<<
>>

Антология из Жан Поля Рихтера

Рецензия впервые опубликована в «Отечественных записках», 1844, № 6, отд. VI, с. 57—67. Без подписи. Печатается отрывок (ИАН, т. VIII, с. 236— 239). В статье ставится проблема о том, «должно ли детей воспитывать так, чтобы они могли уживаться с обществом, или должно желать, чтобы общество сделалось способным уживаться с людьми благовоспитанными» (см.
с. 178 наст. изд.). Рассуждения Белинского предполагают ответ на этот вопрос: «истинному воспитанию» должно соответствовать более совершенное общество. Стр. 176. Рихтер Иоганн Пауль Фридрих (1763—1825) — немецкий писатель, псевдоним «Жан Поль». Автор сентиментально-назидательных романов «Сон несчастного под Новый год», «Уничтожение», «Титан», «Левания», Стр. 176. Жорж Санд — псевдоним французской писательницы Дюпен- Дюдеван Авроры (1804—1876). Представляла демократические течения в романтизме. Стр. 177. Фенелон Франсуа де Саланъяк де ла Мот (1651—1715) — французский писатель и педагог. Автор произведения «Приключения Телемаха» (1699) и педагогического трактата «О воспитании девпц» (1687). Один из ранних предшественников просветителей XVIII в. Стр. 177. Корнелия — мать Тиберия и Кая Гракхов. Стр. 177. Дюбуа Гильом (1655—1723) — кардинал, министр иностранных дел Франции, воспитатель регента Филиппа Орлеанского. Азбука русская новейшая(,) или Букварь для обучения малолетних детей чтению. » Новые детские поздравления... Рецензия напечатана в «Отечественных записках», 1844, № 6, отд. VI, с. 76— 77. Без подписи. Печатается полностью (ИАН, т. VIII, с. 244—246). Критик резко выступил против издания «Азбук» и поздравлений, «написанных во вкусе и тоне публики толкучего рынка». Трудно вообразить что-нибудь пошлее и нелепее содержания этих «поздравлений», писал В.Г.Белинский. Стр. 179. Стихи из оды М. В. Ломоносова «Утреннее размышление о божием величестве». Стр. 179. Луганский — псевдоним Даля Владимира Ивановича (1801 — 1872).
Стр. 179. Шишков Александр Семенович (1754—1841) — адмирал, президент Российской академии наук, поэт, переводчик, критик, филолог, министр народного просвещения России с 1824 по 1828 г. Стр. 180. Геликон — гора в Греции, служившая, согласно древнегреческим мифам, местопребыванием муз и Аполлона. Руководство к познанию новой истории для средних учебных заведений Опубликовано впервые в «Отечественных записках», 1844, № 9, отд. V, с. 1—19. Без подписи. Печатается полностью (ИАН, т. VIII, с. 270—293). Об учебных книгах С. Н. Смарагдова критик высказывался и прежде. Говоря о «Руководстве к познанию древней истории» (1840), он отмечал, что автор «составил очень дельный учебник для средних классов» (ИАН, т. IV, с. 293). О другом учебнике С. Н. Смарагдова — «Руководство к познанию средней истории» (1841) В. Г. Белинский отозвался как об учебнике, «лучше какого и требовать нельзя» (ИАН, т. 5, с. 491). Совершенно иная оценка была дана третьей книге — «Руководство к познанию новой истории» (1844). В. Г. Белинский решительно заявил, что «новая история г. Смарагдова далеко не удовлетворяет требованиям хорошего учебника» (ИАН, т. VIII, с. 288). Заканчивая рецензию, критик высказал пожелание, чтобы автор совсем уничтожил написанное им «Руководство к познанию новой истории» и написал совершенно новую книгу. Чем же объясняется столь резкая критика новой книги С. Н. Смарагдова? В новом учебном пособии «все темно, непонятно, сбивчиво, бестолково» (ИАН т. VIII, с. 289 ). Белинский уловил изменения во взглядах С. Н. Смарагдова. Получив в 1840 г. должность адъюнкт-профессора Александровского лицея, он становится ревностным защитником самодержавия. В «Руководстве к познанию новой истории» дается произвольное истолкование исторических событий, сочувственно изображены реакционные деятели (например, герцог Брауншвейгский, требовавший в 1792 г. жестокой расправы с революционным Парижем), открыто выражена ненависть к революционным и демократическим движениям, осмеяны энциклопедисты и т. д. Все это не могло не вызвать решительного протеста со стороны В.
Г. Белинского. Однако цензурные ограничения не позволили критику высказать свои соображения открыто. Поэтому он лишь в самых общих фразах, полунамеками отмечал, что «новая история г. Смарагдова далеко не удовлетворяет требованиям хорошего учебника» (ИАН, т. VIII, с. 288). В рецензии на «Руководство к познанию новой истории» В. Г. Белинский обстоятельно изложил теоретические основы собственных исторических взглядов. К 1841 г. критик окончательно перешел с позиций философского идеализма на позиции материализма и революционного отрицания «гнусной действительности». К 1844 г. произошли изменения и в его исторических взглядах. Он доказывал, что исторические труды не являются научными трудами, если в них искажаются события и факты, если в них не раскрываются закономерности общественного развития. Историк должен следовать научному методу в познании исторических явлений. В. Г. Белинский поднялся выше метафизического материализма, но еще не мог стать на позиции исторического материализма в объяснении явлений общественной ЖИЗНИ. Будучи диалектиком, высказал мысль о неизбежности наступления социалистического общества; смену общественно-экономических формаций объяснял действием закона исторического прогресса. Вопрос же о движущих силах исторического развития В. Г. Белинский решал идеалистически. Но идеализм его был революционно-демократическим, так как признавалась необходимость революционного уничтожения крепостнического строя. Статья свидетельствует о внимании В. Г. Белинского к классовой борьбе, к демократическим и революционным движениям прошлого, к французской буржуазной революции, к роли народных масс в истории. Педагогический смысл статьи в том, что В. Г. Белинский наметил, говоря современным языком, методологические принципы построения системы исторического образования. Образовательно-воспитательные цели и задачи обучения истории, связь исторического образования с современностью, соотношение истории как науки и как учебного предмета, требования к методике преподавания истории, принципы отбора фактического материала и круга идей для учебника, взаимосвязь материальности и народа в историческом процессе — эти и другие вопросы, поставленные В.
Г. Белинским, имеют принципиальное значение в развитии теории и методики исторического образования. Стр. 181. Смарагдов Семен Николаевич (1805—1871) — автор учебников истории для школ: «Руководство к познанию древней истории для средних учебных заведений» (1840), «Руководство к познанию средней истории для средних учебных заведений» (1841), «Руководство к познанию новой истории для средних учебных заведений» (1844). Стр. 181. Одноименный роман французского писателя Эжена Сю (1804— 1857), перевод А. Н. Очкппа (1844). Выражение обозначает вечного скитальца. Стр. 182. В. Г. Белинский имеет в виду Т. Н. Грановского, который в рецензии на книгу С. Н. Смарагдова «Руководство к познанию средней истории» высказал ряд критических замечаний на страницах журнала «Мос- ковитяшш» (1841, ч. VI, № 12, с. 428—432). Стр. 182. Свои взгляды на историю как «современную науку» В. Г. Белинский высказал в рецензиях на «Руководство к всеобщей истории» Фридриха Лоренца (Отечественные записки, 1842, т. XXI, № 4, отд. V, с. 35— 45) и на книгу Н. А. Маркевича «История Малороссии» (Отечественные записки, 1843, т. XXVIII, № 5, отд. V, с. 1—18). Стр. 187. Иеремиады — в значении: проповеди. Стр. 188. Упоминая о парадоксах, «более бесстыдных, чем смелых», критик намекает на О. И. Сенковского, статьи которого отличались нигилистическим острословием и оригинальничанпем. Об этом В. Г. Белинский писал и ранее, в статье «Речь о критике» (ИАН, т. VI, с. 331). Стр. 190. Полунамеками В. Г. Белинский высказывает мысль о неизбежном наступлении нового общественного устройства, о «прямом и •широком», т. е. социалистическом, пути развития общества. Стр. 191. В. Г. Белинский имел в виду книгу французского богослова и историка Боссюэт Жан-Беннинь «Рассуждение о всеобщей истории», опубликованную в 1681 г. п переведенную на русский язык в 1761—1762 гг. Впервые в исторической литературе была высказана идея о закономерности (в теологическом ее понимании) процесса развития человеческого общества. Стр. 191. Вико Джамбаттиста (1668—1744) — итальянский историк, философ.
Кант Иммануил (1724—1804) — немецкий философ-идеалист. Шлёцер Август Людвиг (1735—1809) — немецкий историк, изучавший древний период истории России. Гердер Иоганн Готфрид (1744—1803) — немецкий философ и поэт. Стр. 191. Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — выдающийся немецкий философ-идеалист, идеолог немецкой буржуазии. Стр. 191. Юм Давид (1711—1776) — английский философ и историк. Робертсон Вильям (1721—1793) — английский историк. Гиббон Эдуард (1737—1794) — английский историк. Гизо Франсуа Пьер Гильом (1787— 4874) — французский политический деятель и историк. Тьер Луи Адольф (1797—1877) — французский историк и политический деятель. Мишле Жюль (1798—1874) — французский историк, автор «Истории французской революции» (1847—1853). Барант Амабль Гильом Проспер (1785—1866) — французский историк и публицист. Тьерри Огюстен (1795—1856) — французский историк. Стр. 191. Мюллер Иоганн (1752—1809) — немецкий историк и публицист. Раумер Фридрих Людвиг Георг (1781—1873) — немецкий историк. Ранке Леопольд (1795—1886) — немецкий историк, автор книги «Римские папы, их церковь и государство в XVI и XVII столетиях». Переведена на русский язык в 1842 г. Лео Генрих (1799—1878) — немецкий историк. Стр. 191. Роттек Карл Венеслав (1775—1840) — немецкий исторпк, автор девятитомного труда «Всеобщая история» (1813—1818). Шлоссер Фридрих-Кристоф (1776—1861) — немецкий историк, автор «Истории XVIII века» (1823). Стр. 192. «Преплохой историей» В. Г. Белинский называл сочинение Вальтера Скотта «История Наполеона Бонапарта» (1827), переведенное С. С. Шаплет на русский язык в .1831—1832 гг. Стр. 192. Говоря о невеждах, провозгласивших романы Вальтера Скотта «незаконным плодом соединения истории с вымыслом», В. Г. Белинский имел в виду О. И. Сенковского. Об этом намекал критик в статье «Руководство к всеобщей истории» (ИАН, т. VI с. 90). Стр. 192. Мысль о том, что французская революция явилась следствием трпнадцатпвековой борьбы между французами франкского и галльского происхождения, была высказана Франсуа Гизо в сочинении «О правительстве во Франции после Реставрации и о современном министерстве» (1820).
Стр. 194. Снедающая ревность по боге — выражение заимствовано из Библии. Стр. 197. Мысль о «пустых идеалистах» и «пошлых утилитаристах» как о следствии ошибочного воспитания В. Г. Белинский высказывал в ряде сочинений. В рецензии «Сто русских литераторов» под «пустым идеализмом» понимается беспечное, легкомысленное отношение к жизни, пренебрежение реальной действительностью, «пошлое фразерство», страсть «рисоваться и ходить на ходулях» (ИАН, т. III, с. 101). О «пошлом утилитаризме» Белинский высказал свою мысль в статье «Русские журналы». Анализируя рассказ В. Ф. Одоевского «Город без имени», критик писал: «В этой фантазии (иначе мы не умеем назвать прекрасного произведения кн. Одоевского) с силою и энергией) показана вся пошлость и безнравственность одностороннего взгляда на развитие народов и государств, вследствие которого основою, двигателем и целью их жизни и стремления должна быть только польза» (ИАН, т. III, с. 124). В рассказе В. Ф. Одоевского показана несостоятельность теории буржуазного утилитаризма Бен- тама. Писатель подошел к раскрытию сущности буржуазного утилитаризма с дворянско-аристократических позиций, критик — с позиций демократических. Стр. 200. О несоответствии между отдельными частями в учебных книгах по истории, о неоправданном уменьшении раздела по новой истории и увлечении древней историей В. Г. Белинский писал в рецензии на сочинение Н. А. Маркевича «История Малороссии». Он отмечал, что несоблюдение пропорции приводит к тому, что выходит «чудище с огромною головою, непомерными плечами и маленьким, с грецкий орех величиною, брюшком» (ИАН, т. VII, с. 55). Стр. 200. Мысль о том, что история — это повествование не о войнах, договорах и правителях, а о развитии многогранной жизни народа, была высказана Белинским впервые в 1842 г. в статье «Руководство к всеобщей истории» Фридриха Лоренца. Эта идея подробнее развита в рецензии на книгу Н. А. Маркевича «История Малороссии» (ИАН, т. VII, с. 44—65). Стр. 202. Ян Гус, Петр Вальдо, Мартин Лютер привлекали внимание критика как разрушители старого, как борцы с отжившим. В письме к В. П. Боткину от 8 сентября 1841 г. В. Г. Белинский заявил: «Отрицание — мой бог. В истории мои герои — разрушители старого. Лютер, Вольтер, энциклопедисты, террористы, Байрон («Каин») и т. и.» (ИАН, т. XII, с. 70). Стр. 203. Litterae Obscurorum Virorum — точное название произведения: «Epistolae obscurorum virorum» (1515—1517). В. Г. Белинский допустил здесь описку, употребив Litterae вместо Epistolae. Гуттен (1488— 1523) был одним из авторов этого памятника немецкого гуманизма. Говоря о значении «Писем темных людей», В. Г. Белинский ссылается на миепие немецкого философа и поэта И. Г. Гер дера (1744—1803). Стр. 203. Целыпес Конрад (1459—1508) — немецкий гуманист. Буший (Буш) Герман (1468—1534) — немецкий поэт и гуманист. Регий Урбан (Иоганн) (1468—1534) — немецкий богослов. Эстикампиан (1460—1520) — немецкий гуманист и поэт. Гегиус Александр (1433—1499) — немецкий педагог. Эразм (Роттердамский) Дезидерий (1466—1536) — голландский философ, писатель, богослов, гуманист эпохи Возрождения. Дриназенберг — немецкий гуманист. Меланхтон Филипп (наст, фамилия — Шварцерд) (1498—1560) — немецкий протестантский богослов, гуманист и деятель Реформации. Агри- кола Иоганн (1492—1566) — немецкий богослов, сторонник Реформации. Стр. 203. Рейхлин Иоанн (1455—1522) — немецкий гуманист, юрист, филолог. Автор сочинений «Глазное зеркало» (1511), «Письма знаменитых людей» (1514). Стр. 203. Валленштейн Альбрехт Венецеслав Евсевий (1583—1634) — герцог фридландскпй, главнокомандующий в Тридцатилетней войне. Густав-Адольф (1594—1632) — шведский король. Ришель Арман Жан Дюплесси (1585—1642) — французский герцог, кардинал, министр. Стр. 204. Sic transit gloria mundi!.. (лат.) — Так проходит земная слава! Стр. 204. Речь идет о поражении герцога Вильгельма Фердинанда Брауншвейгского в битве при Вальми 20 сентября 1792 г. Революционная Франция одержала победу над войсками австро-прусской коалиции. Стр. 204. Et voila comme on ecrit Phi storie\.. (франц.) — ...вот как пишется история!..
<< | >>
Источник: Белинский В. Г. Избранные педагогические сочинения. 1982

Еще по теме Антология из Жан Поля Рихтера:

  1. Примечания
  2. Рецензии Русская грамматика для русских Виктора Половцова (старшего).
  3. Антология из Жан Поля Рихтера
  4. Список литературы
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -