<<
>>

3. Концепция воспитания в современной России

Утверждение официальной, принятой в стране концепции воспитания определяется социально-экономическими, политическими, историко-культурными, психологическими и собственно педагогическими факторами.

Известно, что все эти факторы в России резко изменились в 90-х гг. прошедшего века. Поворот к новой парадигме воспитания — гуманистической педагогике — наметился уже в середине 80-х гг., в движении группы педагогов, объединенных «Учительской газетой» и названных новаторами.

В России происходит становление демократического общества с ориентацией на такие принципиальные положения, идеи, как: права человека, гражданское общество, демократия, социально ориентированная экономика, гуманизм. Эти базовые принципы, согласно политикам, социологам и другим специалистам, должны определять жизнь людей на земле в настоящее время и в обозримом будущем. Гуманизм рассматривается как мировоззрение, которое считает главной ценностью человека его право на развитие, счастье, реализацию своих способностей, «свободное и ответственное участие в жизни мира и общества»1. Ученые считают, что гуманизм — естественный результат мировой эволюции. Гуманизм как социальный, научный, культурный, этический феномен является суммой взглядов на природу, общество, человека. Гуманистические идеи известны с древности, но особенный толчок гуманистическое понимание мира получило в эпоху Возрождения, деятели которой провозгласили ценность личности, безграничные возможности человека в познании и развитии, в преобразовании мира.

В XX в. идеи гуманизма объединили многих интеллектуалов Европы и всего мира, что обусловило создание мировых и национальных гуманистических движений, организаций, проведение конференций, просветительскую, научную, социальную деятельность.

Таким образом, сегодня для выработки концепции воспитания в России имеется целый ряд условий и источников, а именно: социально-экономические и культурные условия в стране; история отечественного образования и культуры; опыт зарубежной педагогики, гуманистических воспитательных систем и теорий; общее  поступательное движение  образования  от  принуждающей

школы к свободной.

В литературе обсуждается, обосновывается, провозглашается концепция личностно ориентированного образования, гуманистическая педагогика, воспитание в духе любви и свободы, педагогика ненасилия. С другой стороны, литература последнего десятилетия переполнена критикой традиционной российской/советской системы воспитания.

В чем суть выдвигаемого подхода к воспитанию, какова эта новая парадигма, концепция воспитания? (Поясним, парадигма — теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач, т. е. научный подход. Концепцией же воспитания в данном случае надо называть более или менее цельное представление об основных компонентах воспитания: целях, содержании, методах, средствах, формах.)

Как уже сказано, ни сложившейся парадигмы, ни цельной концепции воспитания в настоящее время в России не существует, но есть большое желание ученых и педагогов либерального направления уйти от бывшей советской «педагогики насилия» (пишем в кавычках, потому что одно дело официальная доктрина воспитания, другое — практика школ и учителей). И есть научные материалы, учебники, документы, дающие представление о складывающейся концепции.

Так, в Законе РФ «Об образовании» можно найти непрямые формулировки целей воспитания. В ст. 14 отмечается, что содержание образования ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Содержание образования должно обеспечить формирование у обучающихся современной картины мира, интеграцию личности в мировую и родную культуру, формирование человека и гражданина. В Федеральном законе «Об утверждении Федеральной программы развития образования» (2000—2005 гг.) есть также непрямые указания на цели воспитания в стране: система образования служит интересам «формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности»1. Одной из задач   системы   образования  является   «усиление   воспитательной   функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе» (там же, с.

18). К сожалению, набор целей в этих документах выглядит несколько расплывчато, как необязательный.

В педагогической литературе есть попытки обосновать систему целей воспитания на текущий период и перспективу. Большинство специалистов в определении целей опираются на аксиологический подход: цели воспитания должны базироваться на принятых в обществе ценностях. (Ценности в этом случае — абстрактные идеи, воплощающие общественные идеалы, выступающие как эталоны должного для какого-либо общества, всего человечества, отдельного человека.) Чаще всего при этом специалисты решают проблему сочетания традиционных для России, в том числе советского периода, ценностей с общечеловеческими ценностями и либеральными ценностями развитого мира — гуманизм, права человека, демократия, свободный рынок, индивидуальная свобода и пр. Приоритет тем или другим отдается в зависимости от научной, социальной позиции специалиста.

В последние годы наиболее серьезный анализ ценностей как основы для определения целей воспитания сделан Н. Д. Никандровым в книге «Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий». Автор справедливо считает, что смена ценностей в стране, а это происходит в нашем обществе и происходит болезненно для большинства людей, отражается на всем и, конечно, ведет к изменению цели и задач воспитания. Цель воспитания как некоторый образ, описание человека и гражданина страны отражает в себе ценности, принятые в обществе, и определяет суть концепции воспитания. Поскольку ценности в обществе меняются и даже можно видеть борьбу за различные ценности между различными слоями общества, то аналогичное происходит и с целями воспитания. Вот как описывает цель воспитания для настоящего времени и на перспективу академик Н. Д. Никандров в своей книге.

Цель социализации и воспитания — «патриот России, ориентированный на приоритет национальных российских ценностей при уважении к ценностям других культур; стремящийся в разумных пределах сочетать личные интересы с интересами общества, государства и других людей; способный правильно выбирать жизненные цели, избегая как крайностей коллективизма, так и крайностей индивидуализма; терпимый к другим людям и их ценностям; понимающий, что идеальные общественные устройства суть лишь абстрактные модели, что реальная ориентация человека есть ориентация на непрерывное поступательное общественное и личное развитие в рамках социального мира, справедливости, равенства прав и возможностей и относительно-дифференцированного распределения благ в соответствии с затраченным трудом, его количеством, качеством и квалификацией работника; ориентированный на понимание и осуществление идеи устойчивого развития в рамках различных форм собственности; понимающий демократию как реальное народовластие, но понимающий и ограниченность ее современных форм в России; быстро адаптирующийся к изменяющимся условиям жизни и готовый активно влиять на эти условия для достижения как общественного прогресса, так и личного успеха; законопослушный и одновременно готовый легальными методами совершенствовать систему власти, если она не работает на интересы народа и личности»1.

Обратим внимание, что здесь не видно безоговорочной, однозначной ориентации на гуманистическое воспитание, которое отстаивают односторонне, прозападно настроенные ученые, педагоги, психологи, политики и согласно которому целью воспитания должна быть «самоопределяющаяся личность». Взгляд на воспитание, стоящий за приведенным описанием целей, свидетельствует о стремлении оставить за воспитателем, за обществом, за теми, кто работает с детьми и молодежью, право руководить процессом воспитания, не отдавая это дело средствам массовой информации и стихии рынка, и брать на себя ответственность за него. Автор так и пишет об этом: «Такой подход, естественно, предполагает, что мы — учителя, воспитатели, родители, органы управления и правопорядка, педагоги-исследователи — берем на себя ответственность за воспитание, не прячась за очень удобной и «демократичной» формулой саморазвертывания задатков, уже заложенных в ребенке с рождения»2.

Здесь видна полемика с современным вариантом свободного воспитания, с так называемой индивидоцентрированной социализацией. Это и свидетельствует о том, что сегодня в России еще не сложилась внятно сформулированная и разделяемая большинством концепция воспитания. Конечно, научные споры — процесс нескончаемый и естественный, но для практики воспитания, развития образования и для развития всего общества необходимо иметь более или менее четкие представления.

Как нет определенности в целях воспитания для системы образования в современной России, так ее нет и в содержании и методах, формах организации процесса воспитания, т. е. все это есть для недавнего прошлого, но время заставляет отвечать на старые и вечные вопросы по-новому. Поскольку есть потребность в решении этих вопросов, общество все же постепенно их находит, конечно, при этом опираясь на богатейший опыт мировой и отечественной практики воспитания и науки о воспитании.

Вопросы для самоконтроля Какие значения имеет слово «воспитание» в современной науке? В чем состоит связь воспитания, образования и социализации? Как можно охарактеризовать традиционную, называемую часто авторитарной педагогику? В чем суть гуманистической педагогики? Какова концепция воспитания в современной России?

Основная литература Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире   М 1999. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. М., 1995.

Дополнительная литература Гессен С. Щ Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания (лекции) // Педагог, соч. В 8 т. М., 1984. Т. 4. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. Шварцман К. А. Философия и воспитание: Критический анализ немарксистских концепций. М., 1989. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию воспитания. М., 2001.

<< | >>
Источник: Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева. Педагогика: Учебник. 2004

Еще по теме 3. Концепция воспитания в современной России:

  1. 4.1. Учитель права современной школы
  2. ИДЕАЛЫ ВОСПИТАНИЯ
  3. 3. Современные концепции воспитания
  4. Тема 3. История психологии труда в России (1917—1957)1
  5. ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕСУРС ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ С.Г. Новиков
  6. Теории воспитания
  7. 1. Становление сравнительной педагогики как самостоятельной отрасли научного знания за рубежом и в России
  8. Выдающиеся зарубежные мыслители и педагоги о трудовом воспитании и профессиональной подготовке
  9. ГЛАВА I. ЗАРУБЕЖНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИИ ПРАКТИКА ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ XX в.
  10. 1. Воспитание как предмет теории
  11. 3. Концепция воспитания в современной России
  12. 3. Принципы воспитания
  13. 2. Нравственное воспитание и мировоззрение школьников
  14. 3.4. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (концепция Е.В. Бондаревской)
  15. ВОСПИТАНИЕ КАК ВОЗРОЖДЕНИЕ ГРАЖДАНИНА, ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРЫ И НРАВСТВЕННОСТИ(КОНЦЕПЦИЯ Е.В. БОНДАРЕВСКОЙ)
  16. ПРИНЦИПЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
  17. Распад семьи в России
  18. 1.1. Тенденции развития поликультурного образования в России
  19. Воспитание толерантности
  20. 4. Существенные недостатки ценностных основ Концепции
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -