>>

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Понимание определяется как категория, используемая в гносеологическом, онтологическом, коммуникативном и образовательно-педагогическом аспектах. Проблема понимания актуализировалась в разных традициях: в герменевтике, аналитической

философии, феноменологии, экзистенциализме.

Прояснение проблемы понимания осуществлялось разными способами, посредством синтаксических, семантических и прагматических конструкций.

При давности традиции исследования феномена понимания недостаточно обращалось внимание на то, что актуальной является попытка подойти к пониманию через акты интуиции и рефлексии. Некоторые философы видели связь интуиции и рефлексии с пониманием, но мало писали о том, как именно эти акты соотносятся друг с другом. Использование в философской литературе понятий «интуитивное понимание» и «рефлексивное понимание» выявляет необходимость определения методологических границ применения указанных актов.

Одним из проявлений актуальности предлагаемой темы становится проблема синтеза интуитивного и рефлексивного в понимании, особенно в связи с междисциплинарным характером современного знания. Научные открытия в границах одной науки быстро устаревают, поэтому необходимо, чтобы было возможно взаимопонимание в форме синтеза знаний. С такой точки зрения актуальным является исследования интуитивных гипотез и научной рефлексии в качестве конвенций.

Степень разработанности проблемы. Проблема понимания имеет традиционную важность в герменевтике. Протогерменевтику можно обнаружить в текстах античных классиков Платона и Аристотеля. В дальнейшей экзегетической традиции у Филона Александрийского, Климента Александрийского, Оригена, Иустина Философа и других можно найти дальнейшую разработку способов понимания. Становление герменевтики как раздела философии, в которой понимание играет роль методологии, идет от Ф. Шлейермахера, после него такой методологический подход разрабатывался в философии В.

Дильтея, Э. Бетти и других. Место понимания в философской герменевтике отражено в трудах М. Хайдеггера, Х.-Г. Гадамера, П. Рикёра. К феноменолого-герменевтическому направлению в исследованиях понимания можно также отнести труды К.-О. Апеля, Э. Левинаса, В.В. Розанова, Г.Г. Шпета, А. Шюца и других. Для анализа хайдеггеровской концепции онтологии понимания были использованы разработки А.В. Ахутина, В.В. Бибихина, П.П. Гайденко, В.Г. Кузнецова, В.И. Молчанова, Н.В. Мотрошиловой, Е.В. Фалёва.

Исследование проблемы понимания в рамках аналитической философии получило свое развитие в работах Ф.Р. Анкерсмита, Л. Витгенштейна, Д. Дэвидсона, Г.Х. фон Вригта, У. Куайна, Дж. Сёрла и других авторов.

Несмотря на утверждающиеся в рамках упомянутых традиций принципиально различные эпистемологические основания, в конце XX и начале XXI века можно наблюдать взаимный интерес философов к таким проблемам, как анализ языковых средств и выражений, проблемы перевода, соотношение метода объяснения и понимания, исследование проблем значений, языка науки. Можно назвать Ф.Р. Анкерсмита, К.-О. Апеля, Р. Брэндома, Д. Мак-Доуэла, Р. Рорти, Ю. Хабермаса и других философов, которые развивали идеи, синтезирующие идеи аналитического и герменевтического подходов. С применением герменевтических методов к языку науки Дж. Сёрла, Е.Н. Шульги и другими разрабатываются гипотезы искусственного интеллекта, а также некоторые логические проблемы.

В отечественной философии и методологии науки проблема понимания освещена в работах Н.С. Автономовой, С.С. Гусева, В.А. Лекторского, Б.И. Липского, Б.В. Маркова, С.В. Никоненко, Г.И. Рузавина, Г.Л. Тульчинского, В.П. Филатова, А.Г. Чернякова, Е.Н. Шульги, других авторов.

Можно выделить в особую тему разработку событийности понимания, сформулированного в трудах М.М. Бахтина, В.В. Бибихина, В.С. Библера, М.К. Мамардашвили.

Также в диссертации были задействованы результаты критических и аналитических исследований В.В. Бибихина, В.П. Бранского, Л. Витгенштейна, П.П.

Гайденко, У. Куайна, В.Г. Кузнецова, В.И. Моисеева, В.И. Молчанова, Н.В. Мотрошиловой, С.Д. Пожарского, Р.В. Светлова, М.Е. Соболевой, А.Г. Чернякова и других авторов.

Для определения места и роли рефлексии в феномене понимания были использованы труды таких философов как Г.В.Ф. Гегель, В.Г. Горохов, Э. Гуссерль, Р. Ингарден, И. Кант, В.И. Коротких, Э. Левинас, Г.В. Лейбниц, В.А. Лекторский, Б.И. Липский, Н. Лобковиц, А.Ф. Лосев, М.К. Мамардашвили, Н.В. Мотрошилова, Д.О. Парамонов, П. Рикёр, М.А. Розов, Ю.М. Романенко, В.В. Савчук, М.Е. Соболева, В.С. Степин, М. Фуко, А.Г. Черняков, О.А. Чулков, М.Н Эпштейн и других авторов.

Выявление значения феномена интуиции представлены в трудах таких мыслителей как В.Ф. Асмус., Г. Башляр, А. Бергсон, Э. Гуссерль, Р. Декарт, Ж. Делез, А.С. Кармин, С.Л. Катречко, И.И. Лапшин, Э. Левинас, А.Ф. Лосев., Н.О. Лосский, К. Поппер, Ю.М. Романенко, Р. Рорти, А.Э. Савин, В.Н. Сагатовский,

В.В. Семёнов, Я.А. Слинин, А. Шюц, D.J. Chalmers (Д. Чалмерс), A.I. Goldman (Э. Голдман), J. Earlenbaugh (Дж. Ирленбог), M. Fedyk (М. Федик), H. Kornblith (Х. Корнблит), B. Molyneux (Б. Молинье), S. Nichols (Ш. Николс), E. Sosa (Э. Соса), J. Ulatowski (Дж. Улатовский) и других авторов.

Объектом исследования является процесс человеческого понимания с онтологической и гносеологической точек зрения.

Предмет исследования - структура понимания, зависящая от определения в ней роли интуиции и рефлексии.

Цель исследования заключается в анализе онтологических и гносеологических характеристик многомерного процесса понимания. Достижение

данной цели предполагает прояснение возникновения, функционирования и соотношения актов интуиции и рефлексии в понимании.

Исходя из этой общей цели, предполагается решение следующих задач:

- осуществить гносеологическую реконструкцию для определения места интуиции, рефлексии и понимания в структуре философского знания;

- указать основания, определяющие интуицию и рефлексию как имманентные формы понимания;

- определить, что представляет собой интуиция и рефлексия в целостном понимании, какова природа такого целого и как оно формируется.

Новизна диссертационного исследования состоит в том, что интуиция и рефлексия рассматриваются как элементы структуры понимания. Эта структура анализируется через призму категорий целого и части, субъекта и объекта. Показано, что в понимании осуществляется синтез интуиции и рефлексии.

- Выявлено, что структура герменевтического круга, представляющего собой акт понимания, имеет своим центром интуитивное схватывание целого, а рефлексия выступает методом связи частей данного целого.

- Обосновано, что интуиция и рефлексия, синтезом которых является целостный акт понимания, есть не только познавательные методы, но и, с онтологической точки зрения, - способы бытия человека.

- В прикладном плане выделены и проанализированы междисциплинарные научные функции интуиции и рефлексии в информационном, генетическом, медицинском аспектах.

Теоретическая значимость исследования. В диссертации разработаны онтологические и гносеологические модели интуиции и рефлексии в теории понимания, которые могут быть применены в практике социальной коммуникации, сфере образования, прикладных научных исследованиях.

Практическая значимость исследования. Положения и полученные результаты можно использовать при разработке учебных методических материалов для курса «Философия», а также при подготовке спецкурса по теории понимания.

Методология и методы исследования. Методология исследования включает в себя такие формы, как: герменевтический анализ, диалектический метод, структурный анализ, феноменологическая редукция, этимологический анализ и другие. Теоретико-методологической базой диссертационного исследования являются классические труды В. Дильтея, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Х. Г адамера, П. Рикёра и других.

| >>
Источник: Артемьев Тимур Мурманович. Интуиция и рефлексия в понимании. 2014

Еще по теме ВВЕДЕНИЕ:

  1. Введение
  2. Введение, начинающееся с цитаты
  3. 7.1. ВВЕДЕНИЕ
  4. Введение
  5. [ВВЕДЕНИЕ]
  6. ВВЕДЕНИЕ
  7. Введение Предмет и задачи теории прав человека
  8. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ПЕРВОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  9. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ТРЕТЬЕЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  10. ВВЕДЕНИЕ,
  11. ВВЕДЕНИЕ