<<
>>

9.3. Социально-философская мысль Беларуси в контексте национального самосознания

Самосознание народа является одним из его основных конституирующих признаков: если нет людей, которые осознают свою принадлежность к данному народу, то нет и

]См.: Голицын, Г.А. Образ как концентратор информации / Г.А.

Голицын // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М., 2002.

самого этого народа. Правда, далеко не всегда национально- этнический компонент доминирует в мировоззрении людей; на первый план в нем могут выдвигаться жизненно- практические, социально-экономические либо религиозно- конфессиональные моменты.

Белорусский народ - это неоспоримая историческая и социокультурная реальность; он обрел свою государственность и прокладывает путь в будущее, сообразуясь с собственным опытом и с учетом своей особой позиции в мире. Национальная самобытность складывается, вообще говоря, стихийно. Мировоззренческая рефлексия над ней начинается и эффективно протекает при наличии целого ряда благоприятствующих этому условий. Применительно к дооктябрьскому периоду истории Беларуси можно констатировать, что такие условия в целом не были благоприятными: отсутствовали национальные научно-исследовательские центры и высшие учебные заведения, не существовало целостной системы образования и даже непрерывной письменной и книжной традиции, временами вводились ограничения на использование белорусского языка.

Философско-мировоззренческая мысль, складывавшаяся в рамках белорусской национально-культурной традиции, не могла притязать на масштабную целостность теоретических построений, встающих в один ряд с наиболее выдающимися философскими системами, отличающими, например, древнегреческую классику или немецкую классическую философию Нового времени. Отечественная философская мысль значима в первую очередь и даже главным образом для своего народа. Но именно поэтому она требует весьма внимательного и бережного отношения. Общие мировоззренческие идеи отечественная философия включает в специфический бытийный контекст, конкретизирует эти идеи, вносит в них неповторимое своеобразие. Центральное место в ней занимают социально-философские, нравственно-гуманистические и эстетические проблемы.

Единым истоком культуры и государственности русского, белорусского и украинского народов явилась, как известно, Киевская Русь. Она связала восточных славян общностью социально-политической и религиозной жизни. Последующий ход исторического развития привел, однако, к тому, что становление белорусской этнической общности протекало после монгольского нашествия в новых государственных рамках Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского (в дальнейшем BKJI). Тем не менее белару- сы никогда не отделяли себя от русского народа.

Если Московское государство характеризовалось движением к монархическому абсолютизму и административному централизму, то для BKJ1 свойственны были скорее федерализм. и элементы конституциализма; значимую роль в нем играло местное самоуправление с чертами автономии. Это, несомненно, сказывалось на формирующейся ментальное™ белорусского этноса, в сознание которого включается идея правовой организации общественной жизни. Традиции местного самоуправления восходят еще к периоду Киевской Руси, с которой, как отмечают многие исследователи, у BKJ1 имелась тесная преемственная связь. Значимым фактором духовного развития белорусского этноса явилась и характерная для BKJI веротерпимость, которая, правда, стала утрачиваться в ходе интенсивного насаждения католицизма и униатства.

<< | >>
Источник: Вишневский, М. И.. Философия : учеб. пособие / М. И. Вишневский. - Минск : Выш. шк. - 479 с.. 2008

Еще по теме 9.3. Социально-философская мысль Беларуси в контексте национального самосознания:

  1. 3.1. Философия «национальная» и «универсальная». Институт философии КАК НАСЛЕДНИК ТРАДИЦИЙ ФИЛОСОФСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ мысли Беларуси ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ БЕЛАРУСИ: ЗАРОЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТРАДИЦИИ В.Б. Еворовский
  2. ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛАРУСИ В КОНТЕКСТЕ АЛЬТЕРНАТИВ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В.А. Зеленевский, З.П. Денисов
  3. Религиозно-философская и социально-политическая мысль
  4. Социально-философская и историософская мысль в XIV—XVI вв.
  5. СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ ПРАЖУРНАЛИСТСКОГО ПЕРИОДА В КОНТЕКСТЕ РАЗЛИЧНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ТРАДИЦИЙ Т. В. Казакова Харьковский национальный университет
  6. ВРЕМЯ КАК ИСТОЧНИК МНОГОВЕКТОРНОГО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И ПЕРСПЕКТИВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ О.А. Левко
  7. НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ
  8. 3. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА БЕЛАРУСИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ
  9. ПРИВЕТСТВИЕ УЧАСТНИКАМ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: НАЦИОНАЛЬНЫЙ И ГЛОБАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ» ОТ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОМИССИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО ДЕЛАМ ЮНЕСКО Генеральный секретарь Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО Е.И. Красовская
  10. НАЦИОНАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ БЕЛАРУСИ Т.И. Адуло
  11. ПРОБЛЕМА ОТКАЗОВ ОТ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО УБЕЖДЕНИЯМ В БЕЛАРУСИ И РОССИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ КОНТЕКСТЕ К.В. Стволыгин
  12. МАНАПОВА ВИОЛЕТА ЭЛЬДАРОВНА. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ДИАЛОГЕ (ФИЛОСОФСКО- КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ), 2013
  13. Глава I Философско-богословская мысль
  14. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ПОЛЯКОВ В БЕЛАРУСИ Леверовская Я.В., Лашук И. В.
  15. Философская мысль в 30-е гг.