Сущность мировоззрения и его внутренняя структура
Само же слово мировоззрение состоит из двух слов: мир и воззрение, или сознание. Таким образом, в общем плане мировоззрение представляет собой специфическую форму сознания человека, его взгляды на Окружающий мир и свое место в этом мире. В философской энциклопедии это понятие трактуется так: «Мировоззрение - это система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных убеждений и идеалов людей»170.
Детализируя сущность мировоззрения, ученые оперируют такими понятиями, как знания, взгляды, убеждения и идеалы личности, которые позволяют ей выражать определенное отношение к явлениям окружающей жизни и занимать в ней определенную позицию. В этом смысле под мировоззрением следует понимать специфическую форму сознания человека, включающего в себя обобщенную систему его знании, взглядов, убеждении и идеалов, в которых выражается его отношение к развитию природы и общества и которые определяют его общественно-политическую и нравственно-эстетическую позицию и поведение в различных сферах жизни.
Как видим, в качестве важнейших структурных компонентов мировоззрения выступают: а) система знаний, б) взгляды, в) убеждения, г) идеалы человека.
В свою очередь указанные структурные компоненты мировоззрения можно разделить на две группы: объективные (знания) и субъективные (взгляды, убеждения и идеалы). Какую же роль они выполняют в структуре мировоззрения?Знания как объективный компонент мировоззрения представляют собой систему научных истин, имеющих форму описательно-констатирующего суждения личности. Они связаны с осмыслением и пониманием объективной стороны природных и общественных явлений и в этом составе могут одинаково мыслиться любым человеком, как, например, законы наследственности, описание исторических событий и т.д. Вполне понятно, что овладение научными знаниями создает основу для выработки научного мировоззрения. Но известно и другое: отдельные люди выделяются своей научной эрудицией, но не всегда имеют одинаковое мировоззрение. Значит, сами по себе знания не всегда определяют мировоззрение человека. Об этом немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете писал: «То, что я знаю, знать может каждый, а сердце такое лишь у меня».
Рассматривая знания как компонент мировоззрения, нельзя не коснуться и такого вопроса: все ли знания следует относить к мировоззренческим? Некоторые исследователи (А.Г. Спиркин, К.К. Платонов, Н.Г. Огурцов) к мировоззренческим относят не любые, а только обобщенные знания. Другие же (Э.И. Моносзон, P.M. Рогова) считают, что любое знание так или иначе может выполнять мировоззренческие функции. Вопрос не простой. Но со вторым мнением здесь вряд ли можно согласиться. Как справедливо отмечает К.К. Платонов, «включение в научное мировоззрение всей суммы научных знаний означало бы, что ни один человек в мире не в состоянии овладеть научным мировоззрением, поскольку объем накопленной ныне научной информации во всех областях чрезвычайно велик. Включить в мировоззрение все научные знания - это означало бы отождествлять научное мировоззрение с наукой в целом»171.
Для того чтобы знания способствовали формированию и развитию мировоззрения, они должны приобрести для человека субъективный смысл, т.е.
перейти в его взгляды и убеждения, сделаться основой выработки его идеалов.Взгляд есть суждение, субъективный вывод человека, который связан с объяснением тех или иных природных и общественных явлений, определением им своего отношения к этим явлениям. Например, вопросы эволюции растительного и животного мира по- разному объясняют представители научного и религиозного мировоззрения.
Взгляды, безусловно, имеют большое значение для миропонимания человека и оказывают влияние на его поведение. Но прямой переход от взглядов и оценочных суждений к поступкам наблюдается не всегда. Иногда взгляды и оценочные суждения человека не подкрепляются соответствующими действиями и поступками. Человек может, например, положительно оценивать принципиальность как черту личности, но в собственном поведении ее не проявлять. Или же человек может резко отрицательно оценивать, например, лицемерие и тем не менее проявлять его, действуя в своих эгоистических интересах. В этом смысле более действенным компонентом мировоззрения человека являются убеждения. Убеждения, как правило, характеризуются сильным влиянием внутренних побуждений на деятельность, поведение и личностное развитие человека. В качестве таких побуждений выступают общественно-политические и нравственно-эстетические идеи, которые представляют собой органический сплав знаний и стремлений человека. Иначе говоря, всякая идея как основа убеждения человека представляет собой глубокое познание истины и стремление (желание) придерживаться ее при любых обстоятельствах жизни. В этом смысле под убеждением следует понимать совокупность глубоко осмысленных и эмоционально пережитых идей, относящихся к идеологии, политике, нравственности и искусству, которые определяют твердость жизненных позиций личности, характер ее деятельности и поведения.
Убеждения - это результат сложнейшего интеллектуально-эмоционального процесса и жизненного опыта личности, вследствие чего усваиваемые знания (идеи) приобретают силу глубоких внутренних мотивов и стимулов поведения и служат основой для укрепления ее волевых усилий.
Убеждение - это то, что человек глубоко осмыслил и эмоционально пережил и что он готов отстаивать и защищать в любых условиях.Надо сказать, что убеждения в отличие от знаний - менее подвижный компонент сознания и мировоззрения личности. Знания могут быть нейтральными для сознания человека, могут забываться или отбрасываться совсем как неистинные. Убеждения же, раз сложившись, не могут так быстро видоизменяться или исчезать с такой же легкостью, как знания. Например, убеждение в том, что центром Вселенной является Земля, долгое время вызывало у многих людей неприятие гелиоцентрической теории Коперника о вращении Земли вокруг Солнца. Потребовалось длительное время, чтобы это ошибочное убеждение в конце концов изменилось.
Фактически изменение убеждений - это изменение установок и направленности личности. Вместе с тем устойчивость убеждений есть несомненное достоинство человека, ибо благодаря ей личность сама ощущает себя и представляет для окружающих определенную целостность, ценность и индивидуальность. Если же у человека нет собственных убеждений, их заменяют неустойчивые стереотипы поведения, которые под влиянием более сильного внушения легко вытесняются другими, столь же неустойчивыми и часто диаметрально противоположными. Такой человек постоянно находится под чьим-то влиянием, бросается в крайности, готов идти за любым авантюристом, если он предлагает скорое и простое, доступное примитивному восприятию решение проблем.
Органическим компонентом мировоззрения являются идеалы личности. Идеал (от греч. idea - идея, понятие, представление) - это осмысление и эмоциональное принятие наивысшего совершенства в чем-нибудь, то, что становится целью деятельности, жизненным стремлением, личности. «Идеал, - пишет С. Л. Рубинштейн, - представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть, не то, каков он в
действительности, а то, каким он желал бы быть»92.
Таким образом, идеал человека - это мысленно-эмоциональное предвосхищение того, каким он хочет и может стать. В идеалах воплощаются лучшие человеческие черты, которые, отражаясь в конкретных образцах поведения и деятельности, становятся стимулом и регулятором развития и формирования личности. Обычно в качестве идеалов выступают примеры выдающихся людей, жизнь и деятельность которых наполнены героикой подвигов в служении родине, науке, общественному прогрессу.
Такова сущность мировоззрения и его важнейших структурных компонентов.
Какие же идеи по вопросам развития природы, общества и человеческого сознания имеются в содержании образования и воспитания в школе и позволяют формировать у учащихся научное мировоззрение? 4.
Еще по теме Сущность мировоззрения и его внутренняя структура:
- § 3.2.3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОНЯТИЙ О ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ Структура системы понятий о химической реакции
- Глава 1 ПАРАМЕТРЫ И СТРУКТУРА АРЕНДНО-БЮРОКРАТИЧЕСКОГО ФЕОДАЛИЗМА
- КУЛЬТУРНАЯ СУЩНОСТЬ СЕМЕЙСТВА ИНДУИСТСКИХ «ВОЗЗРЕНИЙ»
- СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ
- § 1. Понятие, структура и виды правосознания
- Внутренняя структура процесса обучения и отражение в ней характера учебно-познавательной деятельности учащихся
- Сущность мировоззрения и его внутренняя структура
- Структура личности
- Глава 13 МИРОВОЗЗРЕНИЕ
- Лекция 2. Место социально-экономической географии в системегеографических наук и ее структура
- § 1. Философия и мировоззрение
- Глава 1. Становление сущности: нигилизм и онто-историзм
- 1. Сущность процесса воспитания
- Структура общества и власти
- Сущность и структура профессиональной культуры будущего юриста