2.3. Ценности информационного общества
Виртуализация экономики. Информационное общество - это постиндустриальное общество в том смысле, что оно есть "диалектическое отрицание" индустриальной стадии общественного развития.
Информационное общество не замещает ни индустриальное, ни аграрное общество - оно лишь привносит в общественную жизнь новый аспект бытия, а именно технологическое применение информации. Вследствие этого происходит интенсивное развитие информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. Большая часть рабочей силы перемещается в сферу услуг, автоматы начинают осуществлять завершенный производственный процесс по заданным программам, в результате чего люди больше взаимодействуют друг с другом, чем с машинами - происходит вытеснение человека из сферы машинного производства.Подчеркивая рост занятости в сфере услуг, теоретики информационного общества обращают внимание на то, что наиболее интенсивно эти процессы идут не в тех отраслях, где предоставляются традиционные услуги (бытовые, транспортные или торговые), а в тех сферах, где люди выступают как личности, где производство услуги и ее потребление неразрывно
связаны. Поскольку информационное общество является высшей стадией развития индустриальной цивилизации, обозначение этого общества с использованием префикса "пост" нам представляется вполне приемлемым. Информационное общество приходит на смену индустриальному обществу так же, как последнее пришло на смену аграрному, но это не означает ни прекращения производства материальных благ, ни смены ценностей техногенной цивилизации. Информационные параметры развития сосуществуют вместе с предшествующими общественными формами, дополняя их, углубляя системность и комплексность общества. Но что следует все же особо выделить, так это изменение приоритетов развития и роли ключевых элементов производства.
Если основные структурные звенья индустриальной экономики это - товар, производительный труд и платежеспособность, то ключевые элементы информационной экономики - это знак, образ и информация.
В условиях информационного общества товар выступает прежде всего как знак, а стоимость товара определяется рекламной информацией. Реклама создает образ товара. Именно эти образы, а не реальные вещи обращаются на информационном рынке. Происходит виртуализация экономики. Образ вещи в рекламном послании начинает превалировать над собственно вещью. Соответственно цена товара определяется не столько реальной стоимостью, сколько рекламным образом стоимости. Маркированные продукты продаются по ценам, в несколько раз превышающим цены на такого же рода и качества продукты без марки (образа). Мы также знаем, что цена на продукцию знаменитых фирм, как правило, зависит от происхождения товара (от "кутюр"), которое ныне обеспечивается рекламой. Процесс виртуализации экономики захватил и деньги. Последние ныне не столько вещественный заместитель товаров, сколько "права заимствования". Если деньги являются репрезентацией товаров, то только их наличие обеспечивает человека необходимыми благами. Если деньги - "права заимствования", то человек должен предъявить не столько металл, бумагу или пластик, сколько образ платежеспособности. Современная система кредита делает важным происхождение спроса, а хорошеепроисхождение гарантируется завоеванным образом "имеющего право на займ". В условиях информационного общества платежеспособность предстает как функция знания индивидуального пароля, а не обладание денежными знаками. Деньги ныне "симуляторы" экономики, они утрачивают свойства объективной реальности. "Особенно отчетливо информационная экономика проявляется в изменениях функции денег, - пишет А.И. Ракитов. - Появление пластиковых денег и осуществление расчетных банковских операций с помощью компьютеров и интегральных систем связи существенно меняют характер денежного ранка и деньгооборота. Традиционные бумажные деньги используются, как правило, лишь для мелких текущих платежей. Информационная технология становится мощным фактором, стимулирующим финансовые операции в глобальном, региональном и в локальном масштабе...
Все более отчетливым становится понимание того, что деньги, особенно в их "эфемерной" компьютерной форме, уже перестают фигурировать как всеобщий эквивалент трудозатрат, а становятся средством расчета" (118. С.265).В рамках информационного общества образовался и растет "превратный сектор экономики", по выражению А.В. Бузгалина, - сектор, где не создаются ни материальные, ни духовные ценности, где преимущественно воспроизводятся фиктивные блага (социальные фантомы), предназначение которых - обслуживание финансовых и иных трансакций. Именно эта сфера деятельности становится главной сферой приложения "инфокоммуникаций", т.е. конвергенции телекоммуникационных и информационных услуг и технологий; здесь сосредоточивается основной интеллектуальный потенциал общества. В результате технологический прогресс оборачивается не столько сознательным прогрессом, сколько разбуханием этого "превратного" сектора вкупе с нарастанием социальной поляризации. Ключевой проблемой цивилизационного развития в информационную эпоху "становится освобождение творческой деятельности от форм, которые ей навязываются в превратном секторе, выдавливание этого сектора и использование высвобождаемых ресурсов для прогресса креатосферы - мира культуры, общедоступной
творческой деятельности и, соответственно, сфер, в которых создаются культурные ценности, идет процесс формирования, воспитания, обучения и развития человека как свободной, всесторонне развивающейся личности" (14. С.31).
Ценность информации. Когда теоретики информационного общества стремятся выделить основополагающую характеристику нового общества, чаще всего они говорят о развитии информационных технологий. Но самым главным в характеристике информационного общества является не только и не столько применение новых технологий, сколько качественно новая функция и роль информации. Здесь развитие общества в возрастающей степени определяется информационным потенциалом, которым оно располагает. Информационное общество - это такой социум, в основе развития и существования которого лежит особая невещественная субстанция, условно именуемая "информацией", выражаемая в знаках и символах.
Последнее свойство особенно важно для понимания сущности нового общества, ибо, с одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ, телекоммуникационных средств, а с другой, служит основным средством межличностных взаимоотношений. Таким образом, информация определяет и социокультурную жизнь человека, и его общественное бытие. В этом и состоит принципиальная новизна информационного общества с точки зрения социальной онтологии. В данном контексте мы хотели бы обратить внимание на роль информации как стратегического ресурса развития, как основного капитала общества: "Инструменты и машины, будучи овеществленным трудом, - пишет Т. Стоуньер, - суть в то же время овеществленная информация. Эта идея справедлива по отношению к капиталу, земле и любому другому фактору экономики, в котором овеществлен труд, - пишет он. - Нет ни одного способа производительного приложения труда, который в то же самое время не был бы приложением информации. Более того, информацию, подобно капиталу, можно накапливать и хранить для будущего использования. В постиндустриальном обществе национальные информационныересурсы суть его основная экономическая ценность, его самый большой потенциальный источник богатства. Существует три основных способа, которыми страна может увеличить свое национальное богатство: 1) постоянное накопление капитала, 2) военные захваты и территориальные приращения, 3) использование новой технологии, переводящей "нересурсы" в ресурсы. В силу высокого уровня развития технологии в постиндустриальной экономике перевод нересурсов в ресурсы стал основным принципом создания нового богатства" (138. С.393).
Возникает вопрос: в чем же специфика информации (и знания) как производственного ресурса? Очевидно, что информация и знание отличаются от денежных, природных и трудовых ресурсов. Во-первых, они неотчуждаемы: приобретение мною некоего объема знаний никоим образом не уменьшает вашей способности приобрести столько же, чего не скажешь, например, о порции мороженого.
Во-вторых, не имеет четкой пространственной локализации; подобно квантовым частицам они могут находиться в нескольких местах одновременно. Но зато они чрезвычайно чувствительны к фактору времени - гораздо в большей степени, чем материальные активы. В- третьих, информационные ресурсы являются универсальными, безграничными и самовоспроизводящимися; стоимость информации увеличивается по мере расширения круга использующих их лиц. Технологическое применение знаний сокращает потребность в природных ресурсах. В-четвертых, знания не убывают вследствие их использования. Например, экспорт технологий и патентов приносит стране доходы, не уменьшая ее внутреннего потенциала и объема располагаемой ею информации и знаний. "Если у меня есть 1000 акров земли и я из них отдам кому-нибудь 500 акров, - пишет Т. Стоуньер, - у меня останется половина первоначальной площади. Но если у меня есть некоторая сумма информации и ее половину отдам другому человеку, у меня останется все, что было. Если я разрешу кому-нибудь использовать мою информацию, резонно полагать, что и он поделится со мной чем-нибудь полезным. Так что в то время как сделки по поводу материальных вещейведут к конкуренции, информационный обмен ведет к сотрудничеству. Информация, таким образом, - это ресурс, которым можно без сожаления делиться. Другая специфическая черта потребления информации заключается в том, что в отличие от потребления материалов или энергии, ведущего к увеличению энтропии во Вселенной, использование информации приводит к противоположному эффекту, оно увеличивает знания человека, повышает организованность в окружающей среде и уменьшает энтропию" (138. С.395-396). Никакая организация социальной жизни невозможна без информации, без общения и коммуникаций. Информация выступает в качестве источника и двигателя самоорганизации общества. "Подобно тому как энтропия есть мера дезорганизации, - писал Н. Винер, - информация есть мера организации" (25. С. 123). По своему онтологическому статусу информация тесно связана с субстанциональными категориями, характеризующими материальное единство мира, как, например, негэнтропия, системность, разнообразие и т.д.
В то же время, будучи тесно связанной со свойством отражения, она представляет собой особую акциденцию, характеризуемую единством материального и идеального.Развитие кибернетики "весомо и грубо" подчеркнуло связь между идеальным и материальным. Если с генетической стороны эта связь находит свое выражение в процессах интериоризации внешней материальной деятельности, то другая сторона этой связи выражается в процессах экстериоризации идеального, которая стала явной и "зримой" после конструирования кибернетических машин, моделирующих мыслительные операции. Но машина оперирует не с идеальными образами - она имеет дело с материальными знаками-сигналами, с некоторым исчислением высказываний. Специфическая роль информационно-логических машин состоит в том, что они осуществляют прием, переработку и выдачу информации в знаковой форме. Знаки в информационной системе (например, в электронно-вычислительной машине) существуют в форме сигналов. В данном контексте под сигналом мы имеем в виду физический процесс, распространяющийся в пространстве и во времени, находящийся в изоморфном соответствии (в
отношении отображения) со структурами предметов и процессов, от которых он исходит. Все концепции информационного общества основаны на том предположении, что человеческая мысль, даже на своих наиболее тонких и сложных уровнях, является разновидностью обработки информации; поэтому чем больше информационных данных и чем быстрее они обрабатываются, тем лучше. Среди киберэнтузиастов очень популярна аналогия между усвоением пищи и мышлением человека. Эта аналогия заключается в том, что в первом случае человеческий организм получает извне, хранит, видоизменяет и распределяет требующуюся ему энергию, а во втором случае, в процессе мышления, аналогичные операции выполняются в отношении информации. Действительно, мыслительную деятельность человека можно представить как особый тип переработки информации, характеризующийся активным и избирательным использованием объективно данной информации и степенью развернутости поисковых действий.
Поскольку перспективы информационного общества во многом связаны с компьютеризацией всех человеческих служб и социальных институтов, необходимо выяснить пределы информационного моделирования человеческого мышления. Эти пределы связаны с операциональным аспектом мышления. За этими пределами мышление человека недоступно компьютерному моделированию. То, что объединяет мышление человека и работу компьютера - это информационно-логические операции. Однако мышление человека не исчерпывается процессом получения и обработки информации; мышление - это прежде всего процесс идеального целеполагания, субъективного понимания и осмысления мира. Машина генерирует информацию, она оперирует сигналами (материальными образами), а мозг человека продуцирует идеи, оперирует знаниями (идеальными образами). Совершенно очевидно, что информация и знания - вещи разные. В компьютерных системах информация существует как непрерывный переход структур, воплощенных в конфигурации, временной последовательности сигналов. Говоря о человеческом знании, мы имеем в виду высший уровень идеальной информации, функционирующей в
обществе. При этом в качестве знания выступает не вся информация, идущая от А и воспринимаемая В, но лишь та ее часть, которая преобразована и переработана В (в данном контексте - человеком) особым образом. Чтобы стать знанием, информация должна принять знаковую форму, получить смысл и значение. Следовательно, знание - это всегда информация, но не всякая информация - знание. В превращении информации в знание участвует целый ряд разнообразных правил, включающих знание в систему общественных связей, в социокультурный контекст человеческой цивилизации. Информация есть любые данные, которые были организованы и переданы. Знание есть осмысление единичного в форме всеобщего. Информация о единичном явлении или факте превращается в знание, если она представлена в форме всеобщих языковых значений и категорий; иначе говоря, знания - это совокупность общественно-исторически выработанных языковых значений и высказываний, всеобщих идей и ценностей.
Компьютерные технологии материализуют
формализованные операции математического мышления; в этом смысле современная информация развивается в русле декартовой традиции, которая рассматривает формальную математику как модель мышления. Она упускает из виду главный аспект мышления, а именно трансцендентный момент происхождения идеи, момент творческого вдохновения и духовного озарения. Мы можем не знать, как мозг генерирует идеи, но без идей, - особенно базисных нормативных идей, как, например, истина, добро и красота, которые бессмертный Платон назвал "вечными эйдосами", - невозможно представить себе развитие духовной культуры и человеческой цивилизации вообще. Фундаментальное различие между продуцированием идей (то есть целей и ценностей) и последующей механикой мышления (то есть формализованными средствами) отражает разницу между тем, что не может делать машина и что она может. По сути дела, это разница между подлинно человеческим (духовным) бытием и его отчужденными (материализованными) формами существования. Любой человек отличается от самой умной машины (и животного в том числе) тем, что он обладает
способностью идеального целеполагания; иначе говоря, прежде чем что-нибудь сделать, он сначала строит идеальный проект будущего действия в своем воображении и далее в соответствии с поставленной целью организует средства деятельности. Словом, сначала цель - потом средства. Сегодня - в эпоху капитализации - мы сосредоточились исключительно на средствах деятельности и стали забывать о самом главном и определяющем: о целях, проектах и ценностях человеческой жизни, о том, что Дж. Кейнс однажды назвал "искусством самой жизни". Построение проектов ценностно-целевого характера - это высшая форма творческого мышления, и этому подлинно человеческому искусству мы должны придавать первостепенное значение в процессе обучения молодежи. Компьютер не изобретает проекты, он сам является продуктом изобретения человека и подчиненным средством его деятельности. Перспективы компьютеризации зависят прежде всего от ценностно-целевых установок человеческого общества. Поэтому в информационную эру значительно возрастает роль философии, основная задача которой со времен Платона - это конструирование идеальных норм, целей и ценностей человеческой жизни. К сожалению, сегодня цели компьютеризации определяют технократические силы, поэтому компьютерные технологии преимущественно используются в промышленных целях как инструмент войны и господства, надзора и контроля, финансовой и административной централизации, как мощное средство манипулирования общественным мнением. Фетишизация информационных технологий во многом объясняется отождествлением информации и знания, низведением всего богатства человеческой деятельности к ее операционально- прагматической стороне, следовательно, отрицанием духовно- ценностного аспекта жизнедеятельности человека.
Несколько лет назад в США начали внедрять полностью компьютеризированную систему запуска ракет по командам суперкомпьютера, обрабатывающего огромные массивы данных, собранных со всего света. Однако оказалось, что даже при условии многократного дублирования и перепроверки, вероятность ошибки оказалась бы столь велика, что отсутствие
контролирующего оператора привело бы к непоправимой ошибке. Встал вопрос о целесообразности введения некоторого предельного уровня в автоматизации процессов, связанных с тяжелыми аварийными ситуациями. Полностью исключить человеческий фактор из процесса принятия решений и контроля за ситуацией, наверное, никогда (к счастью) не удастся. За человеком всегда останется функция целеполагания, управления и контроля. С усложнением и совершенствованием компьютерных систем роль и ответственность человека будут возрастать. Следовательно, перспективы информационного общества связаны не только с развертыванием компьютерных сетей, но также с развитием тех человеческих качеств и способностей, которые в принципе не могут быть заменены машинными операциями.
Интеллектуальный капитал. Логика развития информационного общества выдвинула на первый план человеческие качества и творческие способности. Сегодня невозможно понять онтологию информационного общества без анализа таких ценностных категорий, как личностное знание и интеллектуальный капитал, духовность и ответственность человека. Под интеллектуальным капиталом имеется в виду развитие человеческих качеств. Интеллектуальный капитал включает в себя, во-первых, совокупность знаний, моральных ценностей, практических навыков и творческих способностей служащих компании, приложенная к выполнению текущих задач; во-вторых, технологическое и программное обеспечение, организационную структуру, патенты, торговые марки и все то, что позволяет работникам компании реализовывать свой производственный потенциал, иными словами, то, что остается в офисе после ухода служащих домой. Структурный капитал также включает в себя отношения, сложившиеся между компанией и ее крупными клиентами. Инвестиции в развитие интеллектуального капитала являются ключевым средством создания новых стоимостей в информационную эру, хотя они не фигурируют в финансовых отчетах российских компаний (139. С.389-392). Однако высокотехнологичные компании в постиндустриальных странах уже сегодня берут на вооружение теорию интеллектуального капитала как средство измерения,
конкретизации и отображения истинной стоимости своих активов. Они делают это потому, что бухгалтерский учет, основанный на интеллектуальном капитале, дает уникальную возможность комплексного использования всего того, без чего немыслима информационная экономика, а именно: тесные и долговременные деловые связи в рамках товариществ, объединенных в торгово-промышленные сети; постоянство клиентуры; знания и компетенция ведущих сотрудников, от которых зависит судьба корпорации; стремление компании и ее служащих к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию; имидж корпорации и ценности, которые она проповедует.
В условиях информационного общества интеллектуальный капитал является главным фактором социально-экономического развития. По мнению теоретиков информационного общества, интеллектуальный капитал - это наиболее ценный ресурс, гораздо более важный, чем природные ресурсы или накопленное богатство. Именно интеллектуальный капитал, а не производственные мощности, является краеугольным камнем конкурентоспособности и
экономической эффективности. Поэтому они считают, что необходимо научиться измерять стоимость богатства. Стоимость таких высокотехнологичных компаний, как "Интел", "Майкрософт", определяется прежде всего ценностью их нематериального актива, именуемого интеллектуальным капиталом.
В последнее время широкое распространение в экономической среде получила концепция "человеческого капитала". В рамках этой теории капиталом считается не только приобретенный производственный опыт и интеллектуальный потенциал, но и сам человек как биосоциальное существо (160). Мы считаем неправомерным отождествление самого человека с капиталом, ибо в таком случае человек превращается из цели в средство производства. Под "человеческим капиталом" понимается сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного
производства, содействуют росту производительности труда и производства и тем самым влияют на рост доходов (заработков) данного человека. Такой технократический подход к проблеме человека невольно суживает круг человеческой деятельности сферой рыночной экономики, а интересы самого человека - потребностью в высоком заработке. Капитал должен включать только те виды богатства, которые могут быть куплены и проданы на рынке; но люди не являются рабами, чтобы быть предметом купли-продажи. За пределами рыночного подхода к оценке рабочей силы аналогия между человеком и капиталом теряет всякий смысл. Поэтому уже само словосочетание "человеческий капитал" представляется отражением технократической позиции, сущность которой прекрасно выразил еще К. Ясперс: "Все, связанное с душевными переживаниями и верой, допускается лишь при условии, что оно полезно для цели, поставленной перед машиной. Человек сам становится одним из видов сырья, подлежащего целенаправленной обработке. Поэтому тот, кто раньше был субстанцией целого и смыслом - человек, - теперь становится средством" (180. С. 144). Словом, теория информационного общества (при оценке человеческих качеств) не выходит за рамки аксиологии техногенной цивилизации.
Ценность знания. Большинство теоретиков информационного общества акцентируют внимание на технологическом прогрессе и кодификации теоретического знания как системообразующих и определяющих факторах социального прогресса. Они полагают, что в новых условиях культура и экономика формируются под воздействием техники и технологий, особенно компьютеров и коммуникаций, что производственный процесс более не является основным решающим фактором перемен, влияющим на нравы, социальный строй и ценности общества. В информационную эпоху материально-производственная деятельность постепенно уступает пальму интеллектуального первенства деятельности по производству и обслуживанию знаний. Информационное общество - это общество, в экономике которого приоритет перешел от производства материальных благ к производству услуг, проведению исследований, организации системы
образования и здравоохранения, и, что самое важное, - общество, в котором инновационная практика зависит от уровня теоретического познания. Иными словами, основной ценностью общества становится теоретическое знание. Оно вытесняет труд (ручной и механизированный) в его роли фактора стоимости. Дцром социальной организации становится университет как центр производства, переработки и накопления знаний.
Знание - важнейший вид ресурсов. Земля, рабочая сила и капитал являются сегодня в определенном отношении сдерживающими, ограничивающими факторами. То обстоятельство, что знание стало главным, а не просто одним из видов ресурсов, и превратило индустриальное общество в информационное. Данное обстоятельство коренным образом изменяет структуру общества, формирует новые движущие силы социального и экономического развития. Для получения сколько-нибудь значимых результатов в любой области требуются высокоспециализированные знания. Именно по этой причине традиция, берущая начало у древних, но сохраняющаяся и по сей день в той системе, которую мы называем "широкое образование", понизила статус таких знаний до уровня techne - умения, ремесла. В настоящее время знание систематически и целенаправленно применяется для того, чтобы определить, какие новые знания требуются, является ли получение таких знаний целесообразным и что следует предпринять, чтобы обеспечить эффективность их использования. Иными словами, знание применяется для систематических нововведений и творчества.
Инвестиции в человека выходят на первый план в структуре капиталовложений, а качество образования становится наиболее принципиальным фактором, определяющим как эффективность работника, так и уровень оплаты его труда. Степень подготовленности работника, широта его кругозора, наличие у него специальных навыков и способностей - все это фактически однозначно определяет его будущее социальное положение. Способность генерировать новое знание становится сегодня столь же важным источником социального признания и столь же необходимым условием включенности человека в состав доминирующих социальных
групп, каким была в условиях индустриального общества собственность на средства производства и другие материальные блага. В индустриальном обществе знания использовались для разработки орудий труда, производственных технологий и совершенствования организации труда. В информационном обществе знание уже применяется к сфере самого знания, иначе говоря, знание теперь используется для производства знания. Отодвигая на задний план и капитал, и рабочую силу, знание превращается в определяющий фактор производства, что дает основание рассматривать нынешнее состояние общества как "интеллектуальную революцию".
Мудрец Сократ полагал, что единственная функция знания - это интеллектуальный, нравственный и духовный рост человека. Его основной оппонент Протагор утверждал, что цель знания - сделать деятельность человека более успешной и эффективной. Две теории знания, возникшие на Востоке, были в целом аналогичны западным. С точки зрения конфуцианства знание - это понимание того, что и как нужно говорить, чтобы добиться своей цели и успеха в земной жизни. Для даосистов и дзен-буддистов знание есть самопознание, путь к просвещению и мудрости. Знание всегда соотносилось со сферой действия, сегодня она должна стать сферой бытия. Прагматическое отношение к знанию необходимо дополнить философско- онтологическим пониманием ценности знания. Здесь, в свою очередь, встают фундаментальные вопросы: о ценностях, общем видении перспектив, об убеждениях, - обо всем том, что обеспечивает целостность общества как единой системы и делает нашу жизнь значимой и осмысленной.
Ценность творчества. Изменение шкалы жизненных ценностей человека началось в развитых странах в начале 70-х годов. К этому времени возможность самореализации в профессиональной деятельности стала занимать первые позиции в шкале ценностей представителей американского среднего класса, а значение величины заработной платы оказалось лишь на пятом месте. Для обсуждения данной трансформации в российской литературе используется понятие
"постэкономическая система ценностей", предложенное Э. Тоффлером. Концепции информационного общества
констатируют переход от доминирования внешних побудительных стимулов деятельности к мотивам преимущественно внутренним, психологическим. Деятельность, обусловленная такими побуждениями, имеет своим результатом развитие и совершенствование самой личности. Это очень важно, поскольку на хозяйственный прогресс влияют не только и не столько вовлеченные в оборот информация и знания, сколько характер восприятия человеком окружающего мира, его отношение к самому себе и себе подобным. Если до последнего времени прогресс производства (всегда оставаясь фоном, на котором происходит становление нового человека) был в большей степени причиной социальных трансформаций, нежели их следствием, то сегодня положение начинает кардинально меняться. Конец XX столетия ознаменовался рождением и укреплением качественно новой тенденции: характер постиндустриальной хозяйственной системы как таковой оказывается зависимым от потребностей человека в самореализации - как в производстве, так и в потреблении. В современных условиях социальное развитие определяется качествами человека именно как духовно-творческой личности - качествами, не имевшими ранее прямого отношения к хозяйственным процессам.
Уже в 70-е гг. в постиндустриальном мире первое место на шкале ценностей занимали требования социального и коллективного признания тех или иных достижений работника. Они не обязательно связывались с повышением заработной платы или продвижением по служебной лестнице; возрастающий авторитет человека и его влияние на происходящие в организации процессы, как правило, совпадали по времени с упрощением организационной структуры компании и уменьшением количества должностных градаций. Заметное проявление поистине неэкономических мотивов в масштабах всего общественного производства началось в 80-е гг., когда в результате информационной революции стали сокращаться рутинные операции и расширилось поле приложения творческих способностей каждого работника. Таким образом, с одной стороны, человек все глубже втягивался в производственные процессы, с другой - деятельность на
рабочем месте во все большей степени предполагает потребление информации и усвоение знаний, полученных другими людьми. В результате происходит размывание границ между производительным и непроизводительным трудом, между производственной деятельностью и досугом и в конечном счете - между производством и потреблением. Мир современного человека как субъекта производства уже не противостоит его самосознанию как потребителя или как развивающейся личности. Данный феномен квалифицируется в социологии как становление просьюмера (этот термин образован из частей слитых воедино английских слов: production - производство и consumer - потребитель), не разделяющего производственную деятельность и активное потребление благ и услуг.
В 80 - 90-е гг. "постэкономические" ценности получили такой общественный вес, что в высокотехнологичных компаниях традиционные стимулы к труду стали резко терять былое значение. Все большая часть людей предпочитает сотрудничать с компанией, а не работать на нее в качестве служащих. Именно с этим социологи связывают невиданный бум, переживаемый сегодня мелкими формами бизнеса во всех постиндустриальных странах, а также быстрое развитие индивидуальных форм занятости. Таким образом, ориентиры материального богатства, определявшие отношения в обществе вплоть до 70-х гг., не могут сегодня играть структурообразующей роли в социальных группах, связанных с развитием наукоемких отраслей хозяйства.
При анализе побудительных причин трудовой деятельности необходимо прежде всего разграничивать мотивы и стимулы труда. Под стимулами подразумевают внешние побуждения к деятельности, под мотивами - внутренние. Следует отметить, что труд характеризуется системой стимулирования, творчество - системой мотивации. Замещение системой мотивации системы стимулирования - фундаментальная черта человеческой деятельности в информационную эпоху. Творческая деятельность,
непосредственно не ориентированная на удовлетворение материальных потребностей, составляет сегодня одну из основных ценностей информационного общества. Возникает
тенденция, которая на наших глазах изменяет саму логику технологической революции: из процесса развития материальных производительных сил, который имеет своим следствием совершенствование условий существования человека, она превращается в процесс совершенствования самой человеческой личности. Свободная творческая деятельность человека - и условие и цель цивилизационного развития.
Принцип свободы. По мнению теоретиков информационного общества, свободу и благополучие гарантирует отнюдь не полученное наследство или принадлежность к какому-нибудь клану, а прежде всего наличие умственных и творческих способностей. В информационную эпоху, действительно, многое (если не все) зависит от самого человека, и это связано с расширением сферы свободы. А.Ф. Зотов пишет: "Термин "информационное общество", который сегодня так часто употребляется (в том числе и философами) и который кажется значительно более содержательным, чем, термин-бирка "постиндустриальное общество", все-таки довольно далек от того, чтобы выразить сущность происходящих перемен. А она, на мой взгляд, в том, что человечество и на самом деле вступило в "эру свободы", которая имеет первейшей предпосылкой избавление от очевидной и жестокой, повседневной и массовидной, "внешней необходимости" - производить материальные блага" (146. С. 18). "Царство свободы" в рамках информационного общества действительно существует, но проблема состоит в том, что оно ограничивается узким кругом деловой и творческой элиты общества. Этому кругу противостоит абсолютное большинство населения, продолжающее жить в "царстве необходимости".
С точки зрения теоретиков информационного общества, социальная перспектива связана с таким обществом, где свободное развитие личности и равенство жизненных стандартов создадут условия для объединения нации вокруг огромного среднего класса и сделает возможным преодоление социальных напряжений, но такая перспектива нам представляется утопичной. Практика информационного общества порождает мир такого социального неравенства, которого не было никогда в истории. Это весьма опасная
ситуация, и потому главной проблемой информационного общества становится проблема социальной стабильности. Опасение вызывает не только и не столько протестное движение большинства людей, живущих в условиях "царства необходимости", сколько безграничная свобода творческого или политически активного меньшинства, вооруженного достижением науки и техники. Диапазон свободы выбора настолько широк, что может включать вопрос: "Стоит ли человечеству существовать дальше?" (А.Ф. Зотов). Диалектика свободы человека такова, что она может обернуться гибелью человечества. Воистину, через свободу человека в мир приходит "ничто" (Ж.-П. Сартр). Мы становимся свидетелями того, что общество, ориентированное только на достижение свободы (внутренней и внешней), каким является современной информационное общество, не в состоянии воспрепятствовать возникновению антагонистических противоречий, способных в конечном счете взорвать общество изнутри.
Размежевание элиты и масс. В информационную эпоху уровень знаний (а не собственность) становится определяющим фактором социальной дифференциации. Как следствие, основной конфликт в обществе разворачивается в социокультурной сфере - между теми, кто укоренен в старой индустриальной традиции и представителями новой, информационной культуры. Глубинное экзистенциальное размежевание элиты и масс - вот главное социальное изобретение информационного (сетевого) общества. Можно сказать и так: элиты виртуальны - народы реальны; элиты глобальны - народы локальны. Существует мнение, что элиты и массы живут в разных культурных мирах, где одни и те же знаково-символические формы имеют разные смыслы, согласно собственным пространственно-временным измерениям. Как подчеркивает Умберто Эко, "существует, в зависимости от социокультурных обстоятельств, разнообразие кодов, или, скорее, правил компьютерной интерпретации. Сообщение есть знаковая форма, которую можно наполнить разным содержанием" (192. Р.90).
Космополитические элиты по всему миру стремятся изолировать себя от исторически укорененных местных
сообществ и утвердить свое господство путем создания сетевого общества, основанного на кодификации пространства и времени. Внутри сетей создаются кооперативные условия бизнеса и новые возможности роста. Зато за пределами этой паутины сетей выживать приходится все труднее и труднее. "Наши общества, - замечает Кастельс, - все больше структурируются вокруг биполярной оппозиции между Сетью и "Я"... Когда сеть отключает "Я", то "Я" - индивидуальное или коллективное - конструирует свой смысл без глобального, инструментального соотнесения: процесс обрыва связей становится взаимным после отказа исключенных от односторонней логики структурного господства и социального исключения" (53. С.27,46). Но там, где есть господство, есть и сопротивление. Конфликтные вызовы процессу господства в сетевом обществе главным образом принимают форму создания автономных идентичностей. "Под идентичностью я понимаю процесс, - пишет Кастельс, - через который социальный фактор узнает себя и конструирует смыслы, главным образом на основе данного культурного свойства или совокупности свойств, исключая более широкую соотнесенность с другими социальными структурами" (53. С.43). Эти автономные идентичности, по Кастельсу, являются внешними по отношению к организующим принципам сетевого общества: они изначально вводят альтернативные смыслы, отличные от принципов технократической функциональности и потребительского индивидуализма, на которых построено современное постиндустриальное общество. Например, движение за устойчивое развитие базируется на реконструкции коллективной идентичности (экологического "Я"), интегрирующей традиционную духовность и инновационные технологии, интенции глобализации и культуру мира.
В отличие от концепции "сетевого общества" с его виртуальным временем теория устойчивого развития вводит новый вид темпоральности. Это то, что Лэш и Урри называют "ледниковым временем", - понятие, при котором "отношения между людьми и природой являются очень долгосрочными и эволюционными. Оно тянется из современной человеческой истории назад - в прошлое и вперед - в неопределенное
будущее" (218. P.249). Фактически противоположность "ледникового времени" и вневременного (виртуального) времени закрепляет на противоположных позициях в социальной структуре движение за устойчивое развитие и технократические силы, выступающие за развитие сетевого общества. Наша позиция такова: информационализм на сегодня - это мощный фактор и способ развития общества, хотя фактор и не совсем приятный: он несет с собой столь быстрые изменения, что ставит под вопрос устойчивость человеческого бытия. Поэтому в целях сохранения динамического равновесия противоположных сил общественной эволюции необходимо всячески поддерживать движение за устойчивое развитие.
Западня информатизации. В форме информационного общества развитие западной техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам. Эти рубежи и границы роста связаны, прежде всего, с нарастанием духовного кризиса и грозящей экологической катастрофой; последние ставят под сомнение тип цивилизационного развития, реализованный индустриальным обществом. Сегодня научное сообщество приходит к осознанию того, что инерция самовоспроизводства господствующей постиндустриальной модели цивилизационного развития становится смертельно опасной, и это осознание подталкивает к поиску путей избавления от глобальной постиндустриальной машины. Так, например, Л.Н. Митрохин пишет: "Мы живем во времена космических озарений, внезапных глобальных превращений, парадоксальных идей. Во всяком случае, сегодня мало кто сомневается, что европейская цивилизация, достигшая высочайших научных и технических достижений, привела человечество на край гибели" (91. С. ). B.C. Степин пишет: "Человечество должно осуществить радикальный поворот к каким-то новым формам цивилизационного развития" (135. С.34) "Требуется нечто большее, - писал А.С. Панарин, - чем коррекция отдельных технологических практик: необходимо усмирение необузданной прометеевой гордыни средствами новой духовной реформации" (105. С.166).
Э.Г. Кочетов пишет: "Угрозы техногенных катастроф настолько серьезны, что мировое сообщество начинает понимать бесперспективность постиндустриальной цивилизационной
модели, задумываться о демонтаже наиболее опасных техногенных зон" (62. С.571). Постиндустриальное (информационное общество) характеризуется им как общество техногенного изматывания, "пожирания" всех видов ресурсов (прежде всего человеческих). И на самом деле в результате техногенной экспансии "срезаются" жизнеспособные производственные структуры в угоду новейшим информационным структурам, рушатся экономические границы (за счет формирования мировых консорциумов "блуждающего" характера), уничтожаются существующие этнические и экологические системы. "Место информационного общества, - пишет Э.Г. Кочетов, - предопределяется цивилизационной моделью глобального развития, несущей в себе сугубо специфические черты и атрибуты, впитавшие в себя как многие признаки предшествующей цивилизационных моделей и претендующие на определенную перспективу исторического развития, но вырваться их техногенных координат данная модель не способна, - она впитала в себя наивысший по современным меркам уровень технизации и технологизации общества" (62. С.577).
Информационное общество - "таит в себе опасность продления технократического господства в рамках всемирной информационной машины, ухода человека в виртуальный мир от трудностей реального мира, полного жизненных сил, и противоречий" (177. С.319). Н.Н. Моисеев предупреждал о том, что информационное общество может стать полем развертывания новых форм тоталитаризма и глобального зомбирования человечества (94. С.85). Угроза диктатуры пролетариата, которой пугали интеллигенцию и средние слои населения в течение последних десятилетий, сменилась реальной диктатурой капитала, то есть всемирного финансового рынка. Мировая финансовая система в информационную эпоху превратилась в рынок финансовых спекуляций или "рынок игроков в рулетку" (Д. Львов). На обслуживание реальной экономики приходится не более 10% от общего оборота финансовых ресурсов всего мира. Мировая финансовая система принимает все более и более виртуальный характер: но как ни парадоксально, именно это управляет мировым сообществом. В
современном мире повсеместно ощущается это масштабное наступление виртуального (символического) мира на мир реальный, вещественный. Это обстоятельство можно проиллюстрировать на примере формирования вне- территориальной "глобальной субкультуры", противостоящей реальному миру территориальных образований.
"Определяющая черта современной духовной ситуации, - пишет В.И. Максименко, - самопринуждение к работе с фикциями, постоянно продуцируемыми глобальной субкультурой уже потому, что сама она с точки зрения физической, экономической и политической географии (то есть реальных условий воспроизводства жизнедеятельности людей в определенных, территориально разграниченных пространствах биосферы) является насквозь фиктивной. В этом смысле она противостоит всем культурам прошлого и настоящего, иными словами, ее субкультурное качество является принципиально антикультурным" (71. С.256).
Индустриальная цивилизация на своей завершающей (информационной) фазе развития становится обществом лишних людей. Для эффективного функционирования глобальной геоэкономической системы достаточно 20%
квалифицированных работников, в подавляющей своей части представленных странами "золотого миллиарда". Остальные 80% населения мира остаются за бортом современной информационной модели общества. "Новая модель - это мир 20:80, общество одной пятой, в котором тем, кто окажется за бортом, придется довольствоваться титтитейнмейнтом" (86. С.22). Образовалась глубокая пропасть между богатыми и бедными. По данным ООН, 358 миллиардеров владеют таким же богатством, как и 2,5 млрд.человек вместе взятые, т.е. почти половина населения Земли (269). Как справедливо замечают Г. Мартин и X. Шуманн: "Страны, до сих пор наслаждавшиеся процветанием, сейчас уничтожают социальную составляющую своей структуры даже быстрее, чем они уничтожают окружающую среду" (86. С.27).
Б.И. Пружинин и В.Н. Порус обращают наше внимание на парадоксальность ситуации, когда современное информационное общество разрушает ценностные основания, на
которых оно зиждется. Здесь имеются в виду ценности свободы и творчества. "Под еще большим сомнением, - замечает, в частности, В.Н. Порус, - общественно-политический строй, с лозунгами личной свободы и прав человека, но без человека, взамен какового выступает "человеческий материал", формируемый и манипулируемый совсем не в меньшей степени, чем тот же материал в условиях тоталитаризма (хотя и другими методами). Под сомнением идея демократии, ибо "народовластие - опасная утопия, когда народ низводится до электората", составленного из марионеток, у которых вместо рационального мышления и совестливой души - модусы поведения, сформированные умело направляемыми потоками информации" (103. С.41-42).
Словом, современное информационное общество содержит мощный фермент социальной деструкции: оно углубляет неравенство в мире, ведет к уничтожению культурного разнообразия; оно чревато крупными социальными потрясениями.
Цивилизация в отличие от общества. И в заключение поставим вопрос: является ли информационное общество новой цивилизацией? Для ответа на этот вопрос мы должны углубить его до вопроса о том, в чем отличие цивилизации от общества? Реальное бытие цивилизации возможно лишь в обществе и посредством общества, и напротив, любое общество сегодня характеризуется той или иной степенью цивилизованности. Близкая связь понятий "общество" и "цивилизация" - несомненна, но их не следует на этом основании отождествлять, как, впрочем, и противопоставлять. Социальная философия "рассматривает общество как институциональную систему устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами" (95. С.76). Понятие цивилизации в отличие от понятия общества характеризует социокультурные различия. Основные признаки цивилизации маркируются архетипами, т.е. прописаны на уровне глубинного ценностного сознания. Принадлежность к тому или иному обществу люди определяют легко и безошибочно по его внешним признакам. Например, "информационное общество - это общество, где большинство работающих заняты производством, хранением,
переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы знаний" (121. С.5). На основании этого эмпирического признака любой грамотный человек может установить специфику своего социума. Однако цивилизационную идентичность проявляют достаточно редко, ибо для этого требуется осмыслительно-критическая рефлексия над сущностью социального бытия.
Для того, чтобы ответить на вопрос, является ли информационное общество самостоятельной цивилизацией, отличной от индустриального общества, мы должны сопоставить их ценностные основания. Анализ показывает, что на уровне ценностного сознания не существует существенных различий между этими обществами: и там, и тут доминируют ценности техногенной цивилизации, в частности, идеал деятельностного актвизма, принцип инноваций, самоценность техники и т.д. В определенном смысле, информационное общество является наиболее полным воплощением ценностного кода техногенной цивилизации и ее завершением. Цивилизационная природа информационного общества осмысливается нами в двух ипостасях: как высшая завершающая стадия техногенного развития и как основа, предпосылка, переходный этап к новому типу цивилизационного развития. Информационное общество имеет амбивалентную природу: оно имеет мощный гуманистический потенциал и одновременно несет в себе пороки индустриально-потребительского общества. Фетишизм техники, идущий параллельно с фетишизмом потребления, - это воистину "дамоклов меч", который висит над головами граждан информационного общества. "Стихийно-объективное" развитие информационного общества ведет к декультуризации социума, к разрушению жизни в прямых и косвенных формах, к разбуханию паразитической посреднической сферы (финансового рынка), к тотальной гегемонии корпоративного капитала, порождающей на одном полисе царства свободы и изобилия, а на другом - "гетто отсталости" (А.В. Бузгалин). Здесь бюрократическая система и инфокоммуникация образуют "симбиоз"; как следствие - социальные процессы становятся программируемыми, подконтрольными и "прозрачными".
Социальные философы не отрицают даже возможности "поражения" сознания. Н.В. Громыко, например, выделяет следующие способы разрушения сознания. Первый способ - понижение общего уровня той информационно- коммуникативной среды, в которой функционирует сознание; второй способ - разрушение механизмов традиционной самоидентификации; третий способ - вымывание из информационного пространства всех вопросов, требующих медленного режима работы теоретического мышления и выработки личностного знания (103. С. 16).
П. Вирилио пишет: "После атомной бомбы и сорока лет поддержания системы всеобщего ядерного сдерживания пришло время информационной бомбы, перспектива взрыва которой вскоре требует установления системы социального сдерживания и внедрения "автоматических предохранителей" для предотвращения перегрева, то есть расщепления социального ядра наций... Мы уже давно имеем следующую ситуацию: если интерактивность информации сопоставима с радиоактивностью вещества, то нам грозит не локальная авария, а глобальная и всеобщая "катастрофа катастроф", способная проявиться сразу и повсеместно" (27. С.87,106).
Одна из самых злободневных задач, стоящих перед обществом, - предотвратить катастрофу, научиться использовать информацию и информационные технологии в целях развития цивилизованных форм человеческого бытия. Необходимо обеспечить выход информационного общества на новую траекторию цивилизационного развития.
До сих пор мы рассматривали информационное общество в контексте техногенной цивилизации; теперь мы переходим к анализу перспектив информационного общества в новом цивилизационном контексте: а) в контексте формирования альтернативной цивилизации (общества с устойчивым развитием) и б) в контексте становления глобальной ("планетарной") цивилизации.
Еще по теме 2.3. Ценности информационного общества:
- ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО В АКСИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ
- 2.3. Ценности информационного общества
- ГЛАВА 3. ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
- ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО В АКСИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ
- 2.3. Ценности информационного общества
- ГЛАВА 3. ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
- Информационное общество: идея или реальность.
- МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ С. С. Федорцова Таганрогский государственный пединститут
- ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
- 3.5. НОВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: ВНЕСИСТЕМНОЕ «САМОБЫТНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ» ПРОТИВ СИСТЕМЫ
- 9.7. «ГОББСОВА ПРОБЛЕМА» ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
- ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Шилина Н.Е.
- НА ПУТИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ: ОПЫТ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА, БЕЛАРУСИ И РОССИИ А.А. Лазаревич
- ТЕНДЕНЦИИ И ВЫЗОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И.А. Шебанова
- Постмодернисты и Юрген Хабермас о постиндустриальном/ информационном обществе
- Информационное общество
- Фрэнк Уэбстер: критический анализ теорий информационного общества
- Угрозы (проблемы) информационного общества