<<
>>

Сравнительный анализ особенностей философии, науки, искусства, морали

  С целью выявления специфики философского знания весьма интересно осуществить сравнительный анализ содержательных и функциональных особенностей философии и других форм духовного освоения действительности - мифологии, религии, искусства, науки не только в плане возникновения философии, ее самоопределения, но и с точки зрения исторической динамики, на различных этапах развития философии.

Само появление философии было связано с рационально-теоретическим осмыслением мира, с поиском "предельных оснований" мира. Вместе с тем и в историческом, и в содержательном плане философия тесно связана и взаимодействует с наукой, искусством, моралью.

Взаимодействие философии и науки всегда имело сложный характер. Философию объединяет с наукой стремление к построению знания в теоретической форме, к логической доказательности своих выводов. Зарождение философии исторически совпадаете возникнове-

нием основ, источников научного знания, с появлением общественной потребности в изучении и поиске "исходных", конечных начал и принципов бытия и познания. Первоначально под эгидой философии объединялись все знания. Древнегреческая философия была не только синонимом знания, но и в некотором смысле наукой наук. Философы стремились найти единство в многообразных природных явлениях. Первой исторической формой науки стала натурфилософия - философия природы, ее умозрительное истолкование.

По мере того, как уровень знаний возрастал, науки обретали свою внутреннюю логику, специальные приемы, методы и покидали лоно философии, начался процесс дифференциации нерасчлененного знания. Уже в античности от единой науки - философии - отделились математика, физика, астрономия, медицина. Особенно бурно этот процесс размежевания проходил, начиная с эпохи Возрождения. В последующем бурно развиваются небесная механика, химия, биология. Взаимоотношения философии и наук приобретают достаточно сложный характер.

Частные науки опираются на эмпирическое исследование, эксперимент. Общетеоретические вопросы решает философия. Но поскольку эмпирический материал еще был слаб, и философское исследование теоретических проблем частных наук не опиралось на их эмпирические данные, оно носило умозрительный абстрактный характер, а его выводы вступали в противоречие с фактами. Это приводило к противопоставлению философии и частных наук.

В XVII-XIX вв. создаются такие энциклопедические системы, в которых естествознанию противопоставляется философия природы, истории как науке - философия истории. Натурфилософия как система умозрительного знания, не опирающаяся на данные эмпирии, демонстрирует свою историческую ограниченность. Хотя в рамках натурфилософии было высказано много гениальных догадок, предвосхитивших некоторые научные открытия, но наряду с ними были и фантастические, идеализированные домыслы, которые замещали недостающие факты.

Вместе с тем уже в середине XIX века в связи с открытиями в науке (закон сохранения и превращения энергии, эволюционное учение Дарвина, учение о клетке) возникала необходимость в философском осмыслении этих открытий - в процессе выхода из кризиса науки.

Итак, первый этап в развитии взаимоотношения философии и науки характеризуется их нерасчлененностью, единством, что характерно в особенности для античности.

Второй этап - XVII - первая половина XIX века - характеризуется дифференциацией отдельных наук, разграничением сфер исследования философии и частных наук, их размежеванием. Напомним, что процесс дифференциации философского и научного 28

знания начался уже в античности и в последующие эпохи он все более усиливался.

Следующий, третий этап, связан с возникновением позитивизма в 30-х годах XIX века, который характеризуется резким разрывом науки с философской традицией К

В наши дни в связи с довольно влиятельной тенденцией и возникающим интересом к вненаучному и паранаучному знанию, различным проявлениям оккультизма, мистики, мистизацией науки и онаучиванием мистики особенно возрастает роль философского анализа происходящих событий, защиты научной рациональности.

Как свидетельствует история человеческой культуры, забвение разума, отказ от рационального осмысления происходящего, утрата веры в гуманистические ценности становились тревожным симптомом наступления "сумерек кумиров", длительного периода упадка, возврата к иррациональному. Строгая и неизбежная предопределенность астрологической судьбы в такие моменты исторического бытия казалась более предпочтительной, чем тяжелое бремя ответственности, чем даже свобода с ее нечеткими и ненадежными измерениями.

Сейчас проблема рационально-философского осмысления происходящих событий, взаимоотношения науки и философии приобретает в высшей степени нравственный смысл: либо мы откажемся от высочайшего разума, и он уступит место сознанию, питаемому мистикой, оккультизмом, паранаучными эффектами, культом воли, когда насилие превратится в победоносного антагониста истины, когда разум уступит место антиразуму, инстинкту, либо останемся на тонкой, нелегкой, но все-таки надежной тропе высокого разума. Общество не может и никогда не могло развиваться без науки. Только там, где создавались условия для поиска нового знания, цивилизации не гибли и прогресс оказывался неодолимым.

В нашей отечественной традиции философию длительное время считали наукой. В учебных пособиях философию определяли как "науку о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления". Причем эти законы рассматривались как подобные законам физики, химии, хотя в отличие от законов частных наук, законам, изучающимся философией, приписывалась всеобщность.

Следует ли отождествлять философию с наукой?[2] [3] Если да, то от нее необходимо потребовать: чтобы в философии обосновывались принимаемые всем философским сообществом истины, подобно тому, как в науке принимаются общепризнанные, объективные истины; чтобы она представляла собой единственную и подлинно научную концепцию; чтобы ее утверждения, гипотезы подтверждались с помощью эмпирических данных, экспериментов и фактов; чтобы в философии, подобно науке, существовали общепринятые методы, использовались измерения, эксперименты и т.

п.; чтобы в философии был выработан общепринятый философский язык.

Однако философия не соответствует такого рода критериям и требованиям, которые предъявляются к науке. Философия - это, прежде всего, мировоззрение, несомненно, включающее в себя и научные знания, способствующие формированию определенного отношения к миру, его оценки с точки зрения принимаемых идеалов. Таким образом, философия всегда носит личностный характер, в отличие от научного знания, которое объективно, безличностно с точки зрения полученного результата. В философии, в отличие от науки, существует множество идей, систем, взглядов, плюрализм мнений, здесь знание всегда несет на себе отпечаток личности, индивидуальную неповторимость, многообразия, специфичности стиля философствования и оригинальности используемого языка.

Каково же отношение философии и искусства, философского и художественно-эстетического освоения мира ?

Исторически сложилось так, что вначале возникло мифологическое и религиозное осмысление мира человеком с его поэтически-ху- дожественным взглядом на мир гармонии и красоты и только потом - теоретическое постижение мира по правилам науки и логики. Философия и наука многим обязаны искусству, поэзии. В Древней Греции они часто зарождались на уровне поэтически-художествен- ного осмысления реальности и выражались образным словом.

Гераклитовская философия излагалась динамичным и образным языком, что придавало ее идеям многозначность и многосмыс- ленность: В одну и ту же реку нельзя воити дважды , Солнце не только ежедневно новое, но оно постоянно и непрерывно новое". Образ реки у Гераклита не только метафора и символ, а течение всей жизни, всего окружающего мира и всего мироздания. Образ и понятие выражают единство мысли и чувства. Они - продукт осмысленного созерцания (умозрения), элементами которого являются "сила воображения" и "творческое вдохновение" (Ф. Кесси- ди). Само установление качественного различия между разумом и чувственностью, мышлением и ощущением, между логическим и эмпирическим - явилось величайшим философским открытием.

Это означало падение мифологии и начало утверждения нового мировоззрения. Парменида называют "отцом рационализма". Он различал путь истины и путь мнения , свободно используя при этом мифологию для выражения своих идей. Он впервые высказал фундаментальное положение, что "существует мир чувственно воспринимаемых вещей и единый мир, постигаемый разумом".

В то время наука еще не стала экспериментальной, и потому так было развито абстрактно-теоретическое мышление. Сочетая понятия с художественно-образным воображением, греческие философы создавали концепции мира как гармоничного строя вещей (космоса). Не только эти самые начала науки и искусства, но и весь философский дух исканий истины оказал громадное влияние на всю европейскую культуру.

Исторически складывающееся самоопределение философии, искусства и науки в последующие эпохи не прерывало, а усложняло их взаимосвязи.

Искусство - мышление в образах, философия и наука - мышление в понятиях. В искусстве, в том числе в поэзии, поэт призван не доказывать, а показывать ("В искусстве, что показано, то уже и доказано", - говорил В. Белинский).

Ученый извлекает из фактов действительности их сущность, художник берет у действительности материалы и возводит их до общего, родового, типического значения. Дух анализа и исследования присутствует в разных феноменах культуры. Искусство тоже есть суждение, анализ общества своими средствами, в нем мыслительный элемент сливается с художественным. Оно мертво, если "не есть вопль страдания или дифирамб восторга, если оно не есть вопрос или ответ на вопрос" (Белинский). Поэтическое искусство является выражением в художественных образах современного сознания, современной думы о значении и цели жизни, о путях человечества, о вечных истинах бытия. "Поэт в порыве вдохновения разгадывает бога, следовательно, исполняет назначение философии. - Философия есть тоже поэзия, только высший градус ее".

Взаимосвязь, взаимовлияние науки, философии и искусства проявляется не только в том, что они различными средствами описывают природный и социальный мир.

Искусство с его образным мышлением воздействует на научное и философское творчество. А. Эйнштейн, например, признавал, что в качестве элементов мышления у него "выступают более или менее явные образы и знаки физических реальностей". Он предлагает два критерия выбора научной теории: "внешнее оправдание", то есть соответствие опыту, и "внутреннее совершенство" - ее естественность, красоту. О квантовой теории Н. Бора Эйнштейн писал, что это наивысшая музыкальность в области мысли.

Корифеи науки умели видеть плодотворное взаимодействие науки, искусства и философии. "Научная истина, проникающая во все сферы знания, - писал К. А. Тимирязев в 1904 г., - осуществление социальной правды в жизни, культ природы, уже не как грозной силы, а как действительного источника, высшего эстетического наслаждения, - не те ли это реальные формы, в которые выльется вечная природа: истина, добро, красота?"

Каким образом осуществляется взаимодействие философии, науки, искусства, морали, философских, научно-художественных, эстетических и нравственных начал в человеческой культуре?

Философская рефлексия позволяет зафиксировать, что в знаменитой триаде: истина, на постижение которой нацелена наука, добро как одна из высших моральных ценностей, красота, осмысливаемая в искусстве, - сокровенные идеалы поиска человечеством гармонии. Известно, что Платон на вершину своей пирамиды идей помещал не Истину, а Благо. Идея истины располагалась значительно ниже, потому что путь к благу - это не только путь истинного знания, добываемого наукой. Этот путь освещается и идеалами красоты, измерениями прекрасного. Всякая культура ставит перед собой задачу достижения блага, но каждая культура ставит ее по-своему. Путь к Благу для науки нового времени мыслился через постижение объективной истины. Для современной науки познание истины любой ценой, получение знания ради знания, вне системы моральных ценностей является слишком опасным.

Казалось бы, любовь к истине и ее красоте является лучшим основанием для морали, а люди науки должны быть носителями высокой морали. А. Пуанкаре писал, что наука ставит нас в постоянное соприкосновение с чем-либо, что превышает нас, приводит нас в восторг, позволяет уловить роскошную гармонию законов природы, соприкасаться с идеалом, который для ученого значит больше, чем он сам, что и составляет почву, на которой можно строить идеал. Наука дает образцы морального поведения - коллективизм, солидарность, бескорыстное служение идеалам, укрощение темных инстинктов, предрассудков и суеверий, отвращение ко лжи и слепому подчинению. Мораль поддерживает науку, направляет поведение ученых, помогает дать правильные общественные оценки их деятельности.

Тревожные симптомы нравственного состояния науки, массовая разработка самых бесчеловечных средств научно обоснованного насилия над телом и духом человека конца XX века, крушение нравственно-эстетических идеалов родства и гармонии с природой, служения красоте человека и мира, здоровой и полнокровной жизни - не более чем эпизоды общего состояния современного мира, духовного кризиса, охватившего современное человечество. Как вернуть утраченное единство идеалов Добра, Красоты, Истины как величайших феноменов человеческой культуры, сделать моральной нашу мораль, нравственной - нашу нравственность и цивилизованной - нашу цивилизацию - в этом один из фундаментальных вопросов современной философии.

Темы для обсуждения Почему потребность в философии особенно актуализируется в переломные моменты человеческой истории? Что могут сделать философы в воспитании современного человечества? Какие компоненты входят в структуру мировоззрения? Какие формы мировоззренческого осмысления действительности предшествовали философии? Какие функции выполняло и выполняет мифологическое мировоззрение? Каковы культурно-исторические предпосылки генезиса философского мышления? Где и когда возникает философия? В чем отличие философии от мифологии? Назовите основные концепции происхождения философии. Следует ли отождествлять философию с наукой, искусством, моралью? Что представляют собой универсалии (категории) культуры? Какие основные типы категорий можно выделить в системе категорий культуры? Каково соотношение философских категорий и универсалий культуры?

Литература Верная Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли / Ж.-П. Вер- нан. М., 1988. Винделъбанд В. Что такое философия? / В. Виндельбанд // Избранное: Дух и история. М., 1995. Кессиди Ф. X. От мифа к логосу / Ф. X. Кессиди. М., 1972. Мамардашвили М. Как я понимаю философию... / М. Мамардашвили. М., 1990. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? / X. Ортега-и-Гассет. М., 1991. Чанышев А. Н. Начало философии / А. Н. Чанышев. М., 1982. Яскевич Я.С. Философия в вопросах и ответах / Я. С. Яскевич. Мн., 2003.

<< | >>
Источник: В.С. Стёпин. Философия: учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведений. 2008

Еще по теме Сравнительный анализ особенностей философии, науки, искусства, морали:

  1. Методология религиоведения второй половины Х1Х - начала ХХ века
  2. 3. СИСТЕМА ФИЛОСОФИИ КАНТА. ЗНАЧЕНИЕ ЭСТЕТИКИ
  3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ (2 часа)
  4. ПИСЬМО ЧЕТВЕРТОЕ ПОСЛЕДНЯЯ ЭПОХА ДРЕВНЕЙ НАУКИ
  5. Учене и философы - ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЯХ ЖЕНЩИН
  6. ОЧЕРК ИСТОРИИ КИНИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  7. 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  8. 1.4. Философы истории и прогнозирование. Сбывшиеся прогнозы Шпенглера, Тойнби, Соловьева, Бердяева, Ясперса, Ортеги-и-Гассета
  9. 2.3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
  10. Вселенная как механизм. Философия науки как философия языка
  11. Феофан Прокопович: религиозный философ и идеолог петровских реформ
  12. 4. 2.4. Интервью: специфика и разновидности жанра
  13. Глава П ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА
  14. Сравнительный анализ особенностей философии, науки, искусства, морали
  15. ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ
  16. ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ, МОРАЛЬ, ИСКУССТВО: ДИАЛОГ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ
  17. Густав Шпет и современная методология социально-гуманитарных наук
  18. Глава 17 ЭСТЕТИКА НЕОКАНТИАНСТВА: ИСКУССТВО КАК ПРЕДМЕТ АКСИОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ