<<
>>

РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР

На рубеже XVIII-XIX вв. в Германии впервые в Новое время обосновывалась возможность реалистической философии. На рубеже XIX- XX вв. уже в России доказывалась ее необходимость и будущее господствующее положение.

Сейчас - и снова на грани веков - осуществляется третья, и возможно решающая, попытка утвердить реалистическую философию. Реализм вновь утверждается в России, чтобы заявить о том, что только реалистическому мировоззрению по плечу дать целостное знание о мире, на которое по определению не способны односторонние, крайние материалистическое и идеалистическое направления философской мысли. Почему же до сих пор реалистическое мировоззрение так и не заняло предсказанное ему Д. И. Менделеевым господствующее положение в философии? На наш взгляд, основных причин три.

Первая причина - внутренняя. Дело в том, что в рамках самой философии синтез материалистического и идеалистического представлений невозможен. Для этого надо выйти за пределы собственно философии, к целостному знанию, которое вобрало бы в себя все лучшее, чего достигли философия, наука, искусство и религия. Несмотря на то, что такой синтез у всех на устах, более того, он стал даже своеобразной модой, философия, по большому счету, к такому синтезу сейчас не готова. Очень многие философы высказывают даже убеждение, что целостное знание вообще невозможно и что его никогда не было. Но целостное знание, которое раньше называлось синкретическим, было реальностью у древних народов и раннегреческих философов, которые смогли сплавить воедино, не разрывать и не противопоставлять научные, религиозные, художественно-образные и философские представления. Да и позже мы не раз встречаем людей с целостным представлением о мире. Сейчас все более утверждается мысль, что время разбрасывать камни проходит, настает время их собирать. Т. е. целостное знание, стремление к нему становится знамением времени.

Вторая причина - внешние условия, которые не способствовали утверждению реалистической философии. XX в. явился веком двух мировых войн и последовавшей за ними мировой холодной войны.завершением ее мы (в том числе и Россия) сразу же вступили в полосу локальных военных конфликтов, что также не способствует распространению среди населения идей компромисса, согласия, а среди философов - идеи "третьего пути". Воинственность, неприятие инакомыслия, распространенность идей "борьбы до победного конца" - все это далеко не лучшая ситуация для выработки реалистического мировоззрения. Как следствие - воинственное неприятие идей философского реализма в нашем обществе со стороны многих философов.

Третья причина - чисто психологическая - состоит в родовом (.призрак рода, по Ф. Бэкону) неприятии срединного пути. Нам слишком долго внушали, что середина есть болото (К. Маркс), что середина презренна (В. И. Ленин), что всякий третий путь есть предательство, есть путь в никуда, - и такое представление стало чуть ли не аксиомой. И почему-то забылось народное представление о середине как золотой середине, в которой намного больше мудрости.,Но реалистическая философия не есть середина, а именно синтез, снимающий крайности двух абстрактных линий в истории философии - материализма и идеализма. А как синтез она не сводится к механической сумме составляющих ее частей, а представляет новое, целостное знание.

Суть реалистической философии:

  • реалистическая философия призвана преодолеть известный разрыв материи и духа, материального и идеального;
  • материя должна определяться по-новому, как объективная реальность, допускающая возможность фиксирования с помощью органов чувств и приборов, противоположная духу, но вне и без него tie существующая;
  • дух определяется как нематериальная составляющая мира, связанная с материей и без нее не существующая, но определяющая активность материи, ее способность к самоорганизации, порядку и гармонии на базе необходимости и свободы;
  • онтология теперь может быть определена как учение о всеобіцих характеристиках мира в контексте их взаимоотношения с соответствующими характеристиками человека, ибо человек понимается как "конспект мира", как ключ к его разгадке и, в конечном счете, как микрокосм;
  • новое понимание онтологии неизбежно влечет за собой и новое понимание гносеологии, когда выравниваются в правах научные и вненаучные формы и методы познания, а отноіиение между ними строится по принципу дополнительности, обеспечивающему стереоскопическое видение мира.

Итак, возможна ли на этот раз победа реалистического мировоззрения? Если наступивший новый век станет веком компромиссов, поисков согласия, то реалистическая философия неизбежно завоюет господствующие позиции. Но если он явится лишь модификацией ушедшего века, то реалистическая философия неминуемо будет отставлена от столбовой дороги философской мысли и будет опять дожидаться своего времени, как это уже не раз происходило в прошлом.

ХРЕСТОМАТИЙНЫЙ МАТЕРИАЛ

Появление реалистических миросозерцании зависит от предшествующего развития других систем, материалистических и идеалистических, которые только односторонне выдвигали принципы, объединяемые реализмом или подчиняемые им более общему понятию. Поэтому реализм, как по своему естественному положению, так и по историческому, является более поздним миросозерцанием по сравнению с материализмом и идеализмом. Он относится к последним до некоторой степени так же, как внутри гносеологических направлений критицизм относится к эмпиризму и рационализму. Однако, помимо этого, из двух крайних направлений - материалистического и идеалистического - часто появляются противоположные реализму направления, которые с этой стороны могут считаться реакционными, хотя они вместе с тем и могут возникать из стремления к строгому единству и последовательности, стремления, постоянно присущего метафизическому мышлению. Эти обстоятельства и обусловливают тот факт, что развитие реализма гораздо менее замкнуто в себе, чем развитие материализма и идеализма...

философия должна быть реалистичной также и в том смысле, что она не должна строить независимо от положительного знания с виду логичную, на деле же фантастическую систему понятий она, для того чтобы удовлетворить требованиям истинно научной философии должна взять в качестве основы для себя реальные науки и надежные ими испытанные методы. Это требование - быть научной философией - в настоящее время выступает настойчивее, чем когда-либо, ввиду того, что уже долгое время господствовали фантастические понятия, философия настроения и эклектические течения,

Вундт В. Введение в философию. М.. 1998. С. 311-312,323.

Истинный идеализм и истинный материализм представляют продукты древности, реализм же дело новое сравнительно с длиною исторических эпох... Так, например, как идеализму, так и материализму свойственно стремление к наступательным войнам, определяемым или просто материальными побуждениями и нуждами, или идеальными стремлениями народов, а реализм всегда идет против всяких наступательных войн и стремится уладить противоречия, исходя из действительных обстоятельств, в государственной же жизни - от истории.

Идеалисты и материалисты видят возможность перемен лишь в революциях, а реализм признает, что действительные перемены совершаются только постепенно, путем эволюционным...

Нельзя отказать в том, что реализм присущ некоторым народам по преимуществу, как идеализм и материализм другим. И я полагаю, что наш русский народ, занимая географическую середину старого материка, представляет лучший пример народа реального, народа с реальными представлениями, Это видно уже в том отношении, какое замечается у нашего народа ко всем другим, в его уживчивости с ними, и его способности поглощать их в себе, а более всего в том, что вся наша история представляет пример сочетания понятий азиатских с западноевропейскими. Мне кажется, что теперь, именно теперь нужнее всего уразуметь указанные различия, Так как, с одной стороны, нас многое влечет в сторону ответа идеальным требованиям, с другой стороны, громко говорят материальные потребности народа, а с третьей - русская история внушает реальное сочетание тех и других и понимание недостаточности всякой односторонности, которая не свойственна только реализму, стремящемуся узнать действительность в ее полноте без одностороннего увлечения и достигать успеха или прогресса путем исключительно эволюционным,

Менделеев А И. Заветные мысли. М., 1995, С. 5,6.

О Материи и Духе

Решать нам было так привычно Вопрос, который режет слух:

"Что в Мироздании первично - Материя иль все же Дух?"

Вопрос бесплодный закрываем.

Пришла пора покончить с ним;

Мы истину теперь признаем И в полный голос возвестим:

Напрасен пыл ненужных прений.

Не выбрать нам одно из двух - Дух свойства придает Материи,

Материя являет Дух,

А. А. РулеВа

<< | >>
Источник: В. Л. Обухов, 3. С. Алябьева, А. Ф. Оропай и др.. Реалистическая философия. Учебник для вузов / В. JI. Обухов, 3. С. Алябьева, А. Ф. Оропай и др. / Под ред. В. JI. Обухова. - 4-е изд., перераб. - СПб.: СПбГАУ, ХИМИЗДАТ,2009. - 336 с.. 2009

Еще по теме РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР:

  1. 1. СПОРЫ ВОКРУГ КАНТА. ШИЛЛЕР
  2. Современная Западная философия
  3. Проблема современного мейнстрима в экономической науке
  4. Б. Т. Григорьян На путях философского познания человека
  5. § 2. Правопонимание в современной юридической литературе
  6. Культура Европы XIX в.
  7. Обзор культурологических концепций XX века
  8. РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР
  9. РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА
  10. ЭКОЛОГО-ФУТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА СОЦИАЛЬНОГО ЗНАНИЯ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кузнецов А.В.
  11. Глава 8 ВОСПРИЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ БРИТАНСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ В РОССИИ XIX ВЕКА
  12. Социально-философские и философско-исторические идеи либерального западничества
  13. Философские и социальные идеи Д. И. Менделеева
  14. Импрессионисты
  15. Педагогические идеи В. Г. Белинского
  16. 10.3.7.2. Примордиалистские трактовки нации
  17. ПРИРОДА И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ И КОНФЛИКТОВ. КОНЦЕПЦИИ НЕНАСИЛИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
  18. § 2. Базовые идеи компетентностного подхода к развитию высшего профессионального образования как методологический фундамент формирования эколого-профессиональной компетентности студентов