<<
>>

9.3. Социально-философская мысль Беларуси в контексте национального самосознания

Самосознание народа является одним из его основных конституирующих признаков: если нет людей, которые осознают свою принадлежность к данному народу, то нет и

]См.: Голицын, Г.А.

Образ как концентратор информации / Г.А. Голицын // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М., 2002.

самого этого народа. Правда, далеко не всегда национально- этнический компонент доминирует в мировоззрении людей; на первый план в нем могут выдвигаться жизненно- практические, социально-экономические либо религиозно- конфессиональные моменты.

Белорусский народ - это неоспоримая историческая и социокультурная реальность; он обрел свою государственность и прокладывает путь в будущее, сообразуясь с собственным опытом и с учетом своей особой позиции в мире. Национальная самобытность складывается, вообще говоря, стихийно. Мировоззренческая рефлексия над ней начинается и эффективно протекает при наличии целого ряда благоприятствующих этому условий. Применительно к дооктябрьскому периоду истории Беларуси можно констатировать, что такие условия в целом не были благоприятными: отсутствовали национальные научно-исследовательские центры и высшие учебные заведения, не существовало целостной системы образования и даже непрерывной письменной и книжной традиции, временами вводились ограничения на использование белорусского языка.

Философско-мировоззренческая мысль, складывавшаяся в рамках белорусской национально-культурной традиции, не могла притязать на масштабную целостность теоретических построений, встающих в один ряд с наиболее выдающимися философскими системами, отличающими, например, древнегреческую классику или немецкую классическую философию Нового времени. Отечественная философская мысль значима в первую очередь и даже главным образом для своего народа. Но именно поэтому она требует весьма внимательного и бережного отношения.

Общие мировоззренческие идеи отечественная философия включает в специфический бытийный контекст, конкретизирует эти идеи, вносит в них неповторимое своеобразие. Центральное место в ней занимают социально-философские, нравственно-гуманистические и эстетические проблемы.

Единым истоком культуры и государственности русского, белорусского и украинского народов явилась, как известно, Киевская Русь. Она связала восточных славян общностью социально-политической и религиозной жизни. Последующий ход исторического развития привел, однако, к тому, что становление белорусской этнической общности протекало после монгольского нашествия в новых государственных рамках Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского (в дальнейшем BKJI). Тем не менее белару- сы никогда не отделяли себя от русского народа.

Если Московское государство характеризовалось движением к монархическому абсолютизму и административному централизму, то для BKJ1 свойственны были скорее федерализм. и элементы конституциализма; значимую роль в нем играло местное самоуправление с чертами автономии. Это, несомненно, сказывалось на формирующейся ментальное™ белорусского этноса, в сознание которого включается идея правовой организации общественной жизни. Традиции местного самоуправления восходят еще к периоду Киевской Руси, с которой, как отмечают многие исследователи, у BKJ1 имелась тесная преемственная связь. Значимым фактором духовного развития белорусского этноса явилась и характерная для BKJI веротерпимость, которая, правда, стала утрачиваться в ходе интенсивного насаждения католицизма и униатства.

<< | >>
Источник: Вишневский, М. И.. Философия : учеб. пособие / М. И. Вишневский. - Минск : Выш. шк. - 479 с.. 2008

Еще по теме 9.3. Социально-философская мысль Беларуси в контексте национального самосознания:

  1. 9.3. Социально-философская мысль Беларуси в контексте национального самосознания
  2. Философская мысль в России начала XVIII века: преемственность и перспективы развития
  3. Глава первая. Тюркоязычные письменные памятники XI-XVI вв. как источник изучения социально- философской мысли средневековья (методологические аспекты).
  4. 2. Основные течения и проблематика социально-философской мысли.
  5. ЕДИНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И КОММУНИКАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ - АДЕКВАТНЫЙ ОТВЕТ ВЫЗОВАМ ВРЕМЕНИ Василец О.И.
  6. ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛАРУСИ В КОНТЕКСТЕ АЛЬТЕРНАТИВ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В.А. Зеленевский, З.П. Денисов
  7. Артемьева Т.В., Бажанов В.А., Микешин М.И.. Рецепция британской социально-философской мысли в России XVIII—XIX вв. / Учебное пособие. СПб.: СПб центр истории идей,2006. — 138 с., 2006
  8. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ О.П. Пунченко
  9. ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПОСТСОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА Е.Г. Наумова
  10. К ПРОБЛЕМЕ ИДЕАЛА В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ С.П. Жукова
  11. 3.1. Философия «национальная» и «универсальная». Институт философии КАК НАСЛЕДНИК ТРАДИЦИЙ ФИЛОСОФСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ мысли Беларуси ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ БЕЛАРУСИ: ЗАРОЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТРАДИЦИИ В.Б. Еворовский
  12. ОППОЗИЦИЯ РАЗУМА И ВЕРЫ В БЕЛОРУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ РАННЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ С.Г. Савина
  13. Религиозно-философская и социально-политическая мысль
  14. Социально-философская и историософская мысль в XIV—XVI вв.
  15. Социально-философские основы идей декабризма