<<
>>

Коллективные представления о подобающей деятельности человека

С представлениями о человеческой природе тесно связаны представления о том, как должен действовать человек в тех или иных обстоятельствах. Поведение группы как целого определяются соответствующими представлениями, существующими на уровне группы.
При проведении кросс-культурных исследований было выявлено несколько существенно отличных друг от друга установок. Установка на действие Клакхон и Спгродтбек (Kluckhohn and Strodtbeck, 1961) в своем сравнительном ис следовании обращают внимание на то, что одной из полярных позиций является установка надействие, которая тесно связана: (1) с представлением о том, что природа контролируема и управляема; (2) с прагматическим отношением к реальности; (3) с верой в возможность человеческого совершенствования. Иными словами, люди, сориентированные таким образом, считают, что человек должен отслеживать происходящее и активно вмешиваться в него. Именно эта ориентация характерна для Америки и американских менеджеров, что нашло отражение во фразе времен Второй мировой войны «Можно сделать» («Сап do») и в ключевых американских выражениях типа «нет проблем» или «делать дело». Невозможное отличается от возможного тем, что для его достижения требуется несколько больше времени, — таков основной принцип идеологии американского бизнеса. Я избрал для одной из описываемых мной организаций псевдоним «Action», поскольку действие является одним из основных принципов, исповедуемых ею. Если вы испытываете какие-то трудности, сделайте что-нибудь, решайте проблему, наконец, привлеките к ее решению других, но действуйте и сами, не пускайте все на самотек. При установке надействие особый акцент ставится надостижении цели, эффективных действиях и энергичных изысканиях, вследствие чего ряд авторов ассоциирует действенную установку с греческим богом Прометеем (Morris, 1956). Хэиди (Handy, 1978) описывает два типа организаций, имеющих выраженную установку надеятельность. Первый тип, ассоциируемый с Афиной, сфокусирован надостижении цели; другой тип, соотносимый с Зевсом, направлен на установление надлежащих отношений и усиление собственного влияния путем активного создания политических альянсов и усиления персональной харизмы. Эти типологии помогают нам выделить несколько вариантов организационной ориентации, но они в силу своего общего характера вряд ли могут использоваться для определения культур конкретных организаций. Все организации, с которыми мне доводилось иметь дело, обладали особым, присущим только им набором представлений, которые не укладывались в рамки типологических схем, созданных теоретиками. Установка на существование Противоположный полюс выражен установкой «на существование», которая тесно связана с представлением о всемогуществе природы и подчиненной роли человека. Такая установка исполнена известного фатализма: поскольку человек не способен влиять на природу, он должен принимать все происходящее с ним как должное. Хэнди именует этот тип организации «дионисийским».
Такие организации имеют экзистенциальную установку, при которой акцент делается прежде всего на «здесь и сейчас», на чувствах индивида и на приятии всего происходящего. Организации, работающие с такой ориентацией, ищут нишу, в которой они могли бы существовать. Они пытаются как-то приспосабливаться к окружающей среде, а не владеть ею или ее частью. Установка на существование-становление Третья установка, занимающая промежуточное положение между полю сами действия и существования, именуется «существованием в становлении», основанным на идее того, что индивид может придти к гармонии и совершенному союзу с природой путем всемерного развития собственных способностей. Посредством уединения, медитации и контроля за функциями, поддающимися контролю (примером могут служить чувства и некоторые физиологические функции), человек может достичь полного развития и самоактуализации. Особое внимание уделяется тому, чем человек в данный момент является, а не тому, чем он может стать, определенному уровню развития, а не совершению конкретных действий или достижению конкретных целей. Короче говоря, «при установке на существование- становление делается особый акцент на активности, цель которой состоит в развитии всех аспектов человека, рассматриваемого в этом случае как единое целое» (Kluckhohn and Strodtbeck,196\, p. 17). В типологии, предложенной Хэнди (Handy, 1978), подобная ориентация более всего соответствует тому типу организаций, которые ассоциируются у него с Аполлоном. «Аполлоническая» организация придает особое значение иерархии, правилам, четко заданным нормам и прочим средствам, позволяющим людям обуздывать и контролировать свои «естественные» импульсы и желания и тем самым обеспечивающим возможность совершенствования. Несомненно, подобный подход исходит из представления о том, что базовые импульсы человека опасны и потому должны контролироваться им. Другой вариант той же установки исходит из представления, что все присущие человеку функции, чувства и импульсы естественны и подлинное развитие должно исходить из принятия всех названных проявлений, а не подавления одних ради других. Актуальность этой характеристики становится наиболее очевидной при рассмотрении позиций и норм организации в отношении выражения эмоций. В европейском филиале американской многонациональной компании старшие менеджеры жаловались на то, что им не удается найти компетентных местных управляющих, которые могли бы войти во внутренний совет директоров. Наблюдая за ходом собраний, посвященных проблемам текущего планирования и управления, я обратил внимание на то, что французских и итальянских менеджеров зачастую считают излишне эмоциональными, вследствие чего их редко назначают на высшие должности. Судя по всему, в этой организации считали, что непременным свойством хорошего управ- ленцаявляется бесстрастность (впоследствии я узнал, что такое представление превалировало в американской штаб-квартире этой организации). Ориентация на деятельность и определение ролей Один из элементов ориентации на деятельность, приобретающий в последнее время особое значение, связан с основополагающими представлениями о природе работы и отношениях между работой, семьей и личными делами. Согласно одним представлениям основой всего является работа, согласно другим — семья, согласно третьим — личные интересы, а кто-то может считать, что возможна и желательна некая комбинация трех названных начал (Baylin, 1978, 1982; Schein, 1978, 1990а). Если участники данной организации имели какие-то иные представления о природе трудовой активности и ее относительной важности в ряду других видов деятельности, различия эти проявляли себя в разочаровании и нарушении нормальной коммуникации. Необходимо рассмотреть и вопрос о связи принятой индивидом установки на деятельность с его полом. Хофстеде (Hofstede, 1980) вводит в свое исследование параметр, именуемый им «мужественностью», отражающий степень различия мужской и женской ролей в данной культуре. Этот показатель оказался максимальным в Японии, Австрии и Венесуэле и минимальным в Дании, Норвегии, Швеции и Нидерландах. Соединенные Штаты оказались примерно в середине кривой, характеризующей значение этого показателя в разных странах мира. Как было замечено при рассмотрении представлений о человеческой природе, ценность всех типологий такого рода минимальна постольку, поскольку они основаны на специфически западных представлениях, в которых собственная личность рассматривается отдельно от прочих аспектов общества и природы. В частности, принятые нами концепции мужских и женских ролей и раздельное рассмотрение работы, семьи и личных интересов могут оказаться совершенно чуждыми для дру гих культур. Соответствующие представления о природе и деятельности человека, характерные для других культур, могут показаться западному человеку совершенно непонятными. В ходе болезненного процесса развития общественного сознания в Америке мы видели, что определенные тендерные и расовые представления казались своим носителям настолько самоочевидными, что приводили к дискриминации, в основе которой лежали существующие стереотипы. Внутрикультурные конфликты такого рода и непроясненность ролей во многом определяли тематику проводимых исследований (Martin, 1991). Отношения организации с внешней средой Каждая группа со временем вырабатывает собственную позицию относительно природы или внешнего окружения,— она может стремиться к покорению и установлению контроля над природой (западная традиция), к достижению гармонии с природой (характерная особенность многих восточных религий и сообществ) или к полному подчинению себя ее требованиям (ряд южноазиатских религиозных школ и сообществ). На организационном уровне это базовое представление проявляет себя как отношение группы к внешним аспектам более общей культуры, в рамках которой она существует. Считает ли группа возможным изменение внешних условий своего бытия, стремится ли она к гармонизации своих отношений с окружающей средой посредством улучшения собственной ниши или же считает, что должна подчиниться внешней среде и занять любое место, которое ей предоставят? В данном случае мы говорим о представлении, лежащем в основе главной задачи, в ядре миссии организации, ее базовых функциях, которые могут, как провозглашаться, так и являться скрытыми, латентными. Если представления организации на этом уровне не совпадают с реалиями внешней среды, то рано или поздно встает проблема ее выживания во внешней среде. Соответственно при рассмотрении организацией вопросов стратегии ей следует обратить особое внимание на исходные представления о внешнем мире, с которыми должны сообразовываться как организационные цели, так и средства их достижения.
<< | >>
Источник: Шейн Э. X.. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. — СПб: Питер. — 336 с: ил. — (Серия «Теория и практика менеджмента»). 2002
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме Коллективные представления о подобающей деятельности человека:

  1. Коллективные представления о природе человека
  2. Коллективные представления о миссии и стратегии
  3. Коллективные представления о природе пространства
  4. Коллективные представления о природе времени
  5. Коллективные представления о природе реальности и истине
  6. Коллективные представления о природе человеческих отношений
  7. Коллективные представления о критериях оценки результатов
  8. Коллективные представления о стратегии коррекции и восстановления
  9. Коллективные представления о средствах достижения поставленных целей
  10. Коллективные представления о конкретных целях, определяемых основной миссией организации
  11. 5. Формы коллективной творческой деятельности
  12. Глава 7 Представления о человеческой природе, деятельности и общении
  13. 2. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ВОЛИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
  14. МОЛИТВА-ЗАКЛИНАНИЕ НА ДИАВОЛА И НА НЕЧИСТЫЙ ДУХИ КО ВСЕМ СВЯТЫМ; КАКУЮ ПОДОБАЕТ ЧИТАТЬ, ИМЯ СВОЕ НАЗВАВ
  15. VI. Гидросфера. Влияние деятельности человека
  16. 1. Компьютер как орудие деятельности человека
  17. Часть III. Геосферы Земли и деятельность человека
  18. 2. Биотическое управление экосферой и роль деятельности человека
  19. VI. 3.2. Деятельность человека, влияющая на состояние океанов и морей
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -