<<
>>

Особенности содержания и организации социально-педагогической деятельности «открытой» школы в поликультурной среде

В условиях поликультурной среды работа, направленная на создание условий для развития и воспитания гражданина на принципах гуманизма и демократии, толерантности, на идеях свободы, равноправия человека, самоактуализации личности, требует особого подхода к определению содержания деятельности «открытого» образовательного учреждения.
Формирование современной личности в поликультурной среде реально только тогда, когда школа базируется на таких приоритетных направлениях, как:

- изучение родного языка и культуры как основы формирования самосознания;

- приобщение к национальным обычаям, обрядам, верованиям народа, традиционной культуре, знакомство с укладом быта, стереотипами поведения, национальными видами одежды, кухни, ремесла;

- способность растущей личности и интеграции через национальную культуру и мировую культуру;

- способность адаптироваться к условиям жизни в индустриальном и постиндустриальном обществе и требованиям мировой цивилизации (посредством получения профессии).

Педагогическая практика подтверждает теоретические разработки о том, что для успешной работы школы по формированию современной личности в поликультурной среде неоценимое значение имеют:

- создание всеохватывающей системы обучения и воспитания, направленной на формирование чувства толерантности, терпимости, человеколюбия, я также норм и эталонов ненасильственного взаимодействия;

- разработка эффективных педагогических технологий, пропаганда открытых, добрых, гуманных отношений, уважения и понимания многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности являющейся характеристикой толерантной личности;

- создания системы сотрудничества между педагогами, родителями, школьниками и другими заинтересованными лицами.

В ходе нашего исследования с целью выявления особенностей социально-педагогической деятельности «открытых» школ в поликультурной среде мы проанализировали опыт работы ряда образовательных учреждений, относящихся к полиэтническим, поликультурным, то есть расположенным в многоконфессиональном, многонациональном социуме.

Так, анализируя опыт работы лицея № 10 г. Ставрополя по созданию условий для формирования современной личности можно сделать вывод, что наиболее успешно эта работа может осуществляться в «открытой» школе, делающей акцент на творческие направления человеческой деятельности, активно взаимодействующей с социальными институтами, а также внутри себя создающей специальные службы.

В деятельности своего образовательного учреждения они ввели:

- индивидуальное (или групповое) консультирование детей и их родителей, осуществляемое педагогами и психологами в процессе адаптации в иноязычной среде;

- совместную деятельность в том числе, организацию этнокультурных праздников, коллективных дел, имеющих этнокультурную и социальную направленность; осуществляемую педагогами, детьми, представляющими различные этносы и культуру, их родителями, социальным окружением;

- анализ и преодоление конфликтов в детской и подростковой среде, в основе которых неадекватные ожидания и представления о взаимодействии культур и этносов;

-приобретения опыта межкультурной коммуникации (в том числе, преодоления межкультурных противоречий и конфликтов) как основа успешности жизненных стратегий;

-широкое использование специально-педагогической работы с семьей в повышении ее роли в социализации личности ребенка: повышения педагогической культуры, вовлечение родителей в различные виды деятельности с детьми, открытие клуба гармоничной семьи, воскресной школы для родителей.

Таким образом, будучи убежденными в том, что сформировать личность только школьным воспитанием невозможно и непонимание этого приводит к педагогической замкнутости, недооценке социальной среды воспитании человека, к заблуждению будто бы школа способна своими силами решить главные проблемы формирование желаемой личности. Невозможно потому, что школа растит ребенка как личность не с нуля, поскольку ранняя социализация прошла в семье и микроокружение этого ребенка.

Ребенок и его мир в концепции поликультурного воспитания предоставляется «культурно-опосредованным», иными словами, субъективность рассматривается не как изначальное «природное» свойство человека, а как результат сложного процесса взаимодействия индивидуальной природы и социокультурной среды развития и социализации.

Педагогический коллектив данного учебного заведения определил критерии содержания поликультурного образования, что позволило более эффективно продвигаться к намеченной цели и поставленным задачам в формировании современной личности в поликультурной среде.

Основной просчет современной школы и педагогики (как и советской) состоит в том, что из интернационального воспитания выхолащивается национальное содержание жизни каждого народа, этнические особенности его культуры, национальные традиции, а то, что остается для изучения в рамках предметных областей, представляет из себя, по мнению педагогического коллектива школы № 26 г. Ставрополя вялое, безжизненное, формальное повествование и не рассматриваемое в гармоничном единстве многообразие национальных культур.

По их мнению, общеобразовательное учреждение как институт социализации личности не в полной мере отражает, а тем более учитывает психолого-педагогические особенности образовательно-воспитательной

работы в школьном и классном коллективах. У учащихся, как показывают предварительные исследования, нет осознания своей национальной (этнической) принадлежности и задачи своего самоутверждения как личности, способной научится ценить в других то, что отличает их друг от друга. Поэтому школа в условиях демократизации и гуманизации, кроме своей основной функции, по их мнению, должна поддерживать и формировать взаимодействие с другими этносами и культурами, тем самым формировать уровень и культуру межнационального общения, осознав при этом, что эта работа требует подготовленного учителя, социального педагога, психолога, педагога дополнительного образования, способного реализовать вышеназванные задачи и владеющего методами, формами и приемами этновоспитательной деятельности.

Ведь именно микрорайон является ближайшим социокультурным, бытовым, соседским окружением человека, являющимся мощным фактором социализации личности. Место проживание - это та среда, которая существенно влияет на такие социальные роли человека, как семьянин, сосед, товарищ, труженик, гражданин.

Невозможно переоценить роль социального окружения в процессе развития детской личности. Дома, во дворе, на улице несовершеннолетние получают богатейший опыт отношений с людьми, обществом, природой. В процессе взросления личности ребенка все важно и все существенно, ведь здесь влияет любая мелочь. Большое опасение вызывает свободное время, которое дети и подростки проводят вне школы, вне семьи. Улица, (двор) были всегда предметом особой социальной опасности. Здесь царствуют личные желания, свободный выбор, стихия настроения. Свободная среда заполняется либо добрыми делами, либо дурными, приводящими к противоправному поведению.

Поэтому, чтобы наши дети росли добрыми, вежливыми, культурными, трудолюбивыми, заботливыми, обладали бы таким качеством, как толерантность, необходимо создать нравственно здоровые условия именно в микрорайоне. И организовать работу по месту жительства таким образом, чтобы каждый ребёнок, каждый подросток ощутил внимание и заботу со стороны взрослых. Чтобы их помыслы были бы нравственно чистыми и носили бы созидающий характер, а не разрушающий.

Хорошим примером постановки работы в микрорайоне служит опыт города Нижний Новгород, где создана и действует комплексно-целевая программа развития муниципального образовательного учреждения «Агнес». Педагогический коллектив этого учреждения (детско-подростковых клубов по месту жительства) разработал программу развития учреждения на пять лет (1997-2001 гг.). Она предназначена для осмысления ситуации, определения приоритетов, выбора методов решения проблем, способов координации действий и механизмов коррекции их в ходе реализации позиционно определенных задач, локализации усилий и средств в те коллективы, которые берут на себя ответственность за выполнение задуманного.

В МОУ «Агнес» действуют 33 объединения по следующим направлениям деятельности: культурологическое, декоративно-прикладное, спортивное, техническое, краеведческое, профориентационное, обучающее и т.д. Дети и подростки, занимающиеся в объединениях МОУ «Агнес», участвуют в фестивалях, конкурсах; соревнованиях (международного, российского, городского, районного, местного) уровня, где достигаются высокие результаты, что свидетельствует о росте качества роботы педагогов объединений.

Основное содержание деятельности МОУ «Агнес» состоит из:

- организации работы по месту жительства в микросоциуме, как государственно-общественной целостной системы социально-педагогической поддержки, сопровождение молодого человека;

- обеспечения востребованности услуг, связей несовершеннолетних с молодежно-подростковыми центрами;

- выявление факторов, обуславливающих асоциальное поведение несовершеннолетних и молодежи;

- оказания экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации.

Таким образом, данный опыт работы представляет особый интерес для образовательных учреждений Ставропольского края в деле решения проблемы формирования современной личности в поликультурной среде через работу по месту жительства.

Принцип территориальности, то есть ориентация на работу с населением того микрорайона, в котором находится образовательное учреждение, включенный в комплексно-целевую программу развития МОУ «Агнес» (клубов по месту жительства) г. Нижний Новгород, является наиболее приемлемым в исследуемом МОУ СОШ № 14 г. Невинномысска, так как он позволяет, используя реабилитационные, социальные, образовательные и культурные программы, оказывать позитивное воздействие на все характеристики микросоциума (социально­психологический климат, уровень криминогенности, развитие системы взаимопомощи, наличие культурной деятельности), создавая тем самым для детей и подростков более благоприятные условия развития, а также способствует снижению вероятности попадания молодого человека в ситуацию насилия или усвоения им самим агрессивных стереотипов поведения.

При анализе планов работы школы необходимо выделить ядро, которое обеспечивает приобщение учащихся к общекультурным и национальным ценностям, формирование личностных качеств - познавательной, коммуникативной, нравственной, эмоционально-волевой, национальной культуры. Все это как компонент содержания образовательного стандарта находит свою реализацию в учебной и воспитательной работе, как в школе, так и по месту жительства.

Опираясь на опыт, полученный в ходе экспериментальной работы по проблеме «Социальная работа в современной городской школе», нам было легче скорректировать свою работу согласно целям и задачам, поставленным перед педагогическим, ученическим коллективами и родительской общественностью.

Программа социализации личности предусматривает комфортные условия учащихся на уроке и во внеурочное время. Главным стало в работе каждого учителя - уважение к ученику как к личности, взаимоотношение с детьми строятся на доброжелательной основе с пониманием проблем ребенка.

В школе созданы условия для реализации намеченных планов, изучается мотивы, потребности учащихся и их родителей.

Неоценимую помощь в работе с коллективом оказывают педагогические советы, направленные на формирование приоритетов в человеческих отношениях, главными из которых стали: ценность интеллект, высокая нравственность, эстетика поведения, стремление к самоопределению проведению, творчеству, самовоспитанию и саморазвитию. Соответствующим образом строилась тематика и формы поведения педагогических советов «О некоторых итогах работы школы по социализации, развитию личности в условиях школы открытого типа», «Психолого-педагогические основы и пути перевода школы в режим работы, обеспечивающего саморазвитие творческой индивидуальности учащихся». «Каким быть учебно-воспитательному процессу в условиях социализации, развития личности». «Работа с родителями в условиях социализации личности в школе «открытого типа». «Создание адаптивной педагогической системы как необходимое условие саморазвития личности».

Во время проведения педсоветов практиковалось деление педагогов на творческие группы, избиралась группа анализа и группа социологов, проблемы решались в микро-группах-лабораториях, созданным по ролям:

«учителя», «учащиеся», «администрация», «классные руководители», «родители». Группа социологов подводила итоги микроисследований по анкете: «Социализации личности. Что вы можете изменить в

самоопределении личности»? Практиковались аукционы педагогических идей и творческих наработок учителей.

Методом активного обучения учителей, учащихся, родителей была избрана деловая игра. В ходе которой апробировались полученные в учебном курсе теоретические задания и нарабатывался опыт реализации реальных жизненных неигровых проблем. Организация обмена опытом педагогической деятельности в форме деловых игр дала предпосылки для свободного, неформального поиска оптимальных вариантов реформирование системы образования, проведение ее структуры и содержания в соответствии с современными требованиями и т.д.

Школа работает по модели социально-педагогического комплекса. Работа с семьей проводится на основе диагностики межсемейных отношений и дифференциации семей на типы.

В школе как единственном социальном институте, через который проходят, все дети микрорайона, а в свое время и их родители, а также дедушки и бабушки, сложились свои формы сотрудничества: семейные праздники и фестивали: «День бабушек и дедушек», «Литературные посиделки», «Масленица», семейные конкурсы: «Папа, мама и я спортивная семья», «Семейное увлечение», «Музыкальная семья», ярмарки - распродажи семейных поделок, читательские конференции, коллективные творческие дела, встречи родителей со своим детством, презентации замечательного опыта семейного воспитания. Изменились формы проведения родительских собраний: стали проводиться: круглые столы, тематические дискуссии, приглашения специалистов, в которых заинтересована семья и т. д.

Большого внимания заслуживает опыт работы сельских

образовательных учреждений. В СОШ № 14 аула Эдельбай

Благодарненского района (Ставропольский край) бережно возрождают туркменскую национальную культуру. К столетию аула для туркменских школьников был открыт факультатив «История туркменского народа», затем спецкурс «Родной язык». А в настоящее время там работают спецкурсы: «История туркмен Северного Кавказа», Литература поэтов и писателей Туркмении, «Литература и устная народное творчество Ставропольских туркмен» и т. д. в школе постепенно возрождается национальное декоративно - прикладное искусство: вязание, шитье ковриков из лоскутов ярких тканей. На уроках труда дети учатся вязать кошмы.

Эдельбайский музей признан одним из лучших в крае. В его экспозиции материалы о героях минувшей войны, коллекция старинных предметов быта. Большое количество документов по истории села, национальная одежда. В школе создана фольклорная группа, которая неоднократно становилась лауреатом различных конкурсов и фестивалей.

Историю малой родины будущее поколение туркмен будут изучать через газетные страницы, видеофильмы и аудиозаписи, музейные экспозиции. В этом видит педагогически коллектив данного

образовательного учреждения важность целей и задач, которые стоят перед образованием. Все чаще, обращаясь к истокам, народной культуры и воспитания они идут к намеченной цели, которая проста и человечна - воспитать ребенка так, чтобы он любил Родину, жил ее радостям, тревогами и чаяниями, не гнушался никаким трудом, был честным и добрым.

Модель «Русская национальная школа», разработчиком которой является педагогический коллектив гимназии № 9 станицы Расшеватской Новоалександровского района (Ставропольский край), способствует

успешному решению проблемы по формированию современной личности в поликультурной среде. Учебный план, внеклассная и внешкольная работа, вышеназванного образовательного учреждения направлены на формирование духовного сотворчества народов, проживающих на данный момент в станице. Ведь состав обучающихся в гимназии детей неоднороден. Он представлен 21 национальностью. Поэтому формирование культуры мира средствами педагогики принимается как воспитание в духе согласия, терпимости и обучения правам человека. Реализация поставленных целей в связи с проблемой реализации модели «Русской национальной школы» потребовала от педагогического коллектива гимназии существенных изменений учебного плана: введения спецкурсов на всех ступенях обучения, а также модулей, встроенных в предметы.

Являясь преподавателем общественных дисциплин, директор гимназии Л.П. Певкина считает, что основными понятиями, которые должны уяснить подростки в основной и старшей школе следующие: право; закон; ответственность; законность; гражданин; государство; Родина; миролюбие; толерантность; гуманизм. Она стремится выработать у учащихся конструктивный подход ко всем видам различий между людьми, политическим разногласиям и социальным конфликтам, привить ученикам способность воспринимать любой конфликт как естественное столкновение интересов, а также показывать цивилизованные пути решения спорных вопросов на основе миролюбия и терпимости. Акцентирует внимание учащихся на общенациональных интересах России, самоценности национальной жизни народов.

Деятельность Центра детского творчества г. Михайловска (Ставропольский край), направлена на становление человека как труженика на формирование и развитие общих профессиональных способностей; трудолюбия, добросовестности, исполнительности, стремления доводить начатое дело до конца, предприимчивости, умению взаимодействовать с другими членами трудового коллектива, а также обще-трудовых умений и навыков.

Под руководством педагогов дети занимаются изучением истории Руси, русских ремесел, традиций, обрядов, культуры, фольклора,

разучиванием народных песен, игр, придумыванием своих. Эти занятия способствуют формированию гражданской позиции, патриотических чувств и любви к родной истории, ведь «наше прошлое - фундамент стабильной полнокровной жизни в настоящем и залог плодотворного развития в будущем».

Анализ представленного педагогического опыта показывает, что важно правильно определить содержание образовательного процесса в школе, где сформировалась поликультурная среда с привлечением к этой очень сложной и ответственной работе не только педагогического коллектива и всех работников школы, но самих учащихся, их родителей и другие воспитательно-образовательные учреждения микрорайона. Только при согласованных действиях, всех перечисленных выше субъектов, можно создать условия бесконфликтного взаимодействия людей разных национальностей и вероисповедания. Не должны остаться в стороне от этой проблемы государственные и общественные институты города - от административных органов до служб социальной защиты, различных фондов и объединений. Сложная поликультурная среда требует полифонических усилий, чтобы её изучить, в ней эффективно работать, формируя позитивный социальный опыт школьников.

При этом было бы ошибочно видеть социальную среду односторонне - только фактором негативным. Как раз ее поликультурность, многопланоновость открывает и немалые разные возможности, более разнообразное пространство для проявления активности ребят, для её поддержки и положительной ориентации педагогов.

Организация поиска продуктивных содержания и технологий такой поддержки, осуществляемой силами экспериментальных площадок Ставрополья - суть начинающейся работы. Её главная задача - создание и апробация эффективной социально-педагогической практики, главные

принципы - творчество и вариативность; её общий алгоритм: поиск - опыт - анализ - выводы - новый поиск (Вульфов Б.З., 2002).

Работа по определению содержания образовательного процесса, по нашему мнению, должна начаться с осознания педагогическим коллективом таких понятий, как «современная личность», «компетенция социальная», «среда человеческая (человеческая среда)», «социальная среда», «окружающая среда», «образовательная среда», «воспитывающая среда», «социальное пространство», «поликультурное образовательное пространство», «поликультурная среда» и т.д. Потому что эти понятия в науке определяют конкретную суть в подходе к проблеме формирования личности в поликультурной среде. Много есть методов для раскрытия этих понятий, например в МОУ лицея № 10 г. Ставрополя сделали это методом «мозгового штурма», а в МОУ СОШ № 14 г. Невинномысска - через заседание «круглого стола» и дидактический диктант. Но каким бы методом эта работа не проводилась, она имеет свои положительные результаты: даны определения понятий, используемые в науке, охарактеризованы структурные составляющие этих понятий и уже на научной основе обсуждался в дальнейшем вопрос формирования личности на современном этапе развития образования.

На педагогических советах, проводимых в образовательных учреждениях, важно определить роль и место поликультурной среды в формировании личности. А в связи с этим содержание поликультурного образования должно отвечать таким критериям, как:

- отражение в учебном материале гуманистических идей;

- характеристика уникальных этнических, самобытных национальных черт в культурах народов России и мира;

- раскрытие в культурах российских народов общих элементов традиций, позволяющих жить в мире, согласии, терпимости, гармонии;

- приобщение учащихся к мировой культуре, раскрытие процесса глобализации и взаимозависимости стран и народов в современных условиях;

- гуманизм, который выражает безусловную веру добрые начала, заложенные в природу ребенка;

- демократизм, базирующийся на признании равных прав и обязанностей взрослых и детей;

- толерантность, терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам, к ценностям различных народов, наций, религий;

- компетентность, т. е. необходимость формирования особых способностей учащихся по овладению знаниями, воспитания интеллектуальной личности, способной решать задачи творческого характера в поликультурном пространстве;

- базовое основание содержания поликультурного образования, в качестве которого призван выступить ценностно-культурологический личностно-ориентированный подход.

На базе МОУ СОШ № 14 г. Невинномысска в процессе вхождения в эксперимент с целью определения основных направлений деятельности педагогического коллектива в режиме эксперимента были проведены заседания научно-методического совета, предметных методических объединений, педагогического совета, общешкольного родительского комитета. На этих заседаниях обсуждались вопросы актуальности исследовательской проблемы, определение механизма деятельности педагогов, родителей по реализации эксперимента. Были приняты решения:

1. Скорректировать план работы школы на И-е полугодие в режиме экспериментальной работы по теме «формирование современной личности в поликультурной среде».

2. Оптимизировать задачи образовательно-воспитательного процесса и выработать основные направления экспериментальной работы в образовательном учреждении.

3. Для более успешного осуществления плана работы создать

творческие группы учителей, участвующих в эксперименте, кафедру по ведению исследовательской работы в режиме эксперимента. '

4. Всю экспериментальную работу строить на основе тесного сотрудничества всех представителей поликультурной среды, педагогического, ученического и родительского самоуправления.

Были определены основные направления - линии по формированию личности в поликультурной среде:

1) Педагогические основы формирования толерантности у школьников путем их приобщения к культуре, традициям украинцев, белорусов молдаван, осетинов, эстонцев, абхазцев и т. д. через традиции русского народа.

2) Творческие исследовательские направления деятельности для создания необходимых условий развития ребенка с учетом поликультурной среде.

3) Образовательно-развивающая функция.

4) Духовно-нравственное направление.

5) Менталитет и ценности современной семьи.

6) Здоровье детей, родителей, учителей.

Ориентируясь на концептуальные подходы в формировании личности ребенка в поликультурной среде, разработана примерная концепция и программа экспериментальной работы в данном учреждении.

Очень важно при определении содержания образовательного процесса учитывать пожелания, предложения всех участников эксперимента, так как это позволит более эффективно продвигаться к намеченным целям. Особенно ценными являются предложения и пожелания учащихся и их родителей. Являясь представителями своего этноса, они заинтересованы в пропаганде своих традиций, рады поделится умениями и навыками, приобретенными в семье. Среди таких предложений были: «Дни культуры народов Северного Кавказа», «Кухня народов Северного Кавказа», «Фестиваль песни и танцев», создание уголка быта в школьном музеи «Быт и традиции казаков и горских народов Северного Кавказа», оформление экспозиции в школьном музеи Боевой и Трудовой славы «Родину защищать - долг каждого юноши», «Они прославили наш край в годы Великой Отечественной войны» и т. д.

Проблема формирования личности в условиях существования различных культур, и различных религий, должна быть в центре внимания школы. Познать самого себя, приобщиться к культуре своей и других народов, повернуться лицом к таким общечеловеческим ценностям как доброта, милосердие, совесть, справедливость, - вот задачи, которые необходимо решать на пути духовного обновления. Успех этого дела немыслим без кардинального изменения подходов к изучению предметов в школе.

Ч. Айтматов сказал, что «гражданский, нравственный, духовный потенциал человека зависит от того, что несет он в себе своему обществу и миру: гармонию отношений или трудносовместимость, высоту

национального духа, желание уважать национальные ценности и в той же мере быть уважаемым как представитель определенного народа, или высокомерия, равнодушие к другим, говорящим на явных языках».

Таким образом, знакомить детей разных национальностей с образцами их культуры, быта необходимо только при условии бесспорного подчеркнутого уважения к их традициям, к их культуре.

Эту работу на кафедре филологии в МОУ Центре образования г. Ставрополя ведут по следующим направлениям:

- через изучения лучших произведений русской литературы, раскрывающих традиции, обычаи, особенности, религиозных верований народов, населяющих Россию (М.Ю. Лермонтов «Беглец» и «Мцыри»,

A. С. Пушкин «Бахчисарайский фонтан», Л.Н. Толстой «Хаджи-Мурат», «Казаки», А. Приставкин «Ночевала тучка золотая» и т.д.);

- через изучение писателей других национальностей, проникнутых глубокой гражданственностью, искренностью чувств и правдивостью (М. Джалиль, Р. Гамзатов, Ч. Айтматов, Д. Кугультинов, Н. Думбадзе,

B. Быков и др.);

- через изучение фольклора народов Северного Кавказа (сказки, песни, пословицы и поговорки, в которых выражена народная мудрость);

- через изучение русского языка как языка межнационального общения (языка, который вобрал в себя языковые особенности других народов);

- через изучение иностранных языков (развитие лингвистических способностей, знакомство с мировой культурой);

- через работу спецкурса «Традиции и обычаи народов Северного Кавказа в курсе литературы»

География - очень благодатный предмет в воспитании толерантности - так считают в МОУ СОШ №14 г. Невинномысска. Для того, чтобы определить специфику создавшейся проблемы в результате резко увеличившегося притока вынужденных переселенцев, необходимо стало на первых порах рассмотреть данную проблему не саму по себе, а на фоне имеющихся на данный момент условий в школе.

В связи с этим методическое объединение учителей обществознания разработало план, с помощью которого можно было бы преступить к более эффективным формам и методам в преподавании, например: географии, направленным на решение проблемы, связанной с воспитанием личности школьника в условиях поликультурной среды.

В содержании курса географии материков и океанов в наибольшей степени отражена этнографическая составляющая географии. Оно нацелено на создание у школьников целостного представление о Земле как планете

людей, ознакомления со странами и народами. Но в учебнике недостаточно отражена его этнографическая и гуманистическая составляющая. Поэтому было принято решение в качестве совершенствования курса использовать комплексное страноведения как непосредственно на уроках географии, так во внеклассной работе по предмету.

В связи с этим надо предполагать, что учащиеся получают знания не только о народах мира, но и об их материальной и духовной культуре, разберутся в особенностях взаимодействия человека и природы, оценят важность в формировании геоэкологического сознания как необходимого качества каждого гражданина новой России.

Очень важно сконцентрировать внимание учащихся на том, что Земля - планета людей, большая часть которых произошла от смешения рас, и что все человечество - это народы. А каждый из нас не только землянин, но и частица того или иного народа, носитель определенной культуры, выраженной в речи, поведении, традициях, которые каждый образованный человек должен уважать.

Содержание курса в 8-9-х классах отражает специфику размещения и занятости населения России. Учащиеся этих классов получают сведения о самых распространенных языках, рассматривают условия жизни в различных природных зонах.

При изучении страны или региона они знакомятся, с народом, особенностями языка, одежды, обрядов, обычаев, быта и жилища, национальной кухни, культурных ценностей, его происхождением, а также с именами лучших представителей, внесших вклад в развитие своей страны и мировой цивилизации. Поэтому такими сведениями этнографического характера они стремятся обогатить содержание школьной программы через региональный компонент.

Большое значение в своей работе методическое объединение учителей обществознания данного образовательного учреждения придает учету индивидуальных особенностей учащихся - представителей разных национальностей, так как это является важным условием в работе учителей по развитию личности ребенка.

Для этого с помощью психолога школы и на основе социального паспорта микрорайона были определены небольшие группы учащихся, объединенные общими интересами и увлечениями. При этом отводится особая роль внеклассной работе по предмету для организации индивидуального подхода к учащимся с учетом их национальной и религиозной принадлежности. Созданы постоянные и временные группы, такие как факультатив «Мой город» (12-15 человек), кружок «Без географии никто» (12-15 человек), экологическая группа (25-30 человек), группа индивидуальной работы (4-5 человек) и т.д.

Среди мероприятий во внеурочное время прижилось «Кольцо дружбы». В нем заложена идея- поиск новых форм воспитания толерантности. В период к подготовке к ней учащиеся знакомятся с национальной поэзией и прозой, учат стихи, песни, игры разных народов, смотрят видеофильмы, выпускают красочные газеты и альбомы, но особое внимание уделяется людям разных национальностей, проживающим в городе. На их взгляд, это ещё больше укрепляет дружбу воспитанников школы, обогащает пониманием национальных особенностей одноклассников, наших соседей по дому, по краю.

Изучение культуры является важным средством для воспитания современной личности. Существуют разные взгляды на определения понятия «культура». В последнее время большинство специалистов сходятся на том, что содержание культуры - это не только овеществленная в произведениях человеческая деятельность, но, прежде всего, самодеятельность. При этом она чаще всего понимается как социальная активность, направленная на изменение, преобразование объекта, выступает как синоним творчества и сопровождается эпитетами «творческая», «активная», «социально значимая»,

согласно этой концепции соотношение названных категорий выражается формулой: «деятельность - творчество - культура» (Барг М.А., 1990).

Высшее проявление культуры - это, несомненно, творчество, т.е. деятельность, в результате которой возникает нечто новое. Но в культуре многое держится на традициях, например, вся сфера быта с его обычаями, стереотипами. Использование этого ориентира в практике преподавания и воспитания даёт возможность полнее показать место и роль культуры в жизни общества, а главное - позволяет добиться необходимой обращенности к творцу культурных ценностей - человеку.

Человек должен помнить о своих предках, традициях, обычаях, о том, как развивалась их культура. Если мы хотим поднять уровень своей культуры; на нынешнем этапе развития общества важно обратиться к своим корням. Обращение к старому, возрождение старого, сохранение его - это не отказ от нового, это новое понимание старого, своих корней, это ощущение себя в истории. Очень важно научить учащихся ощущать себя в истории.

Нельзя рассматривать развитие культуры одного народа в отдельности от других народов. Особенность Северо-Кавказского региона заключается в том, что проживающие здесь народы повлияли на развитие культур друг друга. Особый интерес должен представлять процесс связей и взаимных заимствований русских, украинских переселенцев, казаков и коренных народов Северного Кавказа.

Используя на уроке истории этнографический материал, учитель истории МОУ СОШ №14 г. Невинномысска Н.А. Озерова считает, что необходимо развивать у учащихся умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. Это нужно для того, чтобы они увидели, как взаимосвязи и взаимопонимания народов обогащали культуру друг друга, помогали выживать в процессе исторических событий. В связи с этим она разработала тематическое планирование изучения культуры народов Северного Кавказа. На её взгляд, он может быть использован как план историко­этнографического спецкурса или отдельная тематика включаться в уроки истории, литературы, трудового обучения, экологии за счёт регионального компонента.

В своей работе она использует такие формы работы, как ролевая и дидактическая игра, фольклорные экспедиции и праздники, работа с документами и монографиями, исследование источников материальной культуры, то есть, учащиеся получают возможность развивать творческие способности, приобщаться к культурным ценностям своего народа, уважать культуру других народов.

Таким образом, очень важно совместить сохранение и возрождение культур народов региона, составляющих неотъемлемую часть мировой культурной политики, с их быстрым продвижении по пути модернизации.

Система образования представляет в этом отношении поистине уникальную возможность спланированного воздействия на процесс формирования жизненных ориентиров молодёжи, и соответственно на будущее тех народов, к которым эта молодёжь принадлежит. Без преувеличения можно сказать, что корни безопасности России в системе образования, где происходит формирование жизненных основополагающих установок. Поэтому от того, какие содержательные идеи и ценности заложены в образовательные программы, зависит способность любого общества бесконфликтно интегрироваться в мировое сообщество. В содержательном плане учебные программы должны учитывать такие социальные потребности личности, как возможность включиться в современную мировую цивилизацию, в единый общероссийский контекст образования, и, наконец, возможность самоидентифицироваться как представителю той или иной национальной культуры. С.Ю. Иванова в своём выступлении на региональной научно-практической конференции в г. Ставрополе, 21-22 марта 2002 года, говорит: «Нормальное самосознание гражданина новой России это единство трёх начал, трёх компонентов:

- это чувство принадлежности к своему народу, к своему этносу, любовь и уважение к своим традициям и истории родного народа, стремление владеть своим национальным языком, своей культурой;

- это чувство принадлежности к многонациональному российскому обществу, российский патриотизм, непременно сопряжённый с отказом от национального тщеславия, от представлений о своей этнической исключительности;

- это чувство принадлежности к мировому (и европейскому) сообществу, чувство ответственности за судьбы не только своего народа, своей страны, но и своего мира».

Для достижения этой триединой цели, считает она: «необходимо в образовательном и воспитательном процессе умело использовать традиции народной педагогики, а также принципы поликультурного образования. Каждое полиэтническое, многокультурное общество должно в качестве одной из важнейших иметь цель формирование у своих членов толерантности, навыков и умения межкультурной коммуникации».

Понимание толерантности, неоднозначно: как индифферентности к этническим различиям; как ассимиляторские тенденции. Именно поэтому понимание толерантности имеет не только научное, но и практическое, идеологическое и политическое значение.

Учитывая, что именно в детстве закладываются основы мировоззрения и миропонимания личности, очень важно, чтобы первоначальная ориентация ребенка на культуру межнационального общения состоялась в семье. Поэтому содержание семейного воспитания должно включать выработку у детей целостного толерантного отношения к жизни вообще и в частности - толерантной этнической устойчивости, умение жить, самостоятельно действовать в современном поликультурном и многонациональном мире.

Через национальную культуру - к общечеловеческим ценностям, к содружеству всех народов Российского государства - такова должна быть

идея образования в России. Создание доброжелательной эмоциональной атмосферы, обеспечивающей психологический и социальный комфорт, толерантность и дружбу детей различных национальностей - важнейшее условие учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях.

«Открытая» школа является именно таким образовательным учреждением, в котором ребёнок, видя, как его родители помогают в организации жизнедеятельности школы, как педагоги школы и руководители кружков и секций стремятся их поддержать, понять. Он незаметно для себя начинает принимать тот уклад жизнедеятельности данного образовательного учреждения, в котором он оказался, привнося при этом своё, которое в таком коллективе с радостью воспринимают.

Гуманизм и свобода воспитания, которые являются неотъемлемой частью «открытой» школы, помогут укрепить доверие детей и их родителе к школе.

Решая проблему формирования личности в поликультурной среде, образовательное учреждение, являющееся школой «открытого» типа, должно использовать все способы достижения цели через воспитание правовой культуры, укрепление законодательной базы прав личности (педагогика прав человека); через развитие уважения к правам отдельной личности иметь собственное мнение и свободно его высказывать (педагогика сотрудничества); через достижение равного диалога (педагогика диалога); через удовлетворение естественного стремления человека быть счастливым (педагогика успеха); через создание условий для свободной творческой деятельности (педагогика творчества); через уникальность и самобытность личности (личностно ориентированная педагогика).

Таким образом, анализ исследуемой нами проблемы свидетельствует о том, что процесс формирования современной личности в поликультурной среде многогранен и в своих основных положениях относится не только к маргинальным личностям. Он носит всеобъемлющий характер,

распространяется на различные виды социально-педагогической деятельности. Перспективная характеристика социально-педагогического опыта свободного, гуманного развития, поддержки и защиты личности помогает прийти к выводу, что на современном этапе теория и практика формирования современной личности в поликультурной среде развивается в сторону поиска путей и средств ее социализации и самоорганизации, актуализации в ее создании личностных и общечеловеческих ценностей.

Вместе с тем, несмотря на колоссальный теоретический и практический опыт гуманного отношения к личности, аккумулированный в науках о человеке, современный социум, все социальные институты недостаточно готовы осуществить защитную функцию поддержки личности в поликультурной среде.

Обоснование и дальнейшее развитие теоретико-методологических, социально - педагогических основ поддержки и защиты личности вообще и, в частности, любого этноса, видятся целесообразными в разработке новых подходов к защите прав и свобод личности с учетом региональной и планетарной ситуации, в проектировании важнейших условий эффективности реабилитации и защиты человека, создание наиболее перспективных технологий адаптации и поддержки личности в поликультурной среде.

<< | >>
Источник: БОНДАРЕНКО ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ОТКРЫТОЙ» ШКОЛЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. 2006

Еще по теме Особенности содержания и организации социально-педагогической деятельности «открытой» школы в поликультурной среде:

  1. 3.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (федеральный и региональный компоненты)
  2. Компетентностный подходк рассмотрению деятельности преподавателя педколледжа
  3. ГЛОССАРИИ
  4. Развитие субъектности участников образовательного процесса
  5. 1.1. Тенденции развития поликультурного образования в России
  6. 2.3. Организационно-дидактические моделиинтеркультурного образования в Германии
  7. Реальная школа, 7-й класс, тема 5: «Совместное проживание с представителями других культур».
  8. 1.2. Роль образования в возрождении этнической культуры
  9. 2.1. Закономерности генезиса образовательных систем при прогнозе развития этнокультурной системы образования
  10. 2.2. Разработка концепции развития этнокультурной системы образования на примере Калмыкии
  11. 2.3. Личностный подход как методологический принцип проектирования этнокультурной системы образования
  12. 3.2. Проблема билингвизма в контексте возрождения родного языка
  13. ВВЕДЕНИЕ
  14. 1.1. Поликультурная среда как объект социально-педагогического исследования
  15. 1.2. Современные научные подходы к формированию школы как «открытой» социально-педагогической системы
  16. Особенности содержания и организации социально-педагогической деятельности «открытой» школы в поликультурной среде
  17. 2.1. Организационные основы деятельности «открытой» школы в поликультурной среде
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -