ПРЕДИСЛОВИЕ
Период после Великой Отечественной войны ознаменовался широким размахом исследовательской работы в различных областях философских наук, в том числе в области истории философии, особенно истории общественно-философской мысли народов СССР.
Повсеместно проводилась огромная и кропотливая работа по освоению философского наследия прошлого. Вышло в свет большое количество монографий, научных сборников и статей, защищено множество кандидатских и докторских диссертаций, посвященных проблемам дореволюционной общественно-философской мысли. В ряде союзных республик созданы обобщающие труды по этой отрасли философских знаний. В шеститомной «Истории философии» отведено соответствующее место истории философской мысли почти всех советских республик. Заканчивается издание пятитомной «Истории философии в СССР». Все это свидетельствует о больших успехах историко-философской науки в Советском Союзе.Немалый вклад в развитие марксистско-ленинской философии внесли философы Казахстана. По различным периодам и проблемам истории общественно-философской мысли республики ими написан целый ряд монографий, диссертаций, журнальных и газетных статей. Однако в этой сфере исследовательской работы имеются существенные пробелы. Во-первых, еще немало белых пятен, нерешенных проблем. Во-вторых, пока нет обобщающих трудов, охватывающих, если не всю историю, то по крайней мере более или менее длительные периоды.
Настоящее исследование преследует цель восполнить в какой-то степени существующий пробел. Сложности в созда- нии такого труда очевидны, хотя по данной проблеме имеются отдельные работы1.
В разработку ряда важнейших вопросов истории общественной мысли Казахстана, в частности философских, социально-политических взглядов казахских просветителей, внесли определенный вклад академики АН Казахской ССР Т. Тажибаев, А. Маргулан, казахстанские историки Т.
Еле- уов, X. Айдарова и др.Необходимо подчеркнуть большое научное значение исследований литературоведов, которые провели и продолжают вести большую собирательскую, исследовательскую и издательскую работу в области казахской литературы. На протяжении более чем полувековой истории Советского Казахстана многократно публиковались различные сборники, хрестоматии устно-поэтического творчества казахов, сказки, пословицы, поговорки, произведения поэтов-импровизаторов, собрания сочинений видных представителей дореволюционной казахской литературы; написаны монографии, очерки и научные статьи, охватывающие самые различные аспекты этой литературы.
Все это позволило литературоведам Казахстана создать многотомные обобщающие исследования по истории советской и дореволюционной казахской литературы. В их число по интересующему нас периоду входят три объемистых тома: первый охватывает «Казахское устное народно-поэтиче- ское творчество» под редакцией М. О. Ауэзова; второй — «Казахскую литературу конца XVIII и XIX веков» под редакцией К. Джумалиева; третий —«Казахскую литературу начала XX века» под редакцией И. Т. Дуйсенбаева, изданные издательством Академии наук Казахской ССР соответственно в 1960, 1961 и 1965 гг. В исследовании дореволюционного литературного наследия казахского народа большая заслуга принадлежит С. Муканову, Е. Исмаилову, Б. Кен- жебаеву, М. Габдуллину, М. Сильченко, Н. Смирновой. Ценность их работ для нас состоит в том, что они, рассматривая различные стороны творчества тех или иных личностей, так или иначе затрагивают и социально-политическое содержание их произведений, даже их философские взгляды, выступая здесь в качестве первопроходцев. Предприняв попытку написать историю общественно-философской мысли Казахстана, мы опирались и на труды наших литературоведов, использовав накопленные ими факты, но давая им во многих случаях собственную интерпретацию.
В процессе нашего исследования мы столкнулись с серьезными трудностями. Почти все казахские деятели культуры прошлого не были философами.
Если отдельные из них выступали своеобразными мыслителями своего времени, то, как правило, это мастера поэтического слова. Отсюда кое у кого из читателей может возникнуть сомнение, правомерно ли относить тех или иных акынов к представителям общественно-философской мысли казахов.Специфические социальные условия, своеобразие быта и образа мышления, отсталость культурной жизни выдвигали поэзию на передний план как наиболее приемлемую форму передачи народу даже философских размышлений. Ведь при отсутствии книгопечатания и почти поголовной неграмотности населения, чтобы оказать идейное влияние на людей с помощью слова, необходимо было излагать мысли в соответствующей художественной форме, воздействующей не только на умы, но и на чувства людей. Поэтическое слово сохранялось в народе посредством заучивания, устной передачи от человека к человеку, от одной группы людей к другой, от поколения к поколению. В таких условиях акын- поэт играл исключительную роль в духовной жизни дореволюционного казахского общества.
С. Муканов в одной из статей о Джамбуле отмечал, что в прошлом многие акыны выполняли роль не только поэта- певца, но и артиста, учителя, критика, вскрывающего недостатки, пороки своей эпохи, историка, рассказывающего о героизме прошлого. К этому можно добавить, что акыны нередко выступали также в роли мыслителей, толкователей явлений окружающей природной и социальной действительности, в связи с чем следует указать на своеобразные стихи — толгау — бессюжетные размышления, насыщенные образами, сочинявшиеся многими акынами. Наша задача состоит в том, чтобы исследовать в казах- ском устно-поэтическом творчестве особенности мировоззрения народа, имеющие, по нашему мнению, научно-познавательное и философское значение.
Нельзя создать историю общественно-философской мысли без достаточного выяснения социально-политической направленности мировоззрения представителей духовной культуры того или иного исторического периода. И здесь есть трудности. Казахские исследователи в ряде случаев не располагают достоверными источниками о творчестве даже самых признанных, популярных в народе акынов.
Зачастую они судят о характере их творчества на основе устных сведений, различных преданий, сохранившихся в народной памяти. Тут, безусловно, имеются риск, определенная опасность субъективно-ложной оценки творчества отдельных представителей культуры прошлого. Не случайно поэтому в научной литературе встречаются иногда противоречивые суждения в определении, например, классовой принадлежности некоторых акынов прошлого. В данной работе по спорным вопросам автор высказывает свою точку зрения.Исследование ставит задачу воспроизвести целостную и противоречивую картину истории развития казахской общественно-философской мысли, начиная с XV в. и завершая предреволюционными годами нашего столетия; дать как ее позитивное изложение, так и критический анализ реакционно-консервативных течений, руководствуясь при этом указаниями партии о необходимости бескомпромиссной борьбы со всякого рода отклонениями и извращениями в освещении истории культуры народов. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии Л. И. Брежнев вновь нацелил внимание исследователей на то, «чтобы последовательно соблюдались принципы партийности в науке»2, на необходимость изживать «отдельные проявления национализма и шовинизма, факты неклассового подхода к оценке исторических событий, проявления местничества, попытки воспевать патриархальщину»3.
При рассмотрении истории развития казахской социально-политической и философской мысли под прогрессивным влиянием русского народа мы исходим из этого программного положения. Только его принципиальное соблюдение позволяет исследователям правильно отразить эту историю.
Еще по теме ПРЕДИСЛОВИЕ:
- ПРЕДИСЛОВИЕ (переводчика)
- Предисловие
- Предисловие
- ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- Предисловие к русскому изданию
- Предисловие
- ПРЕДИСЛОВИЕ РЕДАКТОРА
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- ПРЕДИСЛОВИЕ
- Л. С. Выготский ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ КНИГИ В. КЕЛЕРА «ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕЛОВЕКОПОДОБНЫХ ОБЕЗЬЯН»1
- Предисловие к русскому изданию