Экспрессия. Эмоциональное насыщение урока. Принцип «проживания»
Для вашего анализа — три выявленные наукой закономерности.
Закономерность № 1. Американские психологи сто лет назад разработали методику для определения «коэффициента интеллектуальности». На основании этой методики определялась возможная профессиональная и общая успешность личности, «проектировалось будущее» человека. Однако 10 лет назад они же сделали вывод, что фактическое развитие человека и его успех в жизни в большей степени зависят от его личностного «коэффициента эмоциональности».
Закономерность № 2. Эксперименты свидетельствуют, что воспроизводится только 16 % безразличной информации и около 80 % — эмоционально окрашенной. Позитивный з.цоциональный заряд — одно из ведущих условий быстрого и успешного усвоения знаний.
Закономерность № 3. В случае большой интенсивности положительно окрашенных состояний учителя психическое состояние школьников на уроке также и.чеет положительную окраску. Снижение интенсивности положительных состояний учителя активизирует отрицательные деятельные состояния и уменьшает положительные.
Все три закономерности свидетельствуют: в рамках какой бы парадигмы ни работал учитель, его важнейшим профессионально значимым качеством является способность насыщать процесс общения и взаимодействия с учащимися разнообразными эмоциями.
Это качество мы будем называть эмоциональной экспрессивностью (или просто экспрессией) учителя, а экспрессию с преобладанием позитивных эмоций — мажорностью учителя.Учитель, сочетающий педагогическую направленность личности с выраженной экспрессией, представляет собой тот счастливый случай, когда выразительность, заложенная в движениях, жестах, походке, в мимике, в речи, ее интонациях, позволяет передать не только особенности личности педагога (что и само по себе важно), цо и его образ мыслей, его отношение к преподаваемому предмету и различным социальным ценностям (нравственным, гражданским, художественным), его отношение к ученикам и другим людям, а также - владеющие им в данный момент переживания. Константин Сергеевич Станиславский советовал: «Говорите так, чтобы каждое слово вызывало представление, и дайте мне время увидеть... Если речь кончилась, пусть глаза продолжают говорить».
В условиях «зуновской» и когнитивной парадигм учитель является деталью информационной системы, которой является обучение, и его экспрессия играет второстепенную роль. Многие ученые и учителя отмечают, что в результате у ученика * воспитывается» ограниченность миропонимания, неумение чувствовать и удивляться, стремление все объяснить только с помощью науки. Учебный процесс ориентирован на обогащение или развитие интеллектуальной сферы ученика, а тем временем другая сфера его личности — эмоционально-ценностная — постепенно разрушается.
Альтернативные парадигмы предполагают, что одна из обязанностей учителя — «производить впечатление». Иными словами, учитель не тот человек, который сообщает о теореме Пифагора, а тот, кто смог произвести впечатление своим рассказом о необыкновенной теореме великого грека Пифагора.
В гуманистической парадигме выделяют три базовые эмоции, на которые должен быть ориентирован урок (все они позитивны): радость, интерес, удивление.
Радость формирует уверенность и чувство личностной значимости. отзывчивость, снижает тревожность. Нужно иметь в виду, что приоритет карьерных достижений или материальных ценностей не вызывает радости (то, что они вызывают, есть страсть, азарт, чувство превосходства, тогда как радость в своей основе совершенно бескорыстна).
Интерес стимулирует познавательную и творческую активность через ощущение оживленности, это «чувство захвачен пости*.
Ключевые детерминанты интереса — новизна и изменение.Удивление — эмоция, очищающая нервные пути для новой активности, отличающейся от предыдущей.
Экспрессия учителя — лишь одно из средств эмоционального насыщения урока. Рассмотрим некоторые другие средства.
Нарушение обычной логики построения урока. Совершенно логичный урок не будит эмоций. Скорее наоборот — притупляет их. И дело здесь не столько в самой логике, сколько в однообразном воспроизведении от раза к разу лишь одной (пусть даже и научно обоснованной) логики, одной из множества возможных. Структура урока самого распространенного типа — комбинированного — совершенно стереотипна: оргмомент, две минуты на подготовку, опрос, сообщение нового материала (или распространенный в имитационной педагогической практике «метод»: самостоятельное изучение нового материала по учебнику), если осталось несколько минут — закрепление. Потом звонок, и, как всегда, уже на перемене — домашнее задание. И так из урока в урок. И за однообразным чередованием деятельности иной ученик уже не замечает, что меняются темы. Вот еще один урок начался, и ты уже наперед знаешь, что за чем будет следовать и кого Марья Ивановна будет ругать, а кого хвалить, кого спросит, а кого — нет... И так уже три или четыре года, и еще два или три — впереди. Тоска? А ведь есть еще и предметные логики, которые тоже от раза к разу не меняются: схема изучения экономико-политико-географи- ческого положения государств на карте мира; схема изучения класса веществ; схема изучения исторической эпохи; схема анализа литературного произведения. И опять новизна содержания теряется за однообразными схемами!
Наверное, вы правильно поняли автора настоящего пособия: он не призывает сделать вас все уроки нелогичными, бессистемными и хаотичными. І 1о единую логику (структуру урока, схему изучения раздела) можно время от времени варьировать. А иногда (не слишком часто) — и совсем отказываться от логики, открывая дорогу чувствам, интуиции, жизни!
Грамотное построение эмоциональной кривой урока.
Бывают уроки, которые проходят как бы «на одном дыхании». Но это — скорее исключение, чем правило. Душевный подъем - явление, далекое от повседневности. К тому же с такого урока и дети, и учитель выходят хотя и окрыленные, но и физически утомленные. Провести (просидеть) восемь уроков в день <на одном дыхании» — никакого дыхания не хватит! В данном случае наша речь не о таких нечастых уроках- праздниках, а о самом обычном «рабочем» уроке. Обычно его эмоциональная кривая' выглядит примерно так.В начале урока — некоторый мажор, дети отдохнули, чего-то ждут: «А вдруг сегодня будет что-нибудь интересное?» Но нет, все как обычно... Ближе к середине эмоции исчезают, возникает «нормальная рабочая обстановка». И в конце урока — некоторый минор: утомление, ожидание перемены, поглядывание на часы, кое-кто за минуту до звонка тайком начинает собирать вещички... Общий вил эмоциональной кривой: полого и ровно — сверху вниз. И резкий скачок вверх после звонка: ура, перемена!
Не лучше ли спроектировать эмоциональную атмосферу урока как- нибудь по-другому?
Практика показывает, что оптимальный вид эмоциональной кривой урока примерно соответствует аналогичному показателю литературного или драматического произведения.
Интенсивность эмоций
1 Эмоциональная кривая - графическое выражение зависимости интенсивности (и знака) эмоциональных переживаний от времени.
6 Злк 592
Видно, что моменты * подъема» чередуются с моментами некоторого «спада» (при сохранении общего мажорного фона). «Спады» — это не что иное, как рабочие моменты урока, когда общая эмоциональность естественным образом снижается. Чередование эмоциональных и рабочих моментов урока — это та самая смена видов активности, которая позволяет избежать утомления, сохранить внимание и интерес.
«Завязка» — наиболее ответственный момент. Если эмоциональная сфера активизирована в первые минуты урока, дальше он может продолжаться по стереотипной схеме.
Вот три относительно удачных примера эмоциональной «завязки» урока литературы из практики работы студентов-старшекурсников {39, с.
192-1931.Учительница держит в руках две розы, белую и красную. —
Найдите эпитеты к белой розе. —
Чистая, робкая, хрупкая, нежная, юная... —
А теперь к алой. —
Страстная, жгучая... —
Знаете, ребята, эти две розы — как героини пушкинского «Бахчисарайского фонтана» Мария и Зарема...
Гоголь. Урок в спортивном классе. По словам классного руководителя, ученики «только о шмотках думают».
Учитель: —
Сколько стоит кожаная куртка сейчас? А кроссовки?.. А я вам сейчас скажу, сколько стоят мертвые души. —
Не поняли... —
Сейчас объясню.
Одна из студенток начхіа свои урок по «Преступлению и наказанию» так. Она положила па стол большой и тяжелый, но плохо упакованный сверток. Пока писала на доске тему, ученики разглядели в свертке топор. В классе засмеялись: «Оксана Ивановна, это для двоечников?» Оксана Ивановна, выдержав некоторую паузу, сказала: «Вот таким топором умный и образованный юноша Родион Раскольников убил старую женщину и ее сестру». С лиц ребят сползли улыбки...
Очевидно, что можно придумать свои варианты эмоциональных «завязок» для уроков по каждому предмету, в частности, используя знакомые нам приемы «интрига» и «провокация», а также средства наглядности, привлекательные цитаты и впечатляющие факты, неожиданные вопросы и остроумные эпиграфы.
«Кульминация» — эмоционально яркий, насыщенный момент в середине урока, который может быть связан с началом изучения новой темы. Например: разрешение или новый ход «интриги», заявленной в начале урока. Этот момент должен по замыслу стать опорным, эмоционально окрашенным, легко вспоминающимся «эпицентром», Hidden page чественнице — это тоже производит большое впечатление на учащихся, которым уже 13 лет); ?
драматизм ситуации (вспомните бамбук); ?
выдающийся факт истории, также имеющий какое-либо отношение к теме; ?
неожиданная сторона вроде бы известного из повседневности (скажем, на каком уроке в центре внимания может оказаться всем известная монетка достоинством в один рубль? История и математика, литература и физика, химия и экономика, рисование и технология...); ?
предмет или фотография «с историей*...
и так далее.Общее правило заключается в том. что урок — это изделие мастера, он должен быть по-своему уникальным. Если не содержательно (бывает же четыре урока подряд в разных классах одной параллели!), то хотя бы эмоционально. Лишь в этом случае ваши ученики почувствуют, что вы пришли к ним как личность, и все на вашем уроке всерьез и больше никогда не повторюйся. Что ваш урок — это малая, но ценная часть Их (и вашей) жизни. Таким образом, мы вплотную подошли к важному принципу педагогической деятельности на уроке, который обозначим как принцип проживания.
Эмоциональная кривая урока не случайно напоминает развитие драматического действия.
Действительное образование — это всегда личностное отношение людей и между людьми. Поэтому и развивается оно по законам драмы, а не по законам логики. «Режиссерский» взгляд на урок позволит увидеть учителю немало нового. Например, что появление на сцене урока какого-либо нового персонажа оказывается не дополнением, не прибавкой к наличной педагогической ситуации. Этот персонаж изменяет «драматургию педагогического действия», по-новому высвечивает героев драмы, называемой образованием, по-иному окрашивает отношения между ними. А этим новым персонажем могут быть не обязательно новый учитель или новый учащийся, но и новая тема, обнаруженный в ходе обучения новый смысл, новый элемент в отношениях учителя с классом и др.
Принцип проживания может быть противопоставлен «принципу функционирования», когда преподавательская деятельность учителя не выходит за рамки какой-либо одной функции, когда она связана одной и той же логикой. Как правило, это функция урокодателя и соответствующая ей логика прохождения программы. Позиция урокодателя очень удобна по многим соображениям. Одна из них — возможность спрятаться от «проблем» за ролевую маску учителя. «Помогают» учителю и методисты, в большинстве своем призывающие учителя не просто придерживаться этой логики, но и всячески совершенствоваться в ней, доводя ее «до блеска». В этой логике мы должны всегда ясно осознавать, что на уроке делает учитель, а что — ученики. «Учитель предлагает открыть учащимся страницу 97 учебника; учащиеся выполняют требование учителя» и т. п. Ну а если ученик не выполняет «требование учителя», продолжая что-то рисовать в блокноте, потерян ли он для урока? А если учитель потратил пять или даже семь минут, чтобы поделиться с учениками новостью, которая взволновала его и которую он считает действительно важной? Можно ли это считать потерями для «двустороннего процесса» обучения?
Узкопрофессиональная «методическая» логика позволяет учителю решать лишь очень ограниченный круг задач, причем с посредственным качеством и не до конца. В этой логике даже педагогически правильные («безупречные») функционально-ролевые подходы воспринимаются детьми как фальшь, лицемерие. Личностная позиция всегда шире профессиональной.
Попробуйте прямо сейчас, используя сочетание «рефлексия + эмпатия», взглянуть на вашу педагогическую деятельность глазами людей других специальностей: актера; режиссера; художника;
дирижера симфонического оркестра;
инженера-конструктора;
инженера-технолога;
армейского генерала;
капитана подводной лодки.
Представьте себе профессиональное мышление этих специалистов. Проанализируйте ваши уроки с позиций их профессиональной логики. Возможно, для них окажется значимым то, что для вас всегда казалось несущественным? Возможно, им в глаза бросится то, что вы раньше попросту не замечали?
Сочетание этих и множества других возможных точек зрения на преподавательскую деятельность и позволяет перейти от узкопрофессиональной к широкой и чрезвычайно интересной личностной позиции, от принципа функционирования — к принципу проживания.
Именно принцип проживания требует обязательной осознанности и учителем, и детьми цели своей деятельности. И учитель, и дети должны видеть, зачел они что-либо делают, приблизительно представлять, какие результаты они должны обеспечить, наконец — кому реально нужна их деятельность. Знакомы ли вам учителя, которые иногда патетически обращаются к детям: «Вы думаете, мне это надо? Мне это не надо! Это вам надо!» Трудно представить себе более демотивирующее заявление.
Принцип проживания предполагает и особую работу учителя с содержанием учебного материала — «пропускание через себя» каждого раздела, каждой темы своего предмета. Содержание обучения тоже по- своему участвует в совместном проживании: становится предметом общения педагога и воспитанника, окрашивает их взаимодействие каждый раз в особые тона, само вступает в диалог от имени ученых и писателей, исторических и литературных персонажей.
^ «Ход развития цивилизации привел к выхолащиванию куль- •
турной проблематики, к выделению обучения, ориентированного не на развитие личности, а на усвоение готовых знаний». Согласны ли вы с автором высказывания (О.Долженко) в том. что распространение «зуновской» парадигмы — объективное явление, закономерный результат развития человечества? Если да. то может ли о6і»сктивнос и закономерное явление иметь этическую окраску («позитивное», «негативное»)? Есть ли смысл в попытках противопоставить закономерно утвердившейся парадигме какую-либо другую или необходимо сосредоточить усилия на ее совершенствовании и на коррекции вызванных ею «побочных эффектов»?
^ «Личность погибла в науке, притаилась в параболе...» (А. И. Гер- •
ирн). «Лишь немногие сферы жизни... осознанно сохранили русский воспитательный идеал как самостоятельную ценность. Эти сферы — Церковь, русское зарубежье и, пожалуй, академическая наука» (учитель 3. И. Слепко). Есть ли здесь противоречие?
Проанализируйте принципы лнчностно-ориентированного ~ обучения, предложенные И. С. Якиманской [95, с. 7-8], с точки зрения здравого смысла и указанных критериев (табл. 24).
Используя все известные вам виды ан&іиза, проанализируйте ^ опыт учителя изо Т. Д. Смирновой, изложенный в рукописи «Слайд-фильм как прием работы с детьми»1.
1 Слайд-фильм готовится учителем с использованием видеокамеры.
«Составление слайд-фильма похоже на писание драмы или киносценария. Приемы монтажа могут быть очень разными — и резкими контрастирующими, и мягкими, продолжающими и проясняющими предыдущий кадр... Видимая активность принадлежит ученику, а невидимое руководство — учителю. Оба смотрят слайд-фильм, оба реагируют. Но только учитель этот слайд-фильм уже видел раньше. Сейчас его восприятие должно быть глубже. Он сам — ученик на своем уроке и, глядя на экран, переживая и получая определенные впечатления, не сообщает их своим ученикам, а уточняет их, стремится дополнить и — вопрошает. Чем более вживаемся мы в своих учеников, чем лучше их чувствуем, тем точнее и вернее будет этот вопрос, который в нас самих неминуемо встретится с нашим сегодняшним впечатлением. Истинный диалог — это не "вопрос-ответ", это прежде всего совместное движение. На таком уроке педагог ведет занятие, задает вопросы, не очень-то обнаруживая свое мнение, но лишь всемерно побуждая учеников к поиску. Тогда дети сами втягиваются в поиск, уточняют вопрос своими вопросами и одновременно прислушиваются: не звучит ли уже в них искомый ответ?»
Таблица 24
Принципы личностно-ориеитированного обучения по И. С. Якиманской П р if н u и и ы Критерии Внутренняя непротиворечивость принципа Отсутствие противоречий с другими принципами Реализм (для вашей деятельности) Целесообразность (относительно ваших це;іей) 1. Личностио-орнентирован- ное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей 2. Обучение организуется так. чтобы ученик мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме 3. Образованность (совокупность знаний, умений, индивидуальных способностей) является важнейшим средством становления духовных и интеллектуальных качеств ученика, что выступает основной целью современного образования
Продолжение &
Таблица 24 (продолжение) Принципы Критерии Внутренняя непротиворечивость принципа Отсутствие противоречий с другими принципами Реализм (для вашей деятельности) Целесообразность (относительно ваших целей) 4. Обученность и образованность не тождественны. Обученность обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию человека в обществе. Образованность формирует индивидуальное восприятие мира, возможность его творческого преобразования, широкое использование личного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений окружающей действительности на основе личностно- значимых ценностей и внутренних установок 5. Традиционное обучение не может быть ведущим в целостном образовательном процессе. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ученика, создают все необходимые условия для его саморазвития, самовыражения
Проведите целевой самоанализ нескольких ваших уроков с точки зрения реализации принципа проживания. Для этого проанкетируйте учащихся, взяв за основу следующие вопросы.
Насколько важной была роль этого урока в твоей жизни? Получил ли ты от него какую-либо пользу? (Поясни.)
Доволен ли ты своей деятельностью на уроке, своим участием в нем? Какие мысли, чувства, идеи породил у тебя этот урок? Возникло ли у тебя желание продолжить в той или иной форме начатое на уроке после него?
БЫЛО ЛИ тебе все понятно на уроке? (Укажи, что именно было непонятно.)
Чувствуешь ли ты себя лучше, значительнее, взрослее после такого урока?
Был ли ты зажат, скован на уроке или вел себя естественно? Заполните таблицу.
Таблица 25
Научные идеи и концепции моего предмета Основные научные идеи и концепции, важнейшие понятия и представления, которые ваши ученики изучат в течение предстоящего месяца на ваших уроках Какую роль эти идеи и концепции, понятия и представления сыграли в вашей жизни? ... могут сыграть в жизни ваших учеников? 1. 2. 3. 4. 5.
ф> Используя в качестве прототипа приведенный ниже образец [72, с. 86-92], составьте фрагмент программы по своему предмету, опираясь на принцип художественности.
Поэзия, проза и трагедия природы (программа для 10-11 кл.)
• м
Биоразнообразие.
Двойная спираль ДНК. Вирусы — органические кристаллы. Бактериальные палочки-бациллы, шарики-кокки, спирали-спириллы. Кубизм и абстракционизм на ранних этапах развития живой материи. Орнаментальные элементы простейших и одноклеточных. Шишки — символ вечности голосеменных. Семена — надежная единица расселения наземных растений. Пейзажное разнообразие колючих тропических араукарий, парящих крон сосен, темных пирамид елей, стройности южных кипарисов.
Цветы — прекрасное изобретение покрытосеменных. Композиция чашечки, венчика, тычинок и пестиков. Икебана соцветий: кисть, зонтик, початок, головка, колос, щиток, корзинка, метелка, завиток.
Листья — живописная основа пейзажа. Округлые, овальные, линейные, ланцетные и множество форм листовой пластинки. Листья пильчатые, выемчатые, городчатые но краю. Устремленные к солнцу стебли трав, ветви кустарников, стволы деревьев. Объятья лиан. Тончайший рисунок побегов.
Моллюски. Примитивные панцирные. Рококо улиток.
Мозаики, эмали, витражи насекомых. Летающие цветы бабочек (махаоны, падалирии, бражники). Доспехи жуков (бронзовки, жужелицы, хрущи). Прозрачный полет перепончатокрылых (пчелы, осы, шмели), двукрылых (мухи, комары, жужжала), прямокрылых (кузнечики, сверчки), стрекоз, поденок и веснянок.
Реальная гидродинамика рыб. Торпедообразные рекордсмены (акулы. тунцы, лососи). Изящные хрящевые (осетр, стерлядь, белуга).
Земноводные и пресмыкающиеся — сюрреальные монстры давних эпох. Гребнистые крокодилы, панцирные черепахи. Прыткие ящерицы. Зловещие змеи (гадюка, кобра, гюрза) и удавы (питоны, анаконда).
Птицы — воздушно-водные альбатросы, буревестники, пеликаны, бакланы, аисты, цапли, гуси, утки, лебеди.
Портретная точность облика зверей. Роскошный мех, иглы, специализированная кожа. Зубастые когтистые хищники - псовые (волки, лисицы), медвежьи, кошачьи (львы, тигры, леопарды, гепарды, барсы). Непарнокопытные скакуны (зебры, лошади, куланы). Изящные парнокопытные (олени, антилопы) и мощные быки (буйволы, бизоны, зубры). Кожистые толстяки (бегемоты, носороги, слоны). Пушистые грызуны (зайцы,суслики, хомяки). Совершенные пловцы ластоногие (тюлени, моржи, каланы), киты и дельфины. Хвостатые человечки (лори, лемуры, макаки, шимпанзе). Анимализм.
Самодостаточность организма.
Монументальная надежность клеток, тканей, органов, систем органов, организма. Триединство тела (скелет, мышцы, кожа), кровообращения, нервной деятельности... Тончайшее совершенство нейрогуморальной регуляции. Воинствующий иммунитет. Размножение — красивый пик физиологических функций.
Галерея гомеостаза...
Многорукий Будда переплетения взаимосвязей, взаимодействий в организме. Полифункциональность структур, ее динамика в процессе физиологического развития.
Руины нарушенного физиологического единства — патология, болезни.
Упругость мышц — гарантия определенного положения костей. Одухотворенность мимики лицевых мышц. Корсет спины. Рельеф крупных мышц... Напряжение мышц — душа движения...
Нежность кожи. Гладкое сияние эпидермиса. Бронзовый загар. Производные кожи (волосы, ногти, перья, чешуя) — полезное украшение тела.
Еще по теме Экспрессия. Эмоциональное насыщение урока. Принцип «проживания»:
- Бессловесный компонент педагогического общения: имидж учителя, мобилизация, «вес», «пристройка»
- Экспрессия. Эмоциональное насыщение урока. Принцип «проживания»