<<
>>

ГЛАВА IV МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЧОКАНА ВАЛИХАНОВА

Замечательный сын казахского народа Чокан Валиханов (1835—1865) был первым казахским просветителем, воспринявшим прогрессивную русскую культуру, первым казахским ученым, получившим русское образование и поднявшимся до уровня передовых мыслителей своего времени.

Валиханов происходил из знатной семьи.

Его отец был внуком хана Аблая, а дед Чокана — Вали — один из его тридцати сыновей. Чингис, отец будущего просветителя, тесно общался с русскими, окончил Омское войсковое училище, был одним из тех казахских феодалов, которые пошли на сближение с колониальными властями.

После упразднения ханской власти в Казахстане в 1822 г. территория Среднего жуза, вошедшая в состав Западно- Сибирского генерал-губернаторства, была разделена на несколько административных округов. Чингис, старший султан одного из этих округов — Кушмурунского — честно служил царскому правительству, за что ему был пожалован чин полковника.

Эти обстоятельства благоприятствовали воспитанию Валиханова в русской среде и получению им русского образования.

В 1847 г. двенадцатилетний Чокан был привезен в Омск для обучения в кадетском корпусе. Здесь юный Чокан, выросший в степи, попал в непривычную для него обстановку. Но восприимчивый, любознательный, он быстро освоился и вскоре стал одним из лучших учеников. Для формирования личности Валиханова в кадетском корпусе имело важное значение то, что он, хотя и был сыном султана-правите- ля, но как инородец попал в эскадрон, в котором обучались «дети офицеров, выслужившихся в офицеры из простых казаков, и в эскадроне, в противоположность роте, господствовали казачьи предания самого плебейского свойства. Эта жизнь в плебейской среде, вероятно, не осталась без влияния на образование демократических мыслей Чокана»121,— писал Г. Потанин.

Здесь потомок «белой кости» Валиханов впервые столкнулся с классовой и национально-дискриминационной политикой царизма, старательно разделившей даже кадетский корпус на роту, в которую зачислялись лица дворянского происхождения, и эскадрон, в котором учились сыновья простых казаков.

Необходимо учесть и то, что кадетский корпус, находившийся на окраине Российской империи, был учебным заведением, куда отправлялись политически неблагонадежные для царизма люди. Среди преподавателей были лица, которые придерживались революционно-демократических идей. К ним принадлежал, например, Н. Ф. Костылецкий, ориенталист, окончивший восточный факультет Казанского университета, почитатель таланта Гоголя. В Омске Костылецкий изучал быт казахов, интересовался их наречием, собирал материалы о казахском народном творчестве. Он же, кстати, записал несколько вариантов поэмы «Козы-Корпеш и Баян-Сулу». Знакомство Валиханова с Костылецким, его помощь учителю в изучении языка, быта, культуры казахов особенно сблизило их.

Другим представителем передовых взглядов был учитель истории молодой Гонсевский, который, как сообщают источники, сочувственно относился к Великой Французской революции, преклонялся перед ее героями. Его лекции по истории революции вызывали у учащихся восторженные отклики, воспринимались ими с большим интересом. Молодой Валиханов в воскресные дни посещал Гонсевского. Последний в свою очередь любил и ценил способного киргизского мальчика. Установившиеся близкие отношения между ними, очевидно, тоже не прошли бесследно для идейного формирования будущего казахского просветителя. Благодаря упорной учебе, близкому знакомству с прогрессивными людьми Чокан быстро расширял свой кругозор, овладевал разносторонними знаниями, сравнительно рано достиг умственной и гражданской зрелости.

По окончании учебы в 1853 г. Валиханов был назначен адъютантом Западно-Сибирского генерал-губернатора Гас-

форда и как должностное лицо в течение нескольких лет руководил рядом экспедиций в пограничные с Китаем районы: Южный Алтай, Заилийский край, район оз. Иссык- Куль, в качестве официального представителя царского правительства совершил поездку в китайский город Кульд- жу и т. д. Эти экспедиции и поездки позволили Валиханову познакомиться с жизнью населения этих районов, с его экономическим и политическим положением.

Он собрал богатые материалы о быте, культуре, обычаях, нравах проживавших здесь племен и народов.

Живя в то время в Омске, Ч. Валиханов усиленно занимался самообразованием, серьезно изучал историю Востока, исторические описания сравнивал с народными преданиями, определяя степень их достоверности. Пребывание в Омске дало ему возможность общаться с политическими ссыльными, в частности, с петрашевцами Ф. М. Достоевским, ставшим впоследствии выдающимся русским писателем, и С. Ф. Дуровым, последовательным борцом против царского самодержавия. Нет сомнения в том, что Валиханов, благодаря дружбе с этими людьми, познакомился с философскими и социально-политическими воззрениями петрашевцев, сосланных на каторгу в Сибирь за свои прогрессивные политические убеждения. Петрашевцы были противниками крепостничества, выступали за демократические преобразования в России. В понимании природы они придерживались материалистических взглядов, были атеистами.

Огромное значение в жизни Валиханова, в становлении его как ученого, исследователя и в определении дальнейшей судьбы после службы в Западно-Сибирском генерал-губернаторстве имели знакомство и дружба со знаменитым русским ученым и путешественником П. П. Семеновым-Тян- Шанским. По его рекомендации русское правительство включило Валиханова в известную Кашгарскую экспедицию 1858 г.

С конца 1859-го до весны 1861 г., т. е. в течение почти полутора лет, Валиханов находился в Петербурге, посещал лекции на историко-филологическом факультете университета, общался с видными русскими учеными-востоковедами, представителями прогрессивно-демократической русской интеллигенции. Период пребывания в Петербурге был плодотворным для идейного и научного роста Валиханова. Здесь он установил связь с профессором А. Н. Бекетовым, редактором «Записок Русского географического общества», с братьями В. и Н. Курочкиными, идейными последователями Н. Г. Чернышевского, членами народовольческой организации «Земля и Воля» и многими другими122.

Но Валиханову нельзя было долго оставаться в столице.

Его болезнь (чахотка) обострилась в условиях северного климата. Весной 1861 г. он возвратился в Кокчетав. Весной 1864 г. Валиханов, воодушевленный идеями освобождения казахских аулов из-под власти Кокандского ханства и присоединения всех казахских земель к России, отправился вместе с отрядом генерала Черняева на Ташкент. Однако недовольный действиями Черняева, которые, по-видимому, носили не освободительный, а завоевательный характер, Чокан летом того же года вернулся из похода в Верный. Прогрессирующая болезнь подтачивала здоровье Валиха- ханова, и он умер весною 1865 г. в ауле известного в то время султана Тезека.

Ранняя смерть помешала осуществлению научных и других замыслов замечательного казахского ученого и просветителя. В связи с преждевременной кончиной Валиханова известный русский востоковед Н. И. Веселовский писал: «Как блестящий метеор промелькнул над нивой востоковедения Чокан Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его феноменальное явление и ожидали от него великих и важных откровений о судьбе тюркских народов»123.

Круг интересов и знакомств Ч. Валиханова был чрезвычайно широк. В этой культурной среде Чокан учился и сформировался как ученый и мыслитель. Однако необходимо подчеркнуть определяющее влияние на формирование его мировоззрения социально-экономических и политических условий того времени. Годы учебы Валиханова в кадетском корпусе и последующее время, в течение которого протекала его служба, характеризуются для России как период, предшествовавший отмене крепостного права, период напряженной политической и идеологической борьбы, обострения социальных противоречий, период массовых и повсеместных крестьянских выступлений, расшатывавших и разрушавших крепостнические порядки. Происходившие в России политические и социальные процессы оказывали большое влияние на Казахстан, втягивали его все глубже в водо- ворот экономической, культурной и идейной жизни русского общества.

В этот переломный момент в экономическом и социальном укладе жизни России развертывалась литературно- издательская деятельность самых различных направлений, в том числе прогрессивного и революционно-демократического.

По свидетельству очевидцев, в период пребывания в Омске Валиханов, много читая, сумел собрать книги редких изданий.

Г. Потанин писал, что чтение развило в Чокане «критические способности, приложением которых он удивлял нас как в области нравственных вопросов, так и в области восточной филологии»124. «Если бы Чокан имел в киргизском народе читающую среду,— отмечали знавшие его деятели культуры,— он мог стать гением своего народа и положить начало литературному возрождению своих единоплеменников»125.

Но он прожил очень недолго, умер 30 лет от роду. За это короткое время Валиханов сумел написать ряд блестящих трудов по этнографии и географии, по общественно- политическим, религиоведческим и другим вопросам. Эти труды свидетельствуют, что их автор был глубоким и оригинальным мыслителем. В области науки он ставил перед собой обширную программу, но успел выполнить лишь ее незначительную часть. Для сбора материалов по различным отраслям знаний Ч. Валиханов «тщательно записывал предания, легенды и поэмы своего народа, изучал среднеазиатские наречия, дорогою ценою скупал древности, находимые туземцами в старых развалинах и могилах, с опасностью для жизни проникал в буддийские монастыри и доставал там редкие рукописи»126.

Часть рукописей Ч. Валиханова была обработана им самим при жизни и опубликована друзьями после его смерти. Эти материалы заняли объемистый том (XXIV) в трудах Русского географического общества. Главные работы Ч. Валиханова — описание путешествия в Кашгар, а также статьи: «Следы шаманства у киргиз», «Записка о судебной реформе у киргиз Сибирского ведомства», его «Записка № 1», «Записка № 2» и другие, вошедшие в указанный однотомник (1904 г.) .

В изданный в 1947 г. в г. Алма-Ате сборник «Статьи. Переписка» Ч. Валиханова, составленный X. Айдаровой, вошли отрывки из трудов просветителя, опубликованных до революции, и его переписка с друзьями. В 1958 г. вышли избранные произведения Ч. Валиханова в одном томе, объемом в 35 печатных листов. В 1961 — 1972 гг. АН КазССР было осуществлено академическое издание собрания его сочинений в пяти томах.

Задача исследователей состоит в том, чтобы глубоко и тщательно изучить это наследие, объективно раскрыть для современников все то, что внес Валиханов в науку.

В послевоенные годы творчество Валиханова привлекло внимание многих исследователей — историков, философов, филологов, юристов и других специалистов.

О Валиха-нове •написаны советскими учеными монографии и статьи. Его деятельность нашла оценку в учебниках, в «Истории Казахской ССР», в трудах по истории казахской литературы. Как мыслитель, Ч. Валиханов занял свое место в книгах по истории философии и в философской энциклопедии. В изучение жизни и деятельности Валиханова, его творчества внесли заметный вклад X. Айдарова, написавшая первую книгу о выдающемся ученом и просветителе, А. Маргулан, С. Булатов и др.

В книге «Из истории общественной мысли Казахстана второй половины XIX века» (Алма-Ата, 1957) пишущий эти строки посвятил большой ее раздел рассмотрению философских, социологических и социально-экономических взглядов Ч. Валиханова. В последующие годы в изданных работах ряда исследователей получили дальнейшее освещение различные аспекты творческого наследия казахского ученого-просветителя. Среди них заслуживает внимания монография М. К. Илюсизова «Экономические воззрения Чокана Валиханова» (М., 1960).

Вместе с тем следует, по нашему мнению, критически рассмотреть некоторые ошибочные взгляды на оценку деятельности Ч. Валиханова.

В 1956 г. проф. С. Я- Булатов выступил в печати с особой точкой зрения относительно социально-политического содержания творчества просветителя127. Объясняя отрицательное отношение просветителя к судебной реформе в Казахстане в 60-х годах прошлого столетия, автор утверждал, что Чо- кан был социалистом, революционным демократом, что он, подобно Чернышевскому, рассматривал «сохранение предпосылки перехода к формам социалистическим и коммунистическим»128. При этом проф. Булатов ссылался на следующее высказывание Ч. Валиханова: «Наконец, что всего важнее, формы нашего общественного развития находятся в том самом безыскусственном периоде, когда они представляют наибольшую аналогию с результатами высшего культурного развития. На этом основании все наши надежды на будущее»129.

Эта мысль, безусловно, заслуживает внимания, но не вытекает из общего духа творчества Валиханова, не подкрепляется прямо или косвенно другими его рассуждениями аналогичного рода.

После ряда критических выступлений С. Я- Булатов больше не отстаивал выдвинутого им тезиса. Однако в 1965 г. его гипотеза была полностью взята под защиту130. Авторы исследования политических взглядов Ч. Валиханова фактически ничего нового не добавили к тому, что было высказано С. Я. Булатовым по рассматриваемому вопросу. Их утверждения построены исключительно на догадках, предположениях, умозрительных конструкциях. Почти две трети своей книги ее авторы уделяют различным сведениям о том, где Валиханов бывал, с кем общался, был знаком или имел дружественные связи, но эти подробные сведения, по существу, не определяют характера его политических воззрений. Надо отдать должное авторам в том, что они собрали много довольно интересных материалов о жизни и деятельности знакомых и друзей Валиханова. Но эти материалы явно недостаточны для доказательства главных тезисов книги. Очевидно, авторам не удалось достичь основных целей потому, что метод их исследования и логика рассуждений не вполне отвечают научным требованиям.

Поскольку свои выводы они строят не на базе достоверных источников, а на предположениях, подгоняемых к заранее выработанной схеме, в их исследованиях немало элементов субъективизма. Часто авторы рисуют Чокана таким, каким бы они желали его видеть, забывая подчас о необходимости строго соблюдать в исследовании принцип партийности. Например, освещение основных этапов формирования личности Валиханова, как социалиста и револю- ционного демократа, авторы начинают с периода учебы Чо- кана в кадетском корпусе. По их мнению, чуть ли не с первых дней учебы Валиханову было свойственно «мыслить и действовать по-своему», «у него рано появились свои собственные взгляды на то, что «хорошо» и что «плохо». Такое раннее созревание мальчика они объясняют тем, что «домашнее воспитание юного Чокана в тех условиях было поставлено по своему великолепно»131.

В таком воспитании приняли участие отец Чокана — Чингис, царский полковник, произведенный в достоинство дворянина Российской империи, его бабушка — Айганым, которая, по словам самих авторов, придерживалась консервативных взглядов, его дядя по матери Муса Чорманов, также имевший чин полковника. Эти лица, верой и правдой служившие царю, находившиеся во власти консервативных представлений, возможно, и создали «великолепные» семейные условия для воспитания Валиханова. Но в каком духе, вот в чем вопрос? И какие «первые искорки размышлений» (о которых пишут авторы) могло возбудить у мальчика это семейное окружение?

Затем в рассматриваемой книге идет утомительная характеристика большого числа преподавателей кадетского корпуса. При этом не упускается из виду даже учитель богословия А. И. Сулоцкий. Более того, о последнем пишется как о человеке, оказавшем положительное влияние на Валиханова. Не исключено, конечно, что этот богослов по-своему содействовал формированию атеиста Ч. Валиханова.

Читатель далее не может не недоумевать по поводу вывода, к которому приходят авторы. Двенадцатилетний Чокан, приехавший в корпус из родного дома уже с «первыми искорками размышлений», после общения с множеством революционно настроенных воспитателей, по мнению наших оппонентов, оканчивает учебу с таким результатом: «Словом, Чокан Валиханов и Григорий Потанин, как представители первой части кадетов, покинули стены корпуса, можно сказать, с беспокойством в сердцах (курсив мой.— К. Б.). В то же время они сохранили уважение к особе монарха» (стр. 80). Чем же вызвано такое перевоплощение? Двенадцатилетний мальчик приехал в Омск уже с «искорками размышлений», а восемнадцатилетний выпускник кадетского корпуса оказывается охвачен всего лишь чувствами «беспокойства в сердце», причем сохраняет «уважение к особе монарха». Выходит, что казахские султаны и бабушка — вдова хана сильнее повлияли на Чокана, чем передовые русские интеллигенты? По-видимому, авторы не предполагали, что из их рассуждений может последовать такой вывод, но тем не менее к нему привела их странная логика. Поэтому утверждение авторов о том, что «Чокан Валиханов был последовательным демократом», так как для него «было характерно отождествление идей социализма с демократизмом» (стр. 178), оказывается чисто декларативным, бездоказательным.

Такая точка зрения относительно сущности политических воззрений Валиханова несостоятельна. Ч. Валиханов велик тем, что он создал за свою короткую жизнь, и не нуждается ни в приукрашивании, ни в захваливании. Беспристрастное научное исследование его творчества является лучшим средством раскрытия выдающихся заслуг замечательного казахского ученого и философа.

<< | >>
Источник: Бейсембиев К. Б.. Очерки истории общественно-политической и философской мысли Казахстана (дореволюционный период). Алма-Ата, «Казахстан». 428 с.. 1976

Еще по теме ГЛАВА IV МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЧОКАНА ВАЛИХАНОВА:

  1. ГЛАВА IV МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЧОКАНА ВАЛИХАНОВА
  2. Формирование мировоззрения.
  3. Социально-политические взгляды.