<<
>>

1.1. Поликультурная среда как объект социально-педагогического исследования

Специфика Северного Кавказа заключается в объединении нескольких десятков этносов, имеющих свою культуру, свой менталитет. Для многих народов, проживающих на сравнительно небольшой территории, Северный Кавказ является исторической родиной, другие сформировались за ее пределами, но проживают в регионе уже несколько веков.

Несмотря на языковые различия, у северокавказских горских народов много общего в культуре, быту, хозяйственной деятельности.

Территория Ставрополья представляла собой до освоения русскими необжитые, необозримые степи. Здесь не было в то время ни оседлого населения, ни городов. На огромной территории можно было встретить время от времени лишь юрты кочевавших ногайцев. Хотя систематическое заселение и активное хозяйственное освоение русскими и украинцами степей Северного Кавказа началось во второй половине XIII века, то тесные связи русских (точнее славян) с Северным Кавказом начались еще в период Древней Руси, с X века.

Укреплению связей русских с народами Северного Кавказа способствовала постройка в здешних местах русских крепостей, основным предназначением которых были оборона и защита местных горских народов от захватчиков. Заселение казачеством новых земель способствовало смещению культур, обычаев, традиций.

Северокавказско-русские отношения крепли не только в процессе экономических и политических связей, но и в результате постоянного общения горцев со славянским населением Северного Кавказа.

Таким образом, оставаясь верными своим традициям, представители разных национальностей, проявляли удивительную способность заимствовать друг у друга лучшие черты, обогащая этим свой быт, хозяйственные навыки, культуру, осуществляли взаимный обмен народными достижениями во всех областях деятельности.

События 90-х гг. XX века внесли свои коррективы во взаимоотношения людей разных национальностей. С распадом СССР представители славянских народов потянулись на свою историческую родину из разных регионов Кавказа - Средней Азии, Прибалтики и т.д.

Россия самостоятельно решала вопросы миграции и связанные с нею проблемы, которые и на сегодняшний день остаются актуальными. Таким образом, многие российские города и села, особенно на территориях, приближенных к «горячим точкам», стали перевалочным пунктом и местом сосредоточения людей, пострадавших в военных конфликтах, людей с «раненой» душой, взбудораженной психикой, без средств к существованию, без жилья.

Появились новые понятия: «горячая точка», «зона межнационального конфликта», «мигранты», «вынужденные переселенцы», «беженцы», «социальная и межэтническая напряженность». Основные признаки социальной напряженности при ее трансформации в межэтническую приобретает отчетливую этническую специфику. Усиление межэтнической напряженности определялось и региональной спецификой, и влиянием общих для всей страны внешних и внутренних факторов (Л.М. Дробижева, И.И. Крупник, Г.У. Солдатова, В.А. Тишкова).

В результате начался процесс стихийного формирования поликультурной среды в населенных пунктах, образовательных учреждениях, трудовых коллективах, микрорайонах, улицах.

В России, как и во всем мире, складывается новая образовательная ситуация, для которой характерны такие признаки, как усиление этнизации содержания образовательного компонента, возрастание роли родного языка в обучении, значимости развития наряду с национально-русским русско­национального двуязычия. В воспитании и развитии подрастающего поколения приобретают большое значение идеи народной педагогики, возрастает влияние религии на формирование самосознания личности.

Современные педагогические реалии требуют, с одной стороны, учета в образовании этнокультурного фактора, с другой - создания условий для познания культуры других народов, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам, конфессиям, расам.

Обновление образовательных систем, адекватное кардинальным изменениям, происходящим в социокультурной реальности, предполагает обогащение существующего содержания образования.

Интеллектуальный компонент наряду с такими образовательными тенденциями, как фундаментализацией, информатизацией, дифференциацией, интеграцией, плюрализацией мирового сообщества, может выступать в качестве одного из ведущих принципов современного образования.

В мировом образовательном процессе возникла и широко обсуждается в настоящее время новая система ценностей и целей образования, возрождена концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития. Появляются новые парадигмы образования, в которых педагогическая действительность отражается с помощью нового языка науки. В научный оборот входят такие понятия, как пространство детства, образовательное пространство и образовательный регион, поликультурное пространство, поликультурная среда и др.

Поскольку понятия «поликультурное образование», «поликультурная среда», «поликультурное образовательное учреждение» тесно взаимосвязаны

и составляют основу нашего исследования, остановимся на них более подробно.

В научной литературе выделяется множество сред, в которых происходит становление индивида. С одной стороны, существует среда природы как физическая реальность, как данность, независимая от индивида. С другой стороны, индивид создает свою среду, «вторую природу», то есть культуру. Индивид рассматривается нами не как изолированный субъект, а как представитель определенной социальной группы - нации, этнической общности, субкультуры, профессии, поколения и др. Каждый человек принадлежит к конкретному сообществу людей, следовательно, является носителем культуры, присущей данному сообществу. В то же время следует отметить, что человек неизменно «погружается» во многие социальные сообщества, которые постоянно взаимодействуют, интегрируются. Следовательно, каждый может сочетать в себе принадлежность к нескольким культурам.

Создавая культуру как вторую среду обитания, человек тем самым выражает свой многогранный творческий потенциал. Многообразие проявлений культуры соответствует многообразию человеческой деятельности.

Культура является «сквозной» общественной системой, пронизывающей все общество, все его сферы и структуры. Культура органически объединяет в человеке его природные и социальные качества и одновременно выступает сферой их реализации. Культура - сложное понятие, относящееся как к материальным (пища, одежда), социальным (организация и структура общества) явлениям, так и к индивидуальному поведению, к репродукции, к организованной деятельности (религия и наука). Различные культуры могут означать разные нации, разные образовательные и возрастные уровни, принадлежность к разным конфессиям и т. д.

Существуют многочисленные определения термина культура и все они валидны для определенных целей. По подсчетам социологов, в различных сферах научной деятельности сформулировано более 250 определений культуры. Самое короткое и вместе с тем самое широкое определение предложил американский культуролог и антрополог М. Херсковиц, утверждавший, что «культура - это часть человеческого окружения, созданная самими людьми» (Hersokovits M.J., 1966). При таком понимании культуры подчеркивается ее многоаспектность, абсолютная невозможность перечислить все ее составляющие.

Культуру нельзя увидеть, услышать, почувствовать или попробовать. То, что мы действительно можем наблюдать - это различия в человеческом поведении, выражающиеся в деятельности, традициях. Н.М. Лебедева (1999) отмечает, что мы видим проявления культуры, но никогда - ее саму. Мы можем понимать, что под различным поведением лежат культурные отличия и, таким образом, изучать культуру. В этом значении культура - отвлеченное понятие, теоретическая сущность, которая помогает нам осознать, почему мы делаем то, что делаем, и разъяснить различия в поведении представителей разных культур.

Как отмечает Н.М. Борытко, человека во взаимодействии с культурой можно рассматривать в трех важнейших отношениях:

- человек усваивает культуру, является объектом культурного воздействия, принимая типические черты, характерные для своей общности;

- человек функционирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей, отстаивает ценности культуры, целостность культуры, в которой протекает его бытие;

- человек создает культуру, развивает и углубляет культурные традиции и ценности, будучи сам субъектом культурного творчества.

В свою очередь, С.В. Щербина (1996) раскрывает возможные варианты отношения со средой, определяемые культурной парадигмой:

- стремление использовать возможности среды;

* - стремление добиться гармонии со средой;

* - стремление защититься от влияния среды.

Таким образом, человек может выступать и созидателем культуры (культурной среды), и ее представителем и ее носителем. Культура несет печать творца, эпохи, национальных особенностей, государственного уклада

. и т.д. Рассматривая культурную специфику среды, необходимо ввести

понятие «поликультурная среда». Само понятие, по сути, не разработано в науке, хотя в практических исследованиях поликультурная среда явным и неявным образом учитывается как фактор социального окружения человека.

„ Зачастую понятие поликультурной среды используют для целостного

описания особенностей сообщества.

V, Социально-психологические проблемы в поликультурной среде

рассматриваются в работах В.С. Агеева (1983), Г.М. Андреевой (1994),

4 Ю.В. Арутюняна, Л.М. Дробижевой и А. А. Сусоколова (1999),

Н.М. Лебедевой (1999, 2002), В.П. Левкович (1996), Г.У. Солдатовой (1988), Т.Г. Стефаненко (1999), Е.И. Шлягиной (2001) и др. Проблеме обучения и воспитания в поликультурной среде также придается огромное значение. Проведено уже несколько международных Конгрессов, посвященных этой

* тематике. Возникла международная ассоциация преподавателей,

занимающихся этой проблемой. ЮНЕСКО поддерживает ряд программ,

' которые посвящены исследованию путей преодоления межкультурных

барьеров.

Вопросы организации образования на принципах поликультурности рассматриваются в ряде работ Е.В. Бондаревской (1997), Г.Н. Волкова (1970, 1999), В.В. Макаева, З.А. Мальковой и Л.Л. Супруновой (1999), А.Е. Шабалдаса (2005) и др.

4

Основу поликультурной среды составляет этноконфессиональное ядро. [2]

только полиэтничность и многоконфессиональность, но и «...сопряженность образцов деятельности в различных сферах социума».

Поликультурная среда представляет собой систему искусственных условий, инициирующих и поддерживающих общность населения и входящих в его состав групп людей. В то же время она независима от порождающей ее общности, поскольку не замыкается лишь на одну группу и не исчезает целиком в конкретном ареале, даже если группа мигрирует в другой регион или исчезает. Разрушение, которому может подвергаться поликультурная среда, совершается обычно наряду с восполнением. Даже незначительные модификации хозяйства, природы, образа жизни почти неминуемо приводят к частичной или полной утрате существенных сфер культуры, а значит, происходит и преобразование среды в целом.

Среда не является результатом сознательных устремлений, это никем непредвиденный продукт коллективной жизнедеятельности череды поколений. Каждое новое поколение людей встречается с многомерностью и разнообразием культурного окружения, с невозможностью его охвата и осмысления на уровне обыденного сознания. В какой-то степени поликультурная среда активна, поскольку формирует общественные представления и воздействует на индивидуальный образ мыслей и критерии оценки.

Россия - это конгломерат различных культур. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2002 г. (Российская газета. - 31 марта 2004 г.), в состав населения России входит 128 этносов, из них 89 коренных. При этом коренные этносы принадлежат:

- к различным расовым и этническим группам (индоевропейской, северокавказской, уральской, алтайской, чукотско-камчатской и др.);

- к нескольким большим лингвистическим группам (славянской, тюркской, финно-угорской, кавказской, монгольской, палеоазиатской и др.);

- к различным религиозным и культурным зонам и традициям

* (христианской, мусульманской, буддистско-ламаистской, локальным

* шаманистским культам).

Специфику поликультурной среды России составляет высокий уровень миграции, притом, что мигранты - это не только люди других

т

национальностей, но и русские, прибывающие в страну из бывших Союзных . республик. Миграционные потоки ведут к увеличению этнической

мозаичности состава населения России. Это происходит из-за того, что у русских и славянских народов довольно низкая рождаемость, в то время как в мусульманских и буддийских культурах уровень детности в 2-3 раза выше.

* К этому следует добавить достаточно высокий приток населения в поисках работы из Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и других стран ближнего

* зарубежья, а также китайских, вьетнамских и корейских рабочих-мигрантов. Необходимо отметить и то, что в настоящее время помимо экономических

4

мигрантов в основном в сельской местности страны концентрируется значительное число беженцев и вынужденных переселенцев.

Обращает на себя внимание и тот факт, что сельско-городская миграция вследствие ее высокой многолетней интенсивности и селективности по полу и возрасту кардинально скорректировала

* естественный ход демографического развития городских и сельских поселений России. С одной стороны, это привело к резкому постарению

т сельского населения, разрушению его демографического и трудового

потенциалов на большинстве территорий старообжитой части страны, с другой стороны - данная тенденция стала важнейшим источником пополнения трудоспособных и репродуктивных контингентов и омоложения городского населения. Н.В. Тарасова (1995) в своем исследовании указывает, что, несмотря на более высокие показатели возрастной рождаемости и

*

смертности, которые при условии незначительной миграции должны были

бы сформировать молодую возрастную структуру в селе, сельское население в действительности за последний период интенсивно постарело.

Особенность поликультурной среды составляет изменение в последний период социальной структуры российского общества. Как отмечает М.Н. Руткевич (1997), наряду с трансформацией «верхов» - появление «...криминальной по своему характеру компрадорской буржуазии и новой бюрократии» - происходят глубокие социальные сдвиги в «низах». Во- первых, возникнул многочисленный слой частных собственников, который относится к мелкой и средней буржуазии. В сельской местности - это фермерство, в городской - владельцы предприятий сферы обслуживания (магазинов, мастерских и т. д.). К этому же слою примыкают лица, продающие на рынке услуг свое профессиональное мастерство - частнопрактикующие врачи, педагоги, артисты и др. Следует также отметить «челночный промысел», «самодеятельных» торговцев-перекупщиков на продовольственных и вещевых рынках. Во-вторых, в результате приватизации многие государственные предприятия стали товариществами с ограниченной ответственностью, акционерными обществами различного типа вследствие чего существенно изменилась структура основной массы лиц наемного труда. Появилось большое количество безработных. В-третьих, наблюдается всплеск «паразитического» криминального слоя - рэкетиры, грабители, вымогатели «уличного» типа, гадалки и т.п. В-четвертых, растут «маргинальные» слои населения, к которым относятся многие впавшие в крайнюю нищету пенсионеры, инвалиды, беженцы, вынужденные переселенцы. Нельзя забывать и о бездомных, нищих, беспризорных детях (Руткевич, 1997, с. 7).

Резюмируя выше изложенное, отметим следующее: современное российское общество значительно более дифференцировано по социальным группам и слоям. В нем появились такие социальные группы и слои, которых 10-15 лет назад не существовало, а другие приобрели новую качественную

определенность. Все эти представители различных групп живут в мире своих правил и норм, обычаев и традиций, которые выражаются в особом языке, манере поведения, религии, системе взглядов, социальных институтах. Таким образом, даже столь кратко перечисленные особенности указывают на многообразие и своеобразие поликультурной среды, ставящей перед обществом задачи его выживания, развития и благополучия.

Надо отметить, что ситуация в нашей стране, равно как и в прочих и поликультурных обществах, всегда характеризовалась неоднозначным отношением членов одной социальной группы к представителям иных национальных либо других социальных групп. И, как замечает М.Н. Руткевич (1997), в связи с этим во второй половине XX века в мире в целом и в Советском Союзе в частности была предпринята попытка реализации концепции плавильного котла - стремление подогнать все национальные культуры под одну. Тем не менее, ассимиляторская идея на деле оказалась бесперспективной. Ибо для человека свойственно сохранение приверженности к собственному этносу, солидарности с ним. Разрушение же привычной среды приводит к потере многих социальных и культурных ориентиров. По словам Т.Г. Стефаненко (1999), в условиях социальной нестабильности потребность принадлежности к этносу возрастает, так как он выступает той группой, где человек может найти защиту и поддержку и именно этническая идентичность является наиболее доступной формой социальной идентичности.

Подвергая анализу этнические особенности среды, В.А. Пятин (1998) уточняет, что под этносом понимается исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая межпоколенная общность людей, обладающая единым языком, общими и стабильными особенностями культурно-хозяйственного поведения и самосознанием, закрепленным в самоназвании. В более простом изложении - этническая принадлежность человека определяется культурой и языком, который считается родным.

Этнокультурная среда (или этническая), при всей ее типологической «необозримости» - все же не вся среда жизнедеятельности. Это лишь часть (хотя и весьма существенная) социокультурной среды, которая, в свою очередь, является частью поликультурной среды. Этнические особенности окружающей среды откладывают оттенок на личность человека, на его характер, мировоззрение, на отношения с людьми своей и другой национальности.

Исследователи в области этнологии (Н.А. Дубова, Ю.В. Иванова,

В.И. Козлов, О.Д. Комарова, Н.М. Лебедева, П.В. Степанов, А.Н. Ямсков) указывают, что основу этнокультурной среды составляют многочисленные бытующие стереотипы и традиции, объединенные в систему. Традиции и стереотипы являются наиболее консервативной частью этнокультурной среды, поддерживая ее стабильность. Этнокультурная среда - это та часть социальной реальности, которая, прежде всего, поддерживает традиционные механизмы решения проблем коллективного существования и сосуществования. Она представляет собой устоявшуюся систему процессов, отражающую общественные и интимные сферы повседневной

жизнедеятельности человека. Основное предназначение среды заключается именно в поддержании удобных коммуникативных условий, обеспечении согласованности и взаимопонимания людей. Тем самым, этнокультурная среда представляет собой часть информационной среды.

Разрушение этнокультурной среды приводит к потере многих социальных и культурных ориентиров, т.к. резко сужается информация окружающей реальности. Социально-психологические исследования

свидетельствуют о том, что значительный дефицит информации приводит к неадекватному поведению, как отдельных людей, так и групп в целом. Примеры переселенцев, попадающих в инокультурную среду, показывают, что никакие средства массовой информации не могут им помочь понять новое окружение и приобрести достаточную ориентацию.

Наиболее серьезным вызовом для России и ряда других постсоветских государств явился этноцентризм в его радикальных и нетерпимых проявлениях. Этнический фактор в ряде случаев стал основой для формулирования программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, которые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и насилие. Подтверждением служат чеченский, дагестанский, осетино­ингушский и другие конфликты. Если национальная идея станет приоритетной в менталитете каждого народа, населяющего территорию России, то распад России как единого государства станет неизбежен. Русский философ В.С. Соловьев писал: «Одно только мы знаем наверное: если Россия не исполнит своего нравственного долга, если она не отречется от национального эгоизма, если она не откажется от права силы и не поверит в силу права, если она не возжелает искренно и крепко духовной свободы и истины, - она никогда не сможет иметь прочного успеха ни в каких делах своих, ни внешних, ни внутренних». Очевидно, в качестве стержневых сплачивающих страну идей должны стать идеи наднациональные.

Современные тенденции развития мира в сторону единого экономического пространства, интернационализации информационных процессов, мобильности населения требует от нас правильности нахождения социально-психологических механизмов, с помощью которых возможен творчески благодатный диалог культур, а не полемически разрушительный. Прежде всего, надо искать положительное, конструктивное в данном этноконфессиональном и культурном образовании, а не слабое и неразвитое. Нельзя снимать с повестки дня и тему агрессивности, интолерантного отношения индивида или целых групп к особенностям культур или представителям иных групп по России в целом.

На сегодняшний момент не существует готовых концепций, на основе которых бы объективно анализировались проблемы и перспективы дальнейшего развития России. Силовые и увещевательные методы сохранения целостности Федерации не приносят нужных результатов. Необходимы глубокое осмысление и моделирование культурно­цивилизационных процессов, прогнозирование их характера и направления, определение путей к социально устойчивому развитию. А для этого следует объединить усилия социальных, политических, религиозных, экономических, образовательных и других сфер жизнедеятельности человека.

Любое сообщество людей, каждая группа вырабатывает свою собственную систему взглядов на мир, свою картину мира. С одной стороны, формирование этой системы подчинено общим закономерностям, с другой стороны, оно отражает специфику реальной жизненной практики данной группы. Люди, живущие в разных сообществах, движимы одними и теми же потребностями, осваивая природу, создают свои миры, которые во многом похожи друг на друга, но во многом индивидуальны и самобытны.

Для поликультурной среды характерны локальные и структурные особенности. Такая неоднородность особенно проявляется в условиях многоэтнического расселения. Поэтому необходимо различать общую поликультурную среду страны в целом и ее варианты для специфических микрорайонов (в широком смысле) в частности. Кроме вышеперечисленных особенностей существует еще множество своеобразных, неповторимых специфик присущих каждому микрорайону/региону.

Богатство культурной среды общности также зависит от богатства культурной среды региона - той конкретной атмосферы, которая либо содействует, либо сдерживает развитие культурных сред. В каждом регионе складываются определенные условия жизни сообщества, способы организации деятельности, формируется его отношение к потребностям сфер культуры и образования и многие другие характеристики.

Так, предметом особого рассмотрения в рамках нашего исследования является Северо-Кавказский регион и Ставропольский край в частности. Северный Кавказ - уникальный географический, геополитический и культурный массив. Наш современник Ю.А. Жданов (1999) пишет: «Кавказ хранит в себе и ныне мощные исторические традиции. На планете не существует региона, где жили бы длительно и совместно сотни народов... Это удивительное многоцветье является драгоценным сокровищем всего человечества...» (Ю.А. Жданов, 1999, с. 23).

Кавказский фактор многоаспектен и дает о себе знать на разных уровнях - региона, этнической общности, индивида. Важной особенностью поликультурной среды региона является органическая взаимосвязь конфессиональной и этнической идентичности. Мы разделяем точку зрения тех исследователей, которые считают, что этническая идентичность воспринимается кавказцами не как одна из иерархических, но как высшая ступень бытия. «Кавказскость» - это категория, выражаемая не столько религиозной, сколько социальной идентичностью. Она неотделима от чести, справедливости, мужества, предполагает особое отношение человека к достоинству, правде и свободе. Она выступает имманентным регулятором всей жизнедеятельности индивида, составляя не биологически наследуемую, а «историческую субстанцию» бытия в поликультурной среде Кавказа.

Своеобразие социокультурной среды региона составляет феномен казачества как сословия и субэтноса. Отдельные регионы, города, поселки, станицы, аулы, хутора Ставропольского края специфичны в организации быта людей, профессиональной ориентации жителей. Районные центры края - города и крупные села, традиционно ориентированны на распределение и переработку сельскохозяйственной продукции, так как Ставрополье преимущественно аграрный край. Сельские школы составляют 64% от всех общеобразовательных учебных заведений края. Специфична культура санаторно-курортной зоны - Кавказских Минеральных Вод. Особое значение здесь имеет экология, а также непосредственная связь с мегаполисами страны, международные контакты.

Поликультурность региона объясняется не только исторически сложившимися обстоятельствами. Благодаря своему геополитическому положению и природно-климатическим условиям, Северный Кавказ традиционно является принимающей территорией, как для россиян, так и для жителей других стран. По результатам исследований Е.И. Ганеевой (2001), за 1990-2000 гг. миграционный прирост населения превысил 1 млн. человек.

Однако следует отметить следующее: в последнее время новым в миграционном движении населения является то, что в составе мигрантов появились беженцы и вынужденные переселенцы. На территории Северного Кавказа сохраняются очаги вынужденной миграции. Это - Чеченская Республика, район осетино-ингушского конфликта. Основная часть вынужденных мигрантов из этих районов (более 70%) предпочитают новым местом жительства территории своего региона. На территории

Ставропольского края за время работы миграционной службы зарегистрировано более 77 тыс. вынужденных переселенцев, из которых более 80% - из Чечни. Но существует еще и неконтролируемая миграция. Многие факты свидетельствуют о том, что большое количество беженцев и вынужденных переселенцев, переехавших в наш край, по каким-либо причинам не прошли регистрацию в паспортно-визовых службах.

В настоящее время в крае проживают представители более 90 национальностей. На первом месте по численности стоят русские - 2 024 068 чел., т.е. 83,97 % общей численности жителей, на втором - армяне (70 171 чел. - 2,91%), на третьем - украинцы (62 881 чел. - 2,61%), на четвертом - даргинцы (32 213 чел. - 1,34%), на пятом - греки (26 828 чел. - 1,1%), далее - ногайцы, белорусы, чеченцы, немцы, туркмены, татары - более 10 тыс. человек каждой национальности.

Итак, для нашей страны характерны: обострение межэтнической напряженности, вооруженные конфликты, нестабильность в экономической и политической сферах, усиление миграционных потоков, трансформация социальной структуры общества, объективная полиэтничность и многоконфессиональность. Необходимо так же отметить, что каждый народ или группа создают материальную культуру, у каждого свои национальные виды искусства и труда, свой язык и другие средства общения, своя организация общества и система общественного контроля. У каждого народа есть своя, формальная и неформальная система образования и передачи культурных ценностей, традиций, а также ритуалов, выражающих взгляды и верования данного народа, свои механизмы и учреждения, осуществляющие различные экономические функции. Все вышеперечисленное ведет к образованию сложных культурных конгломератов.

В результате человек в нынешней ситуации находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей. В итоге социализация подрастающего поколения чревата такими сложностями как обретение социальной (этнической) идентичности и сохранение свободы выбора, а тем самым - и возможности индивидуальной аккультурации.

В свою очередь, как мы отмечали в начале нашего параграфа, среда обладает педагогическим потенциалом. Структурными частями

педагогического потенциала окружающей среды являются: личностные, материальные, духовные и структурные возможности.

Личностные возможности педагогического потенциала среды - это возможности людей, которые специально или неосознанно занимаются педагогической деятельностью, и людей, которые могут быть дополнительно привлечены для этих целей.

Материальные возможности - это вещественные компоненты среды, которые уже есть, и те, которые необходимы и могут быть в сложившихся условиях дополнительно задействованы в процессе воспитания

подрастающих поколений. Условно их можно разделить на две группы:

- вещественные компоненты среды, специально созданные и предназначенные для каких-либо педагогических целей (школы, внешкольные воспитательные учреждения, их оборудование и т.д.), и компоненты, несущие другое назначение, в ряде случаев выполняющие педагогические функции (кинотеатры, жилые здания, устройство дворов, даже мебель, одежда, бытовая техника, украшения и т.п.), потому что они также содержат в себе воспитательные, не всегда осознаваемые человеком возможности и вызывают определенные настроения, отношения у людей, которые ими пользуются;

- природные компоненты, которые включают возможности воспитательного влияния естественной природы, существующей, развивающейся и воспроизводящейся без вмешательства человека и возможности второй природы, существование и формирование которой происходит при прямом участии человека.

Духовные возможности среды составляют невещественные элементы социальной среды: идеологическая, культурная, нравственная,

психологическая атмосфера, складывающаяся на основе взаимодействия самых различных факторов (общественное сознание на макро- и микроуровне, нормы и правила, которыми регулируется поведение людей, знания, национальные традиции, обычаи, праздники, характер направленности и степень доступности литературы, искусства, психологический климат в микрогруппах и т. д.).

Структурные возможности включают способы и формы организации людей, которые предназначены для того, чтобы, связывая воедино человеческие, материальные и духовные педагогические возможности среды, направить их деятельность по реализации различных педагогических задач оптимальным образом (иерархия управления целенаправленной педагогической деятельностью на разных уровнях, степень централизации,

свобода субъектов педагогической деятельности в реализации своих функций, характер их взаимосвязи и т.д.).

В основании образовательной стратегии должно быть познание специфики окружающей среды и предвидение различных вариантов ее развития с целью учета и оптимизации использования различных компонентов в процессе формирования подрастающего поколения. Важно, чтобы влияние окружающей среды не шло вразрез с внедряемыми педагогами ценностями, идеалами, принципами. Следовательно, требования к процессу обучения и воспитания в поликультурной среде, то есть в среде, где дети имеют разные родные языки, относятся к разным по уровню состоятельности и образованности слоям населения и обладают другими существенными различиями, несколько отличаются от общеустановленных требований. Организация образования на принципах поликультурности должна исходить из постулата: «класс - один, а культур и субкультур в нем - много, и все равноинтересны, и все необходимы в образовании».

Перед педагогической общественностью стоит задача помочь подрастающему поколению осознать, что в мире существует множество ценностей, что некоторые из этих ценностей отличаются от их собственных, что любые ценности коренятся в традициях того или иного народа/группы и являются для него закономерным результатом его опыта, культуры и исторического развития. Как писал М.М. Бахтин (1986), только через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня самопознания, так как при диалогической встрече двух культур, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, одновременно обогащая другую. Культура создает почву для развития и укоренения многообразия, вариативности и качественного своеобразия всех своих элементов, а образование дает молодому поколению понимание этих процессов.

Л
%N, x
%
У-:

Существенную роль в поликультурном образовании, готовящем молодых людей к жизни в XXI веке, играет изучение общечеловеческих ценностей и мировой культуры. Такие ценности есть отражение человеческих отношений, верований и жизненного опыта. Культура определяет наш взгляд на мир, влияет на наши решения и поступки в любой сфере нашей деятельности. Ценности могут быть и сугубо личными, но наиболее важные из них одинаковы для людей одной нации, культуры или религии. Существуют, однако, ценности универсальные, распространенные столь широко, что они даже в какой-то мере определяют, что значит быть человеком. Для поликультурного образования важны как универсальные ценности, которые определяют групповую принадлежность и создают уникальные культуры и взгляды на мир, так и сугубо личные, которые помогают каждой личности взаимодействовать друг с другом.

Истоки универсальных ценностей - в культурах, религиозных и национальных традициях. Поэтому поликультурное образование дает возможность глубже изучить и осознать многообразие народов, населяющих мир. Культурные различия, которые определяют принадлежность человека к той или иной группе, являются наиболее очевидным проявлением разнообразия ценностей и точек зрения. Эти различия отражены во вкусах людей, их предпочтениях, стиле жизни и взглядах на мир и являются продуктом эволюции каждого народа и его приспособления к своей среде обитания и обстоятельствам жизни с целью удовлетворить потребности, общие для всех групп, для всех народов.

В условиях современного общества для снижения агрессии, национального непонимания, экстремизма важно научить человека, а особенно подрастающее поколение, узнавать и понимать окружающий мир, формировать сопереживание, солидарность, терпимость, толерантность - ведь в основе всех общечеловеческих ценностей лежат культурные, религиозные и национальные традиции.

к ч
ч

-4

•>

Чч

Ч

\
ч
t
«

Как бы они не различались, эти традиции породили много сходных ценностей у разных народов независимо от времени и расстояния. Все это разнообразие отражается в различии наших вкусов, в наших предпочтениях и отношениях, в стиле жизни и во взглядах на окружающий нас мир. Иногда эти различия становятся причиной конфликтов мелких и крупных, что может отразиться на социальном, психологическом и др. состояниях личности, привести к дискомфорту как внутреннему, так и внешнему.

Поликультурное образование поможет учащимся увидеть в многообразии культур, идей, взглядов, традиций общее. Каждый народ создает материальную культуру: дома, пищу, одежду, орудия труда, собственность и пр., в соответствии со своими потребностями и условиями жизни, у каждого свои национальные виды искусства и труда, свой язык и другие средства общения, своя организация общества и система общественного контроля. У каждого народа есть своя, формальная и неформальная, система образования и передачи национальных ценностей, традиций, а также ритуалов, выражающих взгляды и верования данного народа, свои механизмы и учреждения, осуществляющие различные экономические функции.

Необходимо помочь учащимся осознать, что в мире существует множество ценностей, что некоторые из этих ценностей отличаются от их собственных, что любые ценности коренятся в традициях того или иного народа и являются для него закономерным плодом его опыта и закономерного развития. Как писал М.М. Бахтин, только через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня самопознания, так как при диалогической встрече двух культур каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, одновременно обогащая другую.

Таким образом, проведенный нами анализ теоретических источников по проблеме исследования показал неоднозначность трактовки понятия «поликультурная среда». Данный феномен рассматривается как совокупность различных условий, материальных средств и межчеловеческих отношений, которые устанавливаются между представителями разных этносов в их взаимодействии.

Применительно к нашему исследованию, нам представляется оптимальным следующее его определение: поликулыпурная среда - это «совокупность всех условий жизнедеятельности, в которых осуществляется интеграция общекультурного (на макроуровне), социального и личностного начал. Это своеобразное пространство уклада жизни сообщества, проживающего на определенной территории, охватывающего такие формы его организации, как практикуемые данным сообществом основные способы производственной и бытовой деятельности, взаимодействия с природой, различные социальные институты, язык, религиозные верования, нравы, обычаи и традиции, искусство, наука, мифология, особенности мировоззрения и самовыражения, стереотипы межличностного поведения» (А.Е. Шабалдас, 2005, с. 15).

Поликультурное образовательное учреждение как локальное социальное образование является модулем целостного поликультурного образовательного пространства. Это не просто институт формирования знаний, умений, навыков и организации воспитательного влиятельности, в котором осуществляется соединение общекультурного, социального, собственно образовательного и личностного. Кроме того, это особый подуровень существования педагогической деятельности, на котором общеобразовательное учреждение предстанет как часть конкретной общественной структуры города, обеспечивающая педагогическую поддержку к адаптации личности в поликультурной среде.

А значит, необходимо создать условия для эффективного формирования личности в поликультурной среде с учетом того, что этот процесс будет осуществляться через поликультурные педагогические и ученические коллективы, поликультурный семейный и общинно-соседский

социумы по следующим основным направлениям: образовательно­

развивающее; социально-адаптивное; культурологическое; гуманитарно­воспитательное; коммуникативно-интеграционное; аналитическое.

<< | >>
Источник: БОНДАРЕНКО ВАЛЕНТИНА ИВАНОВНА. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ОТКРЫТОЙ» ШКОЛЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. 2006

Еще по теме 1.1. Поликультурная среда как объект социально-педагогического исследования:

  1. B.C. МАЛАХОВ Гражданство как объект социальной и философской теории: критическое введение
  2. Тема 1. Социально-педагогическая деятельность как средство социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья и трудоспособности 1.1. Организация социально-педагогической деятельности как системы комплексной поддержки развития ребенка в условиях недостаточности (физической, психической, интеллектуальной)
  3. 1.2. Объект социально-педагогической деятельности в сфере социальных институтов коррекционно-компенсаторной направленности
  4. 1.4. Содержание, цели и средства социально-педагогической деятельности в сфере социальных институтов коррекционно-компенсаторнои направленности
  5. 1.5. Управление социально-педагогической деятельностью
  6. Тема 3. Становление отечественной системы социально-педагогической деятельности
  7. Тема 3. Социально-педагогическая деятельность как способ реализации социальной политики
  8. Тема 2. Технологии оказания социально-педагогической помощи лицам с отклонениями в развитии
  9. Тема 4. Социально-педагогическая деятельность в реабилитационном центре
  10. ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПОСТСОВЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА Е.Г. Наумова
  11. § 4. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  12. Группа как объект социальной психологии
  13. § 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С СЕМЬЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
  14. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ КАК «ОТКРЫТОЙ» СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
  15. 1.1. Поликультурная среда как объект социально-педагогического исследования
  16. 1.2. Современные научные подходы к формированию школы как «открытой» социально-педагогической системы
  17. Особенности содержания и организации социально-педагогической деятельности «открытой» школы в поликультурной среде
  18. Глава II. ОРГАНИЗАЦИОННО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОТКРЫТОЙ» ШКОЛЫ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
  19. 2.1. Организационные основы деятельности «открытой» школы в поликультурной среде
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -