первоначально она занималась праисторией, а затем и осмыслением культур народов, колонизированных европейцами. Хотя она страдала европоцентризмом, ибо принимала в качестве масштаба оценки стандарты собственной культуры, ею были получены важнейшие результаты, которые и сегодня актуальны для социальной и политической антропологии. В XX веке в это относительно спокойное развитие наук о человеке вторглась философия, не только заявившая свои права на изучение человека, но и подвергнувшая резкой критике естественно-научный подход к его природе. Притязания философии на открытие уникальности положения человека в мире получили резкий отпор со стороны ученых, которые считали, что человек отличается от животного не более, чем другие существа отличаются друг от друга. Этот спор был плодотворным в том отношении, что привел к осознанию односторонности обеих позиций. Если наука игнорировала специфику человека и его уникальное положение в ряду других живых существ, то философия, ориентированная на идею человека, оставляла вне поля своего внимания интересные данные и оригинальные программы исследования, разработанные представителями биологической антропологии и этнологии. Сегодня исследования человека приобретают междисциплинарный характер, а философская антропология мыслится как наука, интегрирующая интенсивно развивающиеся исследования человека.
<< | >>
Источник: Марков Б. В.. Философия ДЛЯ БАКАЛАВРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ. 2013

Еще по теме Глава 5 Проблема человека:

  1. Глава 7. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА
  2. 5. Постструктуралнзм и проблема человека
  3. § 2. Права человека как критерий нравственного измерения политики и государственной власти
  4. § 2. Устав ООН и Международный Билль о правах человека
  5. Глава 10. Становление и развитие клинической психологии
  6. Глава 3 КУЛЬТУРА ГЕРМАНИИ В КОНЦЕ XV—XVI в.
  7. А. Н. Радищев: философия человека
  8. Глава 2 НАТУРФИЛОСОФСКИЙ ТИП АНТРОПОЛОГИИ
  9. ГЛАВА9 Проблемы социокультурного познания человека
  10. Глава 20 СОХРАНЕНИЕ НАРОДА
  11. Глава 9 Экология человека
  12. ГЛАВА1 О СИТУАЦИИ ЧЕЛОВЕКА И КОННЕ ИСТОРИИ
  13. Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМУ
  14. Глава 16 ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
  15. Глава 18 ПОДВОДЯ ИТОГИ
  16. Глава IX. Проблема человека в западноевропейской философии конца XIX - начала XX века
  17. Глава 13 Пятимерный человек
  18. Глава 21 ЭСТЕТИКА МАРКСИЗМА: РЕВОЛЮЦИОННОЕ ИСКУССТВО И РЕВОЛЮЦИЯ В ИСКУССТВЕ
  19. Глава 5 Проблема человека