<<
>>

Выводы главы 3

Реальность апостериорной интуиции осуществляется в интенции на слитый в одно целое образ субъекта с объектом. Этот процесс предполагает созерцание возможных связей между разобщенными ранее идеями.
Новая гипотеза проверяется рефлексивными процедурами, с сохранением в снятом виде (в гегелевском смысле) проверенной старой теории. Понимание, снимая (в гегелевском смысле) противоречия между интуицией как тезисом и рефлексией как антитезисом, синтезирует эти данные. В понимании задействуются акты тождества, различия и сравнения. Интуиция, как и понимание, связывает образы с понятиями, но связь интуиции отличается от связи в понимании и носит вневременной, моментальный характер. При этом роль интуиции в понимании заключается в схватывании целого в образно-понятийных, языковых компетенциях.

В языке истина проявляется в договоренностях, поскольку договаривающиеся о смысловом употреблении терминов корректируют ошибки предрассудков и убеждений. Таким конвенциям способствует рефлексия о словах языка. Рефлексируя над переводом философы осуществляют интерпретацию, таким образом, рефлексия способствует пониманию. Для самопознания и развития необходимы интерсубъективные взаимоотношения, умение корректировать собственные убеждения и оценивать себя с позиции Другого. Роль рефлексии в понимании состоит в подтверждении и коррекции связи между субъектом и объектом и другими субъектами.

Некоторые формы понимания рефлексивны, такова интерпретация. Такие формы как схватывание и вчувствование - интуитивны. Формы понимания связывают чувства и мысли. Понимание - это связь разнообразных форм понимания, которые состоят в отношениях друг с другом как часть и целое. Такая связь образуется согласно принципу герменевтического круга. В акте понимания связываются части и целое в другое целое, которое само в свою очередь является частью иного целого. При этом каждая предстоящая форма понимания в герменевтическом круге является необходимой, но не достаточной для последующей. Понимание - это всегда открытие нового, поэтому для понимания нужно следовать методам, применяемым в процессах изобретения исследователями. Эти методы характеризуются следованию как от частей к целому, так и от целого к частям.

Онтологическое понимание связывает Единое со многим посредством речи и языка. Абсолютное понимание - это синтез всех связей между Единым, целым и частями, где частями выступают субъекты и объекты. При этом целое познается интуитивно, многообразное рефлексивно. Понимание - это установление взаимосвязей между множеством субъективных переживаний, интуитивных убеждений и рефлексивно апробированных опытных действий.

<< | >>
Источник: Артемьев Тимур Мурманович. Интуиция и рефлексия в понимании. 2014

Еще по теме Выводы главы 3:

  1. Глава 8. Теория доказательства: пропозициональные правила
  2. Глава 9. Конструктивные и неконструктивные выводы
  3. Глава 13. Гипотетико-дедуктивный метод
  4. ГЛАВА II О БЕСПОЛЕЗНОСТИ АБСТРАКТНЫХ СИСТЕМ
  5. ГЛАВА ТРЕТЬЯ ДОГМАТИКО-МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ
  6. Глава 13. Республика в кризисе. Ноябрь 1937 года – апрель 1938 года
  7. КРАТКИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ
  8. Глава 9. Роль силы нервной системы в реакции организма на раздражители возрастающей интенсивности
  9. Глава 26 ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТРУДНОСТИ ПРОЦЕССА СБОРКИ СОВЕТСКОГО НАРОДА
  10. ГЛАВА VII
  11. Глава 15 ОТ КОЛДОВСТВА К НАУКЕ
  12. ГЛАВА II МЕРА САМОЭКСПЛУАТАЦИИ ТРУДОВЫХ СИЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ СЕМЬИ. ПОНЯТИЕ ВЫГОДНОСТИ В ТРУДОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ
  13. ГЛАВА III ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА
  14. ГЛАВА 4. ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНЦЕПТА HOMO AESTHETICUS
  15. Выводы главы 1
  16. Вывод §2 главы 2.
  17. Выводы главы 2
  18. Выводы главы 3
  19. Выводы главы 1