<<
>>

Коллективные представления о природе пространства

Проблемы определения и использования пространства относятся к числу самых тонких аспектов организационной культуры, поскольку представления о пространстве, подобно представлениям о времени, считаются, как правило, чем-то самоочевидным и потому не подвластным сознанию.
В то же самое время при нарушении этих представлений (что зачастую происходит при столкновении представителей различных культур) возникают очень сильные эмоциональные реакции. Они вызываются прежде всего вследствие того, что пространственные представления имеют ярко выраженное символическое значение, отражением которого является расхожая фраза «Не стойте у меня на пути». Холл (Hall, 1966) указывает, что в некоторых культурах при движении человека в определенном направлении пространство, находящееся непосредственно перед ним, уподобляется его собственности, вследствие чего появление других людей в этой пространственной области воспринимается как посягательство на эту собственность. При проектировании офисов дизайнеры связывают местоположение и площадь тех или иных рабочих мест с позицией в организации и статусом работников, для которых эти места будут предназначены. Таким образом, концепция пространства требует более обстоятельного анализа. Пространство, так же как и время, может анализироваться с различных позиций. Расстояние и размещение Пространство обладает, как физическим, так и социальным значением (Van Maanen, 1977). Одним из условий скоординированной социальной активности является принятие коллективных представлений о значении размещения физических объектов в пространстве, а также о собственной пространственной ориентации относительно других членов группы. Определение собственного положения относительно других участников группы является символическим выражением статуса, социальной дистанции и членства в группе. Например Холл (Hah, 1966) отмечает, что в США существует высокая степень единодушия в отношении четырех типов «нормальной дистанции», и по каждому из них имеется согласие в отношении того, что надлежит считать «близостью» и «дистанцией». 1. Интимная дистанция. Среди людей, находящихся в очень близких отношениях, контакт и касание воспринимаются как проявления этой близости; расстояние же от шести до восемнадцати дюймов считается дистанцией. Социологи называют эту область интимной сферой индивида, которая очерчивает пространство, в которое мы допускаем лишь тех людей, с которыми нас связывают близкие, доверительные отношения. 2. Персональная дистанция. Расстояние от восемнадцати до тридцати дюймов соответствует близости, два-четыре фута — дистанции. Это та область, в которой мы беседуем с другими индивидами, пусть при этом мы находимся в толпе или на вечеринке. Это расстояние позволяет не повышать голоса при разговоре, сопровождаемом, как правило, интенсивным визуальным контактом. Для того чтобы убедиться в значимости этой дистанционной нормы, вам достаточно вспомнить, что бывает на вечеринках, когда представитель другой культуры, характеризуемой более тесной персональной дистанцией, чем в США, переходит «грань допустимого».
Мы пытаемся дистанцироваться от этого человека, однако тот буквально наступает на нас, сообразуясь с собственным понятием о необходимой дистанции. В конце концов, мы чувствуем себя загнанными в угол и пытаемся объяснить возникшую ситуацию личными особенностями собеседника или какими-то иными, не относящимися к делу причинами, в то время как единственной причиной происходящего является различие понятия персональной дистанции в двух данных культурах. 3. Социальная дистанция. Расстояние в четыре-семь футов соответствует близости, семь-двенадцать футов — дистанции. Социальная дистанция определяет наш тон при общении сразу с несколькими собеседниками, будь это обед или семинар; как правило, при этом мы несколько повышаем голос и не фокусируем внимания на каком-то отдельном лице. Мы сканируем взглядом группу собеседников или же смотрим в пол или на потолок. Проектировщики помещений для проведения семинаров или столов для заседаний должны учитывать названные нормы, если они хотят, чтобы эти помещения соответствовали своей цели. Если же мы хотим встречаться в менее формальной обстановке и более тесно общаться друг с другом, комната должна иметь другие, меньшие масштабы. 4. Публичная дистанция. Расстояние в двадцать-двадцать пять футов соответствует близости, большее расстояние — дистанции. На этом расстоянии аудитория представляется однородной, нам приходится повышать голос еще сильнее или прибегать к помощи микрофона. Глаза совершают некие систематические движения, взгляд не зафиксирован ни на ком: это бывает, скажем, во время чтения доклада. Ощущение дистанции имеет биологическую основу. Животные четко определяют безопасную дистанцию (дистанцию, исключающую возможность внезапного нападения). Если животным становится тесно, они начинают вести себя ненормально. Давка является верным средством пробуждения аномальной агрессии и у людей. Соответственно большинство культур имеет четкие правила определения персональной и интимной дистанции посредством ряда приемов, называемых Холлом сенсорным экранированием. Мы используем перегородки, стены, звуковые преграды и другие физические устройства, кроме того мы используем визуальный контакт, положение тела и другие, находящиеся в нашем распоряжении, средства для того, чтобы известить других об уважительном отношении к их персоне (Goffman, 1959; Hatch, 1990; Steele, 1973,1981). Помимо прочего, Холл говорит и о дистанции вмешательства, т. е. о расстоянии, на котором должен находиться от ведущих разговор людей человек, не желающий нарушать частного характера беседы, но извещающий о своей готовности вступить в него при первом удобном случае. В некоторых культурах, включая и нашу, под вмешательством обычно понимается вступление в разговор, в то время как в других культурах даже попадание в поле зрения другого человека уже может рассматриваться как своеобразное вмешательство в его дела. В таких культурах особую символическую значимость приобретают физические преграды, такие как перегородки без окон, отделяющие отдельные кабинеты от системы коридоров и друг от друга (Hall, 1966). На организационном уровне ясно видно отличие соответствующих представлений компаний Action и Multi о пространстве. Action избрала систему открытых офисных помещений с низкими перегородками. Multi же остановилась на коридорной системе, при этом тяжелые двери кабинетов было принято закрывать, а не оставлять открытыми. Символика пространства Организации разрабатывают нормы, сколько пространства должно приходиться на каждого конкретного работника и каким должно быть соответствующее пространство. Они обладают также различными представлениями о роли пространственного фактора при выполнении работы. В большинстве организаций кабинеты с лучшим расположением и видом из окон резервируются для лиц с высшим статусом. В некоторых организациях пространственное размещение является символьным выражением существующей системы статусов. Размер кабинета, качество мебели и даже отделка стен позволяют судить о ранге занимающего данный кабинет лица. Что касается компании Action, всячески стремившейся к снижению роли статусов и привилегий, то там лучшие места отдавались под конференц-залы. Работники, имеющие высокий статус, занимали внутренние помещения, что позволяло конторским служащим и секретарям занимать места у окон. Вопрос о том, как должны выглядеть те или иные рабочие места, решался самими занимавшими эти места работниками. Размещение, специфика помещений, архитектурное решение, элементы декора, мебель, т. е. визуальная пространственная составляющая, может меняться от организации к организации, будучи отражением глубинных ценностей и представлений, присущих более широкой культуре и ключевым фигурам организации. Поскольку здания и окружающее их пространство доступны для визуального восприятия и обладают высокой степенью постоянства, организации стремятся символически выразить в них свои основополагающие ценности и представления. Физический уровень не просто обладает такой символической функцией, но зачастую используется для направления в определенное русло поведения сотрудников организации, превращаясь, благодаря этому, в мощное средство выработки и поддержания определенных норм (Berg and Kreiner, 1990; Gagliardi, 1990; Steele, 1973, 1981). Например, компания Action отличалась высокой степенью географической децентрализации и неизменно избирала для себя недорогие, скромные, невысокие здания. Открытая офисная система содействует поддержанию высокого уровня коммуникации сотрудников и символизирует собой эффективность и экономность избранных подходов. Потребность в коммуникации подчеркивалась и наличием развитой системы транспорта, свидетельствующей о том значении, которое придается собраниям и общению сотрудников. Для этой цели Action использовала специальное автобусное сообщение, охватывавшее все основные корпуса компании, для связи же с отдаленными ее филиалами использовался особый вертолет. В Multi же работу считали личным делом каждого, вследствие чего компания стремилась занять максимально возможные площади, организовывала отдельные столовые для работников разного ранга и превращала свои административные корпуса в некоторое подобие крепостей. Язык тела Один из наиболее тонких моментов использования пространства состоит в том, как мы используем жесты, положение тела и другие физические средства для передачи нашего восприятия происходящего в определенной ситуации и для общения с другими лицами, участвующими в ней. Проще говоря, то, рядом с кем мы сидим, встречи с кем мы пытаемся избежать, с кем мы сталкиваемся, с кем раскланиваемся и тому подобное, не может не влиять на наше восприятие относительного статуса и степени близости. Социологи установили, что существуют еще более тонкие восприятия, влияющие на наше глубинное отношение к происходящему и на наши представления о том, как нам надлежит действовать в той или иной ситуации (Goffman, 1967; Van Maanen, 1979b). Ритуалы выражения уважения, связанного с взаимоотношениями по иерархии, приводит к физическому и временному упорядочиванию поведения, выражающемся в том, что подчиненный точно знает, где ему следует сидеть во время собрания, когда и как он может выражать свое несогласие с руководителем и т. д. Руководитель, со своей стороны, знает, что он должен сидеть во главе стола и определять ход собрания. Только лица, входящие в организацию, способны понять подлинное значение этих приемов использования пространства/времени, что лишний раз заставляет нас вспомнить о том, что пространственные и временные феномены и приемы — это культурные артефакты, с трудом поддающиеся дешифровке, если мы не располагаем дополнительными данными, полученными в ходе опросов участников организации и наблюдения за ними. Использовать при этом собственные культурные «очки» для интерпретации увиденного крайне опасно, примером чего может служить моя ложная оценка того, что происходило на собрании работников одной английской компании, о чем мы уже говорили выше.
<< | >>
Источник: Шейн Э. X.. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. — СПб: Питер. — 336 с: ил. — (Серия «Теория и практика менеджмента»). 2002
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме Коллективные представления о природе пространства:

  1. Коллективные представления о природе человека
  2. Коллективные представления о природе времени
  3. Коллективные представления о природе человеческих отношений
  4. Коллективные представления о природе реальности и истине
  5. Коллективные представления о миссии и стратегии
  6. Коллективные представления о подобающей деятельности человека
  7. Коллективные представления о критериях оценки результатов
  8. Коллективные представления о стратегии коррекции и восстановления
  9. Коллективные представления о средствах достижения поставленных целей
  10. Коллективные представления о конкретных целях, определяемых основной миссией организации
  11. Глава 6 Представления о реальности, истине, времени и пространстве
  12. Представления о природе до Эриугены
  13. IT: представления о человеческой природе и обучении
  14. Глава 7 Представления о человеческой природе, деятельности и общении
  15. Д. Мак-Фарленд ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРИРОДЕ СЛОЖНОГО ПОВЕДЕНИЯ1
  16. 3.3.2. СТОРОНЫ ДВИЖЕНИЯ: ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ 332.1. ПРОСТРАНСТВО
  17. Общеметафизический аспект понятия представления Функция представления в самосознании абсолюта по Гегелю
  18. тора: пространство правовое и пространство духовное
  19. Вера есть свобода и блаженство души в себе самой. Душа, осуществляющая и объективирующая себя в этой свободе, иначе - реакция души против природы проявляется в произволе фантазии. Поэтому предметы веры необходимо противоречат природе и разуму, поскольку он представляет природу вещей.
  20. Часть II Ваша природа - ваше я? Глава 4 Темперамент - это судьба? Природа, воспитание и теория орхидеи
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -