<<
>>

Дети должны быть приучаемы к вниманию, прилежанию и настойчивости

  Как заставить детей быть внимательными? Это один из самых трудных педагогических вопросов. Дети слишком капризны, рассеянны, чтобы они могли упорно и подолгу удерживать в сознании одну какую-нибудь мысль, извлекая из нее все нужные и возможные последствия.
Теоретические задачи слишком миниатюрны для детского понимания. Внимание ребенка охотно останавливается только на больших предметах, наглядных, многосторонних и, так сказать, ощутимых различными органами чувств. Вот почему один только ручной труд способен будить в детях внимание и сосредоточенность. Ручной труд требует того внимания, которое доступно молодым, способностям, именно внимания внешнего. Это дает возможность постепенно и последовательно подготовлять ребенка и к вниманию внутреннему, психическому, требующемуся при трудных и сложных теоретических занятиях.

А раз укоренилась внимательность в ребенке прилежание и настойчивость придут сами собою, ибо прилежание и настойчивость суть только развитое внимание.

Итак, собирая воедино все сказанное, мы должны прийти к твердому убеждению, что обучение ручному труду вводится в круг предметов народной школы в интересах одного только формального развития, в интересах чисто педагогических. Теперь спрашивается, как же цель эта достигалась верным образом?

Отвечая на этот вопрос, мы должны обратить особенное наше внимание на: 1) Учителя, 2) предметы обучения, модели, 4) учеников и 5) время обучения.

1. Учитель. Учитель является, бесспорно, самым важным фактором всякого обучения. Учитель — душа школы. Школа может помещаться в хорошем здании, иметь хороший материал, работать при выгодных условиях, но все она будет плоха, если учитель плох. Напротив того, при хорошем учителе самые невыгодные условия сглаживаются и не мешают школе иметь высокое воспитательное значение. Нет звания важнее и выше учительского.

Шведский поэт Тегнер говорит: «На воспитателя следует смотреть, как на свободного художника; он занимается и не мешают школе иметь высокое воспитательное зна- нейшим из всех».

Воспитатель имеет для своей работы благороднейший и самый дорогой материал, какой только существует на земле; бессмертную душу человеческую. Но это сознание не должно вселять в него гордость, а напротив того, он должен быть полон смирения, ни на минуту не забывая, что обязанность его никогда не может быть выполнена им вполне удачно; чем выше и важнее его должность, тем ответственнее тот, кто ее занимает; чем драгоценнее материал, тем больше убыток, если работа не удастся.

...Все сказанное относится и к преподаванию ручного труда в частности. Ремесленник, конечно, знает ремесло лучше учителя, но это не значит, что он может обучать ему в народной школе. Раз признано, что ручной труд должен иметь влияние воспитательное, что он — одно из педагогических средств к развитию, право на его применение имеет один только учитель. В противном случае этим занятиям вовсе не место в школе. Если ручному труду мог бы обучать всякий ученик ремесленника, то чтению, письму, арифметике и другим школьным предметам также мог бы обучать всякий, кто сам умеет только читать, писать, считать и пр., и мы вернулись бы к тому состоянию, когда учителем мог быть каждый отставной солдат. Но, быть может, преподавателем ручного труда должен быть отдельный, специальный по этому предмету учитель. В Нэссе устраивались одно время годичные педагогические курсы для специалистов по столярному ремеслу. Опыт показал, что и это не годится. Ремесленникам старались втолковать широкие руководящие принципы преподавания. Спустя год по выходе из семинарии оказалось, что все, что они усвоили, есть одна внешность; все приобретенное в заведении погибло, ремесленник и к делу преподавания относился по-прежнему как настоящий ремесленник своего дела, не больше. Характерно, что как раз те, которые подавали наилучшие надежды и получили за свои работы самые лучшие свидетельства, в качестве преподавателей оказались бы в большинстве случаев наихудшими. Этот печальный опыт показал, что надо действовать как раз обратно, т. е.

давать дополнительное ремесленное образование учителям по призванию, педагогам уже подвизавшимся в народной школе.

Подобные же опыты производились и в Париже (где ручной труд преподается уже в 80 школах); педагог был приставлен наблюдать за преподавателем-специалистом. Но и это оказалось совершенно не целесообразным. Практика не перестает указывать на то, что воспитательное значение ручной труд приобретает только в руках настоящего воспитателя. Предметы обучения. Здесь нам приходится прежде всего задаться следующим вопросом: полезнее ли для учеников преподавание одного только или нескольких видов ручного труда?

Мы вышли из того положения, что ручной труд может иметь место в школе только как средство развития, что занятия им отнюдь не должны иметь специально практических целей. Этот-то принцип и заставляет нас пренебречь разнообразием ручных работ. Для физического труда школа имеет в распоряжении так мало времени, что его едва хватает для изучения одного только вида ручного труда; браться за многое значило бы не сделать ничего положительного ни в одном. Силы и интерес учеников оказались бы раздробленными, что, конечно, нежелательно для учителя. Да и от самого преподавателя нельзя требовать основательного знакомства с несколькими видами ручного труда. Итак, задача сводится к отысканию такого вида ручных занятий, который сам по себе оказывался бы развивающим. Но задача эта не должна решаться субъективно, на основании каких-нибудь личных впечатлений. Приступая к ее решению, мы должны предварительно формулировать те требования, которые мы предъявляем ручному труду в качестве воспитательного средства. Требования эти сводятся к следующим 10 положениям: Данный вид ручного труда должен возбуждать в детях интерес.

Это условие необходимо для развития в детях охоты и любви к труду, а отсюда прилежание и настойчивость. Работы чисто механические и требующие долгих предварительных упражнений не отвечают этому требованию. Он должен давать практически-полезный результат.

Это условие также находится в связи с развитием охоты и любви к труду, прилежания и настойчивости. Он должен сообщить общую сноровку рукам. Способствовать порядку и точности. Он должен допускать чистоту и опрятность.

Работы характера неопрятного противоречили бы целям

формального воспитания и вызывали бы неудовольствие родителей учащихся; пачкающих в школе свое платье. Работы должны соответствовать силам и способностям детей. Они должны быть до известной степени эстетически развивающими.

Эстетическое развитие с полным правом рассматривается как одна из важнейших сторон воспитания. Ручной же труд может приучить ученика к порядку, точности, чистоте и красоте форм изготовляемых предметов. Они должны укреплять и развивать физические силы.

Так как, за исключением гимнастики, все предметы, входящие в курс школы, имеют в виду только развитие душевных сил, то, конечно, очень желательно ввести в школу еще один предмет, содействующий укреплению и развитию физических сил. Ручной труд может играть именно эту роль. Но надо заметить, что это относится далеко неодинаково к различным видам его. Характерно, что в литературе не обращено достаточного внимания на это последнее обстоятельство: те самые авторы, которые справедливо указывают на ненормальность сидячей жизни для ребенка и на необходимость введения ручных занятий для устранения этой именно ненормальности, вслед за этим предлагают такие виды ручного труда, которые могут производиться только в сидячем положении, как, напр., выпиливанье, резьба по дереву и др. Понятно, что это является совершенным противоречием. Для ребенка действительно вредна и ненормальна всякая неподвижность; сидячее неподвижное положение учеников в течение уроков есть дело печальной необходимости. А раз это так, то понятно, что нужно всеми силами стараться избегать ее в остальное время, и занятия, имеющие характер физического труда, должны быть приноровлены к подвижной детской натуре и содействовать физическому развитию ребенка, пополняя тот пробел, который существует в современном школьном воспитании.

Все сказанное в положении 8 обусловливает положение 9-е. Они должны составлять противовес спокойному сидению и содействовать гармоническому развитию способностей.

Вводя ручной труд, как противовес исключительно духовному развитию учеников, и стремясь восстановить посредством него утраченную современным человеком гармонию душевных и физических сил, необходимо позаботиться о том, чтобы самые эти физические силы и способности развивались возможно разностороннее и гармоничнее. Большее развитие правой руки сравнительно с левой есть уже нарушение этой гармонии. Ввиду этого в Нэссе работы пилой, стругом и др. производятся попеременно правой и левой рукой. Приучаясь к этому с малолетства, не трудно достигнуть значительной равномерности в этом отношении; но даже в более позднем возрасте упражнение левой руки заслуживает всевозможных усилий, оказываясь по опыту далеко не невозможным и весьма полезным. Преподавание ручного труда должно иметь характер строго методический.

Это последнее положение не требует ни долгих разъяснений, ни доказательств; всякое преподавание должно быть методично, всякая — даже ремесленная работа имеет свои методы. Указания опыта создают известное определенное расположение всякого занятия, а сознательная формулировка этого расположения, этого порядка, есть уже метод. Понятно, насколько такой порядок важен в предмете, имеющем цели чисто воспитательные.

Рассмотренные 10 положений служат критерием для признания пригодности в школе того или другого вида ручного труда. Модели. Приступая к преподаванию ручного труда, учитель прежде всего задается следующим вопросом: должны ли ученики работать по моделям или чертежам? Не подлежит сомнению, что вопрос этот должен быть разрешен в первом смысле: наглядность всякого преподавания давно уже сделалась одним из главнейших педагогических принципов. Чертеж же, изображает ли он предмет в перспективе или в проекции, никогда не даст ученику достаточно живого представления о том предмете, который ему предстоит выполнить.

Элементарная общеобразовательная школа не должна заботиться о специальном образовании даже в деле ручного труда; работы же по чертежам, необходимые для мастера, явились бы именно специальным ремесленным образованием, слишком затруднительным в школе как для учеников, так и для учителя.

Признав, что работы учеников должны производиться по моделям, необходимо составить коллекцию последних, руководствуясь при этом как педагогическими соображениями, так и указаниями практического опыта. Соображения эти могут быть подведены под нижеследующие 18 положений, из которых первые 10 относятся к выбору моделей, а 8 последних — к их распределению.

/. Изделия учеников не должны быть предметами роскоши,. Что положение это ставится первым, вовсе не есть дело случая: оно действительно должно занимать первое место среди всех педагогических соображений. Упустив его из виду, можно повести учеников по ложному пути и принести им вред, не окупаемый никакой пользой физического развития.

Если школа понимает свое высокое призвание как заведения воспитательного и желает развить в учениках охоту и любовь к труду вообще, и уважение к труду физическому в частности, то она должна начинать только с работ необходимых; работы над предметами просто полезными и наконец — исключительно приятными должны стоять на втором и третьем плане. Таков естественный путь всякого культурного развития; таким должен быть и ход всякого воспитания.

//. Изготовленные предметы должны находить применение дома. Положение это находит свое оправдание в том, что изготовление предметов полезных для домашнего обихода и встречаемых с удовольствием семьей ученика доставляет большое удовольствие и ему самому. Это укрепляет в ученике любовь к труду и является новой связью между школой и семьей, что имеет такое важное значение в воспитательном отношении. Предметы должны быть таковы, чтобы они могли изготовляться детьми вполне самостоятельно. Само собой разумеется, что учитель должен помогать ученикам в приобретении тех или других приемов работ. Но помощь эта может ограничиваться одними указаниями, не выражаясь непосредственно участием в изготовлении предмета. Полная самостоятельность работ весьма ценится учениками. Поэтому в коллекцию моделей не должны входить предметы, требующие участия постороннего лица. Для изготовления предметов должно употребляться только дерево. Рассматривая различные виды ручного труда, мы пришли к убеждению, что столярный слэйд с присоединением резьбы и токарного производства — единственные работы, удобные в школе. Отсюда понятно, что в

коллекцию моделей входят предметы исключительно деревянные. Только один предмет во всей коллекции противоречит этому правилу — это шайка с железными обручами. Но эти обручи не играют здесь роли материала и служат лишь для соединения деревянных частей. Модели не должны полироваться. Это положение имеет двойное основание: 1) полировка предметов для большинства учеников работа настолько трудная, что не может быть выполнена ими достаточно хорошо и аккуратно; 2) полировка сглаживает недостатки предварительной работы и тем легко может способствовать развитию в учениках небрежности в работе... Материала следует расходовать как можно меньше. Это положение имеет основание и педагогическое, и экономическое. Дети обязаны учиться с малым количеством материала. Ценность их труда не должна заключаться в ценности материала, а в качестве работы. Дети должны приучаться к бережливости. Кроме того, экономия является часто неизбежным условием устройства при школе мастерской ручного труда; экономия же эта должна особенно отражаться на количестве потребляемого материала. Однако необходимо, чтобы в коллекцию входило несколько предметов покрупнее, ибо стругание большого или маленького предмета далеко не безразлично по приемам и навыкам. Дети должны учиться обрабатывать и мягкие, и твердые сорта дерева. Работа над различными сортами дерева связана с употреблением совершенно различных инструментов и следовательно с приобретением различных навыков. Так, например, стругать и пилить мягкое дерево легче, чем твердое; нож же режет лучше твердое дерево, нежели мягкое, так как это последнее легко колется. Точенье и резьба по дереву должны входить в ручные занятия лишь в ограниченной степени. Положение это оправдывается свойствами этих занятий. Модели должны способствовать развитию чувства форм и чувства прекрасного. Мы уже достаточно говорили о значении некоторых видов ручного труда для развития порядка, точности и аккуратности в работе. Таково же значение их и для развития глазомера и способности верно схватывать и передавать формы. В этом отношении ручные занятия не уступают лепке из глины, весьма за- руднительной для введения в школу в качестве обязательного предмета. Модели в общей своей сложности должны давать ученику возможность употреблять все необходимые для обработки дерева инструменты и упражнение в навыках, сопровождающих это употребление. При установке серии моделей следует обращать внимание на то, чтобы они взаимно дополняли друг друга. Изготовлением всей серии рука должна достигнуть известной степени ловкости, в употреблении всех возможных инструментов и ручных приемов, равно как и в применении различного рода соединений дерева. Обучение должно вестись непрерывно от легкого к трудному, от простого к сложному. Это самое важное из всех положений, касающихся распределения, порядка коллекций моделей. Сущность его сводится к следующему: уже Песталоцци заметил, что всевозможные навыки могут быть, так сказать, расчленены на отдельные движения подобно тому, как слова расчленяются на буквы. Сопоставление и анализ слов создали алфавит. Сопоставление и анализ всевозможных ручных приемов дают возможность свести каждый из них к определенному числу некоторых простейших движений. Таким образом каждая работа явится известной комбинацией этих простейших движений. Понятно, что коллекция ручных работ должна быть расположена таким образом, чтобы на первом месте стояли предметы, требующие наименее сложных приемов, и чтобы в течение всего курса ученик мало-помалу переходил к более сложным работам и достигал более трудных навыков. При распорядке моделей следует иметь в виду чередование разнообразных предметов. Разнообразие есть необходимое условие занятий для подвижной детской природы. Не соблюдая этого правила, легко вызвать в ребенке утомление и скуку и мало-помалу отбить у него всякую охоту и любовь к труду. Модели должны располагаться таким образом, чтобы при изготовлении предыдущих ученики приобретали приемыу необходимые для самостоятельного изготовления последующих. Постепенное осложнение работ необходимо создаст легкость перехода от предыдущего к последующему. Самостоятельность для работы должна была бы нарушаться только в случае чрезмерной трудности ее. Модели должны быть расположены таким обра- зому чтобы на каждой ступени ученики могли исполнить работу вполне точно и аккуратно. Это положение имеет одинаковое основание с предыдущими. При изготовлении 1-й модели должно применяться только небольшое количество инструментов, с продолжением же серии число их следует постепенно увеличивать. Положение это составляет часть положения XI. При начале занятий первое место среди инструментов должен занимать нож. Уже выше было указано на то, что главное различие между слэйдом и столярным ремеслом заключается преимущественно в употреблении ножа. Кроме того, нож находит в жизни так много различных применений, что его с полным правом можно назвать самым нужным из инструментов. Ученик научается до некоторой степени владеть им еще дома, до поступления в школу. Понятно поэтому, что применение его при начале ручных занятий представит для ученика менее трудностей, чем употребление какого-либо другого инструмента. Для изготовления моделей должны выбираться сорта дерева, наиболее легко поддающиеся обработке. Положение это вытекает из общего правила: «От легкого к трудному». Первые работы должны быть малы и скоро исполнимы. Чтобы возбудить и поддержать в учениках охоту к труду, они должны иметь перед собой скоро достижимую цель. При больших работах настойчивость подверглась бы слишком тяжелому испытанию. Естественно, что в связи с количеством сделанных задач должны увеличиваться и самые работы.

Надо признаться, что серия нэсских моделей не вполне удовлетворяет всем только что изложенным положениям; но она должна и будет постоянно совершенствоваться. Ученики. Переходя к вопросу об учениках, мы встречаемся со следующими вопросами: В каком возрасте ученики должны привлекаться к физическому труду? Выше было уже сказано, что работы по дереву были бы слишком трудны для детей в очень раннем возрасте. В Париже к этим занятиям допущены дети начиная с семи лет, но нельзя не видеть всей нецелесообразности такого явления. В некоторых школах Швеции были произведены опыты с 8, 9 и 10-летними, но опыт показал, что и этот возраст слишком мал для таких занятий, и в настоящее время преподавание ручного труда ведется в шведских школах начиная с одиннадцатилетнего возраста. Какое обучение должно применяться — единичное или классное? Более точное рассмотрение выгод и невыгод, представляемых обоими видами обучения, показывает, что и для этой отрасли преподавания единичное обучение должно быть теоретически предпочтено классному. Все невыгоды классного обучения: невозможность достаточно ознакомиться с индивидуальностью ученика и неравномерность труда учеников, заставляющих более способных и быстрых дожидаться отставших товарищей, — все это сказывается здесь с необыкновенною яркостью. Поэтому и приходится признать, что классное преподавание ручного труда никогда не выполнит всех запросов, предъявляемых педагогикой этому новому предмету обучения. Сколько детей можно обучать зараз? Раз признано, что классное обучение ручному труду есть уже неизбежное зло, понятно, что приходится доводить до возможного minimum’a число учеников, занимающихся одновременно под руководством одного и того же учителя. Minimum этот определяется конечно чисто практическими условиями данной школы. Но во всяком случае признано нерациональным вести эти занятия с группами, превышающими 12 человек. Время для обучения. Для того, чтобы ученики успели достигнуть за время школьного обучения ручному труду значительных результатов, занятия эти должны занимать, судя по опыту, не менее 4—6 часов в неделю, т. е. два- три раза по два часа к ряду. Заниматься менее двух часов сряду оказывалось неудобным, так как часть урока приходится уделить еще на приготовление и уборку инструментов, что занимает не менее 1 /4 часа. Лучшим временем для этих занятий считается послеобеденное, свободное от классных теоретических занятий.

Выставки. Рассматривая все вопросы, касающиеся преподавания ручного труда, нам надо сказать еще несколько слов о выставках ученических работ. Привычка готовить вещи для выставки на показ как нельзя более распространена даже в школе, поставившей себе целью воспитание юношества в правилах строгой нравственности и скромности. Нельзя не видеть в этом разительного противоречия. Стремление действовать и жить напоказ весьма легко укореняется в человеческой натуре, заглушая все лучшие побуждения и склонности. Мало того, тщеславное желание учителя отличиться на выставке перед другими школами часто вовлекает его в утонченную нечестность: выставлять работы одних только лучших учеников, ничем на это не указывая, помогать ученикам в более трудных частях работ, предназначенных для выставки; все эти столь распространенные привычки идут совершенно вразрез с правила

ми строгой честности. Дети не могут инстинктивно не понимать уловок учителя, учитель, сам того не подозревая, теряет этим в глазах учеников всякое обаяние, всякий авторитет, лишая школу ее высокого воспитательного назначения. Итак, выставки ученических изделий должны быть признаны явлением, совершенно противным смыслу здравой педагогики. Другое дело — выставка коллекции моделей, предназначаемых для школьного обучения. Разнообразие и хороший подбор предметов, предназначаемых для ученических работ могут служить хорошей популяризацией ручного труда и укоренить в обществе мысль о необходимости заполнить этот существенный пробел современного воспитания и обучения.

Цируль К. Ю. Ручной труд в общеобразовательной школе. СПб., 1889.

<< | >>
Источник: Сост. Н. Н. Кузьмин. Антология педагогической мысли: В 3 т. Т. 2. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании. 1989

Еще по теме Дети должны быть приучаемы к вниманию, прилежанию и настойчивости:

  1. Дети должны быть приучаемы к вниманию, прилежанию и настойчивости
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -