<<
>>

1.2. Период средневековья

На этом этапе развивались идеи равенства, мира, социальных столкновений, в частности, связанных с верой. Конфликт в учениях средневековья рассматривается через идеалы христианской религии.

Эразм Роттердамский (1469-1536) искал в каждом конфликте свою логику развития, по которой, подобно цепной реакции, вовлекаются различные силы и слои населения.

Он обращал внимание на сложность процедуры примирения противостоящих в конфликте сторон не только в случае, когда они стоят на разных идеологических позициях, но и когда эти позиции у них совпадают.

Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) впервые анализировал причины конфликтов внутри страны, среди которых выделил материальные, политические и психологические, причины социальных беспорядков, а также способы их преодоления. Ф. Бэкон особо выделил материальные факторы (в частности, низкое материальное положение народа), способствующие социальным конфликтам. Вот несколько из его утверждений (Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. 2-е изд.-М., 1979.- Т.2.-С. 242.):

"Сколько в государстве разоренных, столько готовых мятежников".

"Народы с трудом переносят произвол государя и сами замышляют самостоятельно создать и укрепить какое-то новое правление. Это начинается с тайных подстрекательств знати и вельмож, а когда этому попустительствуют, начинается волнение народа".

"...Простой народ не скор на подъем, если вельможи его к этому не возбуждают; а те бессильны, если сам народ не расположен к возмущению. Опасность тогда велика, когда знать только и ждет смуты в народе, чтобы тотчас выступать самой".

Потенциальные возможности государства по предупреждению социальных столкновений Бэкон видел в политических, идеологических манипуляциях. "В самом деле, искусно и ловко тешить народ надеждами, вести людей от одной надежде к другой есть одно из лучших противоядий против недовольства. Поистине, мудро то правительство, которое умеет убаюкивать людей надеждами, когда оно не может удовлетворить их нужды, и ведет дело таким образом, чтобы любое зло смягчено было надеждой; это не так уж трудно, ибо как отдельные лица, так и целые партии, весьма склонны тешить себя надеждами или хотя бы заявлять о них вслух, если сами уж им не верят".

У Бэкона политика рассматривается еще как инструмент для "разделения и раскалывания всех враждебных государству союзов и партий посредством стравливания их между собой и создания меж ними недоверия".

Он последовательно придерживался этой позиции. Способом профилактики и "прекрасной мерой" предотвращения конфликтов является забота о том, чтобы у

6

недовольных не оказалось подходящего вожака, который бы мог их объединить. А с другой стороны, большое значение имеет наличие одного, а еще лучше нескольких лиц, обладающих способностями к подавлению народных волнений и мятежей. Он не только указывает на необходимость в таких людях, но и называет основные качества, которыми они должны обладать. Необходимо, "чтобы эти военачальники были людьми надежными и почтенными, а не любителями расколов и искателями популярности, и чтобы они были в ладах с другими важными особами в государстве; иначе лекарство это может оказаться опаснее самой болезни".

В объяснении коренных причин существования в мире различного рода коллизий философами дохристианского и христианского периодов много общего. И те, и другие признают, что борьба, конфликты, представляют собой органическое, неустранимое свойство бытия. Различия между античными и христианскими философами состоит лишь в том, что одни усматривают в этих универсальных явлениях свойство, изначально присущее бытию, природе, а другие видят в них замысел, волю Бога.

<< | >>
Источник: Асадов А.Н . Конфликтология: Учебное пособие. 2003

Еще по теме 1.2. Период средневековья:

  1. Религия как культурная универсалия и ее взаимодействие с другими универсалиями культуры
  2. 5.1. Общая характеристика западноевропейского Средневековь (V-XVII вв.)
  3. 5.2. Раннее Средневековье(V – Х вв.)
  4. 5.3. Классическое Средневековье (XI-XV вв.)
  5. 5.4. Позднее Средневековье (XVI – нач. XVII вв.)
  6. Культура Японии в период первобытнообщинной формации
  7. 12. Развитие психологии 1 в Европе в эпоху Средневековья
  8. КУЛЬТУРА ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (IX - XVII ВЕКОВ)
  9. Культура Средневековой Европы
  10. Педагогика Средневековья и Возрождения.
  11. Общая характеристика западноевропейского Средневековь (V-XVII вв.)
  12. Раннее Средневековье^ - X вв.)
  13. Классическое Средневековье (XI-XV вв.)
  14. Позднее Средневековье (XVI - нач. XVII вв.)
  15. ГЛАВА 2. РАННЕХРИСТИАНСКИЙ ПЕРИОД. ПЕДАГОГИКАФЕОДАЛЬНОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ВОЗРОЖДЕНИЯИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
  16. Глава 3 Средневековая философия