<<
>>

Глава 11 Социально-политическая философия

Социальная философия обсуждает проблемы общественной жизни. Что такое общество? Представляет оно простую совокупность людей или такую систему порядка, которая сама производит необходимый для ее функционирования тип человека? Чем дольше философия размышляет о закономерностях общественной жизни, которые, с одной стороны, складываются как продукт взаимосвязей людей, а с другой — как нечто независимое от воли и желаний индивида, тем более грандиозная панорама представляется взору исследователя.
Совместная жизнь не есть исключительное отличие людей. Большинство животных живут стадами, а сообщество пчел и муравьев по своей дифференциации и организации даже превосходит некоторые типы человеческих обществ. Вместе с тем даже самые примитивные люди не имеют однозначных инстинктов поведения и вынуждены сами находить, закреплять в традициях и специально воспитывать нормы и правила своей организации. Эти правила настолько разнообразны и часто противоречивы, что при взгляде на примитивные общества с современной точки зрения возникает впечатление их полной абсурдности. Между тем это далеко не так. При всем разнообразии предписаний и запретов они служат Инструментами организации таких важнейших отношений, как обмен женщинами и обмен пищей между членами первобытных коллективов. Современные люди неоднозначно относятся к государственной и политической деятельности. Судя по апатии избирателей, многие просто ничего не хотят о них знать, заведомо считая политику грязным делом. Однако если люди не интересуются политиками, то политики интересуются людьми и стремятся управлять ими в своих интересах, поэтому вся история человечества — это история политической борьбы. Именно ее успехами, в частности, обусловлен тот факт, что сегодня в развитых странах люди могут позволить себе не интересоваться политикой, справедливо полагая, что она их не касается. Однако нельзя забывать, что возможность сосредоточиться на решении проблем своей частной жизни без опасения быть порабощенным завоевывается именно политической борьбой, которая может принимать самые различные формы, в том числе и такие, когда один раз в несколько лет люди приходят к избирательным урнам. Знание истории государства и политики помогает избежать взрывов, когда доведенное до отчаяния злоупотреблениями или неумелыми действиями власти обнищавшее население превращается в обезумевшую толпу, повинующуюся любому призыву.
<< | >>
Источник: Марков Б. В.. Философия ДЛЯ БАКАЛАВРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ. 2013

Еще по теме Глава 11 Социально-политическая философия:

  1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
  2. § 1. Причины и условия формирования социального государства
  3. 2.3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
  4. СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВАЯ ПРИРОДА СИОНИЗМА
  5. Философия общества.
  6. «Синтетическая философия» анархо-коммунизма П. А. Кропоткина
  7. 1. Расстановка политических сил и социально-политическая обстановка в стране после Февральской революции.
  8. ГЛАВА 1 ЧТО-ТО СЛУЧИЛОСЬ
  9. Глава 5 ЧТО ТАКОЕ ЭТНИЧНОСТЬ. ПЕРВОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ
  10. ИДЕОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗА СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
  11. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА. ПОЛИТИКА, ИДЕОЛОГИЯ, ГОСУДАРСТВО. ГЕОПОЛИТИКА: КЛАССИЧЕСКАЯ И НЕКЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛИ