<<
>>

Сущность человеческой природы

Обучающиеся лидеры должны верить в людей и считать, что человеческая природа, по сути своей, не так уж плоха или, во всяком случае, подвержена изменениям. Обучение подразумевает некоторое стремление к выживанию и совершенствованию. Если лидер отталкивается от представления, что люди по природе своей ленивы и пассивны, что их не волнует организация и все, что не касается их самих, то тогда он неизбежно создает организации, обреченные быть камнем на шее у самих себя. Такие лидеры приучают своих работников к л єни, самозащите и своекорыстию, а потом приводят их в качестве доказательства правильности своих представлений о человеческой природе.
Получающиеся в итоге «организации, ориентированные на контроль», в некоторых стабильных средах могут выживать и даже процветать, но они определенно обречены, когда условия становятся турбулентными и когда технологические и глобализационные тенденции делают решение проблем намного более сложной задачей. Знания и навыки получают все большее распространение, ставя лидеров, нравится им это или нет, в большую зависимость от других людей в своих организациях. При таких условиях циничное отношение к людям неминуемо ведет к образованию бюрократической жесткости, как минимум, и контрорганизационных подгрупп, как максимум. В любом случае, об обучении говорить не приходится. Тут можно задать вопрос, почему до сих пор не возобладало мнениеД. Макгре- гора, а именно его Теория 1и Теория У, хотя им уже более тридцати лет. Возможно потому, что он предлагал идеалистическую Теорию У во времена, когда ориентированные на тотальный контроль бюрократические системы все еще работали достаточно эффективно. В будущем обучающаяся организация может быть подчинена как раз этой теории. Мне непонятно, как ориентированный на обучение лидер может иметь представления, отличные от положений Теории У в отношении человеческой натуры, и как организация, в которой широко распространяются знания и навыки, может работать иначе, чем на базе взаимного доверия.
<< | >>
Источник: Шейн Э. X.. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. — СПб: Питер. — 336 с: ил. — (Серия «Теория и практика менеджмента»). 2002

Еще по теме Сущность человеческой природы:

  1. Человеческая природа
  2. Природа человеческой деятельности
  3. II. О СКЛОННОСТИ КО ЗЛУ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ
  4. IT: представления о человеческой природе и обучении
  5. IV. О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЗЛАВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ
  6. Глава 7 Представления о человеческой природе, деятельности и общении
  7. I. О ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЗАДАТКАХ ДОБРАВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ
  8. Коллективные представления о природе человеческих отношений
  9. Очерк з «Физика» социальности. Формы ближайшего взаимодействия в природе и человеческом обществе
  10. Глава 4 НАРОД — СОЗДАНИЕ ПРИРОДЫ ИЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА?
  11. О СУЩЕСТВОВАНИИ ЗЛОГО ПРИНЦИПАНАРЯДУ С ДОБРЫМ, ИЛИ ОБ ИЗНАЧАЛЬНОМ ЗЛЕВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ
  12. 3. 2. Природа и сущность журналистской информации
  13. 19.1. Сущность правонарушения, его социальная природа и состав
  14. ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ КАК ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ САМОГО СЕБЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ М. В. Логинова (Пенза), М. А. Одинцова (Москва)
  15. Глава XVIIИСТИННЫЕ, ИЛИ ОСНОВАННЫЕ НА ПРИРОДЕ, ИДЕИ — ЕДИНСТВЕННОЕ ЛЕКАРСТВО ОТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ БЕДСТВИЙ; ПОВТОРЕНИЕ ИЗЛОЖЕННОГО В ЭТОЙ ПЕРВОЙ ЧАСТИ; ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  16. § 1. Взгляды русских консерваторов первой четверти XIX века на сущность и природу самодержавия
  17. 3.1. Трансформация человеческих ресурсов в человеческий капитал с помощью стратегического планирования развития малых городов
  18. «ПРЕФОРМИСТСКИЙ» ВАРИАНТ: УЧЕНИЕ ОБ АКТУАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА 3.5.1. Общественная природа людей
  19. Вера есть свобода и блаженство души в себе самой. Душа, осуществляющая и объективирующая себя в этой свободе, иначе - реакция души против природы проявляется в произволе фантазии. Поэтому предметы веры необходимо противоречат природе и разуму, поскольку он представляет природу вещей.
  20. Часть II Ваша природа - ваше я? Глава 4 Темперамент - это судьба? Природа, воспитание и теория орхидеи
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -