<<
>>

Этические и эстетические взгляды.

Многие произведения Абая Кунанбаева написаны в форме нравоучений и моралистических бесед. В них казахский просветитель критикует патриархально-феодальные обычаи, предрассудки, пропа- гандирует новую мораль, выражающую идеи социального прогресса.

В решении вопросов этики, как и других проблем, на первый план выступают его заветные просветительские идеалы.

Образованность, развитие умственных способностей, культурность у Абаїя — это те критерии, по которым можно оценить поступки, поведение людей. Все, что противодействовало просвещению народа, его экономическому и духовному развитию и поддерживало невежественные обычаи, осуждалось и обличалось поэтом-мыслителем.

Отсюда и особенность произведений Абая, посвященных проблемам морали. Они обычно начинаются с критики господствовавших ее норм: невежества, нечестности, лицемерия, подлости, корыстолюбия, стремления жить за счет других. Абай гневно осуждает современное ему общество, в котором даже дружба между людьми основана на корысти. Здесь, говорит Абай, стало обычным, когда:

Друг нашептывает: «Коль не дашь, я готов

Перекинуться в стан твоих лютых врагов.

Не могу ж тебя я обслуживать даром!

И рассоримся мы до скончания веков»283.

У Абая вызывали отвращение такие уродливые явления, когда «сын продает отца, брат — брата»284. Он возмущался тем, что потеряно взаимное доверие между людьми, они следят друг за другом, господствуют среди них вражда и ненависть. В этом мире, говорит просветитель, «человек рождается плача, умирает сердясь. Не видя счастья, преследуя друг друга, хвастаясь друг перед другом, теряем мы бедную жизнь, ее губим непристойными поступками, пренебрегаем ею, как песком, как гнилой веревкой, а когда она подходит к концу, то плачем и не можем купить один день жизни за все свое состояние»285. Абай утверждает, что если у людей дружба построена на расчете, то вражда между ними происходит только из-за «зависти и неуживчивости».

В почете не умные, честные, добрые люди, а те, кто имеет богатство, нажитое бесчестными способами. В стихотворении «Осел»286 поэт-мыслитель подмечает, что, пока осла грузили золотом, его почитали, гладили даже тогда, когда он бил людей ногами, кусал их. Но как только с него сняли золото, люди перестали его почитать и стали возить на нем навоз. В данном случае Абай в сатирической форме выразил мысль о том, что в обществе, основанном на неравенстве, единственным мерилом определения достоинства людей является богатство.

Нравственным принципам эксплуататоров, бессодержательности их образа жизни, их духовной нищете выдающийся просветитель противопоставлял новые критерии в оценке людей, выражавшие его прогрессивные идеалы. «Только разум, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец»287,— писал Абай.

«Сплетни, обман, коварство, леность, расточительство» поэт называет пятью врагами человечества и призывает современников всячески избегать эти пороки. Он особенно ненавидит леность и безделье, считая их великим злом, портящим нравы людей, и источником всяких других отрицательных поступков. «Каждый лентяй—трус и бессильный,— пишет Абай.— Бессильные же бывают трусами и хвастливыми. Хвастливые и трусливые бывают глупыми и невежественными. Из лентяев выходят бессовестные, бесстыдные попрошайки. Они бывают обжорами, неукротимыми, неумными, неумелыми, человеконенавистными»288.

Критика Абаем тунеядства, лености имеет принципиальное значение. Именно паразитический образ жизни эксплуататоров, в частности казахских феодалов, содержал в себе презрение, отвращение к труду. Критика Абаем лености и сегодня дает нам полезный материал в борьбе с проявлениями этого порока. Ведь нигде так сурово не осуждаются лень и тунеядство, нигде так высоко не почитается трудолюбие, как в социалистическом обществе.

Перечисленным выше пяти порокам Абай противопоставляет и возвышает пять высоких моральных качеств — «упорство, труд, глубокое размышление, умеренность, доброту», которые настойчиво предлагает поддерживать и развивать.

По своему социальному смыслу эти моральные качества выражают стремления прогрессивной части общества, у которой трудолюбие и упорство сочетаются с добротой и разумностью. Абай делал все, чтобы воспитать молодежь волевой, трудолюбивой, готовой к преодолению любых препятствий на пути изучения науки.

Разум и труд — вот те основные моральные качества, которыми должен овладеть, по Абаю, идеальный человек. Они для просветителя не самоцель, а основа для плодотворной трудовой деятельности в интересах народа. Абай учил молодых людей находить свое место в обществе и свои знания направлять на то, чтобы помочь народу освободиться от невежества и бесправия.

Не рисуйся чем угодно, Если ты талантлив — гордись. Считан себя кирпичом мироздания, Найди в нем место и становись289.

По Абаю, умные не растрачивают своей энергии на что попало, а настойчиво и целеустремленно работают во имя светлого будущего. И в этой работе они получают настоящее удовлетворение. «Умный человек—подлинный человек,— писал Абай.— Конечно, и он увлекается, но, увлекшись, он тратит все на достижение цели и само время поисков останется для него в памяти лучшим временем жизни.

Такой человек, найдя достойный предмет страсти, идет с жадностью, и когда, вспоминая, рассказывает, то понимает, что он получил высокое наслаждение, и не жалеет, что жизнь его прошла»290. Таким человеком и был сам Абай, посвятивший свою жизнь благородному делу просвещения родного народа. Это его назидание не утратило своей актуальности и в наше время, помогая юношам и девушкам осмыслить свою жизнь, стать на правильный путь. Конечно, эту заповедь выдающегося просветителя трудно было выполнить его современникам. Угнетенные и бесправные трудящиеся не имели реальной возможности осуществить свои заветные мечты.

Нравственные заветы Абая Кунанбаева были исключительно прогрессивны в условиях господства патриархальщины. Однако и в наши дни актуальны мысли просветителя о том, чтобы каждый человек считал себя частицей общества, «кирпичом мироздания» и занял достойное место в общественной жизни.

Его советы не успокаиваться на достигнутом, не зазнаваться, не пьянеть от успехов, критически относиться к результатам своей деятельности очень современны. Они и сегодня имеют большое воспитательное зна- чение, ибо в ряде вопросов этики Абай далеко опередил свое время.

Этические взгляды Абая являются выражением его демократических убеждений. Он осуждал эгоизм и корыстолюбие эксплуататоров, делающие их равнодушными, безразличными к судьбам ближних. Абай призывал своих современников не враждовать, а оказывать взаимопомощь, считать друг друга братьями.

Так будь отзывчив, как друг и брат, И поделись со всеми, чем богат. Да будет дружба искренней и честной,— И все дурные чувства замолчат!291

Пропагандируя среди масс идеи гуманизма, Абай подчеркивал, что каждый, кто любит и уважает себя, должен любить и уважать другого, видеть в нем такого же человека. В противном случае его эгоизм перерастает в ненависть к людям, вызывая с их стороны ответную реакцию. Более того, слепой эгоизм, по мнению просветителя, рождает самое отрицательное явление в поступках людей — подлость.

В «Тридцать восьмом слове» Абай выделил три отрицательные нравственные категории — невежество, леность, подлость, которые «унижают человечество». О невежестве и лености говорилось выше. Абай считал их в числе пяти врагов человечества. Здесь он рассматривает эти явления, подчеркивая их органическую связь с подлостью, совершаемой эксплуататорами по отношению к угнетенным массам. Подлость—«враг человеческого рода. А враг человеческого рода не может считаться человеком, относится к числу хищных зверей»292.

Хотя Абай не был революционным демократом, но провозглашенная им мораль, призывающая гуманно относиться к людям труда, носит демократический характер.

Болей душой и жалостью к страдающим, Трудись, чтобы принести пользу людям293.

Однако пожелание Абая проявлять добрые чувства к угнетенным и обездоленным в условиях господства феодальных отношений было нереально, утопично.

В антагонисти- ческом обществе противоположность классовых интересов предполагает не взаимную любовь, а вражду между эксплуататорами и эксплуатируемыми. Более того, Абай допускал ошибку, считая, что леность может служить источником бедности. Конечно, в условиях капиталистического общества активность, деловитость, предприимчивость в известной мере могут содействовать обогащению. Но и при этих обстоятельствах накопление богатства происходит в результате присвоения плодов чужого труда, ограбления людей. Разумеется, подобные срывы в социальных воззрениях Абая не отменяют общей прогрессивно-демократической направленности его мировоззрения, в том числе этических взглядов.

Гуманизм и идеи защиты интересов угнетенных масс у Абая не являются лишь добрыми пожеланиями. Он требует от людей активных действий, готовности к самопожертвованию. Он считает действительным героем того, кто не подчиняется покорно общепризнанным предрассудкам, а смело и решительно идет против них и стремится повернуть народ с ложного на верный путь. «Человек, обладающий доблестным сердцем, быстро оправляется от несчастья, он не идет, как собака, за караваном, он сам поворачивает заблудившихся людей на истинный путь. Он покоряется, но покоряется тому, что справедливо для разума, хотя трудна ему иногда эта покорность. Он не покоряется тому, что не выдерживает испытания разумом. Все это то, что мы называем львиное сердце»294.

В моралистических беседах Абай разбирает и дает толкование целому ряду категорий нравственности, в частности, понятиям веселье и печаль, радость и гордость, честность и правдивость, стыд и совесть. Он рассматривает эти категории не абстрактно, а в тесной связи со своими просветительскими и социально-политическими взглядами, с теми конкретными задачами, которые он ставит для содействия прогрессивному развитию казахского народа. Абай пишет о пристрастии некоторых людей к веселью и смеху. По его мнению, постоянные проявления этих эмоций порождены богатством, разгульной жизнью, беззаботностью.

В данном случае Абай предлагал людям не быть легкомысленными, заботиться и печалиться о насущных вопросах общественной жизни.

Но это не означало, что он советовал своим соотечественникам пребывать постоянно в печали и отказаться от приподнятого настроения. Казахский просветитель учил современников не ограничиваться созерцанием пороков и пассивной печалью о них, а активно действовать для их устранения. Он стремился воспитывать подрастающее поколение в духе бодрости, учил его смело преодолевать трудности и несчастья, призывал молодежь не поддаваться легкомыслию, соединять в себе качество вдумчивости с жизнерадостностью, оптимизмом.

Если горе придет, то спины не сгибай!

Если явится радость, достойно встречай!295

В «Двадцать первом слове» Абай разбирает категорию «гордость». Его суждения по этому вопросу пронизаны идеями демократизма и патриотизма. Он утверждает, что гордость бывает двоякого характера. Одна вытекает из намерения человека держать себя достойно, другая—из хвастовства. «Держать себя достойно,— пишет Абай,— это значит, что человек ценит самого себя, он желает, чтобы его не называли невежественным, легкомысленным, хвастуном. Стремление достойно держать себя вытекает из желания человека подчеркнуть, что ему чужды такие порочные качества, как невоспитанность, бесчестье, развязность, бездарность, попрошайничество, сплетня, обман, ложь»296. Первое проявление гордости Абай объясняет осознанием •человеком собственных положительных качеств, своего достоинства. «Такие поступки,— указывает Абай,— поступки умных, честных, превосходных людей»297.

Что же касается другого вида гордости, вытекающей из бахвальства, из стремления к самовозвеличению, то Абай рассматривает ее как проявление невежества, порожденного условиями социальной среды. Направляя в данном случае острие критики против казахских баев, феодалов, их бахвальства и гордости за богатства, Абай называет таких людей «невеждами из невежд» и презирает их за ничтожество. Более снисходительно просветитель относится к человеку, восхваляющему свой род и народ. Такого казаха он называет все же невеждой, потому что он не понимает отсталости своей страны. Просветитель требует от людей критически относиться не только к себе, но и к собственному народу. Он считает неуместным, морально неоправданным гордить- ся казахам, когда в их родной стране царят бескультурье и невежество.

В «Двадцать шестом слове» Абай рассматривает категорию «радость», конкретно говоря о том, чему казахи зачастую радуются. «Если лошадь казаха придет первой на скачках,— пишет Абай,— или победит борец, на которого он поставил ставку, или схватит добычу его беркут, или собака опередит других, то обрадуется казах до потерн сознания. Не знаю, есть ли у него какая-либо радость больше этой. Ой, наверное, нет»298.

Такую радость Абай считает нелепостью и глупостью. По мнению просветителя, люди должны радоваться тогда, когда они выделяются среди других не качествами животных, ибо это явление естественное, не зависящее от человеческой деятельности, а своими умениями, знаниями, приобретенными в результате труда и стараний. «Скаковая, и беркут, и борзая,— отмечает Абай,— все это животные. Они иногда бывают у одного, у другого. И сильный джигит рождается то в одном, то в другом роду. Все это создастся не твоим искусством»299.

В освещении данного вопроса, как и многих других, отчетливо проявляется тенденция Абая рассматривать явления жизни сквозь призму своих просветительских взглядов. Бытующие в казахских аулах обычаи, нравы, которые он считает нелепыми, он объясняет, как правило, невежеством, отсталостью. Идеалистический подход к общественным явлениям мешает Абаю осознать, что эти обычаи порождены материальными условиями существования казахов, обусловлены их образом жизни. При господстве скотоводческого кочевого хозяйства верховая езда, охрана стад от хищников с помощью собак, охота с беркутом и борзой были закономерными явлениями. Отсюда не случайно, что казахи, не имея театров, цирков и других увеселительных учреждений, получали удовольствие от конной скачки, охоты и пр.

В моралистических беседах Абай постоянно призывает соотечественников быть честными и правдивыми, рассматривая эти понятия, как проявления неотъемлемых, положительных моральных качеств человека. Не дорожить честью и совестью — значит, по Абаю, перестать быть человеком. При этом категории «совесть» и «честь» он рассматривал в органической связи с понятием «стыд». По его утвержде- нию, «стыд есть человечность в человеке, внутреннее осознание им бесчеловечности своего поступка и порицание им своего поведения»300. По мнению Абая, такое переживание у совестливого человека появляется тогда, когда тот или иной его поступок противоречит правилам веры и человеческому разуму. «Пусть такой поступок останется незамеченным другими людьми,— пишет Абай,— но он тревожит твою совесть, и совесть тебя пытает своим самоосуждением. Человек не находит себе покоя, не смеет смотреть прямо. Человек перестает есть, спать, иногда даже лишает себя жизни. Трудно человеку, которого постигли мучения совести»301.

Из данного положения не трудно понять, что Абай, выступая за воспитание таких положительных моральных качеств, как стыдливость и совестливость, исходил РІЗ своего этического принципа, требующего морального совершенствования членов общества путем просвещения. Хотя объяснение понятия стыд дается Абаем в отвлеченной форме, но сам факт рассмотрения им этого вопроса наряду с такими категориями этики, как гордость, радость, смех, печаль и другие, имеет важное значение. Ведь Абай — первый казахский мыслитель, который в своих произведениях дал толкование отдельным этическим категориям с позиций своих просветительских идей.

Таким образом, просветитель поднялся до философского обобщения нравов современников и стремился содействовать их изменению в прогрессивном направлении.

Важное место в произведениях Абая занимает проблема любви и брака. К решению ее он также подходил с позиций демократизма и гуманизма.

Как уже отмечалось, положение женщины в обществе волновало многих акынов до Абая, а также его предшественников Ч. Валиханова и И. Алтынсарина. Но при жизни А. Кунанбаева в связи с обострением социальных противоречий и надвигавшейся революционной бурей вопрос о раскрепощении женщины приобрел исключительную актуальность и особую остроту.

Прогрессивное значение поэзии Абая состоит в том, что он в ней выступает в защиту бесправных казашек, критикует феодалов, покупающих в жены дочерей бедняков. В стихотворении «Красотка-девушка у хана жила» Абай разоблачает моральную испорченность феодалов в семейной жизни и осуждает покупку девушек за калым:

У бая старого в деньгах сила вся, Но снова юным стать за деньги нельзя. Презренный, чью-то дочь купив за калым, Ты, старый, дурнем стал, о счастье прося302.

Абай подчеркивал, что любовь нельзя купить, что здесь решающую роль играют взаимные влечения, чувства юноши и девушки. Считая, что ничем нельзя заменить желание и потребность сердца, казахский просветитель говорил о невозможности действительной брачной любви между стариком и молодой девушкой. Ч. Валиханов даже предлагал органам государственной власти издать специальный закон, запрещающий преждевременный брак. Хотя Абай не ставил вопрос в такой плоскости, но считал морально недопустимым девушке быть женой человека, старше ее на много лет303.

В патриархально-феодальном обществе, в котором реакционные обычаи и предрассудки унижали женщин, игнорировали их достоинство, поэт-мыслитель провозгласил, что полноценная семья может быть только там, где имеют место взаимная любовь супругов и их взаимное уважение.

Коль ты любим женой и любишь сам, То это невдомек одним глупцам. Где умный муж с женою благонравной, Счастливую семью мы видим там304.

Эти строки еще раз подчеркивают демократизм взглядов Абая на вопросы любви и брака. Вместе с тем его отдельные высказывания в этой области не утратили своего значения в борьбе с пережитками прошлого и в современных условиях. Обращая внимание на то, что человек ценится за высокие моральные качества и умение, Абай советовал молодым людям, чтобы они, устраивая семейную жизнь, не увлекались лишь внешним видом девушек, а интересовались их внутренним содержанием.

Не увлекайся внешней красотой, Не поддавайся страстности слепой. Не обольщайся женщиной красивой, Узнай, характер у нее какой305.

Просветитель осуждал непостоянство, мимолетность, быстротечность в любви.

Девушку любишь — люби только свою, одну, Ну, а падок на многих — жалкий ты сумасброд306.

В дореволюционное время богачи старались женить своих сыновей на дочерях равных себе, рассчитывая на поддержку именитых родичей в межродовой борьбе. Жениться на таких девушках было выгодно материально, так как с богатой невестой приходило и богатое приданое. В то же время некоторые состоятельные люди старались жениться на дочерях бедняков, так как те, в отличие от баев, не требовали большого калыма. В своих произведениях Абай решительно выступал против женитьбы по расчету. Он призывал молодых людей отказываться от корыстных побуждений при создании семьи.

Не женись из-за украшения и богатства на дочери богача, Из-за дешевизны не увлекайся дочерью бедняка307.

Но и здесь в силу исторической ограниченности мировоззрения Абай не смог вскрыть коренных причин бесправия женщин, указать реальные пути их освобождения.

Одним из важнейших моментов в этических взглядах Абая является то, что он постоянно подчеркивал необходимость умеренности во всех делах: в любви, еде, веселье, накоплении богатства и т. д. Чрезмерное стремление к богатству, склонность к алчности, разврату, расточительству рассматриваются поэтом-просветителем как моральное уродство. Пропагандируя идею умеренности, казахский просветитель подчеркивал необходимость разумного удовлетворения потребностей. Переход разумной границы не только вреден обществу, но и гибелен для носителя этого порока.

Таким образом, в условиях патриархально-феодального общества А. Кунанбаев пропагандировал новые моральные нормы, возвышающие разум и осуждающие невежество. Они органически связаны с его просветительскими идеями, пропитаны духом демократизма и гуманизма, отражают прогрессивные устремления новых общественных сил, выступавших за распространение в Казахстане русского образования, за его экономический и культурный прогресс.

* * *

В высокохудожественных произведениях выдающегося просветителя высказаны глубокие мысли по эстетическим вопросам, в частности, о роли и назначении поэзии в общественной жизни. Здесь нужно особо подчеркнуть, что именно в этих вопросах наиболее ярко выступает материалистическая тенденция в мировоззрении Абая. В понимании сущности искусства и его общественного призвания просветитель стоит на вполне реалистических позициях. Согласно ему, жизнь, человек с его чувствами и мыслями являются источником поэтического творчества.

Хотя в произведениях Абая мы не находим научного определения понятия искусства, как отражения жизни, но смысл его суждений сводится к этому. По его мнению, песня рождается жизнью, выражает душевные переживания людей, их печали или радости. В. Г. Белинский утверждал, что сама жизнь является поэзией. И, по Абаю, жизнь во всех ее проявлениях порождает песни. Казахский просветитель считал поэзию особой формой выражения мысли, требующей умения, мастерства, творческого дерзания. Многие имеют вкус к песнетворчеству, отмечал Абай, но лишь избранные оказываются достойными звания подлинного поэта.

Поэзия — властитель языка, Из камня чудо высекает гений. Теплеет сердце, если речь легка, И слух ласкает красота речений308.

Придавая серьезное значение форме стихов, поэт-просветитель с особой силой подчеркивал важность их идейного содержания. Многие люди сочиняют стихи, но отдельные лишь способны создать произведения, в которых внешняя красота гармонирует с внутренним содержанием. Выступая за высокую художественность поэзии и глубину ее содержания, Абай главную роль отводил идейному замыслу художественных произведений. «Мало казахов, сочиняющих стихи с золотым нутром и серебряной опра- вой»,— заметил Абай, подразумевая под золотым нутром «правильное содержание». Поэт не случайно придавал ему первостепенное значение. Будучи противником эстетствующих идеалистов, он решительно отвергал акынов, расточавших свой поэтический дар для утехи богачей.

Не для забавы я слагаю стих, Не выдумками наполняю стих. Для чутких слухом, сердцем и душой, Для молодых я свой рождаю стих. Кто сердцем прозорлив и чуток, тот Поймет, что в каждый я влагаю стих309.

Эти строки невольно напоминают слова Н. Г. Чернышевского относительно назначения искусства: «Содержание, достойное внимания мыслящего человека, одно только в состоянии избавить искусство от упрека, будто бы оно — пустая забава, чем оно и действительно бывает чрезвычайно часто: художественная форма не спасет от презрения или сострадательной улыбки произведение искусства, если оно важностью своей идеи не в состоянии дать ответа на вопрос: «Да стоило ли трудиться над подобными пустяками? Бесполезное не имеет права на уважение»310.

Здесь в известной мере имеет место созвучие эстетических взглядов Абая и русских революционных демократов, рассматривающих искусство как действенное средство пропаганды прогрессивных и демократических идей, борьбы с господствовавшими общественными порядками.

Абай видел, что еще мало людей, способных и желающих понять смысл поэзии. Слушатели в массе своей невежественны, не понимают выгоды науки и просвещения, не сознают необходимости образования для ликвидации отсталости родной страны. Но Абай вместе с тем признает, что интерес даже необразованных людей к поэзии, желание их вникнуть в содержание песен и стихов зависят от того, насколько песни выражают глубину чувств и переживаний народа.

Песня умная нежно ласкает, как пух. Песня глупая режет мучительно слух. Есть мелодии, что, как слово мудреца, Пробуждают и лечат возвышенный дух311.

Как видим, Абай понимал социальное назначение поэзии, видел в ней средство пробуждения в массах гражданского сознания, действенное, мобилизующее значение в общественной жизни. В этом отношении его поэтические творения служили образцом для других, призывая казахский народ к прогрессу.

С именем выдающегося поэта-мыслителя Абая Кунан- баева связана целая полоса в развитии казахской национальной культуры, чрезвычайно плодотворный период дореволюционной общественной мысли Казахстана. Цель жизни Абая состояла в том, чтобы служить трудовому народу, помогать ему познать правду путем распространения науки и просвещения, убедить массы в необходимости борьбы с общественными пороками, содействовать экономическому и культурному развитию Казахстана.

Выступая за просвещение казахского народа на основе приобщения его к русской культуре, пропагандируя прогрессивные идеи, Абай примыкал к демократическому лагерю России во главе с революционными демократами. Своей просветительской деятельностью, борьбой против консерватизма, отсталости, косности патриархально-феодального общества, смелой критикой пороков общественно-политической жизни в Казахстане Абай дополнял деятельность прогрессивных кругов России, боровшихся против самодержавного деспотизма, полицейского произвола и насилия. Стихи и моралистические беседы просветителя, отражая мрачную картину дореволюционной действительности, усиливали недовольство масс существовавшими общественными порядками, способствовали росту классовой сознательности казахской бедноты, создавали идейно-политические предпосылки для грядущих революционных выступлений.

Творчество Абая в целом, содержащее глубокие философские мысли и прогрессивные идеи, оказало громадное влияние на дальнейшее развитие демократической мысли и освободительного движения в Казахстане в начале XX в.

* * * Казахские просветители Чокан Валиханов, Ибрай Алтынсарин и Абай Кунанбаев своим творчеством и общественно-политической деятельностью сыграли выдающуюся роль в жизни Казахстана. Из-за отсталости и разобщенности различных районов огромного края просветители не знали друг друга, хотя и жили почти в одно время. Однако содержание их просветительских идей поразительно совпадает. Они горячо отстаивали просвещение, признавали прогрессивную роль России по отношению к Казахстану, призывали свой народ к изучению русской науки, к усвоению достижений русской культуры.

Но каждый из казахских просветителей имеет свои особенности, и деятельность каждого из них оставила неповторимый след в истории общественно-философской мысли Казахстана. После акынов первой половины XIX в., стихийно выражавших недовольство масс, на фоне отсталой среды в лице Ч. Валиханова появился по-русски образованный казах, который теоретически осмыслил явления общественной жизни и выдвинул смелые в тех условиях планы прогрессивных преобразований родного края по примеру России. Но его культурно-просветительные и социально-политические идеи, возникшие под влиянием русского освободительного движения, не имели еще реальной почвы в казахской действительности. Они остались в русских научных изданиях, не распространившись в казахской среде.

Однако потребности развивавшейся общественной жизни были таковы, что другой казахский просветитель И. Алтынсарин независимо от Ч. Валиханова попытался практически решить вопросы просвещения народа. По его инициативе создается целая система школ и учебных заведений, что способствует «умственному и дальнейшему промышленному... развитию» народа. Но деятельность И. Алтынсарина ограничивалась пределами одной области.

Абай Кунанбаев пошел дальше; он первый казахский поэт и просветитель, который на родном языке серьезно занимался литературным творчеством и переводил на казахский язык произведения выдающихся деятелей русской культуры, видя в этом важное средство распространения в народе передовых идей. Если «Киргизская хрестоматия» Алтынсарина была первой и весьма скромной попыткой письменного литературного сочинения на казахском языке, то произведения Абая открыли целую эпоху в культурной жизни казахского народа, заложили основы общенациональной письменной литературы. В лице Абая казахская культура поднялась на новую более высокую ступень, которая создала прочную базу для дальнейшего развития казахской культуры и общественной мысли в начале XX в.

<< | >>
Источник: Бейсембиев К. Б.. Очерки истории общественно-политической и философской мысли Казахстана (дореволюционный период). Алма-Ата, «Казахстан». 428 с.. 1976

Еще по теме Этические и эстетические взгляды.:

  1. Формирование мировоззрения.
  2. Этические и эстетические взгляды.
  3. Общефилософские основания социально-этической проблематики тюркоязычных письменных памятников средневековья
  4. 8.12. Этический анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории
  5. 8.13. Эстетический анализ медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории*
  6. ЭТИЧЕСКИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ДЕЛА
  7. ОЧЕРК ИСТОРИИ КИНИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  8. Эстетические ценности
  9. ЛЕКЦИЯ 8 ИСКУССТВО КАК ЭТИКА ОБЩНОСТИ
  10. Взгляды Страхова на просвещение в России и критика нигилизма второй половины XIX века
  11. Введение
  12. Историко-философские, этические и эстетические исследования
  13. Подход к диагностике ценностно-смысловых аспектов мировоззрения с позиции философско-этической концепции человека С. Л. Рубинштейна Л. М. Разорина (Сыктывкар)
  14. ГЛАВА III Воздействие социально-этического фактора на характер народа
  15. Очерк пятый КУЛЬТУРА И ЕЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
  16. Идеи М.Бахтина и их значение для современной эпистемологии и философии познания
  17. Глава 1 СТАНОВЛЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЧУВСТВА. СПЕЦИФИКА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В КУЛЬТУРАХ ВОСТОКА
  18. Глава 14 ОТ УТИЛИТАРИЗМА К СИМВОЛИЗМУ. РУССКАЯ ЭСТЕТИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА