<<
>>

2.1. Организационные основы деятельности «открытой» школы в поликультурной среде

Организация - это целенаправленная деятельность субъектов образовательного процесса, регулирующая социальные отношения в обществе с целью оптимизации социального благо получения личности.

Содержание деятельности надо рассматривать в конкретном образовательном учреждении как программу, разработанную, принятую и реализуемую этим образовательным учреждением самостоятельно для достижения стоящих перед ним целей и задач.

В объединенном варианте организационно-содержательные основы деятельности «открытой» школы в поликультурной среде надо понимать как отличительную программу деятельности образовательного учреждения, работающего в каких-то иных, особенных условиях по сравнению с другими.

В связи с этим очень важно, чтобы организационно-содержательные основы деятельности «открытой» школы в поликультурной среде были направлены на создание пространства детства, т.е. речь идет о просторе, где ребенку есть, где развернуться. В книге Д.И. Фельдштейна словосочетание «пространство Детства» написано автором с заглавной буквы слово «Детство», что, на мой взгляд, обозначает особую значимость этому периоду жизни каждого человека.

В свете сказанного мы полагали, что формирование современной личности в поликультурной среде возможно как в процессе целенаправленной учебной деятельности (введение соответствующих спецкурсов, факультативов и т.д.), так и в расширенной и углубленной предметной деятельности в социуме, работе с родителями и жителями микрорайона, совместной работе детей и родителей.

В своих исследованиях мы исходили из того, что позитивное решение проблемы формирования современной личности в поликультурной среде требует в создании в структуре школы специальных служб и различного рода объединений, деятельность которых способствовала бы решению этих вопросов, необходимых изменений в организации и обучении детей, начиная с первого класса (спецкурсы, факультативы, практические формы занятий и т.д.).

В то же время мы выявили, что создание социальной службы в рамках школы позволит сделать работу в этом направлении более целенаправленной, системной, взаимосвязанной с практическим участием школьников, их родителей, общественности микрорайона в различного рода деятельности в этом направлении, а так же позволит увязать в этом процессе учреждения дополнительного образования и другие общественные организации города. .

В ходе исследования мы полагали, что важным элементом этой деятельности является координация действий всех служб, участвующих в процессе формирования современной личности в поликультурной среде.

Являясь открытой социально-педагогической системой, на момент начала эксперимента по проблеме, обозначенной выше, мы опирались на две группы педагогических требований:

- требований к моделированию работы по формированию современной личности в поликультурной среде;

- к созданию собственной модели «открытой» школы, действующей в поликультурной среде.

В процессе организации работы в экспериментальном режиме по проблеме «формирование современной личности в поликультурной среде» одним из главных направлений было определение этапов в ходе

эксперимента и корректировка должностных обязанностей всех членов педагогического коллектива и работников школы в рамках эксперимента.

Базой нашего исследования являлось МОУ СОШ № 14 г.

Невинномысска, которое расположено в северо-западной части г. Невинномысска в типовом здании на 964 места. Школа функционирует с 1938 года. Среднее количество учащихся, обучающихся в ней в период проведения экспериментальной работы, составляло 800-820 человек. Занятия проходят в одну смену. В школе 29 учебных кабинетов, в которых находятся 3 телевизора, видеодвойка, 5 магнитофонов, два музыкальных центра. Библиотечный фонд составляет 30560 экземпляров книг.

Школа имеет спортивный комплекс, спортзал, пришкольный участок площадью 0,5 га, оранжерею, мастерские по дереву и металлу, столовую на 160 посадочных мест, компьютерный класс (11 компьютеров), музеи Боевой и Трудовой славы, комнату школьников, актовый зал.

Педагогический коллектив представлен 45 учителями. 35 из них имеют высшее образование (77%), 35 имеют категорию (77%), в том числе: высшую -10 человек (22%), первую - 12 человек (26%), вторую - 13 человек (28%). Имеют награды (почетный знак «Отличник народного образования») - 8 человек (18%). Средний возраст педагогов школы - 35 лет.

В микрорайоне имеются и другие образовательные учреждения: Невинномысская муниципальная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Невинномысский институт экономики, управления и права. Из учреждений культуры, спорта и досуга имеется филиал Центральной городской библиотеки. Жилищный фонд представлен частным сектором. Особенностью природного окружения школы является река Кубань. Количество семей, чьи дети обучаются в школе, составляет 584 семьи.

Национальный состав учащихся:

- дети из однонациональных семей: русские - 334, армянские - 40, украинские - 76, азербайджанские - 7, цыганская - 1, чеченские-черкесские - 2, карачаевские - 2, белорусская - 1, татарская - 1;

- дети из разнонациональных семей: украинско-молдавские - 11, азербайджано-русские - 2, русско-кабардинская - 1, русско-украинские - 62, армяно-русские — 6, эстонско-русские - 2, русско-белорусские - 5, немецко­русские - 8, русско-чувашские - 2, русско-чеченские - 3, русско-аварская - 1, русско-молдавские - 2, русско-башкирские - 2, русско-осетинские - 1, армяно-грузинские - 2, русско-лезгинские - 2, молдавано-армянские - 2, русско-грузинские - 2, грузино-цыганская - 1, русско-абхазская - 1, татаро­украинская- 1.

Следуя плану опытно-экспериментальной площадки, работа началась с того, что была проведена инвентаризация всех помещений, как в школе, так и вне ее, было выявлено все, что может работать на успешное решение поставленных в эксперименте задач, а также, проводились дополнительные мероприятия по укреплению материально-технической базы.

Была создана необходимая база для формирования современной личности в поликультурной среде.

В нее вошли: кабинет психологической разгрузки, музей Боевой и Трудовой славы, зал национальной культуры, комната школьника, эстетический зал, зал прикладного искусства, школьная столовая, кабинет технологии, две творческие мастерские для младшего и старшего звена.

«Открытость» школы, в которой акцент делается на творческие направления деятельности, позволяет создавать все необходимые условия для личностного развития каждого учащегося. В связи с этим на базу школы и комнаты школьника были привлечены специалисты следующих учреждений дополнительного образования: Станции юных техников - СЮТ (начальное техническое моделирование), Станции юных натуралистов - СЮН (кружок декоративно-прикладного творчества), туристической базы городского управления образования (клуб выходного дня), Центра детского творчества - ЦДТ (кружок «Куклы народов мира») и др.

Наличие богатого опыта работы по проблеме взаимодействия с социумом, по организации «открытости» школы помогло сразу же привлечь внимание родителей и общественности к вновь обозначенной проблеме по формированию современной личности в поликультурной среде. По заданию Краевой научно-исследовательской лаборатории была проведена диагностика по выявлению среди учащихся и педагогического коллектива терминальных и инструментальных ценностей. Это позволило наметить тенденции развития нашего учебного заведения.

Изучение ценностей-целей педагогов и учащихся I и II ступеней показали, что ценностное ядро составляют «здоровье» и «счастливая семейная жизнь» как гарантия безопасности и защищенности. Показательно совпадение у педагогов и учащихся таких ценностей в качестве малозначимых, как «свобода», «самостоятельность», «красота природы и искусства» (14-й, 15-й, 16-й ранги). Это указывает на игнорирование современным образованием формирование таких качеств как независимость в суждениях, оценках и поступках, а также «второстепенность» эстетического воспитания. Это подтверждает и то, что учащиеся на последнее место поставили «творчество», а педагог «равенство».

Интересным является тот факт, что педагогами и учащимися противоположно поставлены такие ценности, как «наличие хороших и верных друзей»: у детей - 3-й ранг, у педагогов — 8,5-й ранг) и «хорошая обстановка в стране, обществе». Вероятно, взрослых больше беспокоит политическое и социально-экономическое положение в стране. А у учащихся, в силу возрастных особенностей, максимально увеличивается роль ближайшего окружения сверстников в удовлетворении социально­познавательных потребностей.

Среди инструментальных ценностей главными для всех респондентов оказалась «воспитанность». Приоритет также отдан «честности» (2-й ранг у педагогов, 3-й ранг у учащихся), «аккуратности» (2-й ранг у учащихся) и «ответственности» (3-й ранг у взрослых»). Это подтверждает ориентацию, как педагогов, так и детей на нравственные жизненные принципы.

Предпочтительна для респондентов «образованность» (4-й ранг), но данная ценность не согласуется с важностью такой ценности, как «познание» (10-й ранг). Хотя может быть «образованность» рассматривается как средство достижения «материально обеспеченной жизни» (5-й, 6-й, 7-й ранги). С другой стороны, последнее возможно получить при помощи «эффективности в делах» и «твердой воли», но данные средства не являются для педагогов и учащихся курсом деятельности. Для педагогов значимыми оказались «высокие запросы», «независимость», «непримиримость» (у учащихся данная ценность также на последнем месте). Возможно, это свидетельствует о конформизме респондентов.

Анализ ценностных ориентаций младших школьников выявил большую степень совпадения представлений детей о главных человеческих ценностях «вообще» и конкретном преломлении их в своих запросах. Приоритет был отдан ценностям, связанным с жизнью и здоровьем. Мы полагаем, что это обусловлено повышенным вниманием педагогической общественности к проблемам здоровьесбережения. Кроме того, детьми были отмечены ценности, связанные со спортом, физическим самосовершенствованием. Второе место уверенно занимают ценности, отражающие значимость близких, так как в младшем школьном детстве сохраняется роль семьи в удовлетворении материально-биологических, эмоциональных потребностей ребенка.

Незначимыми оказались гражданско­патриотические чувства и ценности, связанные с природой. Поэтому школе следует больше внимания уделять экологическому и гражданско­патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Таким образом, результат изучения ценностных ориентаций на основе методики МИЦО (М. Рокича) субъектов образовательного процесса нашей экспериментальной школы (общее количество респондентов: педагогов — 44, учащихся - 440), позволили скорректировать план работы школы в рамках эксперимента.

Различая два базовых класса ценностей - терминальные и инструментальные, первые можно определить как цели, а инструментальные - как ценности средства. К терминальным ценностям относятся: человек, общество, здоровье, красота, знания, друзья, семья, счастье, свобода, интересная работа и др.

К инструментальным ценностям относятся: честность, долг,

независимость, совесть, заботу, ответственность, трудолюбие, терпимость, доброту, любовь, гуманизм, образованность, оптимизм, готовность помочь, бережливость, самоуважение.

Суть терминальных ценностей состоит в том, что к ним стоит стремиться (лично и общественно они сходятся), а суть инструментальных ценностей состоит в том, что какой - то образ действий в любой ситуации и личностно и общественно является правильным.

Формирование ценностей осуществляется в процессе воспитания, социализации, которое должно быть направлено на сочетание интересов, как молодежи, так и перспектив личности.

Целью экспериментальной работы стала разработка, апробация и внедрение путей и условий совершенствования деятельности образовательного учреждения по формированию современной личности в поликультурной среде. В связи с этим в школе разработана модель организационной структуры управляющей системы образовательного учреждения, через которую можно эффективно решать проблему формирования современной личности в поликультурной среде (рис. 1).

00

00

Важную роль играет корректировка учебного плана школы на основе новой образовательной программы, разработанной в соответствии с целью и задачами исследования (рис. 2).

Это позволило расширить возможности школы в осуществлении этносоциального всеобуча. Наша школа работает в режиме пятидневной учебной недели с шестым развивающим днем. Данный режим школы обеспечивает выполнение базового компонента с использованием регионального компонента, школьного компонента в соответствии с интересами и потребностями учащихся, способствуя реализации идеи развития современной личности, обеспечивая условия самовыражения и самоопределения учащихся.

Учебный план начальной школы (1-2-е кл.) составлен на основе федерального компонента. В начальном звене основной акцент делается на формирование прочных навыков учебной деятельности, на овладение учащимися устойчивой речевой, письменной и математической грамотностью, на воспитание культуры речи и общения. Основные учебные предметы начальной школы дополнены предметами (спецкурсами) «История Ставропольского края» (3-4-е кл. - 1 час), «Азбука рынка» (2-е, 4-е кл. - 0,5 часа, 3-й кл. - 1 час), «Введение в народоведение» (2-й кл. - 1 час), «Детская риторика» (1-й кл. -1 час), «Информатика в играх и задачах» (1-й кл. - 1 час). Введено ранее изучение иностранного языка. Курс ОБЖ интегрирован с предметом «Окружающий мир». Ориентация на развитие возможностей и способностей учащихся обеспечивается индивидуальными и групповыми занятиями по интересам: группы «Хозяюшка», «Шей сам», спортивная, театральная, художественная, психолого-педагогической поддержки.

По своей структуре учебный план школы в 5-11-х классах соответствует базисному учебному плану образовательных учреждений Российской Федерации.

>
Ч'
*
«•

Рис. 2. Структура образовательной программы МОУ СОШ № 14.

На каждой ступени обучения в учебном плане сохраняется в необходимом объеме содержание, являющееся обязательным для обеспечения базового стандарта образования. Учебная нагрузка на каждого ученика состоит из часов, отведенных на базовый компонент и из часов занятий по выбору (спецкурсы), которые подобраны согласно заявленной теме эксперимента. Это «Литературное краеведение Ставрополья», «Культура и обычаи народов Северного Кавказа», «Народное творчество», «Психология и этика семейной жизни», «Религиоведение», «Граждановедение», «Основы экономических знаний».

Запланировано проведение индивидуальных и групповых занятий (гомогенные группы) - гуманитарные, математические, экологические, химические, группы иностранного языка и информатики. Эти занятия ориентированы на развитие образовательных возможностей и способностей учащихся с высоким образовательным потенциалом. Таким образом, данный вариант учебного плана школы реализует главный принцип - приоритет развития личности, личностно-ориентированное обучение и воспитание школьников в поликультурной среде (см. приложение).

С целью оздоровлению детей введен в расписание третий урок физкультуры, уроки ритмики. В 16 и 26 классах ведется эксперимент по внедрению здоровьесберегающих технологий, разработана и внедрена в образовательно-воспитательный процесс, программа «Здоровье».

Открыт медико-социально-психологический центр, создается база данных учащихся школы, классных коллективов.

Активно разрабатываются и совершенствуются в образовательном процессе школы такие нетрадиционные формы экологического воспитания и образования как «экологическая тропа», тропа «здоровье», «спортивная тропа».

Опыт работы школы по указанным направлениям представлен будет

нами ниже.

Одним из самых важных этапов в экспериментальной работе был выбор направления, видов и форм деятельности «открытой» школы по формированию современной личности в поликультурной среде. После обсуждения на разных уровнях (в ученическом, педагогическом коллективах и родительской общественности) было решено, что выпускник должен быть:

1. Целеустремленным: уметь правильно определить жизненно важные цели для себя, стремиться к достижению.

2. Образованным: соблюдать правила этикета, уважать себя и других, быть уважаемым окружающими, культурным и духовно-нравственным человеком.

3. Честным и справедливым: не бояться говорить правду, уметь отстаивать права других и свои.

4. Ответственным: отвечать за свои поступки и уметь спрашивать с других, заботиться о благополучии семьи, школы, с достоинством защищать честь школы, семьи, государства.

5. Трудолюбивым и бережливым: не допускать порчи школьного и своего имущества, любить и уважать физический и умственный труд, ценить труд других, быть способным к активной социальной жизни в поликультурной среде, быть готовым к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального самообразования, самосовершенствования.

6. Коммуникабельным: уметь общаться со сверстниками, находить друзей и подруг в любой ситуации, быть душой коллектива, группы, уметь вести беседу с людьми разных возрастов.

7. Толерантным: ориентироваться в традициях отечественной и мировой культуры в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, знать и чтить традиции своего народа и народов других национальностей, уважать традиции старшего поколения, чтить память предков. Была также разработана структура изучения личности (рис. 3).

Рис. 3. Направления, виды и формы деятельности «открытой» школы по формированию личности ребенка в поликультурной среде.

В структуре личности можно выделить три глобальные составляющие: индивид, персона, индивидуальность. Общепринятый термин «индивид» обозначает с одной стороны, «единое нераздельное существо (от лат. individuum - неделимое) (Родлов, 1913) «выступающее как единое целое» (Werbster’s, 1996). И с другой стороны, «отдельного представителя человеческой общности» (Петровский, Ярошевский, 1990). Эти качества индивида проявляются затем на высшем уровне интеграции субъекта - в его индивидуальности - как уникальные, присущие только данному конкретному человеку свойства, и как его целостная характеристика. Заметим, что в том и

другом случае понятие «уникальности совсем не противоречит, а, скорее дополняет понятие «целостности».

Персону образуют социально-типические образования личности, что, как правило, обусловлено сходным для большинства людей влиянием социального окружения.

Одни считают, что источники индивидуального своеобразия организации человеческой личности скрываются в специфике нервной системы, другие убеждены, что личность - только социальный феномен, никак не связанный с таким "заземленным" понятием, как организм. На наш взгляд, наиболее прогрессивную установку выражает мнение Л.М. Беккера (1981, 1998), считавшего личность основным носителем именно

психосоциальных свойств человека. Психологические феномены личности, развиваясь в социальной деятельности, обуславливают развитие личности в целом, в том числе, в поликультурной среде, какой является среда нашего микрорайона в частности.

В своих исследованиях мы исходили из того, что позитивное решение проблемы формирования современной личности в поликультурной среде у школьников требует создание в структуре школы специальных служб и различного рода объединений, деятельность которых способствовала бы решению этих вопросов, необходимых изменений в организации внеурочной деятельности (кружки, секции, клубы и т.д.).

В то же время мы выявили, что создание условий в рамках школы и социума для формирования современной личности в поликультурной среде позволит сделать работу в этом направлении более целенаправленной, системной, взаимосвязанной с практическим участием школьников в различного рода деятельности в этом направлении, а также позволит увязать в этом процессе родительскую и другие виды общественности.

Одной из важнейших социально-педагогических задач является развитие неразрывной системы воспитания детей по месту жительства.

Исходя из этой задачи, мы видим три аспекта: «ребенок - семья - социум». Рост числа несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, проявляющимся в уголовно наказуемых социальных действиях (алкоголизм, наркомания, токсикомания, бродяжничество, половой аморализм, мелкое хулиганство, вандализм, нарушение общественного порядка), заставляет усилить внимание к проблемам семьи. На особом контроле стоят дети, в семье которых неустойчивые семейные отношения, нет отца или матери, разрушены семейные традиции, дефицит мужского или детского влияния, высокая занятость родителей на производстве, педагогическая и психологическая малограмотность родителей, где пьют, занимаются стяжательством, общая бездуховность, неустойчивость брака, атрофия контактности и способности к коммуникации, где существует проблема семейного досуга, низкая его культура, неумение отдыхать увлекательно и с пользой для себя. Все это заставило задуматься над необходимостью раз работать модель взаимодействия с социумом микрорайона (рис. 4). Наличие этой модели - одно из средств планомерной и сконцентрированной на ребенке деятельности педагогического коллектива в целях воспитания нравственно и духовно здоровой личности.

Рис. 4. Модель взаимодействия школы с социумом микрорайона.

Создание социальной программы развития микрорайона началось с педагогического осмысления опыта социального воспитания и привело к разработке основных направлений деятельности школы и социальных структур по месту жительства.

Основным побудительным мотивом разработки этой программы послужило, прежде всего, сознание необходимости усиления педагогического влияния на социальную среду как стихийного, неорганизованного воспитательного фактора, особенно в плане оказания практической помощи семье в воспитании социально-деятельной, творческой личности.

В микрорайоне МОУ СОШ № 14 проживает около 7 тысяч человек, из которых 50% - дети, подростки, молодежь до 18 лет. 5% из них воспитываются в неполных семьях, 5,2 - в многодетных, 6 - в семьях «риска»,

4,2 - дети-сироты и опекаемые, 0,6 - склонные к правонарушениям и стоящие на учете в школе, около 5% воспитываются в многодетных семьях и более 5% - в малообеспеченных.

Все это обязывает искать новые подходы к организации социальной работы. Поэтому целью программы развития микрорайона было создание условий для развития творческих способностей школьников и молодежи микрорайона и их адаптация к современным условиям жизни. Были определены следующие задачи:

- формирование ценностных отношений к обществу, учению, труду, природе, людям, ответственности, правовым нормам, к себе как к личности, своему физическому развитию и здоровью, эстетическому отношению к окружающему миру;

- содействие укреплению здоровья детей во внеурочное время, превращение спорта из дела избранных и наиболее способных в массовое движение за здоровый образ жизни;

- расширение воспитательных возможностей семьи на основе повышения ее осведомленности в вопросах педагогики, возрастной психологии и физиологии.

Поставленные задачи, на наш взгляд, позволяют позитивно решить вопросы увеличения педагогически грамотных, позитивно-ориентированных семей и сокращения числа неблагополучных, конфликтных, педагогически несостоятельных, морально неустойчивых.

В своих исследованиях мы полагали, что важным элементом этой деятельности является создание детско-юношеского экологического объединения (ДЮЭО) "Союз экологов" с уклоном на человеческий фактор (экология души, экология, взаимоотношений, экология питания и т.д.)

Программа деятельности этого объединения составлена с учетом поликультурализма.

В процессе развертывания работы по формированию современной личности в поликультурной среде одним из главных направлений было решение организации ученического, педагогического коллективов и родительской общественности на активное участие в эксперименте. Для этого в школе не единожды проводились разъяснительная работа, диагностика, анкетирование, семинары, конференции, заседания творческих групп учителей, родительских комитетов, координационного центра ДЮЭО «Союз экологов» (рис. 5).

В результате чего удалось привлечь, на первых порах около 90% участников этих мероприятий. После анализа анкет стало ясно, что работу по формированию современной личности в поликультурной среде проводить необходимо, так как национальный состав учащихся школы, а также жителей микрорайона становится с каждым годов разнообразней.

Анкета «Твои взаимоотношения со сверстниками», проведенная среди школьников, дала возможность раскрыть случаи столкновения между

учащимися на почве этнической принадлежности каждого из участников конфликта.

Рис 5. Структура ДЮЭО «Союз экологов».

Все вышеизложенные факты были серьезно проанализированы администрацией школы. Результатом совместной работы педагогического коллектива и сотрудников Краевой научно-исследовательской лаборатории по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде явилось составление комплексного плана мероприятий, направленных на формирование современной личности в поликультурной среде. Одним из очень нужных и важных мероприятий стала систематическая учеба кадров школы на базе Краевой научно-исследовательской лаборатории.

Таким образом, имея подготовленные кадры для ведения и организации экспериментальной работы нам удалось сконцентрировать свое внимание на разнообразии традиций и обычаев каждого народа, населяющего Северный Кавказ.

Рассмотрение проблем этнических особенностей жизни, обрядов, традиций подвело нас к формированию основных принципов культуры межнационального общения. Основными принципами культуры межнационального общения являются:

1. Этническая индифферентность - абстрагирование от национального фактора в межличностном общении за исключением отдельных случаев, когда оно является необходимым.

2. Такт в общении с людьми другой национальности необходим такт в оценке ритуалов, обычаев, традиций других этнических групп.

3. Каждый человек имеет право на свою точку зрения по любому мировоззренческому вопросу, и само это правило должно соблюдаться и охраняться как одно из важнейших в демократическом обществе. Каждая этническая группа самостоятельно регулирует свою духовную культуру, и отжившие традиции и обычаи, если для этого сложились условия, постепенно вытесняются.

4. Необходимы знания об обрядах, ритуалах, обычаях той этнической группы, в среде которой проживает человек или с представителями которой чаше всего происходит общение. В условиях Ставрополья это, прежде всего, знания об обрядовой стороне жизни народов Ставропольского края.

Опыт показал, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования пед агогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве. Поэтому мы посчитали для себя очень важным осуществить творческое возрождение народных этических и педагогических

традиций, которые можно сегодня рассматривать как своего рода инновационный феномен.

Учитывая, что в многообразных видах и жанрах народного творчества представлен огромный образовательно-воспитательный потенциал реализации задач умственного, нравственного, трудового, физического, эстетического воспитания, а также методы, принципы педагогического воздействия на воспитанника, педагогический коллектив школы широко использует русское народное творчество как источник многообразия форм воспитания школьников. Познакомившись с трудами педагогов-новаторов и ученых дидактов Н.Ц. Биткеева, Н.Н. Иванова, В. А. Изотова,

И.И. Мельникова, Р.Л. Рождественской, Д.А. Рытова, С.М. Шакаряна и др., которые в последние годы сосредоточили свое внимание на создании модели национального воспитания и национальной русской школы в контексте изучения и сохранения народных традиций, которые являются неистощимым источником нравственного и патриотического воспитания, мы обратились к национальным истокам, национальной культуре, воспитанию эстетического отклика на высокие образцы фольклора.

Используя устные и письменные произведения народного творчества, в том числе мифы, легенды, былины, предания, пословицы и поговорки, потешки, скороговорки, небылицы, загадки, народные сказки, песни частушки, игры, заклички и др., которые являются неотъемлемым элементом и источником этнического сознания и в которых, как в зеркале, отражаются окружающая действительность, жизнь человека, формы общественного и индивидуального сознания, в том числе мораль, религия, философия, взгляды на воспитание, мы используем формы русского народного творчества в нравственном воспитании, формировании в подрастающем поколении национального самосознания, так как в них отражаются идеалы нравственности народов, населяющих Северный Кавказ. Эстетико­нравственные идеалы в фольклоре являются эффективные средством воспитания у учащихся любви к своему народу, уважения к его истории и культуре.

Поэтому планы воспитательной работы классных руководителей были продуманы таким образом, чтобы учащиеся, участвуя в подготовке и проведении внеклассных мероприятий, расширяли свой кругозор в области обычаев, традиций народов не только России, но и других стран.

Мы считаем, что воспитание через народное творчество - это воспитание у детей культурного воображения, возможность увидеть н. мир по-новому, формирование активной творческой личности, которое очень важно в условиях поликультурной среды.

Решая задачу межнационального общения, которое предполагает развитие у учащихся понимания существования различных культур, понимания того, что хорошие межнациональные отношения являются результатом длительного процесса совместного проживания и целенаправленной воспитательной деятельности, педагогический коллектив на втором этапе экспериментальной деятельности по формированию современной личности в поликультурной среде, наряду с вечерами отдыха, внедрил проведение литературно-исторических балов, объединивших и учащихся старших классов, и ребят первой и второй ступеней обучения.

Изготавливая костюмы, изображая полюбившихся героев, участвуя в театральных представлениях, учащиеся духовно приобщаются к культурным ценностям, выработанным человечеством. "Первый бал Наташи Ростовой", "Их имена помнит история", "Современники М.Ю. Лермонтова» - все эти балы соединили детей в коллектив, пронизанный добротой и взаимовыручкой, многодневными тренировками, индивидуальной работой над собой и привлечением родителей не только как помощников в организации и проведении таких мероприятий, но и как непосредственных участников отдельных эпизодов и помощи в пошиве костюмов.

При отборе форм, методов и средств организации внеурочной деятельности учащихся мы отдали предпочтение тем из них, которые одновременно многофункциональны, способствуют развитию, самовыражению личности, а также интересны детям. Это и экскурсии, и выставки, и организация праздников, игр и пр. Так, игра служит средством приобщения детей к народной культуре. Игра как особый вид поведения воспитывает нравственные стороны личности ребенка: честность, справедливость соблюдение правил и требования общества. Еще одной положительной стороной игры является ее способность раскрепостить детей, помочь избавиться от скованности, боязни проявить активность. Дети, неосознанно включаясь в игру, сами справляются со своим страхом.

Игры подбираются таким образом, чтобы дети, участвуя в них, знакомились с элементами народной национальной культуры народов Северного Кавказа.

В форме игры, развлечения продолжается непрерывный процесс обучения, передачи опыта и коллективной памяти. В заложенной внутри них традиционной символике совершаемых действий, произнесении слов, использовании различных предметов содержатся основы духовно­нравственного воспитания. Рассматривая особенности культуры различных народов, становится очевидным, что идеал личности содержит много общих черт. Так, любое произведение фольклора, любое изделие декоративно­прикладного искусства пронизано любовью к Родине и своей малой, к своим корням, уважением к старшим, то есть всеми теми чертами, которые и являются положительными характеристиками личности. Ни в одном источнике мы не найдем возвышения и поклонения трусости, лени, злости, жадности, предательству.

Как показывает опыт, включение детей в среду народной культуры помогает учащимся осмыслить историю своего народа, сформировать

il 103

„ целостное восприятие народной культуры, национальное самосознание,

»•

гордость за свой народ.

•I

Поэтому игра является одной из главных составляющих плана воспитательной работы школы в ходе эксперимента.

Таким образом, анализируя опыт работы школы по формированию современной личности в поликультурной среде, можно сделать вывод о том,

Г

что использование многообразных элементов культуры в процессе воспитания позволяет привить учащимся нравственный иммунитет против волны аморализма, захлестнувшего страну, высокое целомудрие, пафос добра и правды, поиск красоты вечной и непреходящей, все это свойственно ' нашей классической литературе, музыке, живописи, устному народному

творчеству.

и

и 2.2. Содержание деятельности «открытой» школы в поликультурной

среде

Эффективность работы образовательного учреждения в поликультурном пространстве зависит от многих факторов, один из которых - создание условий для успешной реализации намеченных целей и задач. Второй - это создание условий для успешной адаптации, реабилитации личности в социальной среде, для оптимального функционирования человека

в поликультурном социуме.

' В работах С.А. Беличевой, Е.В. Бондаревской, В.Г. Бочаровой,

В.Н. Гурова, Г.М. Иващенко, М.М. Плотник, Е.Н. Сорочинской характеризуется и обосновывается проблема создания и действенного функционирования служб помощи в защите и поддержки личности такой, . как маргинальной, из семей низкого социально-экономического статуса,

девиантной, из незащищенного контингента. В ходе исследования социальными педагогами школы, психологами были проведены

к

собеседования с такими семьями и анкетирование этих семей на предмет неустроенности их в нашем городе и для выяснения причин их низкого социально-экономического положения. Это позволило пересмотреть систему работы школьной социально-педагогической службы с целью создания условий для более быстрой адаптации таких семей к условиям изменившейся для них среды. Адаптация (от лат. - приспособление) как понятие выражает характер отношений между живыми организмами и средой. Применительно к человеку и обществу это понятие имеет ограниченные возможности, так как оно отражает, главным образом реактивное поведение, связанное с приспособлением к окружающей среде.

Поэтому работу с такими детьми мы разделили на три этапа: диагностический, коррекционный, профилактический. Диагностический этап исследования включал в себя изучение эффективно-эмоциональной, познавательной сферы, межсемейных отношений, что позволило на базе данных диагностики разработать различные методы коррекции. Нами использованы следующие методики: «Тест детской тревожности» Р. Теммла; методы анализа продуктов деятельности, рисуночные методики «Дом- дерево-человек», «Моя семья»; диагностики наличия страха, тревожности и агрессии и другие. Данные диагностики показали, что у большинства детей из семей, побывавших в горячих точках, отмечается высокий уровень тревожности? Эмоциональной нестабильности, психологического дискомфорта, частое изменение поведения, плохая способность к концентрации внимания, необходимость неоднократных повторений для усвоения материала. Данные диагностики дали возможность спланировать необходимые методы коррекции детей из этих семей. Коррекционно­развивающая работа включала в себя эмоционально-социальное развитие, становление базовых свойств личности школьника: самооценку и формирование образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей в системе отношений с другими людьми.

Коррекционная работа включала три раздела:

1. «Я есть я» - формирование уверенности в себе. Главными задачами являются помощь ребенку в осознании своих характерных особенностей и предпочтений, в понимании того, что он и другие люди уникальны и неповторимы. Чтобы быть ребенку успешным в делах, уметь общаться с различными людьми, ребенок должен знать, что он может, а что пока нет, и что его возможности развиваются вместе с ним. На этом этапе важно взаимодействие педагога и родителей в постоянной поддержке каждого ребенка, как в успехах, так и в неудачах.

2. «Познай себя, познай другого» (развитие чувств, эмоций, желаний). Задача - научить воспринимать свои собственные эмоции и чувства, переживания, а так же понимать эмоциональное состояние других людей; знакомство с языком эмоций выразительными средствами (позами, мимикой, жестами), обучение пользоваться ими как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других людей; помочь ребенку осознать, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение, что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая переживания, ощущения свои с другими.

3. «Ты мой друг и Я твой друг» (формирование социальных навыков). Главными задачами являлись: обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми; формирование коммуникативных навыков (умение устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций); обучение нахождения и понимания причин конфликта и способов, приемов его разрешения.

Профилактический этап включал групповую и индивидуальную работу не только с детьми, но и с их семьями, окружением, педагогами, сверстниками.

В ходе нашей работы мы выявили, что дети стали свободнее, ответственнее, снизилась эмоциональная напряженность, повысилась самооценка, повысилась эмоциональная стабильность, умение четко определять собственный выбор, но при этом с пониманием относится к мнению окружающих.

Таким образом, исходя из рассматриваемой нами проблемы, нас более всего интересовала педагогическая и психологическая проблема адаптации семей вынужденных переселенцев и мигрантов и их детей в новом социокультурном пространстве, а также уровень готовности коренных жителей и их детей к совместному проживанию с семьями и их детьми из числа вынужденных переселенцев и мигрантов и, конечно же, состояние толерантности на данный момент с обоих сторон.

Считая важным звеном в оказании социально-психологической помощи вынужденным мигрантам организацию работы групп взаимопомощи, мы провели организационные сборы различных диаспор, населяющих наш микрорайон для их сплочения и для разработки совместных действий по решению проблемы формирования современной личности в поликультурной среде. Данные группы объединили в своих рядах людей различных возрастов и с различными проблемами. Тем самым мы дали им возможность пообщаться и выяснить ряд проблем, которые они могут решить вместе между собой и вместе со школой, но главное, они, объединившись, стали лучше понимать друг друга и всячески поддерживать вновь прибывших в микрорайон людей, помогая им быстрее адаптироваться в новой для них среде.

В школе стало традицией перед проведением мероприятия собирать эти группы на совет. Так, например, при подготовке Дней республик с

каждой из групп (армянской, русской, украинской и т.д.) были оговорены вопросы организации выставки прикладного творчества народов Северного Кавказа и конкурса кавказской кухни. В результате чего выставка оказалась очень богатой и интересной. Учащиеся нашей школы с интересом рассматривали армянский алфавит, листали энциклопедию на армянском языке, удивлялись мастерству чеканщиков, любовались национальными костюмами и так далее.

Конкурс национальной кухни никого не оставил равнодушным. Приготовленные с любовью различные кушанья, собрали вокруг дегустационного стола толпы желающих попробовать на вкус эти блюда. И здесь же каждый желающий мог получить квалификационную инструкцию по технологии приготовления того или иного блюда. Ребята и их родители обменивались рецептами, советами, пожеланиями в вопросах домашней кулинарии.

Поэтому, мы считаем очень важным создание таких групп взаимопомощи и самоподдержки, так как это дает чувство принадлежности, уверенности в себе, собственной ценности, повышает самооценку, что, естественно, увеличивает психологические адаптивные возможности.

Следующим немаловажным условием формирование современной личности в поликультурной среде является организация и проведение праздников в микрорайоне. Одним из первых таких мероприятий был праздник, посвященный казачеству «Казачьему роду нет переводу», который проходил на школьном дворе при огромном количестве учащихся и жителей микрорайона. На него были приглашены старейшины казачества города Невинномысска, кадеты, фольклорные коллективы (два взрослых и детский), которые показали, как умели веселиться казаки в старину и какие есть новые песни и танцы сегодня у современных казаков. Все участники праздника познакомились с историей казачества, отвечали на вопросы викторины о казачестве. А в завершающей части праздника все участники разошлись по

станциям: «Веселая нотка», где состязались в умении петь частушки. На станции «Спортивная» участники праздника соревновались в силе, выносливости, сноровке. На станции «Прогулочная» катались на лошадях, повозках. На станции «Казачья» учились играть саблями, слушали рассказы старейшин о героическом прошлом казачества в суровые для страны годы и так далее.

В качестве артистов были дети и взрослые разных национальностей: украинцы, русские, армяне, карачаевцы, цыгане и так далее. Они с великим удовольствием надели форму казаков, пели казачьи песни, танцевали и участвовали в соревнованиях. Каждый из них пришел домой в восторге от увиденного и от участия в празднике. А на очереди следующий праздник - «Армения - страна гор и трудолюбивых, талантливых и умных людей». Каждая диаспора в подготовке и организации таких праздников старается показать себя с лучшей стороны, что рождает соревновательный дух и единение сил и возможностей.

Прижилась и такая форма объединения детей и взрослы разных этносов, как семейный туризм. С помощью городской турбазы на базе комнаты школьника создан кружок семейного туризма, который посещают семьями для того, чтобы потом, объединившись, можно было бы со знанием основных правил поведения на природе и элементарных навыков и умений обращаться с турснаряжением, отдохнуть в окрестностях города под неусыпным оком туринструктора. Этот кружок посещают также разнонациональные семьи: армянская, карачаевская, русская, украинская и другие. Этих людей объединяют школа и их увлечение походами и экскурсиями.

Следующий вид деятельности, который объединяет семьи и педагогов школы - это часы общения за чашкой чая, которые стали традиционными и очень желаемыми для детей и взрослых на каждом таком часе общения, дети знакомятся с традициями чаепития у разных народов, узнают историю

появления этой традиции на Руси. Часто на часе общения идет разговор об использовании лекарственных трав, о правилах сбора, сушки, хранения и так далее. Информация, которую дети собирают, готовясь к очередному часу общения, пользуется спросом, как у детей, так и у взрослых. И опять-таки участниками таких мероприятий становятся дети и взрослые разных национальностей. Они приносят из своей семьи свои традиции и уносят в семью традиции других о церемонии чаепития.

Большое внимание в ходе эксперимента уделяется здоровьесбережению.

Работа по формированию здорового образа в процессе эксперимента ведется по трем основным направлениям: просвещение, превентивная и реабилитационная деятельность.

Активные формы работы были нацелены на формирование физического, психологического и социального здоровья не только его воспитанников, но и педагогов, родителей и жителей микрорайона.

Работа по формированию здорового образа жизни координировалась созданной в школе педагогико-социально-психологической службой, а через занятия по саналогии, а также через ДЮОЭ «Союз экологов», службой «Здоровье», советом физкультуры при спортивном зале.

Через мероприятия, направленные на организацию здорового образа жизни, учащиеся знакомятся с правилами гигиены, слушают специалистов о вреде курения, алкоголя, токсикомании, наркотиков, участвуют в спортивных праздниках, соревнованиях, эстафетах, пробегах, занимаются туризмом, и посещают занятия по санологии.

На классных часах учителя знакомят ребят с различными традициями организации здорового образа жизни у разных этносов, что является очень действенным в деле формирования личности школьника с принципами здорового образа жизни.

Большая роль в работе по укреплению физического здоровья отводится информационно-наглядной агитации по общим вопросам здоровья, а именно, школьная газета «Большая перемена», конкурсы рисунков и плакатов, сочинений и рассказов, стихов, поговорок, пословиц разных народов Северного Кавказа и мира в целом о вредных привычках.

Через родительские собрания с привлечением специалистов медицины, родители информируются о состоянии здоровья их детей и о мерах профилактики различных заболеваний, а так же о пагубности вредных привычек.

Такая просветительская деятельность позволяет создать в школе особую культурную среду, не оставляющую без внимания и равнодушия ни учащихся, ни учителей, ни родителей, способствует формированию мотивов, интересов, жизненных установок в здоровом образе жизни.

Физкультурно-оздоровительная работа направлена на содействие нормальному физическому развитию организма, привитие и совершенствование различных двигательных навыков с целью укрепления здоровья и содействия массовому охвату школьников занятиями физической культурой.

В школе работают спортивные секции по волейболу, баскетболу, аэробике, танцевальный кружок, кружок ритмики. В спортивном зале есть все необходимые условия для организации оздоровительной работы.

В каникулярное время при школе действует лагерь труда и отдыха для учащихся первой и второй ступени.

Большое внимание здоровьесбережению уделяют классные руководители, проводя классные часы, направленные на формирование чувства ответственности за свое здоровье и здоровье близких. На одном из таких классных часов «Кто предупрежден - тот вооружен», учительница поставила задачу познакомить учащихся с причинами пристрастия отдельных людей к таким вредным привычкам, как наркомания, токсикомания, а, самое главное, она попросила ребят в процессе этого классного часа исследовать причины этого заболевания и поразмышлять как относятся к этой проблеме люди разных национальностей и почему именно считают, что самыми беззащитными перед этим недугом являются дети из неблагополучных семей и неустроенные семьи.

Дети в своих рассуждениях, опираясь на телевизионные и компьютерные технологии, позволяющие легко и быстро воспользоваться накопленными знаниями и опытом человечества, заглянуть в будущее, спрогнозировать его некоторым образом, исследовали причину данной проблемы в мире. Они говорили, что, несмотря на могущество человеческой мысли, создающей сложнейшие механизмы, чтобы изучить Вселенную, вылечить тяжелобольных, а также создающей произведения искусства - музыку, живопись, литературу, архитектурные ценности, на Земле идет вечная борьба Добра и Зла. И не всегда Добро побеждает Зло. И Зло - это не только война и фашизм. Оно многолико и сильно, потому что, часто незаметно растет в нас и развивается с некоторыми не самыми лучшими чертами характера, с нашей ленью и дурными привычками. Каждый человек проходит через ловушки, которые расставляет для него Зло. К таким ловушкам надо отнести такие вредные привычки, как табакокурение, алкоголизм, наркомания, токсикомания. Поэтому, сделали вывод учащиеся, очень важно получить знания по данной проблеме, чтобы самим не попасть в эту ловушку, а так же уберечь своих близких, родных, друзей. На данном классном часе они рассматривали доказательства вреда никотина, алкоголя, наркотиков и токсикомании в виде рентгеновских снимков здоровых человеческих органов и поврежденных в результате какой вредной привычки. Делали опыт со шприцом и смоченной ватой, через которую пропустили сигаретный дым, слушали множество примеров из жизни, просмотрели фрагмент видеофильма о проблеме наркомании и токсикомании и о тех последствиях, к которым они приводят, провели суд над наркотиками

и так далее. Рассмотрели такие вопросы, как история возникновения пристрастия к наркотикам, наркомания - это болезнь или привычка; лечение и выздоровление - это реально; наркоманы анонимны; наркотики и великие люди; наркотики и любовь; наркотики и тюрьма; яд, принимаемый добровольно; уголовная ответственность и другие. В своем заключительном слове учительница заострила внимание на вопросе традиций и способов предупреждения вредных привычек у разных этносов. Учащиеся на ярких примерах убедились, что у вредных привычек нет национальности. Вредные привычки - это проблема всего человечества на Земле, и уберечься от них - основная задача каждого молодого поколения.

Работа кружков в школе направлена не только на усвоение навыков, предусмотренных спецификой кружка, но и на расширения представления о культуре, быте, укладе народов, населяющих Северный Кавказ. Так, например, на одном из занятий музыкального кружка «музыкальная культура» была определена тема «Музыка народов Северного Кавказа», а задачей и целью - познакомить детей с музыкой народов Северного Кавказа, с музыкальными инструментами, с танцами и фольклором народов Северного Кавказа.

А на занятиях кружка «Кухня народов Кавказа» учитель регулярно знакомит своих воспитанников с традиционными блюдами кавказской кухни, обучает ребят первичной обработке необходимых продуктов, приготовлению первых блюд, воспитывает стремление к познанию ведения домашнего хозяйства на примере жизни народов Северного Кавказа и знаний национальной кухни.

В группе «Хозяюшка» дети учатся основным навыкам вязания и изготавливают костюмы народов СНГ и ближнего зарубежья, развивают творческие способности, воображение.

В театральном кружке дети разучивают сказки, постановки, инсценировки авторов различных национальностей, шьют для своих героев

костюмы с помощью родителей для себя, с помощью кружка «Шью сама» для кукол.

На уроках литературы и русского языка учителя широко используют творчество писателей Северного Кавказа. Так, на уроках литературы «Степная музыка Ивана Васильевича Кашпурова» учительница познакомила учащихся с творчеством нашего земляка. Эти уроки настроили учащихся на размышление о том, что именно Ставропольская земля впитала в себя национальную культуру Украины, Дона, Кубани, Поволжья, среднерусских земель, терских казаков и народов Северного Кавказа. И именно это стало предметом поэтического вдохновения нашего земляка Ивана Кашпурова.

На заседании литературной гостиной «Поговорим о русском романсе» учащиеся узнали, что родиной романса является Испания. А России он появился в начале 19 века. Они еще раз убедились, что традиция одного народа может стать традицией другого, при этом, развиваясь и совершенствуясь, что и произошло с романсом. Он вошел в нашу жизнь, он затрагивает в душе самые невидимые струны прекрасного, высокого, необъяснимого.

Теме героико-патриотического воспитания особое внимание уделяется на спецкурсе «Литературное краеведение Ставрополья». На занятиях этого кружка часто рассматриваются вопросы интернациональной дружбы в годы Великой Отечественной войны. Так, например, на одном из занятий, учительница знакомит учащихся с повестью В.И. Туренской «Дружба», обращает внимание на проблемы, поставленные автором, как тяжкие дни Великой Отечественной войны, интернациональная дружба и взаимопомощь людей: воспитание толерантности в поликультурной среде. Она знакомит ребят с тем, как во время эвакуации в Фергану люди разных национальностей поддерживали друг друга во время поездки, как делились друг с другом последним куском хлеба, как узбекский народ дружелюбно встретил эвакуированных и делился с ними едой и кровом. Особенно тепло встречали

люди Узбекистана детей из детского дома, многие ребята обрели здесь новых родителей и семью. В заключение она подчеркнула, что только дружба и взаимовыручка людей всех национальностей помогла людям перенести все невзгоды и лишения, выпавшие на их долю. Она обратила внимание, что в нашей школе учатся ребята разных национальностей, и что, наверное, ваши дедушки и бабушки были участниками подобных событий. Поэтому, необходимо помнить, что нужно помогать друг другу, узнавать как можно больше о культуре и быте своих всех своих товарищей, и что нужно быть терпимым друг к другу. Затем ребята рассмотрели тему «Проблемы школы в творчестве В.И. Туренской», в процессе подготовке к которому они познакомились с произведениями «Зрелость», «Просторы», «Девятая».

На заседании совета школьного музея Боевой и Трудовой славы идет речь о том, что весь наш народ поднялся в едином порыве на защиту своей Родины и смогли победить врага только благодаря сплочению своих сил.

Таким образом, создание и развитие этнокультурной воспитательной системы - цель работы, планомерно осуществляемой в МОУ СОШ № 14 города Невинномысска.

Этнокультурный компонент воспитательной системы школы обеспечивается через организацию диалога русской и иных национальных культур, широко представленных в содержании воспитательной программы «Союз экологов» и программ творческих кружков. Важнейшим условием, которое соблюдается при любых обстоятельствах, является интеркультурная и интернациональная установка администрации, учителей и учеников на то, чтобы никогда не возникала ситуации «старших и младших братьев в единой семье народов», то есть ситуация прямого и косвенного ущемления национального достоинства и культуры ни одной нации или народности.

Основу концепции воспитания школы составляют:

1. Известный подход к пониманию сущности воспитания Х.Й. Лийметса: «воспитание - это создание условий для целенаправленного управления процессов развития личности".

2. Культурологический подход к пониманию сущности процесса воспитания. В интерпретации Н.Е. Бурковой он предполагает "анализ хода педагогических событий через призму существующих норм жизни и открытых культурой наивысших ценностей, учет прогрессивных тенденций мировой культуры, взращивание молодого человека как гражданина мира, способного жить в контексте мировой культуры, принимать общечеловеческие ценности культуры и гармонично сочетая их в своем жизни с национальными, отечественными.

3. Феноменологический, личностно центрированный подход, отраженный в теории личности Н. Роджерса, предполагающий, что "именно внутренняя система отсчета - или субъективная способность постигать действительность - играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека". Подобная установка позволяет формировать и сохранять значительную степень оригинальности, самостоятельности и ответственности как "воспитуемого", так и "воспитателя.

4. Опора на синергетическую теорию самоорганизующихся систем и, соответственно, понимание воспитательной системы как:

- самоорганизующейся, резонансной, существенно реагирующей не только на "сильные", но и на сравнительно незначительные воздействия;

- "мягкой", т.е. открытой, способной к адаптации к внешней среде при сохранении своих существенных характерных особенностей.

5. Признание и учет непрерывно-дискретного характера процесса воспитания как закономерности социального воспитания.

6. Признание творчества как важнейшего средства воспитания, основы сохранения свободы и развития личности.

7. Опора на коллективную творческую деятельность как организационную основу формирования воспитательных традиций.

Указанные идеологические основания концепции воспитания МОУ СОШ № 14 определяют практику организации воспитательной деятельности.

Разделяя идеи известных ученых Л.И. Новиковой, В.А. Караковского, Н.Л. Селивановой, мы также считаем, что воспитательная система образовательного учреждения (в данном случае школы) не является сугубо педагогической.

С одной стороны, она как система психолого-педагогическая влияет на школьников через учителей, уроки, учебные предметы, домашние задания, классные часы.

С другой стороны, воспитательная система школы - система социальная, воздействующая на ребенка и воспитателя через включение их в окружающую среду. Важнейшими средствами воспитания являются психологический климат, царящий в школе, отношения, которые складываются между детьми как внутри школьного коллектива, так и за его пределами, взаимодействие и отношения учащихся с педагогами школы, родителями, выпускниками, друзьями школы.

Таким образом, педагогическая система школы хотя и является ядром воспитательной системы МОУ СОШ № 14, но не идентична ей. Воспитательная система школы значительно шире ее педагогической системы. Воспитательная система не может успешно функционировать, опираясь только на внутренние школьные ресурсы. Она связывает школьную жизнь с огромным миром, лежащий за порогом учебного заведения. Она существует для школы, но питается богатством жизни окружающего мира и противостоит школьной ограниченности, известной искусственности педагогической системы.

Специфику воспитательной системы МОУ СОШ № 14 составляют ее открытость, значительные внешние связи с учреждениями дополнительного образования, учебными заведениями, учреждениями культуры города и т.д.

Неуклонное следование принципу открытости воспитательной системы школы привело к тому, что ее влияние ощущается за границами не только микрорайона, но и города. Так, по инициативе школы были созданы кружок изучения летописи истории Ставропольского края и изучения истории заселения Кочубеевского района с момента формирования Ставропольского края и на современном этапе.

Это позволило еще раз убедиться в том, что открытость учебного заведения раскрывает дополнительные возможности и создает необходимые условия для решения поставленных целей и задач в ходе эксперимента по формированию современной личности в поликультурной среде. Ведь с самых ранних этапов формирования население Ставропольского края было поликультурным, хотя и не таким разнообразным как сейчас. На занятиях в этих кружках учащиеся собирали, анализировали этапы истории заселения Ставропольского края и Кочубеевского района в частности, они изучали фольклор местного населения и факт взаимопроникновения культур разных народов населяющих край.

Очень важно, чтобы воспитательная система, определившаяся на данный момент в школе, не столкнулась с проблемой определения места воспитания в учебно-воспитательной процессе. Ведь в сознании некоторых учителей до сих пор существует упрощенное понимание образования как некой суммы "обучение + воспитание". А мы знаем, что подобный подход, в определенной степени, является существенным препятствием в развитии воспитательной системы школы.

А самое главное, сложность заключается в том, что при таком понимании образования, обучение мыслится как репродукция содержания

определенных учебных программ и учебников в сознании детей, которая достигается системой уроков и других видов учебных занятий.

Поэтому воспитание при данном подходе видится как конгломерат "воспитательных мероприятий". На уровне класса - это «классные часы». На уровне школы - система традиционных "ключевых дел": смотров, конкурсов, соревнований, олимпиад, фестивалей.

В связи с этим, мы в рамках экспериментальной работы по проблеме формирования современной личности в поликультурной среде стремимся к тому, чтобы становление воспитательной системы школы в настоящее время шло путем преодоления указанных выше стереотипов в понимании основных категорий педагогики - обучения, воспитания, развития, а также посредством прояснения сущности культурологического и этнокультурного подхода в процессе воспитания.

В качестве глубинных противоречий, сокрытых в формировании воспитательной системы МОУ СОШ № 14, мы определили различное, а порой даже диаметрально противоположное понимание отдельными субъектами воспитания (родителями, учениками, педагогами) целей деятельности общеобразовательных учреждений.

Наиболее распространенным заблуждением в этом смысле является идеология "подготовки к жизни", которая, по мнению тех, кто разделяет данный подход, меняется только в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

На дошкольном уровне это «подготовка к школе». На уровне общеобразовательной школы - "подготовка к поступлению в вуз или иное учреждение профессионального образования". На уровне высшего учебного заведения - подготовка специалиста, на производстве - как повышение квалификации и переподготовка работника-функционера.

На наш взгляд, такой подход к пониманию учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении популярен потому, что его

устройство основано на "предметном" восприятии мира, и создается иллюзия эффективности учебно-воспитательного процесса при относительной простоте его организации. При данном подходе легко оценивать результативность деятельности как обучающих, так и обучающихся - ведь все можно отразить в отметке "за пройденный материал" успеваемости или через средний бал.

Такое предметное восприятие действительности является следствием вульгарно-материалистического подхода к ценности окружающих человека объектов мира.

Предметное восприятие предполагает восприятие объекта и оценку его только через функциональное назначение объекта, его физические параметры, название. Мера ценности объекта - в "полезности", востребованности этого объекта в обыденной жизни человека.

Культурологический же подход к организации воспитательной системы школы МОУ СОШ № 14 предполагает не предметное (хотя оно и не отрицается в определенных случаях), а ценностное восприятие мира.

Это такое восприятие действительности, где основные является не "рациональное" восприятие объектов, а "проживание" отношений к объектам действительности как существенной ценности для человека.

При культурологическом подходе внимание субъекта концентрируется не на внешней, чисто материальной стороне объекта, а на значимости объекта в плане проживания отношений человека с миром, т.е. предполагается раскрытие не очевидного (внутреннего) назначения объекта.

Культурологический (ценностный) подход предполагает многомерное - духовное и одновременно материалистическое восприятие действительности, т.е. исходит из признания наличия наряду с функциональным назначением объекта вполне определенного его ценностного содержания.

Воспитательная система МОУ СОШ № 14 - это результат

предпринятой попытки создания в течение последних лет условий для

перехода от принципов школы техногенной цивилизации к принципам организации учебного заведения антропогенной цивилизации.

Антропогенная цивилизация имеет целью сотворения человека - личности, высшим смыслом которого являются его отношения, связи с другими людьми, его творческий гуманизм.

Поэтому не случайно, что центром воспитательной системы МОУ СОШ № 14 является не что иное, как индивид, т.е. каждый ребенок, имеющий свои имя, чувства, желания, судьбу, к какой бы этнической или конфессиональной группе он ни принадлежал.

Благо каждого отдельного ребенка, его самочувствие и характер развития — это в совокупности и является критерием оценки эффективности всей воспитательной системы.

Тщательно изучив опыт работы школы № 69 г. Челябинска по проблеме «Этнокультурная школа как открытая воспитательная система» и используя его отдельные элементы при создании собственной модели воспитательной системы в МОУ СОШ № 14, мы использовали шесть структурных уровней, которые, по мнению доцента, кандидата педагогических наук, Челябинского государственного педагогического университета В. Шеммера, должны быть включены в модель воспитательной системы современного образовательного учреждения:

1. Личностный уровень, куда входят субъекты воспитательной системы - ученики, педагоги и друзья школы (родители, выпускники разных лет, шефы и т.п.).

2. Нормативный уровень, то есть цели и принципы, которыми руководствуются субъекты воспитательной системы.

3. Методический уровень, который определяет задачи, методы и формы работы, принятые в воспитательной системе.

4. Социально-педагогический уровень, который включает в себя традиции и отношения, принятые в воспитательной системе.

5, Управление воспитательной системой, которое интегрирует отдельные элементы воспитательной системы в систему взаимных зависимостей и связей.

6. Культурно-образовательную среду, освоенную субъектами воспитательной системы.

Таким образом, культурно-образовательная среда воспитательной системы школы является тем пространством жизни учеников школы (со всем многообразием связей, влияний, отношений и дел), которое окружает ребенка и в которое он включен, находясь в семье, в школе, во внешних учреждениях. Однако понятие культурно-образовательной среды не тождественно всему окружающему ребенка миру. Культурно­образовательная среда в условиях воспитательной системы школы целенаправленно создается педагогами, родителями и детьми в интересах воспитания, обучения, развития и саморазвития последних.

Значит, культурно-образовательная среда воспитательной системы - это пространство целесообразно организованной в интересах ребенка окружающей его материальной и духовной культуры.

Но, как известно, специфика культурно-образовательной среды заключается в том, что это пространство совместного проживания детей и взрослых разных национальностей в условиях особым образом организованной культурной деятельности. Совместное проживание и творческая деятельность детей и взрослых в культурно-образовательной среде воспитательной системы характеризуется, прежде всего, культурой отношений, которые, в свою очередь, организуются с учетом принципов:

- уважения личности и достоинства партнера независимо от его возраста, статуса в обществе, национальной или конфессиональной принадлежности, уровня знаний и других характеристик личности.

- сочетания уважения прав личности с вытекающими из них требованиями к обязанностям личности перед окружающими.

- уважения права самых младших и самых старших членов культурно­образовательной среды (в семье и школе) на особый статус в обществе.

Обязательными условиями организации эффективного взаимодействия в рамках культурно-образовательного подхода выступают:

- отношение к ребенку как к субъекту жизни, способному к культурному творчеству и саморазвитию в поликультурной среде;

- отношение к педагогу как к посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир разнонациональных культур и оказать поддержку детской личности в ее индивидуальною самоопределении в мире культурных ценностей;

- отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог, и сотрудничество его участников в достижении целей их культурного саморазвития;

- отношение к воспитательной системе как к целостному культурно-образовательному пространству в условиях поликультурной среды, где проживают дети и взрослые, воссоздавая образцы культуры, где происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание толерантного человека.

Структура поликультурной культурно-образовательной среды в воспитательной системы МОУ СОШ № 14 в условиях поликультурной среды включает в себя:

- среду семьи (культура отношений членов семьи, психологическая и нравственная атмосфера семьи, условия труда и быта, культура семейных традиций т.д.);

- среду школы (культура отношений детей и взрослых, психологическая и нравственная атмосфера в коллективе учащихся и учителей, условия учебы, культура школьных традиций);

• - внешкольную среду и внешние связи воспитательной системы »

(характер отношений субъектов внешкольных связей).

Содержание культурно-образовательной среды в поликультурном пространстве - этот совместная творческая деятельность детей и взрослых по «освоению культуры» и проживанию в определенной культуре.

Культурно-образовательная деятельность в МОУ СОШ № 14 по

*

формированию современной личности в поликультурной среде предполагает освоение:

i - культуры отношений человека с человеком;

- культуры быта, поведения в семье и обществе;

' - культуры образования (обучения, учения, воспитания и

самовоспитания, развития и саморазвития);

•V

- культуры труда (физического, интеллектуального и духовного);

- культуры творчества (учебного, научного, художественного).

г

Содержание культурно-образовательной среды осваивается через повседневную жизнь, «дела» и специальные мероприятия (как было уже сказано выше), требующие особой организации и подготовки, в ходе которых и осуществляется совместная творческая деятельность детей и взрослых в поликультурной среде.

Культурно-образовательная среда МОУ СОШ № 14 характеризуется тем, что она с 1991 года последовательно конструируется в соответствии с

*>

концепцией развития открытой воспитательной системы (как уже было сказано выше).

В указанной концепции воспитательная система рассматривается как определенная целостность, описываются ее отдельные элементы, в том числе и культурно-образовательная среда МОУ СОШ № 14 в семье, а также, « непосредственно в коллективе учеников и учителей, во внешних связях

определяется тем, что она создается на основе диалога культур российской

этнокультуры и разнонациональных, разноконфессиональных культур, а также культуры конкретного этноса, к которому принадлежит ребенок.

Разнонациональные и русская составляющая культурно­образовательной среды на Ставрополье являются постоянными, вторая сторона может меняться в зависимости от интересов конкретной семьи.

Особенностью места русского компонента в культурно­образовательной среде МОУ СОШ № 14 и микрорайона в частности, является то, что культура россиян доминирует и в значительной мере определяет атмосферу, которая характерно для данной воспитательной системы, но, тем не менее, она учитывает особенности разнонациональных и разноконфессиональных культур.

Специфика и основное назначение культурно-образовательной среды МОУ СОШ № 14 заключается в том, что она обеспечивает культурное взаимодействие, сотрудничество, саморазвитие детей и многообразие взрослых (педагогов, родителей, выпускников и.д.), всех субъектов воспитательной системы.

Это не только следа проживания субъектов воспитательной системы, детей и взрослых, но и среда их развития, обретения нового социально и личностно значимого опыта человеческого взаимодействия воссоздания культурных образцов жизни, организации культурных событий, творения культуры и воспитание человека культуры, современной личности поликультурной среде.

Таким образом, обосновав необходимость формирования современной личности, которая способна, по утверждению Г.Д. Глейзера, свободно осуществлять адекватный выбор поведения в быстро меняющихся социальных, политических, экономических, жизненных условиях, мы в процессе эксперимента сосредоточили свое внимание на создании и развитии этнокультурной воспитательной системы с помощью которой, на наш взгляд, возможно успешное решение поставленных цели и задач, а также реализация определенного содержания образования в полиэтнической школе, отвечающего специфике данного образовательного учреждения, ориентированного не только на общемировую, общенациональную культуру, но и на такие содержательные линии, которые связаны с этноориентированными знаниями, способствующими этноидентификации личности, межкультурному взаимодействию, формированию межэтнической толерантности, обусловлены этническими особенностями, интересами, самим социальным заказом этнических общин, составляющих многонациональный социум МОУ СОШ № 14.

<< | >>
Источник: БОНДАРЕНКО ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ОТКРЫТОЙ» ШКОЛЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. 2006

Еще по теме 2.1. Организационные основы деятельности «открытой» школы в поликультурной среде:

  1. Организационно-управленческая деятельность
  2. Глава 20. Организационные аспекты деятельности клинического психолога
  3. Глава II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
  4. Глава IV. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ИММУНОПРОФИЛАКТИКИ
  5. Глава II. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
  6. Медведева Евгения Юрьевна Формирование современной личности в поликультурной среде в школе «“открытого” типа»
  7. Глава 25. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях Глава 26. Правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности Глава 25. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях
  8. Глава 26. Правовые и организационные основы безопасности жизнедеятельности
  9. Глава 1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
  10. Глава 5 Организационная основа государственной системы, обеспечения единства измерений
  11. 4.1. организационные основы учебной деятельности
  12. БОНДАРЕНКО ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ОТКРЫТОЙ» ШКОЛЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, 2006
  13. ВВЕДЕНИЕ
  14. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ КАК «ОТКРЫТОЙ» СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
  15. 1.2. Современные научные подходы к формированию школы как «открытой» социально-педагогической системы
  16. Особенности содержания и организации социально-педагогической деятельности «открытой» школы в поликультурной среде
  17. Глава II. ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОТКРЫТОЙ» ШКОЛЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -