<<
>>

Средневековая арабская философия

Философское и культурное наследие Древней Греции имело огромное значение для развития и становления арабской цивилизации. Историки культуры считают, что многие античные трактаты сохранились благодаря их переводу на арабский язык и в этих переводах стали известны Западу.
К числу арабских последователей учения Аристотеля, прежде всего, относится Ибн Сина (латинизированное имя — Авиценна, 980-1037) — ученый, философ, врач, автор многотомного и переведенного на русский язык «Канона врачебной науки», а также многочисленных философских и естественно-научных трудов. Ибн Сина родился в местечке Афшане (близ Бухары), работал в Хорезме, Хорасане, Джурджане, Рее, Хамадане и Исфагане, занимая должности врача и визиря при различных правителях. «Приобретенный разум венчает род живых обществ и входящий в этот род человеческий вид. И в приобретенном разуме человеческая потенция уже уподобляется первым началам всего сугцего*х. В метафизике Авиценна придерживался концепции эманации — исхождения мира от Бога, в теории познания он следовал Аристотелю и подчеркивал единство эмпирического и теоретического. Его философия человека, особенно в той части, где описывается устройство и функционирование человеческого тела, резко отличается от образа человека в современной медицине. Человеческое тело по Авиценне — это микрокосмос, малая вселенная, тесно взаимодействующая с большой вселенной, природой. Его версия лечения болезней связана не с поиском конкретных локальных причин, а с восстановлением равновесия организма и природы. Это делает сегодня философию Авиценны особенно привлекательной для сторонников так называемой нетрадиционной медицины. Другим ярким автором арабского Востока является Ибн Хальдун (1322-1406) — общественный деятель, историк, создавший оригинальную общественную теорию, основанную на идее круговорота, учитывающую важную роль географической среды и социально-экономических факторов. Согласно Ибн Хальдуну уровень развития культуры и форма правления в государстве зависят от уровня разделения труда и вытекающей отсюда формы взаимосвязи и взаимозависимости людей. Продуктом аскетических и мистико-теософских учений, издревле существовавших на Ближнем Востоке, является мусульманский мистицизм. Отчасти он имел религиозное значение, обусловленное попытками вживания в сокровенный смысл Корана, и тесно связан с одним из направлений мусульманства — суфизмом. Его представителем является Ал-Кушайри (986-1072) — богослов, сумевший в ясной и сжатой форме изложить огромное количество сведений, накопленных суфийской традицией. Основное внимание он уделяет описанию «суфийского пути•» — раскаянию, воздержанию, благочестию, щепетильности, вере. Этот путь к Богу включает три стадии: божественный закон (шариат), собственно путь и, наконец, истина. Первая стадия связана с очищением от скверны, вторая — погружение в тайное знание о Боге и Вселенной, третья — «жизнь в Боге», слияние с Высшей Реальностью в едином порыве. 9 Вера и разум в философии Средних веков
<< | >>
Источник: Марков Б. В.. Философия ДЛЯ БАКАЛАВРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ. 2013

Еще по теме Средневековая арабская философия:

  1. СУДЬБЫ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ НА РУБЕЖЕ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
  2. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  3. 8.2 Особенности развития культуры эпохи Средневековья
  4. Е. А. Фролова. Средневековая арабская философия: Проблемы и решения. — М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН,1998.— 527 с., 1998
  5. ВВЕДЕНИЕ
  6. ГЛАВА 1 Г.Шаймухамбетова О проблемах историографии средневековой арабской философии
  7. ГЛАВА 2 А.Смирнов Что стоит за термином «средневековая арабская философия» (рассмотрение вопроса в ракурсе проблематики истины и причинности)
  8. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 А.Смирнов Словарь средневековой арабской философской лексики От составителя
  9. МОЖЕТ ЛИ ФИЛОСОФИЯ БЫТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ? О.Ф. Оришева
  10. АРАБСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ИСПАНИИ
  11. 3. Арабская философия Средневековья
  12. 4. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
  13. Средневековая арабская философия
  14. Средневековая еврейская философия
  15. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  16. Мир средневекового геловека, даже неграмотного — мир Книги.
  17. Средневековая арабская философия