<<
>>

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ВЫРАЖЕНИЕ ДУШИ ЗАПАДНОГО ЧЕЛОВЕКА

Современный Запад - это мир науки, техники, механизации, автоматизации производства, это мир демократии, материализма, секуля- ризма, равноправия полов, высокого уровня жизни.

Это мир, где главенствуют бизнес и закон, где приоритет отдается индивидуальности. Человек Запада реалистичен, рационалистичен, свободолюбив, логичен, активен в творчестве, законопослушен. Все это не могло не найти отражения в философии, ибо в ее рамках осмысляется и проявляется весь комплекс человеческого бытия, отражается своеобразный дух народа. Более того, философия является своеобразной техникой установления соразмерности между душой и миром, способом усвоения бытия, сохранения его приемлемым, обитаемым для человека в формах, доступных для понимания, переживания, интуиции. И хотя Ч. Мур считает, что нет никакого единого духа западной философии, который бы определялся культурой, расой, характером нации, нам представляется это мнение ошибочным. Если есть душа у человека, есть душа и у народа.

Дух западного человека формировался на основе приоритета материального благополучия, рационализма, что нашло свое отражение в западной философской мысли, индивидуалистических идеалах западной культуры, абсолютизации роли науки. Утверждение активной роли человеческого разума, начиная с Ф. Бэкона, способствовало бесконечной погоне за научными знаниями. При этом наука и техника становятся основными стимулами развития западной культуры. Неслучайно Д. Нор- троп и В. Шубарт, западные культурологи, считают, что символическое выражение души западного человека нашло отражение в образе Прометея - античного героя, похитившего у богов огонь, тем самым лишив их могущества и дав людям возможность господствовать над природой. Человек Запада, стремясь к успеху, идет на риск, на борьбу, полагаясь лишь на собственные силы. Дух соперничества, индивидуализм, технологический утилитаризм, западный образ демократии определили в целом и дух народа, его мышление, стереотипы поведения, чувства и желания.

О.              Шпенглер, выявляя кредо западной культуры, полагал, что это - воля, устремление в будущее, к освоению бескрайнего мирового пространства. И в этом есть доля истины. Действительно, дух экспансионизма западного менталитета определяет во многом процесс вестернизации мира, что находит свое подтверждение и в технологической унификации различных стран, и в проникновении духа индивидуализма и рационализма в культуры различных народов, нередко изменяя и разрушая их структуру. Эти процессы нашли отражение и в философии западного мира, в стремлении ее "заземлить", подчинить задачам и целям общества.

Чтобы понять душу иной культуры, иного народа, необходимо в море философских направлений выявить те, которые в наибольшей степени выражают ее специфику. Для западной философии - это позитивизм, прагматизм, структурализм, постмодернизм.

Рассудочный Запад находит свое завершение и в философии разума.

ХРЕСТОМАТИЙНЫЙ МАТЕРИАЛ

Человек должен постигать общие понятия, складывающиеся из многих чувственных восприятий, но сводимые разумом воедино. А это есть припоминание того, что некогда видела наша душа, когда она сопутствовала богу, свысока смотрела на то, что мы теперь называем бытием, и, поднявшись, заглядывала в подлинное бытие.

Платон. Государство//Антология мировой философии. М., 1969.

Т. 1, С. 386.

Душа ничего не испытывает без тела и не действует без него.... По- видимому, все состояния души связаны с телом: негодование, кротость, страх, сострадание, отвага, а также радость, любовь и отвращение; вместе с этими состояниями души испытывает нечто и теле

Аристотель О душе // Собр. соч. В 4-хт. М., 1975, Т. 1, С. 373,

Итак, два града созданы двумя родами любви: земной - любовью к себе, доведенною до презрения к Богу, а небесной - любовью к Богу, доведенною до презрения к самому себе. Первый затем полагает славу свою в самом себе, последний - в Господе, Ибо тот ищет славы от людей, а для этого величайшая слава - Бог, свидетель совести.,, Над тем господствует похоть господствования, управляющая и правителями его, и подчиненными ему народами; в этом по любви служат взаимно друг другу и предстоятели, руководя, и подчиненные, повинуясь,,,.

Августин. О граде Божием // Антология мировой философии. М., 1969.

Т. 1, Ч. 2. С, 602-605.

Те, кто занимался науками, были или эмпириками, или догматиками. Эмпирики, подобно муравью, только собирают и довольствуются собранным. Рационалисты, подобно пауку, производят ткань из самих себя. Пчела же избирает средний способ: она извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению. (...) Итак, следует возложить добрую надежду на более тесный и нерушимый (чего до сих пор не было) союз этих способностей - опыта и рассудка.

Бэкон ф. Новый органон // Соч, В 2-х т М., 1978. Т. 2. С. 12.

Общественный договор устанавливает между всеми гражданами такое равенство, что они вступают в соглашение на одних и тех же условиях и должны все пользоваться одними и теми же правами. Таким образом, из самой природы договора вытекает, что всякий акт суверенитета, т, е. всякий подлинный акт общей воли, обязывает или благодетельствует одинаково всех граждан, так что верховная власть знает только совокупность народа и не делает различия между теми, кто ее составляет

Я называю республикой всякое государство, управляемое законами, какова бы ни была форма управления потому что только в этом случае управляет общественный интерес и общественное дело имеет значение. Всякое законное правительство есть правительство республиканское

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре // Антология мировой

философии. М., 1970. Т. 2. С. 573.

...Мне думается, здесь можно было бы в некотором смысле сказать без всякой кичливости: дайте мне материю, и я построю из нее мир, т. е, дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир... шарообразная форма планет, круговое движение их вокруг центра, взаимное расположение орбит, совпадение направления, эксцентриситет - все может быть объяснено простейшими механическими причинами.

Кант И. Всеобщая естественная история и теория неба // Кант И. Соч.

В 6т. М., 1963.1, 1.С. 126.

Если мы... рассматриваем логику как систему чистых определений мышления, то другие философские науки - философия природы и философия духа - являются, напротив, как бы прикладной логикой, ибо последняя есть их животворящая душа. Остальные науки интересуются лишь тем, чтобы познать логические формы в образах природы и духа - в образах, которые суть только особенный способ выражения форм чистого мышления.

Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук, М., 1974. Т, 1, С. 85,57,124.

...Человек не господин сущего, Человек пастух бытия (...) Человек в своей бытийно-исторической сути есть сущее, чье бытие, будучи экзистенцией, СОСТОИТ в обитании вблизи бытия. Человек - сосед бытия.

Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной

философии. М,, 1988. С.338.

<< | >>
Источник: В. Л. Обухов, 3. С. Алябьева, А. Ф. Оропай и др.. Реалистическая философия. Учебник для вузов / В. JI. Обухов, 3. С. Алябьева, А. Ф. Оропай и др. / Под ред. В. JI. Обухова. - 4-е изд., перераб. - СПб.: СПбГАУ, ХИМИЗДАТ,2009. - 336 с.. 2009

Еще по теме ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ВЫРАЖЕНИЕ ДУШИ ЗАПАДНОГО ЧЕЛОВЕКА:

  1. Философия в России.
  2. Современная Западная философия
  3. § 2. ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ СОЗНАНИЯ
  4. § 1. Генезис понятия сущности человека
  5. JI. Н. Митрохин Протестантская концепция человека
  6. СУДЬБЫ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ НА РУБЕЖЕ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
  7. Глава 1 ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ИСТОРИЯ, ШКОЛЫ, ПОДХОДЫ (КАРТИНА МИРА - КАРТИНА ДУШИ)
  8. 18. Есть ли идея переселения душ в буддизме?
  9. 1.4. Философы истории и прогнозирование. Сбывшиеся прогнозы Шпенглера, Тойнби, Соловьева, Бердяева, Ясперса, Ортеги-и-Гассета
  10. ПРОБЛЕМА СИМВОЛА В СВЕТЕ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ
  11. ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ВЫРАЖЕНИ ДУШИ ВОСТОЧНОГО ЧЕЛОВЕКА 
  12. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
  13. ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ВЫРАЖЕНИЕ ДУШИ ЗАПАДНОГО ЧЕЛОВЕКА
  14. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК КЛЮЧ К РАЗГАДКЕ ТАЙНЫ РУССКОЙ ДУШИ
  15. Идеи М.Бахтина и их значение для современной эпистемологии и философии познания
  16. Глава 3 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ НЕПОЛИТИЧЕСКИХ ФИЛОСОФИЙ
  17. Глава 5. ВСТРЕЧА ЧЕЛОВЕКА С САМИМ СОБОЙ