<<
>>

Инструментальные функции ассоциированных групп в сравнении с экспрессивными

Вряд ли можно считать вероятным, что каналы выражения протеста обеспечивают адекватный выход интенсивному недовольству. Когда недовольство интенсивно и широко распространено, появляется тенденция использования организаций, выполняющих обычно инструментальные функции каналирования протеста их членов и служащих (если они не находятся под прямым контролем режима) в качестве организационной базы политического насилия.
Более того, при отсутствии формальных возможностей средства организованного выражения протеста и насилия может обеспечить практически любой тип ассоциированной группы. Другими словами, изначальные функции ассоциированных групп по передаче недовольства их членов имеют тенденцию к изменению по мере его усиления, как показано на рис. 14.

Инструментальные функции

Обеспечение социетальных ценностных возможностей

Обеспечение политических ценностных возможностей

Обеспечение каналов протеста

Экспрессивные Обеспечение средств

функции 1

^3 4 для политического насилия

I I I I I I I I I

слабая умеренная жесткая очень жесткая

Интенсивность недовольства членов группы

Рис. 14. Доминирующие функции ассоциированных групп в ответ на различные степени интенсивности недовольства

В условиях слабого и умеренного недовольства для членов органи- зацийнаиболее важны их инструментальные функции. Если жесткость недовольства возрастает, происходит перестановка функций по их важности; если недовольство очень жестко, организация, вероятно, будет обеспечивать своих членов средствами для осуществления политического насилия. Если люди не организованы, как это случается со многими в массовом обществе, они будут стремиться к тому, чтобы создать новые ассоциации. Приток сельских мигрантов в модернизирующиеся города Азии и Африки сопровождался пышным расцветом добровольных ассоциаций всех типов — традиционных, религиозных и в современном смысле светских.

Некоторые из таких ассоциаций первоначально служили тому, чтобы сохранить старый общинный строй и поддерживать традиционные социетальные ценностные возможности, например паттерны взаимопомощи. Другие прибегали к политической активности, т. е. учреждались или видоизменялись для обеспечения ценностных возможностей выражения политического протеста93. Организации черных в Соединенных Штатах в конце 1960-х гг. представляли все точки спектра. Кооперативные программы на сельском Юге и некоторые программы общинной деятельности в северных гетто пытались обеспечить прямое ценностное удовлетворение своим членам. Традиционные организации по защите гражданских прав, наподобие NAACP и Урбанистической Лиги, делали акцент на политических ценностных возможностях. Кроме того, новые организации, такие как SCLC, CORE, SNCC, созданные первоначально для обеспечения средств политического действия, начали усиливать акцент на выражение протеста и оппозиции как таковых. Группы типа Дьяконов Обороны, Черных Мусульман и Черных Пантер были заняты мобилизацией своих членов на оборонное, а во многих случаях — наступательным насилием.

Вообще в условиях нарастающего недовольства существующие организации будут стремиться к своей трансформации для удовлетворения экспрессивных функций. В той степени, в какой они являются негибкими, вероятно, будут создаваться новые организации для обеспечения более открытого выражения недовольства. Если RD снижается, то организации, созданные для экспрессивных целей, либо приходят в упадок, либо смещают акцент в направлении обеспечения политических и социетальных ценностных возможностей, как это делали большинство западных профсоюзов и коммунистические партии Франции и Италии. Сдвиг от инструментальных функций к экспрессивным можно зафиксировать для ассоциированных групп всех типов, включая общины, профсоюзы и политические партии. Ряд иллюстраций дают и функции религиозных движений по разрешению и выражению недовольства.

Создание новых религиозных движений и сект является обычным ответом на возникающее недовольство.

Своеобразную форму пролетарскому протесту придавали религиозные секты в Британии XIX в.94 Говорят, что христианство пускало особенно глубокие корни в тех регионах Римской империи, где работники были беспокойны и не имели возможностей для выражения экономического и политического протеста95. Сорокин приводит свидетельство того, что почти все великие религии, включая иудаизм, буддизм, индуизм, конфуцианство, джайнизм, некоторые античные и египетские культы, равно как и христианство, развивались и пользовались наибольшим успехом в смысле притока новообращенных именно во времена социальных кризисов96. В Ашанти и в других местах тропической Африки в течение нескольких последних десятилетий было создано огромное количество религиозных сект для того, «чтобы дать сверхъестественную защиту и помощь людям, все более обеспокоенным чувством неуверенности». Филд подверг анализу более 2500 жалоб и записок, составленных в святилищах

Ашаити. Наиболее общим их содержанием является озабоченность экономическими благами и личным процветанием. Филд атрибутирует эту озабоченность неуверенности, которая распространена среди контингента этих сект, а также экспансии индустрии какао и монетарной экономики97.

Можно предположить, что первичные мотивы участников таких религиозных движений носили инструментальный характер. Но если неудовлетворенность интенсивна и расширяется по масштабам, то существующие религиозные формирования часто смещают свои функции в направлении экспрессивной деятельности, и на основе этого могут развиваться новые — насильственно милленарианистские движения. Например в колониальной Африке до- и протонациональный протест часто принимает религиозную форму. Фернандец атрибутирует и национализм, и религиозные движения протеста в колониальной Африке чувствам зависимости и неполноценности, насаждавшимся колониальными правителями. Некоторые африканские религиозные движения носили первично инструментальный характер. Сепаратистская Западно-африканская церковь Лорда Аладура и реформистское движение Бвайти в Габоне характеризуется «весьма прагматичными попытками компенсировать депривацию и другие фрустрации, включенные в ситуацию подчинения, не подвергая опасности целостность и выживание религиозных групп, поскольку они представляются единственным институтом, который может достичь своих целей».

Примеры экспрессивных религиозных движений включают в себя ксенофобные мессианские культы, такие как кимбангуизм в Нижнем Конго и родовые элементы в движении May-May. Такие группы делают акцент на «спасении с помощью символического смещения с ситуации, которая вызвала фрустрацию»98. Как показывают исследования американских религиозных протестов в XIX в., символическая агрессия в такой экспрессивной деятельности нередко бывает высокой99. Если неудовлетворенность носит жесткий характер, а внешний ответ — репрессивный, вероятно возникновение открытого проявления агрессии. В Африке имели место насильственные эпизоды кимбапгуизма, а движение May-May подняло полномасштабное восстание. То же самое сделала Протестантская Индустриальная Миссия Джона Чилембве в Ньясаленде после того, как ее основатели потерпели основательную неудачу в своих усилиях создать европейский образ жизни; в 1915 г. секта предприняла преждевременную попытку восстания против колониального правления100. Примеры, касающиеся Запада, включают в себя милленарианистское насилие в средневековой Европе, Гуситское восстание в Чехословакии в XV в., религиозные войны Реформации, а в современную эпоху — насилия духоборов в Канаде, разрушающие личность. Даже столь основательно институционализированная организация как католическая церковь в Аргентине являла собой один из двух организационных центров (другой был в армии) антиперонистского движения в 1954 и 1955 гг. Церковь сдвинули с ее позиций нейтралитета по отношению к режиму в сторону активной оппозиции если не иерархи, то рядовые члены и активисты после закрытия религиозных школ, поджога нескольких церквей и вербальных атак на церковь со стороны Перона. В июне 1955 г. 250 ООО членов движения Католического Действия организовали демонстрацию против режима в Буэнос-Айресе, а члены церкви приняли широкое и активное участие в заговорщической деятельности, которая привела, в конечном счете, к государственному перевороту в сентябре того же года101.

Тенденции социальных движений (многие из которых были революционными) к смещению от экспрессивной к инструментальной деятельности — это широко наблюдаемая характеристика диссидентских организаций.

Самые очевидные примеры — это успешные революционные движения, приход которых к власти, как считает Бринтон, будет, вероятно, сопровождаться кратковременным господством террора и завершаться термидором, «выздоровлением от революционной лихорадки»102. Смелзер атрибутирует процесс институционализации необходимости группового самосохранения. «Движение должно генерировать новые типы лидерства, чтобы подкрепить саму организацию движения; оно должно найти постоянный источник финансирования; оно должно сделать рутинными способы рекрутирования»103. Аналогично о движениях, которые хотят выжить, говорят, что они должны «подвергнуться адаптивным преобразованиям, которые производятся для усиления их привлекательности в конкуренции с другими организациями»104. В этом процессе люди могут приходить к осознанию ценности и самой организации, и того удовлетворения, которое она обеспечивает. Если лидеры поступают именно таким образом, цикл диссидентской организации после отката назад, вероятно, начнется сызнова, но уже внутри самой организации.

Переход к ненасильственной инструментальной деятельности переживают многие типы диссидентских организаций, и не только те, что успешно прошли такой конвульсивный процесс как революция. Таковы, к примеру, часто подтверждаемые документами характеристики религиозных сект105. Подобным же образом участие индустриальных рабочих в ассоциативной деятельности формирует тенденцию уменьшения

26-1012 их отчуждения и перевода протеста из насильственных форм в ненасильственные. Сравнительное исследование паттернов индустриальных конфликтов в пятнадцати европейских, североамериканских и азиатских странах показывает фактическое исчезновение разрушительных конфликтов во многих из них, где практикуются коллективные сделки, и обычным делом становится трансформация забастовки из насильственной конфронтации в короткую демонстрацию протеста106. Другое обширное исследование приходит к выводу, что «рабочий протест в ходе индустриализации имеет тенденцию к тому, чтобы сравнительно рано достичь своего пика, и с этого момента — к спаду интенсивности», отчасти вследствие того, что одновременно с индустриализацией развиваются новые, более эффективные каналы выражения недовольства107.

Керр резюмирует этот процесс следующим образом: «Поначалу рабочий класс так мало связан с индустриальной жизнью, настолько лишен доступа к власти и к возможностям ее организации, что не имеет ни большого желания, ни достаточных средств для протеста. По мере того как возрастает его включенность в социальную жизнь и ее опыт, возрастает также и его влияние на индустриальное окружение, и у него возникает тенденция к протесту. Теперь индустриальная жизнь — это его жизнь, и он старается сформировать ее в соответствии с желаниями своего сердца. Позднее, по мере того как учреждаются механизмы для удовлетворения его обид, и цена конфликта начинает представляться более высокой, и индустриальный протест может иметь тенденцию к снижению... Оставшийся неудовлетворенным протест получает тенденцию к высокому уровню структуризации и формальному выражению»108.

Трудовой конфликт в Соединенных Штатах носил более насильственный характер, нежели в любой другой индустриальной стране, и между 1870 и 1930 гг. имело место множество насильственных эпизодов. Типовая последовательность в этих конфликтах была такова: ненасильственная забастовка, побуждаемая инструментальными и экспрессивными мотивами, сопровождаемая насильственными попытками работодателей прекратить забастовку, что влекло за собой насилие — преимущественно экспрессивное — со стороны рабочих. Такого рода вспышки почти полностью подавлялись высокой ценой и с малыми выгодами для рабочих, однако они продолжались на протяжении почти трех поколений. Экономическое процветание, несомненно, внесло свой вклад в снижение насилия на трудовой почве после 1930-х гг., но, по мнению Тафта и Росса, наиболее важным фактором стало федерально регулируемое признание права рабочих на организацию и коллективную сделку. Когда был сделан шаг к формальной институционализации, уровень насильственного трудового конфликта упал до ничтожного уровня109.

Эти примеры трансформации трудового конфликта проясняют, что сдвиг диссидентских организаций от экспрессивной к инструментальной деятельности не является изначально и исключительно императивом стабильности организации. Вьет-Мин, его предшественники и последователи с возрастающей эффективностью наращивали институ- ционализацию политического насилия в течение более чем тридцатилетнего периода без признаков какого бы то ни было спада в своей приверженности революции. Банды мятежников в горах Бйрмы, в центральном Лусоне, индийском Нага Хилле и в колумбийском штате Талима поддерживали восстания на протяжении двадцати и более лет. Ирландская Республиканская Армия под тем или иным именем занимается терроризмом более сорока лет. Баскские сепаратисты совершенно педантично насильственным образом сопротивляются иностранным правителям, начиная со времен регистрируемой истории, хотя обычно это происходит скорее в контексте общин, нежели ассоциированной организации. Трансформация к мирной деятельности является функцией организационного старения, а не смягчения недовольства. Если политическое насилие носит оборонительный характер, как это бывает у многих коллективностей, которые стремятся сохранить или вернуть свою автономию, насилие, вероятно, будет убывать, как только минует угроза. Политические, рабочие и религиозные секты с наибольшей вероятностью сдвигаются в сторону инструментальной деятельности, когда они получают средства для удовлетворения ценностных экспектаций своих членов — либо из собственных ресурсов, либо путем развития регулярных и эффективных сделок и участия. Политическое насилие со стороны группы становится, вероятно, хроническим тогда, когда оно приводит к мимолетным успехам. Когда же диссиденты с помощью насилия приобретают средства для конструктивной работы над непрерывным разрешением своей неудовлетворенности, насилие вносит вклад, скорее, в свое окончание, нежели возобновление.

Примечания

1 Robert Southey, Essays, Moral and Politics (London: John Murfy, 1832), 125-126. Harold D. Lasswell and Abraham Kaplan, Power and Society: A Framework for Political Inquiry (New Haven: Yale University Press, 1950), 267. Gaetano Mosca, The Ruling Class, trans. Hannah D. Kahn (New York: McGraw- Hill, 1896, 1939), 219. Frederick Templeton, «Alienation and Political Participation: Some Research Findings», Public Opinion Quarterly, XXX (Summer 1966), 249-261. Clark Kerr et. al., Industrialism and Industrial Man: The Problem of Labor and Management in Economic Growth (Cambridge: Harvard University Press, 1960).

6B. R. Wilson, «An Analysis of Sect Development», American Sociological Review, XXIV (February 1959), 3-15. Ted Robert Gurr, «A Comparative Study of Civil Strife», in Hugh Davis Graham and Ted Robert Gurr, eds., Violence in America: Historical and Comparative Perspectives (Washington, D.C.: National Commission on the Causes and Prevention of Violence, 1969, 443-495). Кодирующие инструкции состояли в том, чтобы «определить тип социального группирования, в котором инициаторы выполняют действия или серии действий», используя ряд операционально определенных категорий группового типа. Категории и типы представлены в Ted Gurr with Charles Ruttenberg, Cross-National Studies of Civil Violence (Washington, D.C.: Center for Research on Social Systems, American University, 1969), Appendix B. Anthony F. C. Wallace, «Revitalization Movements», American Anthropologist, LVIII (April 1956), 246-281. SeligS. Harrison, «Hindu Society and the State: The Indian Union», in Kalman H. Silvert, ed., Expectants People: Nationalism and Development (New York: Random House, 1963), 286-289. George R. Packard, III, Protest in Tokyo: The Security Treaty Crisis of 1960 (Princeton: Princeton University Press, 1966), especially chap. 3. См./. Walter Coleman, The Molly Maguire Riots: Industrial Conflict in the Pennsylvania Coal Region (Richmond: Garrett and Vassie, 1936). Cm .James W. Fernandez, «African Religious Movements: Types and Dynamics», Journal of Modern African Studies, II (December 1964), 531-50; Crawford Young, Politics in the Congo Decolonization and Independence (Princeton: Princeton University Press, 1965), 284-286. Quotations from Fernandez, 243. Cm. Gino Germani, Integration Politico de las Mesas у el Totalitarismo (Buenos Aires: Colegio Libre de Estudios Superioris, 1956). Выдержки из этих данных обсуждаются в Ted Robert Gurr, «А Causal Model of Civil Strife: A Comparative Analysis Using New Indices», American Political Science Review, LXII (December 1968), 1104-1124. Peter Paret andJohn Shy, Guerrillas in the 1960's, rev. edn. (New York: Praeger, 1962), 43-46. Энтони Руссо указывает (в личной переписке), что существует довольно тесное соответствие между суждениями участников боев о региональных паттернах контроля Национального Фронта Освобождения. Карта, опубликованная в Los Angeles Times, January 14,1968, основанная на официальных источниках США, вполне согласуется с картой, опубликованной северо-вьетнамским правительством в Vietnam (December 1967), 9. Эти корреляционные коэффициенты были приведены в аналитическом отчете Gurr with Ruttenberg, Part III. О политических ориентациях профсоюзов в Латинской Америке см., например: James Payne, «Peru: The Politics of Structured Violence», Journal of Politics, XXVII (May 1965), 362-374; and Ger- mani. Эти переменные аналогичны двум из четырех переменных, которые Сэмю- эль П. Хантингтон связывает (по определению) с уровнями институционализации в «Political Development and Political Decay», World Politics, XVII (April 1965), 395-404; сплоченность здесь определяется более широко, чем он определяет это понятие. Две другие переменные, которые он определяет, это адаптивность, которая выглядит скорее следствием, нежели причиной или определяющим качеством институционализации, и автономия — не качество организации как таковой, а характеристика ее связей с другими организациями. William Kornhauser, The Politics of Mass Society (Glencoe: The Free Press, 1959), passim. Huntington, 386. Claude Ake, «Political Integration and Political Stability: A Hypothesis», World Politics, XIX (April, 1967), 488-492. David E. Apter, The Politics of Modernization (Chicago: University of Chicago Press, 1965), 66-67, 257, quotation 66-67. См., например, Harry Eckstein, «The British Political System», and Nicholas Wahl, «The French Political System», in SamuelH. Beer, et al, Patterns of Government: The Major Political Systems of Europe, 2nd edn. (New York: Random House, 1958, 1962). Harry Eckstein, Division and Cohesion in Democracy: A Study of Norway (Princeton: Princeton University Press, 1965). Ранее не опубликованные данные, описанные в Gurr with Ruttenberg, Part II. Gustave Le Bont The Crowd: A Study of the Popular Mind (New York: Macmillan, 1896), and The Psychology of Revolution, trans. Bernard Miall (New York: Putnam, 1913). Everett Dean Martin, The Behavior of Crowds: A Psychological Study (New York: Harper, 1920), 48-49. Roger E. Brown, «Mass Phenomena», in Gardner Lindzey, edHandbook of Social Psychology. Vol. 2 (Reading Mass: Addison-Wesley, 1954), 845. Jerome D. Frank, Sanity and Survival: Psychological Aspects of War and Peace (New York: Vintage Book, 1967,1968), 79-80. Ezra Stotland, «Peer Groups and Reactions to Power Figures», in Dorwis Cartwrigfit, ed., Studies in Social Power {Ann Arbor: Institute for Social Research, University of Michigan, 1959), 53-68, резюмировано в Berkowitz, Aggression, 81. A. Pepistone and G. Reichling, «Group Cohesiveness and the Expression of Hostility», Human Relations, VIII (No. 3,1955), 251-308.

32J. P. French,Jr., «Organized and Unorganized Groups under Fear and Frustration», Authority and Frustration (Iowa City: University of Iowa Studies and Child Welfare, Vol. XX, 1944), 231-308. См. М. A. Wallachy N. Kogan and D. G. Bern, «Diffusion of Responsibility and Level of Risk-Taking in Groups»,Journal of Abnormal and Social Psychology, LXV1II (March 1964), 263-274. Lewis A Coser, The Function of Social Conflict (Glencoe: The Free Press, 1956), 87.

35J. W. Thibaut, «An Experimental Study of Cohesiveness of Underprivileged

Groups», Human Relations, III (No. 3,1950), 251-278. RexD. Hopper, «The Revolutionary Process: A Frame of Reference for the Study of Revolutionary Movements», Social Forces, XXVIII (March 1950), 272-275. Цитируется по George Rude, The Crowd in History, 1730-1848 (New York: Wiley, 1964), 251. George Wada andJames C. Davies, «Riots and Rioters», Western Political Quarterly, X (December 1957), 1864. Gerard Dehove et Edward Dolleans, Histore du Travail, Vol. 1 (Paris: Domat- Montchrestein, 1953), 147, trans, in Charles Tilly and James Rule, Measuring Political Upheaval (Princeton: Center of International Studies, Princeton University, Research Monograph, No. 19,1965). . Clark Kerr and Abraham Siegel, «The Interindustry Propensity to Strike», in Arthur Kornhauser et al., eds., Industrial Conflict (New York: McGrawHill, 1954), 189-212.

11 Wilfred H. Crvok, The General Strike {C hapel Hill: University of North California Press, 1931).

lt;2 См., например: Lois Gottschalk, «Causes of Revolution», American Journal of Sociology Ouly 1944), 6.

43 Hadley Cantril, The Psychology of Social Movements (New York: Wiley, 1941. Схожйе с этим утверждения см. в Lyford P. Edwards, The Natural History of Revolution (Chicago: University of Chicago Press, 1927), 3; Herbert Blumer, «Collective Behavior», in G. B. Gittler, ed., Review of Sociology (New York: Praeger, 1966). Carl S. Rosberg,Jr., «The Mau Mau as a Political Mobilization Institution» (Paper read at the Seventh Annual Meeting of the African Studies Association, Chicago, October 1964). См. также Carl S. Rosbergjr., andNuttingham, The Myth of «Май Mau»: Nationalism in Kenya (New York: Praeger, 1966). Egon Bittner, «Radicalism and the Organization of Radical Movements», American Sociological Review, XXVIII (December 1963), 928-940. Eric Hoffer, The True Believer: Thoughts on the Nature of Mass Movements (New York: Harper, 1951), 129-151.

"Hoffer, 212, 274-275. Понятие харизмы было разработано в Max Weber, The Theory of Social and Economic Organization, trans., A. M. HendeFSon and Talcott Parsons (Glencoe: The Free Press, 1947), especially 358-359, 362. Современный анализ см. в Ann Ruth Wilner, Charismatic Political Leadership: A Theory (Princeton: Center of International Studies, Princeton University, Research Monograph, No. 32,1968). George S. Pettee, The Process of Revolution (New York: Harper, 1938), 75. См .John McAlister, Vietnam: The Origins of Revolution (New York: Knopf, 1969). John D. Martz, «Urban and Rural Factors in Contemporary Latin American Violence», Western Political Quarterly, XVIII (September 1965), Supplement, 36-37. По этому поводу см. AndrewJanos, The Seizure of Power: A study of Force and Popular Consent (Princeton: Center of International Studies, Princeton University, Research Monograph, No. 16,1964), 6-39; ChalmersJohnson, Revolution and the Social System (Stanford: The Hoover Institution of War, Revolution and Peace, Stanford University, 1964), 49-57. См. Norman Cohn, The Pursuit of Millenium, 2nd ed., rev. (New York: Harper, 1957,1961). E.J. Hobsbawm, Primitive Rebels: Studies in Archaic Forms of Social Movements in the 19th and 20th century (New York: Norton, 1959,1965), especially chaps. 8 and 9. В соответствии с работами Герберта Уэйсса из Нью-Йоркского университета, который изучал многие из этих документов. О характеристиках организации западных коммунистических партий, не находящихся у власти, см. статьи в Milorad М. Drachkovich, ed., The Revolutionary Internationals, 1864-1943 (Stanford: Stanford University Press for the Hoover Institution on War, Revolution, and Peace, 1966). David A. Wilson «Nation-Building and Revolutionary War», in Karl W. Deutsch and William J. Fortz, eds., Nation-Building (New York: Atherton Press, 1963), 89. Robert A. Scalapino, «Communism in Asia: Towards a Comparative Analysis», in Scalapino, ed., The Communist Revolution in Asia: Tactics, Goals, and Achievements (Englewood: Prentice-Hall, 1959), 19. Mao Tse-Tung on Guerilla War, trans., S. B. Griffiths (New York: Praeger, 1961), 77. В дополнение к работам, цитируемым выше, см. также Regie Debray, Revolution in the Revolution? Armed Struggle and Political Struggle in Latin America, trans. Bobbye Ortiz (New York: Grove Press, 1969), где дается критическая оценка применимости техники азиатских коммунистов в условиях Латинской Америки; Vo-nguen-Giap, People's War, People's Army (New York: Praeger, 1962); Johnson, Revolution and the Social System, 57-69; Chalmes A.Johnson, Peasant Nationalism and Communist Power: The Emergence of Revolutionary China, 1937-1945(Stanford: Stanford University Press, 1962); and Douglas Pike, Viet Cong: The Organization and Techniques of the National Liberation Front of South Vietnam (Cambridge: MIT Press, 1967). Ранее не публиковавшиеся результаты, резюмируемые в Gurr and Ruttenberg. Arthur Kornhauser, Harold L. Sheepard, and AlbertJ. Mayer, When Labor Votes: A Study of Auto Workers (New York: University Books, 1956), 194-195. Arthur G. Nealy andMelvin Seeman, «Organizations an Powerlessness: A Test of the Mediation Hypothesis», American Sociological Review, XXIX (April 1964). Templeton, 249-261. Общий обзор см. в Joel D. Aberbach «Alienation and Political Behavior», American Political Science Review, LXIII (March 1969), 86-99. Основы и корреляты вместе с документами опросов по ряду стран см. в Seymour

М. Lipset, Political Man: The Social Base of Politics (Garden City: Doubleday, 1960), chap. 5.

65 Cohn, 316.

66Johan Galtung, «Institutionalized Conflict Resolution: A Theoretical Paradigm», Journal Peace Research, No. 4,1965,348-397. Литература о природе и разрешении конфликта весьма обширна. Три теоретические работы, репрезентирующие социологические, экономические и антропологические подходы: Coser, The Functions of Social Conflict; Kenneth E. Boulding, Conflict and Defense: A General Theory (New York: Harper, 1962); Alan R. Bealsand Bernard J. Siegel, Divisiveness and Social Conflict: An Anthropological Approach (Stanford: Stanford University Press, 1966). David Eastonf A Systems Analysis of Political Life (New York: Wiley, 1965), 122.

mJohn Israel, Student Nationalism in China, 1927-1937 (Stanford: Hoover Institution,

Stanford University, 1967). Leon Wolf Lockout: The Story of the Homestead Strike of 1892 (New York: Harper and Row, 1965). G. H. Appell, «The Structure of District Administration, Anti-Administration Activity and Political Instability», Human Organization, XXV (Winter 1966), 312-320. Общую интерпретацию обратной связи в политических системах см. в David Easton, A Framework for Political Analysis (Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1965), 127-130. Hany Eckstein, «On Etiology of Internal Wars», History and Theory, IV (No. 2, 1965), 156. Harold Lasswell, Psychopathology and Politics, (Chicago: University of Chicago Press, 1930, 1930), 173-196, quotation from 13,193. Frank Tannenbaum, «On Political Stability», Political Science Quarterly, LXXV Oune 1960), 168. Charles A. Ellwod, The Psychology of Human Society: An Introduction to Sociological Theory (New York: Appleton, 1925), 254. Mark A. May, A Social Psychology of War and Peace (New Haven: Yale University Press, 1943), 188-191, quotation 191. Обобщающая теория смещения предлагается в Neal Е. Miller, «Theory and Experiment Relating Psychoanalytic Displacement to Stimulus-Response Generalization», Journal of Abnormal and Social Psychology, XLVIII (April 1948), 155-178. Резюме теоретических и некоторых экспериментальных свидетельств приведены в Leonard Berkowitz, Aggression: A Social Psychological Analysis (New York: McGraw-Hill, 1962), 106-129. См., например: Albert Bandura, and Richard H. Walters, Adolescent Aggression: A Child Training Practices and Family Interrelationships (New York: Ronald Press, 1959), and Berkowitz, Aggression, 128-129. NealE. Miller, and R. Bugelski, «Minor Studies of Aggression: II The Influence of Frustrations Imposed by the In-Group and Attitudes Expressed toward Out- Groups» Journal of Psychology, XXV (April 1948), 437-442. Berkowitz, Aggression, chap. 6. Некоторые данные такого рода резюмированы в Leonard Berkowitz, «The Concept of Aggressive Drive: Some Additional Considerations», in Berkowitz, ed., Advances in Experimental Psychology, Vol. И (New York: 1965), 325-327. ДшЛ?, 49,79-91. Саг/ Iver Howland, and Robert R. Sears, «Minor Studies of Aggression: VI. Correlations of Lynching with Economic I nd ices», Journal of Psychology, IX (April 1940), 301-310. Franz Alexander у «The Psychiatric Aspects of War and Peace», American Journal of Sociology у XLVI (1941), 504-520. Harold Lasswelly «World Politics and Personal Insecurity», in A Study of Power (Glencoe: The Free Press, 1934,1950), 25. Samuel P. Huntingdon, «Patterns of Violence in World Politics», in Huntington, ed., Changing patterns of Military Politics (New York: The Free Press, 1961), 40-41.

87Eckstein, 155.

88 Rudolph E. Rummely «Testing Some Possible Predictors of Conflict Behavior within and between Nations», Peace Research Society Papers, I (1963), 79-111; Jonathan Wilkenfeld, «Domestic and Foreign Conflict Behavior of Nations»,Journal of Peace Research, No. 1,1968,56-69.

89J. D. Barnharty «Rainfall and the Populist Party in Nebraska», American Political Science Review, XIX, (August 1925), 527-540. Robert Marshall, «Precipitation and Presidents», The Nation, CXXIV (March, 23,1927), 315-316, quotation 16. W. B. Simonу «Motivation of a Totalitarian Mass Vote», British Journal of Sociology, X (December 1959). Данные 1932 г. — из Frederick L. Schuman, The Nazi Dictatorship: A Study in Social Pathology and the Politics of Fascism (New York: Knopf, 1935), 182. F. Solomon et al.t «Civil Rights Activity and Revolution in Crime among Negroes», Archives of General Psychiatry, XII (March 1965), 227-236. См., например: Kenneth Little, «The Organization of Voluntary Associations in West Africa», Civilizations, IX (No. 3,1959), 283-300. Hobsbawm, chap. 7; См. также G. Dimond, The Psychology of the Methodist Revival (London: Oxford University Press, 1926), chap. 2. S. Dickeyу «Some Economic and Social Conditions of Asia Minor Affecting the Expansion of Christianity», in S.J. Case, ed., Studies in Early Christianity (New York: Century, 1928), summarized in Neil J. Smelser, Theory of Collective Behavior (New York: The Free Press, 1963), 326. Pitirim A. Sorokin, Man and Society in Calamity (New York: Dutton, 1942), 200-226. M.J. Field, Search for Security: Ethno-Psychiatric Study of Rural Ghana (Evanston: Northwestern University Press, 1960), 87,105-133. Fernandez, quotation 535. Резюмирующую дискуссию и цитаты см. в Smelser, 365-366. См. George Shepperson and Thomas Т. Price, Independent African:]ohn Chilembwe and the Origins, Setting and Significance of the Nyasaland Native Uprising of 1915 (Edinburgh: Edinburgh University Press, 1948), especially 127-187; and Fernandez, 539,542. Reuben de Hoyos, «The Catholic Church and the Army in the Argentine Revolution of 1955» (Ph.D. Dissertation, Department of Politics, New York University, 1969). Crane Brinton, The Anatomy of Revolution (New York: Norton, 1938). Smelser, 359. Hans Toch, The Social Psychology of Social Movements (New York: Bobbs-Merril, 1965), 214, 227-228. Smelser, 359-361; Wallace and Wilson. Arthur M. Ross and Geoige W. Hartmann, Changing Patterns of Social Movements (New York: Wiley, 1960). Ken et al, 208-210, quotation. 208-209. Clark Kerr, «Changing of Social Structures», in WilbertE. Moore and Arnold S. Feldman, eds., Labor Commitment and Social Change in Developing Areas (New York: Social Science Research Council, 1960), 353; изложение подобных взглядов и документов об актах индустриального процесса см. в ReinhardBendix, Work and Authority in Industry (New York: Wiley, 1950), 434-437; W. Kornhauser, 150-156; Rude, chap. 4; Neil Smelser, Social Change in Industrial Revolution (Chicago: Chicago University Press, 1959), 245-263. Philip Taft and Philip Ross, «American Labor Violence: Ins Causes, Character and Outcome», in Graham and Gurr, eds., 221-302.

<< | >>
Источник: Гарр Т. Р.. Почему люди бунтуют. 2005

Еще по теме Инструментальные функции ассоциированных групп в сравнении с экспрессивными:

  1. Инструментальные функции ассоциированных групп в сравнении с экспрессивными