<<
>>

Религия как феномен культуры

Как известно, существуют три мировые религии, в рамках которых имеется несколько направлений. Главная тема буддизма (религиозно-философского учения, возникшего в древней Индии в V-VI вв.
до н.э.) — учение об «освобождении». Согласно буддистской концепции существуют страдание, причина страдания, освобождение от страдания, путь, ведущий к освобождению от него. Онтологически страдание — это «волнение» (исчезновение и появление) неизменных элементов жизненного процесса. Психологически — это беспокойство и переживание, основанное на чувстве страха. Смерть не дает избавления от череды превращений и изменений. Оно достигается достижением особого состояния нирваны (букв, «затухание», «угасание»). Освобождение от страстей позволяет проникнуть в суть вещей и достичь безгрешности, которая понимается как мягкость, терпимость, непричинение вреда окружающим людям и предметам. Буддистский принцип «срединного пути» рекомендует избегать крайностей, что достигается освобождением от желаний, но не путем жесткой аскезы, а при помощи медитации, то есть размышления, преобразующего физические желания в духовные. Этому служит техника йоги, дающая состояние полной удовлетворенности, абсолютной независимости внутренней жизни от внешних обстоятельств. В XX веке Европа и Америка переживают сильнейший интерес к буддизму, но влияние его на европейскую культуру оценивается по-разному. С одной стороны, западная рецепция буддизма способствует преодолению европоцентризма и дает новый импульс для развития философии и науки. С другой стороны, йога и другие специальные психотехники используются европейцами чисто прагматически. Ею увлекаются спортсмены и менеджеры, но вряд ли они озабочены проникновением в философские аспекты буддизма. Ислам (букв, «предание себя Богу», «покорность») возникает сравнительно поздно (в начале VII века) среди арабских племен, переживающих становление государственности.
Основатель ислама — Мухаммед — был проповедником, а позже основателем и правителем государства. Главный источник мусульманского вероучения — Коран, божественное откровение, продиктованное пророку Мухаммеду, выступающему его своеобразным передатчиком. Ислам — строго монотеистическая религия, исповедующая «единого, сущего, живого Бога». В ней не признается специальных посредников между Богом и человеком, и это приводит к тому, что авторитетом в вопросах веры может стать каждый верующий, умеющий толковать предписания Корана. Вместе с тем Коран — это одновременно и собрание юридических законов, поэтому светская и духовная власть на Востоке нередко осуществляется одним лицом. «Закон божий» — предписания, способствующие спасению мусульманина — сравнительно несложен: исповедание единобожия и пророческой миссии Мухаммеда; ежедневная пятикратная молитва, пост раз в году в месяц рамадан; добровольная очистительная милостыня, паломничество в Мекку. По мере развития мусульманской культуры складываются специальные дисциплины и своя школа, а также канонический закон — шариат, кодекс правовых законов и норм поведения. Сравнительно рано ислам распался на три основных направления, сторонники которых расходятся в вопросе о верховной власти. Не осталось единым и цельным и христианство. С самого начала оно развивалось в многообразии сект и вскоре после относительного институционального единства распалось на восточно-христианскую и западно-христианскую церковь. Русская православная церковь сложилась как ветвь восточной, византийской церкви и довольно непримиримо относилась к западной, католической вере. Внутри православия также имел место раскол. Наиболее ярким событием в истории европейской церкви была Реформация — результат протеста против института непогрешимости папы римского и торговли индульгенциями, отпускающими грехи. Отсюда проистекало уменьшение роли института священников как посредников между Богом и людьми, а также усиление дальновидности, разумности, сдержанности, самодисциплины самих верующих.
Они сочли старую формулу «Греши, но кайся — и будешь прощен» слишком слабой для спасения и сделали упор на нравственном долге, который приучались неукоснительно исполнять. Последствия Реформации также были двоякими. С одной стороны, они привели к рационализации, к усилению этического аспекта веры. С другой стороны, в результате Реформации произошла утрата «таинств», религия сделалась более сухой и методичной; она лишилась духовной сокровищницы христианства, сильных эмоциональных переживаний, стимулирующих поиски новых путей спасения. Все мировые религии содержат отблеск божественного откровения и свидетельствуют о высоком назначении человека, который должен служить не сам себе, а высшим ценностям — Истине, Добру и Красоте. Будда, Мухаммед и Христос были учителями человечества. Мягкий, терпимый Будда — юный царевич, оберегаемый родителями от язв мира, безмятежный старец, мирно скончавшийся под деревом; яростно добивавшийся поставленных целей Мухаммед, женившийся на богатой вдове, удачливый воин, торговец и политик; бездомный Христос — сын плотника, принявший крестную муку ради спасения людей — все они своим учением, а главное, жизнью задали нам масштаб ценностей, по которому мы до сих пор можем сверять и оценивать свои помыслы и поступки. При этом было бы самоуспокоением сделать остановку на пути подъема по лестнице высших ценностей. В конце концов, содержание религиозных заповедей не то что бы устаревает (пока есть насилие и жестокость, они не могут устареть), но оказывается недостаточным для принятия нравственного решения в современных условиях. Как заветы отцов они могут стать малоэффективными в новых изменившихся условиях, поэтому каждое поколение и каждый человек должны сами находить способ быть честным, добрым и справедливым в современном мире. Можно только надеяться, что чтение Библии, Корана или буддистских текстов поможет этим поискам. Идея Бога — отличительный признак человека, и считать, что почитание его как носителя высших ценностей унижает человеческое достоинство, значит понимать человеческий разум в извращенном свете.
И разум, и вера всегда направлены на что-то. Вопрос в том, кому или чему служит человек. При этом принципиально важнее разобраться с теми ценностями, которыми мы дорожим, чем спорить о преимуществах той или иной религии. Какому народу, какой культуре лучше удалось исполнить идею Бога, может показать не фанатическая религиозная война, а только мирный цивилизационный процесс. Признание христианства в качестве государственной религии, строительство храма дали бездомным и гонимым христианам дом на этой земле. Теперь они жили уже не только мечтами о справедливости в Божьем граде, а здесь, в масштабах средневекового города и государства, стремились исполнять заповеди Христа. Сопереживая страданиям Христа во время богослужения, они выходили из храма умиротворенными, осознавая собственную греховность, они учились прощать других. Но на улицах города их вновь ждали рынок и иные места, где человек становился злобным, эгоистичным существом. И европейской культуре, помимо увеличения числа храмов, пришлось переустраивать и другие социальные и культурные пространства, в которых происходит формирование человеческого. Об этом не должны забывать и мы. Восстанавливая разрушенные храмы, мы также должны культивировать и совершенствовать остальные места нашего обитания, иначе они также будут способствовать производству нечеловеческого в человеке.
<< | >>
Источник: Марков Б. В.. Философия ДЛЯ БАКАЛАВРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ. 2013

Еще по теме Религия как феномен культуры:

  1. Религия и генезис культуры
  2. Религия как культурная универсалия и ее взаимодействие с другими универсалиями культуры
  3. 5.1. Общая характеристика взаимоотношений в области культуры
  4. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ. МЕНТАЛИТЕТ
  5. РЕЛИГЕЕВЕДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РЕЛИГИИ
  6. СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ
  7. 1.4 Феномен культуры и его понимание
  8. Культура как ценность
  9. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
  10. МОДЕРНИЗМ И ПОСТМОДЕРНИЗМ В КУЛЬТУРЕ.
  11. НЕКРОФИЛИЯ АНТИКУЛЬТУРЫ
  12. МЕСТО ФИЛОСОФИИ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  13. 2.1.3. Абсолютизация смерти как феномен культуры
  14. Очерк пятый КУЛЬТУРА И ЕЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
  15. Религиозная философия и философия религии: общее и особенное
  16. ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ, МОРАЛЬ, ИСКУССТВО: ДИАЛОГ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ
  17. Религия как феномен культуры
  18. 1.1. Возрождение этнической культуры как социально-               историческая проблема
  19. 1.2. Роль образования в возрождении этнической культуры
  20. §1. Феномен социального в историко-философской ретроспективе