<<
>>

Коллективные представления о природе реальности и истине

Фундамент любой культуры слагается из представлений о том, что является реальностью, и о том, каким образом можно прийти к ней или определить ее. Эти представления, разумеется, соотносятся с представлениями о человеческой природе и человеческих взаимоотношениях, однако, особое внимание в данном случае обращается на то, как члены группы отбирают нужную им информацию, интерпретируют ее и приходят к заключению о достаточности ее для принятия того или иного решения, влекущего за собой определенные действия. К примеру, как я уже отмечал несколько раз, в Action Company реальность и истина находятся в ходе дебатов и определяются некими прагматическими критериями. Если объективная проверка идеи оказывается невозможной или затруднительной, идея подвергается всестороннему критическому рассмотрению. В Multi Company куда большее внимание уделяется результатам лабораторных исследований и мнению опытных высококвалифицированных специалистов. Обе компании существуют в условиях западной культуры, ориентирующейся на науку и рациональное знание. Для дальнейшего анализа этой проблемы нам придется рассмотреть ее на различных уровнях. Уровни реальности Под внешней физической реальностью понимаются предметы и явления, имеющие объективные или, согласно западной традиции, «научные» критерии оценки. Например, если два человека разойдутся во мнениях о том, разобьется или нет некий стеклянный предмет, они могут разрешить эти недоумения, ударив по нему молотком (Festinger, 1957). Если два менеджера станут спорить, с каким из продуктов им следует выйти на рынок, они могут решить свой спор в условиях пробного маркетинга, задавшись определенными критериями. С другой стороны, если два менеджера не сойдутся во мнениях о том, следует ли использовать фонды корпорации для проведения какой-либо политической кампании, они вынуждены будут констатировать, что этот конфликт не может быть разрешен на уровне внешней физической реальности. Различные культуры имеют различные представления о том, что представляет собой внешняя физическая реальность. Во многих культурах ряд явлений, относимых нами к духовной сфере и не обладающих для нас реальным существованием, рассматривается как нечто реальное и внешнее по отношению к человеку. Яркий пример того, сколь неопределенной является эта граница, дан в книгах Кастанеды (Castaneda, 1968, 1972), где он описывает опыт своего общения с индейским шаманом Доном Хуаном и противоречия, порождаемые экстрасенсорным восприятием. Стержень физической реальности очевиден, границы же ее во многом определяются культурным консенсусом, относящимся к сфере социальной реальности. Социальная реальность требует не внешней эмпирической проверки, а достижения определенного консенсуса. К наиболее очевидным моментам социальной реальности относятся природа человеческих отношений, распределение власти и по литический процесс в целом, представления о смысле жизни, идеология, религия, границы группы, а также культура как таковая. Характер самоотождествления группы и избираемая ею система ценностей, очевидно, требуют не эмпирической научной проверки, а достижения консенсуса. Если люди верят в нечто, почитая это нечто реальностью, оно становится реальным для данной группы, на что уже давно указывали социологи. В международном контексте невозможно выявить правую сторону в территориальном конфликте или в столкновении мировоззрений, что наглядно продемонстрировала ближневосточная война 1991 г. Соответственно переговоры по вопросам такого рода становятся крайне затруднительными, вследствие чего стороны прибегают к использованию рычагов экономического давления и к использованию военной силы.
Плохая шутка о наивном дипломате, советовавшем арабам и израильтянам уладить все разногласия как хорошие христиане, вполне соответствует истинному положению вещей в этой сфере. Однаиз причин того, почему принятие решений в сфере бизнесапорой сопряжено с серьезными затруднениями и почему менеджмент является столь сложным видом деятельности, состоит в отсутствии согласия по вопросу о том, к какой сфере — физической или социальной — относится данная проблема. Если организации надлежит предпринять согласованные действия, она должна обладать развитыми коллективными представлениями о том, какие решения должны обосновываться научными методами и какие решения должны определяться согласованными критериями типа: «этот вопрос должен решаться самым опытным сотрудником» или «решение должно приниматься большинством». Заметьте, что консенсус нужен не только при определении критериев, но и при выборе используемого процесса, а также в отдельных случаях и в задании характера принимаемого решения. Индивидуальная реальность относится к сфере индивидуального опыта, вследствие чего она представляется данному индивиду истинной. Тем не менее эта истина может не согласовываться с истинами других индивидов. Отсутствие согласия на этом уровне чрезвычайно затрудняет продвижение вперед, пока мы не сможем четко выразить, в чем именно состоит наш базовый реальный опыт. Помимо прочего, определенный консенсус требуется и в отношении того, чьему личному опыту мы будем склонны доверять в большей степени. В традиционном обществе, основанном на иерархической власти, голоса старейших государственных деятелей звучат громче других, поскольку мы ценим их многоопытность и склонны считать их взгляды истинными. В прагматическом же индивидуалистическом обществе мы можем потребовать от любого деятеля заверений и доказательств, которые, в конце концов, могут оказаться и фикцией. То, что определяется нами как физическая, социальная или индивидуальная реальность, является само по себе продуктом социального обучения и вследствие этого по определению может рассматриваться как составная часть данной культуры (Van Маапеп, 1979b; Michael, 1985). В сфере физической реальности культурные представления имеют относительно меньшее значение, что объясняется в западном обществе следованием естественным законам, открытым благодаря использованию научных методов. Культурные представления играют куда более важную роль в сфере социальной реальности, называемой Луисом (Louis, 1981) интерсубъектив ной и отличающейся от универсальной объективной и индивидуальной субъективной реальности. Наделе основная часть содержания культуры связана именно с теми сферами жизни, объективная верификация которых представляется невозможной, вследствие чего единственным средством оценки происходящего в них становится социальная де финиция . Именно с этой областью сопряжены по большей части наши сомнения и тревоги, возникающие в тех случаях, когда мы не можем понять происходящего и определить своего отношения к нему. Высококонтекстные и низкоконтекстные культуры ХОЛЛ (Hall, 1977) различает так называемые высококонтекстные и низкоконтекстные культуры, Маруяма (Магиуата, 1974) противопоставляет унидирекцио- налъные и взаимообусловленные культурные парадигмы. Если в низкоконтекстной унидирекциональной культуре все события и явления обладают ясными универсальными значениями, то в высококонтекстной взаимообусловленной культуре события и явления могут быть поняты лишь в контексте, значения могут варьироваться, категории изменяться, каузальность (причинность) же здесь носит достаточно условный характер. Хотя это разграничение может быть использовано, прежде всего, при сравнении различных стран или крупных этнических сообществ, оно приложимо и к организациям. Например, Action имеет высококонтекстную культуру, в которой значение слов и действий зависит от того, кому они принадлежат и в какой ситуации возникают. Менеджеры хорошо знакомы друг с другом и всегда учитывают личность сотрудника, осуществляющего те или иные действия. Публично наказывая подчиненного за «глупый поступок», старший управляющий может ограничиться выражением своего неудовольствия тем, что тот действует, не проконсультировавшись со своими коллегами. Если же менеджер, наказывающий подчиненного, работает в компании недавно, наблюдатели понимают, что подчиненный попал в серьезный переплет. Multi же, напротив, обладает низкоконтекстной культурой, в которой смысл сообщений не зависит от их авторства. Говоря о «языке», мы часто недооцениваем роль и значение контекста. Мы считаем, что, освоив язык другой страны, человек способен понять смысл происходящего и действовать сообразно с этим. Но, как показывает наш собственный опыт межкультурного общения, язык существует в более широком контексте, в котором невербальные средства, тон, жесты, мимика и прочие аналогичные сигналы способствуют установлению истинного значения сказанного. Наглядным примером этого может служить уже упоминавшееся собрание руководящего персонала британской многонациональной компании. Мне казалось, что председатель ведет себя очень тактично и вежливо, впоследствии же выяснилось, что он никогда не был так жесток с подчиненными, как в этот раз.
<< | >>
Источник: Шейн Э. X.. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. — СПб: Питер. — 336 с: ил. — (Серия «Теория и практика менеджмента»). 2002
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме Коллективные представления о природе реальности и истине:

  1. Природа реальности и истины
  2. Глава 6 Представления о реальности, истине, времени и пространстве
  3. Коллективные представления о природе человека
  4. Коллективные представления о природе времени
  5. Коллективные представления о природе пространства
  6. Коллективные представления о природе человеческих отношений
  7. Коллективные представления о миссии и стратегии
  8. Коллективные представления о подобающей деятельности человека
  9. Коллективные представления о стратегии коррекции и восстановления
  10. Коллективные представления о критериях оценки результатов
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -