ИДЕАЛЫ ВОСПИТАНИЯ
81
Раздел 1.
Общие основы педагогикистремиться покорить воспитание. Идеал — это выработанное веками представление о совершенном человеке. Идеал — недостижимый образец совершенного воспитания, то, к чему стремится воспитание и никогда не достигает.
В основе разрабатываемых современной педагогикой идеалов воспитания лежат общечеловеческие ценности. В них зафиксировано то, что сложилось как норма в определенный период процесса исторического развития общества и человека. Меняются времена, иными становятся представления о человеке и о том, что с ним должно сделать воспитание. Меняются ценности, нормы, а с ними и идеалы воспитания.
Определение воспитательного идеала начинается с ответов на острейшие жизненные вопросы: к чему идет общество, насколько долгий путь ему предстоит пройти к достижению запроектированного состояния, какой человек должен соответствовать модели перспективного общественного развития, что он должен знать и уметь, носителем какой морали должен быть? Исходя из этого устанавливается образец воспитанного человека, задается «мера воспитания», т. е. объем необходимых и достаточных для человека и общества привитых воспитанием норм.
Какой воспитательный идеал будет освещать развитие России в XXI в.? Переходный период затянулся и будет длиться до тех пор, пока воспитанием не сформирует человека, приспособленного к новым реалиям, поддерживающего их. На вопросы, в каком обществе мы жили и к чему идем, до сих пор нет четких ответов. И похоже, ответы придется искать педагогам, поскольку погрязшие в распрях идеологи и политики меньше всего думают о воспитании.
Стабильности, перспективы и уверенности нет не только в России, но и во всех других странах.
Поэтому при определении идеалов воспитания педагоги опираются на модель идеального современного общества, т. е. общества, обеспечивающего своим членам достойное существование в реалиях XXI в. Это то общество, которое должно усвоить открытость новому опыту; готовность к социальным переменам; понимание разнообразия мнений и установок окружающих, готовность формировать и отстаивать свое мнение; энергичный поиск факторов и информации, на которых можно основать свое мнение; ориентацию во времени на настоящее и будущее, а не на прошлое; чувство влиятельности, т. е. убеждение, что человек может влиять на свое окружение; ориентацию на долгосрочное планирование как в общественных82
Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания
делах, так и в личной жизни; веру в предсказуемость окружающего мира, в то, что на народ и институции можно положиться в исполнении их обязанностей; уважение к техническим умениям, принятие их как основы для распределения благ; уважение к формальному образованию и подготовке, стремление достичь высокого уровня образовательных и профессиональных стандартов; уважение к достоинству других; понимание логики производства и промышленности (Inkeles A., Smith D. Becoming modern. — L., 1974).
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ИДЕАЛОВ ВОСПИТАНИЯ
Общечеловеческие ценности — это ценности, которые принимают большинство людей, не связывая их ни с конкретным обществом или культурой, ни с конкретным историческим периодом. Платон, Аристотель, другие великие философы древности стремились обосновать облик идеального человека как средоточения фундаментальных ценностей. Основой их в большинстве философских сочинений древности признается добродетель. Конфуций (551—479 до н.э.) понятие добродетели раскрывал через синтетическое качество «жэнь», которое проявляется в более частных качествах — справедливости, верности, искренности и др. Из этого качества Конфуций выводил и свой идеал воспитания «благородного мужа», причем воспитание, по его мысли, должно играть в становлении качества более важную роль, нежели происхождение.
Есть вселенские, вечные, проверенные тысячелетиями принципы добра: бескорыстная любовь, всепрощающая искренность, всеобъемлющая доброта, неподкупная честность, спокойная мудрость, сокровенная истина, смирение, помощь, подвижничество.В основе всех мировых религиозных учений лежит принцип воспитания фундаментальных добродетелей. Многое об этом сказано в Ведах, Библии, Коране. В Декалоге — десяти заповедях, которые, по преданию, Бог передал людям через пророка Моисея, четыре определяют отношение человека к Богу, а шесть — отношения между людьми. Ввиду своей обобщенности заповеди практически являются общечеловеческими ценностями. Вот они: чти отца твоего и мать твою; не убей; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не пожелай добра ближнего твоего.
83
Раздел 1. Общие основы педагогики
Христианство дополнило их учением о любви к ближнему, изложенным в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой, — в этом основная, хотя и не вся суть христианской любви как общечеловеческой ценности. Кроме этой ценности называются: верность поставленной цели, способность к состраданию, участливость, чувство надежности, безопасности, убежденность, стремление сотрудничать с другими, мужество, упорство в достижении цели, энтузиазм, активное отношение к жизни, справедливость, вера, верность, чувство товарищества, способность прощать, дружелюбие, вежливость, великодушие, готовность прийти на помощь, святость, честность, стремление, инициативность и находчивость, оптимизм, доброта, любовь, преданность в дружбе, послушание, терпение, миролюбие, настойчивость, радостное восприятие жизни, готовность уповать на Бога, целеустремленность, способность к раскаянию, умение не падать духом, уважительное отношение к окружающим, чувство ответственности, почтительность, способность к самодисциплине, мудрое отношение к своему достоянию, чувство благодарности, готовность доверять, надежность, бескорыстие, мудрость, поклонение Богу.
Универсальной ценностью является свобода. В принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1948 г.
«Всеобщей декларации прав человека» первая статья провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Свобода, равенство, братство провозглашались фундаментальными ценностями и раньше, например во времена Великой французской революции. Они, а также многие другие основные права и свободы были записаны и в Конституции СССР 1936 г. («сталинской»), есть они и в Российской конституции 1993 г. Вопрос в том, как провозглашенные нормы соотносятся с реалиями жизни. Свобода в современном мире — понятие условное. Это легко понять хотя бы из факта материальной зависимости людей. Не может быть свободен человек, если он не свободен экономически, если он зависим от работодателя или системы. Естественно, зависимость от «куска хлеба» негативно сказывается на полноценном развитии лучших задатков личности. И хотя в цивилизованных странах человек имеет достаточные основания для развития своих способностей и дарований, поскольку его труд вознаграждается материально и морально в соответствии с производительностью, он тем не менее ограничен в своих возможностях. К тому же обывательские оценки человека строятся на84
Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания
учете его материального благополучия. Отношение к человеку в соответствии с материальными ценностями, которыми он владеет, — бездуховный и бесстыдный цинизм, попирающий свободу личности.
Проблема ценностей привлекает все большее внимание педагогов. Подходов к ее решению много. Свои мнения высказали ведущие российские ученые Б. С. Гершунский, Н. Д. Никандров, М. В. Богуславский, И. Н. Сиземская, Л. И. Новикова и др. Предельно обобщенно рассматривает вопрос В. А. Караковский. Его набор ценностей — человек («абсолютная ценность»), семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир (Караковский В. А. Стать человеком: общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993.). Овладение этими ценностями должно составлять сердцевину воспитания современных школьников.
Иной набор ценностей у авторов «Прогностической концепции целей и содержания образования»: стремление к истине, социальное благополучие общества, социальная справедливость, нравственные гуманистические нормы, приобретение знаний, уважение к умельцам и талантам, порядочность в крупном и в мелочах, собственное достоинство, ценность личности, здоровье свое и окружающих, сохранность природы и возможность ею наслаждаться, социальная активность, нравственное здоровье коллектива и общества, ценность других народов, их специфики и культуры, доброжелательность в отношениях и взаимопомощь, гуманистическая направленность научно-технического прогресса.
Авторы понимают, что «разумеется, перечень не исчерпан и система открыта». (Примерное содержание воспитания школьников: Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы. — М., 1976. — С. 49).Американская исследовательница П. Уайт из всего спектра ценностей делает упор на «гражданских добродетелях». В этой базовой ценности она выделяет достаточно краткий набор: надежда и уверенность, мужество, самоуважение и самопочитание, дружба, доверие, честность, порядочность и воспитание гражданственности (White P. Civic virtues and public schooling: educating citizens for a democratic society. — N.Y.; L., 1996.).
Традиционно большое внимание уделяют ценностям английские педагоги. В фундаментальных трудах, обильно издаваемых на Британских островах, проводятся регулярные ревизии на соответствие ценностей нынешнему этапу развития общества
85
Раздел 1. Общие основы педагогики
и будущим планам его улучшения. Как следует из аналитического обзора группы английских исследователей (Values in education and education in values. — L., 1996.), актуальными являются следующие группы:
— фундаментальные «либеральные» ценности свободы, равенства и рациональности;
— духовные ценности как интегративное качество, своего рода отношение к миру;
— моральные ценности, объединяемые различением добра и зла;
— экологические ценности, ценности политической демократии, прежде всего гражданственность;
— ценности искусства, здоровья и здорового образа жизни. Авторы подчеркивают, что необходим «интегральный подход
к воспитанию этих ценностей, формирование целостной личности», «всестороннее развитие личности». Это полностью совпадает с требованиями отечественной педагогики, в основе которых — всестороннее развитие личности, комплексный подход к воспитанию.
Шотландский консультативный совет по куррикулуму (curriculum — это содержание обучения вместе с его методами и формами) разработал документ по проблеме ценностей (Values in education: an SCCC paper for discussion and development.
— Dundee, 1991.). Подчеркивается, что «ценности пропитывают всю образовательную деятельность», «ценности не всегда усваиваются сознательно», что «мы вряд ли достигнем полного согласия относительно ценностей». Ценности разбиты на группы: ценности учения, уважение к себе и забота о себе, уважение к другим и забота о них, чувство принадлежности, социальная ответственность. Вопрос ставится в конкретном, практическом плане: как в школе в рамках совместной деятельности воспитывать необходимые человеку и обществу ориентации.Система воспитания должна соответствовать реально функционирующей в обществе системе ценностей. Можно утверждать, что воспитание человека в духе этих ценностей и есть правильное решение проблемы целей воспитания. Несоответствие приводит к тому, что побеждать будет система тех ценностей, которые реально вознаграждаются в жизни. Однако, приняв существующую систему ценностей и сориентировав на нее воспитание, мы рискуем никогда не возвыситься в общественном и личном развитии.
86
Ценности и цели воспитания
Еще по теме ИДЕАЛЫ ВОСПИТАНИЯ:
- ИДЕАЛЫ ВОСПИТАНИЯ
- 4. Методика воспитания толерантности и культуры межнационального общения
- Цели воспитания и самовоспитания.
- Формирование всесторонне и гармонично развитой личности как основная цель (идеал) современного воспитания и его составные части
- 1. Стимулирование учащихся к активной работе над собственным развитием и самосовершенствованием - важнейшая задача воспитания.
- ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ У УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Сташкевич О.Л.
- Задачи и методы воспитания
- Глава VI ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
- 1. Психоаналитические концепции воспитания: Зигмунд Фрейд и Эрих Фромм
- КАК ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРАХ КОММУНИСТИЧЕСКИХ ИДЕАЛОВ
- Раздел I Идеи трудового воспитанияв народной педагогике
- ГЛАВА I. ЗАРУБЕЖНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИИ ПРАКТИКА ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ XX в.