<<
>>

Резюме

Фундаментальная связь между интенсивностью и масштабом относительной депривации и потенциалом коллективного насилия (гипотеза V.1) соотносится в этой главе с теми взглядами на политику и насилие, которыми обладают люди.
Каузальная связь между потенциалом коллективного насилия (неудовлетворенностью) и потенциалом насилия, направленного на политические мишени, сильная (гипотеза V.4), но не совершенная (абсолютная). Две познавательные переменные, которые действуют, когда недовольство трансформируется в коллективное политическое действие, — это степень, до которой люди убеждены, что насилие и угроза насилия против политических мишеней оправданы в нормативном смысле (гипотеза V.2) и как утилитарные средства для ценностного удовлетворения (гипотеза V.3).

Оправдания подобного типа неудовлетворенности — это психологические переменные. На их интенсивность и масштаб оказывает влияние ряд более легко наблюдаемых социетальных условий. Две независимых переменных, которые способствуют развитию и приобретению взглядов, оправдывающих насилие, являются общими характеристиками общества. Интенсивность нормативных оправданий насилия изменяется с изменением акцента в практике культурной и субкультурной социализации на исключительное воздействие карательных мер (ranoTe3aJV.l). Масштаб и нормативных, и утилитарных оправданий политического насилия меняется вместе с числом и масштабом средств коммуникации и плотности символов агрессии в их содержании (гипотеза J V.11).

Три общих характеристики политической системы имеют четко выраженное воздействие на взгляды людей по поводу специфически политического насилия. Недовольство имеет тенденцию к политизации, т. е. к обвинению режима, и внесению своего вклада в нормативное и политическое оправдание до той степени, в какой правительство в прошлом эффективно откликалось на недовольство (гипотеза JV.3), и до той степени, в какой оно покровительствует одной группе в ущерб другой в удовлетворении текущих потребностей (гипотеза JV.4).

Другими словами, чем больше правительство в прошлом сделало для своих сограждан и чем больше оно делает в настоящем для других групп в сравнении с тем, что оно делает для моей группы, тем больше от него ожидают и тем более враждебными становятся люди, когда оно терпит неудачу. Этот аргумент не предполагает, что режимы могут минимизировать насилие, ограничивая сферу своей деятельности. Если деятельность уменьшится по сравнению с нынешним уровнем, политическое насилие возрастет. Если она поддерживается на текущем уровне, насилие возникнет с не меньшей вероятностью, но оно с меньшей вероятностью будет направлено против политических мишеней, во всяком случае на какой-то период. Но в современном мире есть убедительные и широко распространенные доктрины, утверждающие, что политическая система является и должна быть ответственной за решение социальных проблем. Если эти доктрины укоренятся в умах недовольных граждан, их вероятным ответом режимам, выполняющим свои функции на минимальном уровне, будет не протест и требование усиления внимания к их нуждам, а революция. Легитимность режимов — это третья характеристика, которая нормативно снижает политическое насилие. Чем более интенсивно ощущение гражданами достоинств своей общины, с тем меньшей вероятностью они будут склонны оправдывать нападки на нее (гипотеза JV.5). Они, вероятно, будут готовы примириться с ценностными жертвами в пользу своего правительства, а в случае сильного недовольства его действиями с большей вероятностью прибегнут к мирному протесту и ограниченному насилию, чтобы изменить политику и изгнать инкамбентов, нежели обратятся к революционному насилию против системы в целом.

Эти социетальные и политические свойства оказывают довольно косвенное воздействие на оправдание насилия. Более прямое влияние имеет само политическое насилие. Если насильственный конфликт стал обычным в истории коллективности, в ней, вероятно, будут развиваться традиции, оправдывающие последующее насилие: чем больше историческая величина политической борьбы в общине, тем больше интенсивность и масштаб нормативных оправданий политического насилия в будущем (гипотеза JV.2).

Этот эффект отчасти обязан своим возникновением развитию ожиданий, что политическое насилие повторится (гипотеза J V.2.1); если неудовлетворенность широко распространена и интенсивна, имеется вероятность того, что ожидания станут убеждениями и с таким же успехом будет оправдано политическое насилие (гипотеза JV.2.2). Успех борьбы за улучшение условий жизни общины в прошлом также вносит вклад в убеждения о полезности насилия как ответа на депривацию в будущем (гипотеза JV.8). Община может иметь ненасильственную традицию как таковую, но, если члены ее видят, что где-либо подобные им группы получают выгоды через политическое насилие, они, вероятно, увидят для себя утилитарные оправдания тактики насилия (гипотеза JV.9). В современном мире этот демонстрационный эффект успешного применения насилия одной группой может иметь почти синхронное распространение по миру соответствующих последствий.

Содержание новых доктрин, сформулированных недовольными, и призывов, направленных на них, также дают свидетельство интенсивности оправданий насилия. Революционные призывы, потенциально наиболее эффективные в том, чтобы дать людям нормативные оправдания политического насилия, и, следовательно, с наибольшей вероятностью воспринимаемые недовольными, — это те, которые обеспечивают объяснение источников RD, определяют цели политического насилия и подчеркивают символы групповой идентификации среди депривированных (гипотеза JV.6). Приемлемость этих призывов зависит, в конечном счете, от той степени, до какой они согласуются с непосредственными обстоятельствами недовольных. Воздействие революционных призывов на утилитарные оправдания насилия являются функцией относительной важности, которую они атрибутируют тактике политического насилия для повышения ценностных позиций людей (гипотеза JV.7). Наконец, интенсивность и нормативных, и утилитарных оправданий может быть выведена из плотности символов агрессии в содержании коммуникаций. Чем больше число изображений политического насилия в потребляемых людьми коммуникациях, с тем большей вероятностью они воспринимают такое поведение как образец поведения (гипотеза JV.

10).

Эти связи не полностью детерминируют интенсивность и масштаб оправданий людьми политического насилия. Наиболее прямое средство такой детерминации — это спросить их об этом — подход редко

20-1012 выполнимый, его результаты не вполне надежны и всегда подвержены изменениям с появлением новых событий и изменением доктрин. Но эти две главы должны, по меньшей мере, продемонстрировать, что, если мы хотим узнать, что думают люди о насилии в политике, нам необходимо изучать нечто большее, нежели просто «телевизионное насилие» или преобладание революционных идеологий.

Примечания

1 Фраза из David Apter, «Ideology and Discontent», in Apter, ed., Ideology and Discontent (New York: The Free Press, 1964). Leon Dion, «Political Ideology as a Tool of Functional Analysis in Sociopolitical Dynamics», Canadian Journal of Economic and Political Science, XXV (February 1959), 49. NeilJ. Smelser, Theory of Collective Behavior (New York: The Free Press, 1963), chap. 5, quotation 82. Dion, 56.

5ArmeNaess, «The Function of Ideological Convictions», in Hadley Cantril, ed., Tensions that Cause Wars (Urbana: University of Illinois Press, 1950), 275-276. Carl Leiden and Karl M. Schmitt, The Politics of Violence: Revolution in the Modern World (Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1968), 97,99-100. Samuel H. Barnes, «Ideology and the Organizations of Conflict: on the Relationship Between Political Thought and Behavior» (Paper read at the Annual Meeting of the American Political Science Association, Washington, D.C., 1965). Leonard Berkowitz, «Some Experiments on Automatism and Intent in Human Aggression» (Paper read at University of California at Los Angeles, Brian Research Institute, November 1965), 6-8, quotation 6. George Sorel, Reflections on Violence, trans. Т. E. Hulme (New York: Peter Smith, 1915,1941), 137. См. Franz Fanon, The Wretched of the Earth (New York: Grove Press, 1966). Цитаты и критический обзор Фанона с этой точки зрения см. A.Coser, Continuities in Study of Social Conflict (New York: The Free Press, 1967), 214.

Stanley Lieberson and Arnold R. Silverman, «The Precipitants and Underlying Conditions of Rfce Riots», American Sociological Review, XXX (December 1965), 889. Другие примеры см. в Smelser, 247-253. George Rude, The Crowd in History, 1730-1848 (New York: Wiley, 1964), 245. См. Tarzie Vittachi, The Fall of Sukarno (New York: Praeger, 1967). Обзор и интерпретацию социально-психологических данных по межгрупповой враждебности см. в Leonard Berkowitz, Aggression: A Social Psychological Analysis (New York: McGraw-Hill, 1962), chaps. 6, 7. Gunnar Heckscher, The Study of Comparative Government and Politics (New York: Macmillan, 1957), 16.

Eric Hoffer, The True Believer (New York: Harper, 1951), 129-139, quotations 139. Michael Walzer, «Revolutionary Ideology: The Case of the Marian Exile», American Political Science Review, LVII (September 1963), 643-654. George S. Pettee, The Process of Revolution (New York: Harper, 1938), 167. Yans Toch, The Social Psychology of Social Movements (Indianapolis: Bobbs- Merrill, 1965), chap. 1, quotation 20. Berkowitz, Aggression, 32 ff, quotation, italics omitted. Hadley Cantril, The Psychology of Social Movements (New York: Wiley, 1941), 63. David C. Schwartz, «A Theory of Revolutionary Behavior», in James C. Davies, ed., When Men Revolt and Why (New York: The Free Press), 1970. • Cm. O.J. Harvey, D. E. Hunt and H. M. Schroder, Conceptual Systems and Personality Organizations (New York: Wiley, 1961). Эта теория первоначально относилась к проблеме простоты/сложности обращения с информацией. PeterSudejeld, «Attitude Manipulation in Restricted Environments: Conceptual Structure and Response to Propaganda», Journal of Abnormal and Social Psychology, LXVIII (March 1964), 242-247. «Сенсорная депривация» — ситуация, в которой поглощение сенсорных данных минимизировано, — отличается от понятия RD.

25J. A. McNuty andJf A.Walters, «Emotional Arousal Conflict and Susceptibility to Social Influence», CanadianJournal of Psychology, XV (September 1962), 211-220.

Robert Lay Lifton, Thought Reform and the Psychology of Totalism: A Study of «Brainwashing» in China (New York: Norton, 1961), chap. 22, quotation 436. William Kornhauser, The Politics of Mass Society (New York: The Free Press, 1959), chap. 4; quotation from 112. Много аналогичных примеров приводит Smelser, 80-81,86-89,104-105. David Willner and George K. Zollachan, «Prolegomenon to a Theory of Revolution», in George K. Zollachan and Walter Hirsch, eds.t Explorations in Social Change (Boston: Houghton-Vifflin, 1964), 140. Подобные утверждения сделаны и в Heckschner, 167, и в Louis Gottschalk, «Causes of Revolution», American Journal of Sociology, L (July 1944), 5-6. См., например: Franco Venturi, Roots of Revolution: A History of the Populist and Social Movements in Nineteenth Century Russia, trans. Isaiah Berlin (New York: Knopf, 1960). Оценка источников и воздействий идеологий протеста содержится вJacob S. Schapiro, Movements of Social Dissent in Modern Europe (Princeton: Van Nostrand, 1962). Toch, 13-19, 87-88. Иные теоретические положения содержатся в Willner and Zollschan, 137-138. Norman Cohn, The Pursuit of Millennium, 2nd edn. (New York: Harper, 1957, 1961), 31. Smelser, 348-351, quotation 349. Peter C.J. Pulzer, The Rise of Political Anti-Semitism in Germany and Austria (New York: Wiley, 1964). ChalmersJohnson, Revolution and Social System (Stratford: Hoover Institution on War, Revolution and Peace, 1964). EJ. Hobsbawm, Social Bandits and Primitive Rebels (New York: The Free Press, 1959), 64-65,90-99. Cohn, 308 ff., quotation 308. О революционном милленарианистском движении Антонио Консалхейро в северо-восточной Бразилии см. Euclydesda Cunha, Rebellion in Backlands, trans. S. Putnam (Chicago: University of Chicago Press, 1902,1960). Эмпирическое свидетельство приведено в John Kosa and Clyde Z. Nunn, «Race Deprivation and Attitude Toward Communism», Phylon, XXV (December 1964), 337-346. Примечательным и уничижительным анализом социологической природы, идей и исторической практики коллективной ненасильственной оппозиции является работа Marsh Case, Non-Violent Coercion: A Study in Methods of Social Pressure (New York: Century, 1923).

11 Lyford P. Edwards, The Natural History of Revolution (Chicago: University of Chicago Press, 1927), 55.

42 New York Times, June 13,1968,3.

13Joel T. Rosental, «The King's Wicked Advisers and Medieval Baronial Rebellions», Political Science Quarterly, LXXXII (December 1967), 599-604. Robert B. Meiriman, Six Contemporaneous Revolutions (Oxford: Clarendon Press, 1938), 212. Hermann Raushning, Hitler Speaks (New York: Putnam, 1940), 234, cited in Hoffer, 90. См: Berkowitz, Aggression, 152-160. См. Richard H. Walters, «Implications of Laboratory Studies of Aggression for the Control and Regulation of Violence», Annals of the American Academy of Political and Social Science, CCCLXIV (March 1961), 69-70. Ralph Epstein, «Aggression Toward Out-groups as a Function of Authoritarianism and Imitation of Aggressive Models» Journal of Personality and Social Psychology, III (No. 5,1966), 574-579. Schwartz. Gottschalk, 5. George Rude, Revolutionary Europe (Cleveland: World, 1964), 74-75. Hobsbawm, 105-106. PeterShubs, «Symbols of Revolution» (Paper, Foreign Policy Research Institute, University of Pennsylvania, 1968). Более поздняя статья Peter Shubs, «Revolutionary Symbology: Comparative Case Studies of the American and Indian Independence Movement» (Paper read at the Annual Meeting of the American Political Science Association, New York, 1969). Я весьма обязан Манкуру Ольсону-младшему за крайне настойчивые и убедительные аргументы, что утилитарные оправдания политического насилия чрезвычайно важны и могут быть интегрированы в теоретическую модель, которая делает акцент на нерациональной мотивации борьбы. Однако ответственность за данную здесь трактовку лежит на мне. Я. L. Neiburg, «The Threat of Violence and Social Change», American Political Science Review, LVI (December 1962), 867. Cm. Fanon. Nieburg, quotation 865.

% Thomas Perry Thornton, «Terror as a Weapon of Political Agitation», in Harry Eckstein, ed., Internal War: Problems and Approaches (New York: The Free Press, 1964), 82. Pierre Kropotkin, Paroles d'un Revolte (Paris: C.Marpon et F.Flamnerius, no date), 286, цит. no Thornton, 82-83. Cm. Thornton, passim и обсуждение легитимности в главе 6; а также Е. V. Walter, «Violence and the Process of Terror», American Sociological Review, XXIX (April 1964), 248-257. Kenneth E. Boulding, «Reflections of Protest», Bulletin of the Atomic Scientists, XXI (October 1965), 18-20, quotation 18. Полезный обзор тактйческих и идеологических оправданий насилия, предлагаемых Че Геварой, Режи Дебре, а также Мао-Цзедуном и Во-Нгуен-гья, см. в Henry Bienen, Violence and Social Change (Chicago: University of Chicago Press, 1969). Cm. Edward W. Gude, «Batista and Betancourt: Alternative Responses to Violence», in Hugh Davis Graham and Ted Robert Gurr, eds., Violence in America: Historical and Comparative Perspectives (Washington, D.C.: National Commission on the Causes and Prevention of Violence, 1964), 577-589. Cm. Thomas C. Schelling, The Strategy of Conflict (Cambridge: Harvard University Press, 1960,1963), особенно chap. 1, and AnatolRappoport, Fights, Games and Debates (Ann Arbor: University of Michigan Press, 1960), part II. Andrew Janos, The Seizure of Power: A Study of Force and Popular Consent, Research Monograph No. 16 (Princeton: Center of International Studies, Princeton University, 1964), quotations 40-41,81,84. Anders Boserup and Claus Iversch, «Demonstrations as a Source of Change: A Study of British and Danish Easter Marchers», Journal of Peace Research, No. 4, 1966, 333-335. Вопросы были открытыми и затем подвергались классификации. Число респондентов — 137 в Дании, 155 — в Британии. Исследование Nicos Е. Devletoglou, «Responsibility and Demonstrations: A Case Study», Public Opinion Quarterly, XXX (No. 2,1966), 285-289 полагает, что релевантная проблеме информация, которой располагают участники демонстраций, также может быть низкой. Smelser, 348. Hoffer, 11. См. также Gottschalk, 5 и Rex Hopper, «The Revolutionary Process: A Frame of Reference for Study of Revolutionary Movements», Social Forces, XXVIII (March 1950), 274. Cohn, 308. Karl Marx and Friedrich Engels, The Communist Manifesto, cited in Leiden And Schmitt, 105. Cm. Li-Chien-nung, The Political History of China, 1840-1928 (Stanford: Stanford University Press, 1956), chap. 2. Тем не менее человеческие потери в последовавшей гражданской войне были огромны. См. S. Н. Ahmad, «China's Cultural Rtvolution», International Studies (Bombay), IX (July 1967), 13-54 и Hans Granqvist, The Red Guard: A Report on Mao's Revolution, trans. Erik J. Filis (New York: Praeger, 1967). См. Walters, 66-67, а также дискуссию о «Культурных традициях коллективного насилия» в главе 6. Charles A. Tilly, «А Travers le Chaos des vivantes Cites» (paper read to the Sixth World Congress of Sociology, Evians-les-Basins, September 1966), quotation 5. Egil Fossum, «Factors Influencing the Occurrence of Military Coups d'Etat in Latin America», Journal of Peace and War, No. 3,1967, 229. Robert D. Putnam, «Toward Explaining Military Intervention in Latin American Politics», World Politics, XX (October 1967), 104-105. См .James W. Rowe, «Argentina's Restless Military», in Latin American Politics: Studies of the Contemporary Scene, Robert D. Tomasek, ed. (Garden City: Doubleday, 1966), 439-466; Reuben de Hoyos, «Church and Army in the Argentine Revolution of 1955» (Ph.D. dissertation, Department of Politics, New York University, 1969). John de Martz, «Colombia: Qualified Democracy», in Martin C. Needier, ed., Political System of Latin America (Princeton: Van Nostrand, 1964), quotation 215. Несколько менее критичную, но не слишком благожелательную интерпретацию см. в Robert Н. Dix, Colombia: the Political Dimensions of Change (New Haven: Yale University Press, 1967), chap. 5. James Payne, «Peru: The Politics of Structured Violence», Journal of Politics, XXXIX (May 1965), 362-374, quotation 374. David H. Bay ley, «Public Protest and Political Protest in India» (Paper read to the Annual Meeting of the Asian Studies Association, Philadelphia, March, 1968), quotation 11. Brink and Harris, 264. Frank L. Wilson, «French-Canadian Separatism», Western Political Quarterly, XX (March 1967), 121. DanielLernef, «Communication Systems and Social Systems: A Statistical Exploration in History and Polity», Behavioral Science, II (October 1957), 267. О роли средств коммуникации в модернизации на Среднем Востоке см. Lerner, The Passing of Traditional Society (Glencoe: The Free Press, 1958), chap. 2. Об отношении процессов коммуникации к общему политическому развитию см. Lucian W. Pye, ed., Communications and Political Development (Princeton: Princeton University Press, 1963). Оценка эмпирических исследований по вопросам эффектов массовых коммуникаций содержится вJoseph Т. Clapper, The Effects of Mass Communication (New York: The Free Press, 1960). Lifton, особенно 420-422. См. Berkowitz, Aggression, chap. 9. Hobsbawm, 84 ff. Lerner, The Passing of Traditional Society, 256-257. Подробное рассмотрение деятельности братства см. в Christina P. Harris, Nationalism and Revolution in Egypt: The Role of Muslim Brotherhood (Stanford: Hoover Institution on War, Revolution and Peace, Stanford University, 1964).

88James Petras and Maurice Zeitlin, «Miners and Agrarian Radicalism», American Sociological Review, XXXII (August 1967), 578-586.

89Juan Diaz del Moral, Historia de las Agitaciones Campesinas Andaluzas (Madrid: Alanza Editorial, 1929,1967), trans, in Hobsbawm, 87-88. De Hoyos, op. cit. Lerner, The Passim of Traditional Society, 255. Теоретические комментарии к коммуникации инцидентов и созданию «социальных эпидемий» см. в Schelling, 74,90, 146; и Rappoport, 47-59. Я. О. Dahlke, «Race and Minority Riots: A Study in the Typology of Violence», Social Forces, XXX (May 1952), 419-425. Главные истолкователи этого тезиса, связавшего европейские и американские революции XVIII в.: Jacques Godechot, France and the Atlantic Revolution of the Eighteenth Centwy 1770-1799, trans. H. H. Rowen (New York: The Free Press, 1965) и Robert R. Palmer, The Age of the Democratic Revolutions: A Political History of Europe and America, 1760-1780 (Princeton: Princeton University Press, 1959). Hobsbawm, 78-79,96, quotation 96. Merriman, 209-210. Оценка числа революций 1848 г. взята из Priscilla Robertson, Revolution of 1848: A Social History (Princeton: Princeton University Press, 1952), vii. Rude, The Crowd in History, maps on 25,40,82. D. Caplovitz and C. Rodgers, «The Swastika Epidemic: A Preliminary Draft of a Report for the Anti-Defamation League», резюмировано и интерпретировано в Smelser, 257-259. Manpower Administration, U.S. Department of Labor, The Detroit Riot: A Profile of500 Prisoners (Washington, D.C.: author, March 1968), 21.

<< | >>
Источник: Гарр Т. Р.. Почему люди бунтуют. 2005

Еще по теме Резюме:

  1. РЕЗЮМЕ ПЕРВОЙ ЧАСТИ
  2. РЕЗЮМЕ ВТОРОЙ ЧАСТИ
  3. РЕЗЮМЕ ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ
  4. РЕЗЮМЕ ЧЕТВЕРТОЙ ЧАСТИ
  5. РЕЗЮМЕ ЧЛЕНА РУКОВОДСТВА — ?| ПРОФЕССОРА) И. В. ПОПОВА
  6. Глава XIVРЕЗЮМЕ КОДЕКСА ПРИРОДЫ
  7. § XLIX. Резюме
  8. РЕЗЮМЕ
  9. РЕЗЮМЕ
  10. РЕЗЮМЕ
  11. Составление резюме
  12. Резюме о Саше
  13. Резюме