<<
>>

УЧРЕЖДЕНИЕ, КОИМ ПОРЯДКОМ УЧИТЕЛЯРУССКИХ ШКОЛ ИМЕЮТ ПОСТУПАТЬ

  Учитель есть человек, который детей читать и писать или иным каким наукам и познанию полезных правил и жизни человеческой обучает. И для того он, яко един отец им обсчий вместо многих родителей.
Он должен по совести не токмо в их предпринятом учении, но во всех делах, обхождениях и поступках твердое и прилежное надзирание и попечение иметь, как отец о сусчих детех. И им без лености и продолжения все ясно и внятно добрым порятком и наставлением показывать. Но как известно, что младенцы образы жития старших над собою от видения приемлют и по тому прилежно следуют, того ради должен учитель быть благоразумен, кроток, трезв, не пианица, не зершик, не блудник, не крадлив, не лжив, от всякого зла и неприличных, паче же младенцем соблазненных поступков, отдален, чтоб своим добрым и честным житием был им образец, ибо в противном случае как пред божиим, так е. в. судом ответствовать за всякое преступление и соблазн должен. Учители должны каждодневно в школу приходить преже прихода учеников; и если где учитель не один, то наипаче молочшей повинен то чинить, дабы столы и скамьи, осмотря, в порядок поставить, школа чтоб чиста, а зимою тепла, чада и смрада чтоб никакого не было, и ежели что не исправно, то исправить, книги учебные, которые в шкапах хранятся, по местам разложить и все к приходу их изготовить. Если же которой учитель то презрит, то за едино умедление жалованья за неделю лишен будет. Ученикам собираться в школы летом, апреля с 1-го сентября по 1-му, поутру точно 6, после обеда 2, выходить до полудни 10, в вечеру 6 часов; зимою, т. е. октября с 1-го марта по 1-е число, приходить по утру 8, после обеда 12, выходить по утру 11, в вечеру 3; весною и в осень, т. е. в сентябре и марте, до обеда 4, после обеда 3 часа учиться.

Но сие разумеется о младенцах не меньше семи лет, которые же меньше семи лет, тем убавить как пред полуднем, так по полудни полчаса и более, смотря по состоянию каждаго.

Самые же малые лет пяти и до шести не имеют долее сидеть как 2 часа споряд, дабы вдруг сидением не отяготить и науки им не омерзить, некогда же и междо учением может учитель на полчаса младенцем допустить погулять. По собрании учеников в школу должен каждой учитель всех своих учеников, по росписи пересмотри, посадить и прочитать им гласно и внятно одно зачало из Новато завета, положеннаго на тот день, а имянно: поутру из Евангелиа, по обеде из Апостола и потом предписанную молитву, а в среду же и суботу часть ис катехизиса часть, чтоб всякий мог слышать и розуметь, и потом начинать учение. Пред отпуском же каждодневно всем ученикам за учителем говорить «Отче наш». В учении младенцем должен учитель начинаюсчим азбуку каждому сам начинать, и когда ему несколико раз буквы покажет, тогда посадить его подле такого, которой уже основательно знает, и приказать, чтоб оной за ним надсматривал и как к показанию, так изречению букв поправлял, а за тем учителю почасту самому надзирать и поправлять, однако ж без всякой злобы и свирепости, но ласкою и с любовию показуя себя как словами, так и поступками любительно и весело. И когда будет чисто слова выговаривать и их познавать, тогда его похвалять и скорым науки окончанием обнадеживать. И потом же, как многие буквы познает и складывать начнет, тогда учитель может одному из учеников приказать, чтоб начинал, дабы ему к надзиранию других и прослушиванию уроков времени не оскудевало. Чтоб ученику охотнее и скорее обучались и меньше принуждения и надзирания требовали, давать им мерные уроки, и как скоро которой урок свой выучит, так скоро его с похвалою из школы выпустить, чрез что и ленивым подается лучшая охота. Для котораго сперва давать уроки малые, и когда способность в котором усмотрит, то по ма- лу может учитель прибавливать, а ленивых наказывать, однакож не столько битьем, как другими обстоятельствами, а наипаче чтоб более стыдом, нежели скорбию, яко стоя у дверей, привязану к скамье и на земли сидя кому учиться, или неколико часов излишнее пред другими в школе удержать.

И если такие наказания жестокосердому недостаточны, тогда биением по рукам или лехкою плетью по спине, токмо того весьма храниться, чтоб часто не бить, ибо тем более побои в уничтожение и ученики в бестра- шие приводятся. В голову же и по счеке учеников отнюдь не бить. Хотя до сего времени неискуством учителей в обычай введено младенцев обучать азбуке, потом часовник, псалтирь, некоторые же Апостол и все оное наизусть, а потом писать, которым многих лет до пяти удерживали. И хотя оные книги наизусть читать могли, но силы слов не разумели, писать правильно и порядочно ничего не умели.

И для того ныне оной порядок отставить, а учить тако:

Как скоро младенец азбуку выучит, то ученику начать для читания и показания склада учить книжицу, сочиненную преосвяченным архиереем новогородским Феофаном Прокоповичем, имянуемую «Первое учение отроком»6 и «Зерцало человеческого жития», сочиненную его превосходительством графом Брюсом7, которыми при читании купно знанию закона божия и честного жития обучаться будет. Но и при том, когда младенец каков-либо стих выучит, должен его учитель спрашивать, преж читая ему, знает ли он силу того, что учил, чтоб простым наречием и хотя непредписанным порядком пересказал. И хотя псалтирь же хотя не меньше страха божия и честнаго жития поучает, но для труднаго перевода неупотребляемых нами многих славенских и весьма странных речений и сложений многия и учители сами, что читают, не знают, и для того весьма бы нуждно такие учебные псалтири со истолкованием всех странных слов или вновь простым наречием переведши иметь напечатать, дабы всяк точно ее разуметь мог[§§§§§§§§§§§§]. Но при том учителем смотреть, чтобы ученики читая не кричали, но каждой тихо про себя, чтоб другому в разумении, а учителю в прослушивании не мешали. Как скоро объявленные книжицы ученик складывать станет, тогда немедленно начать ему и писать буквы по черной деревянной доске ростворенным мелом, которой во всех школах иметь казенной. Оные буквы писать крупно, чисто и хотя разными, но употребляемыми почерки.

И для того письма уделять им после обеда час из вышеобъявлен- ного времяни.

А когда внятно читать и все буквы хороше писать будет, тогда начать ему склады писать и сусче ис тех же, или для того нарочно сочиненных, книжек, тогда все время после обеда оставить к писанию, токмо следуюсчее накрепко хранить: 1) чтоб в письме странных букв и много на верху строки, а особливо целого слогу не писали; 2) чтоб одну букву с другою не мешали. И для того учителем граматику и при сем приобсченныя правила прилежно читать, разуметь и хранить; 3) в начале всякого писания класть большую букву, потом також во всяком стихе начальную нечто побольше рядовых, а протчие все равны; привыкать речь разделять точками, где дух переводить, запятыми, чтоб читаюсчему вразумительно было; 5) строки вести прямо и междо строк оставливать равно, в котором не малая письму краса есть, паки от младенчества правильно и порядочно писать и писанное читать привыкнуть. И для оных же слогов давать каждому ученику бумаги казенной по 6 листов и смотреть, чтоб оное как для себя, так для других впредь хранили, а сверх того могут, от Канцелярии черные бумаги брав, обучаться, токмо им бездельных сказок и врак писать отнюдь не допусчать. Сверх же того могут от Канцелярии данные указы или дела набело переписывать. Когда ученик довольно в писании основание положит, тогда начать ему писать и цыфирь, а по выписании оной час пред полуднем и час по полудни ходить в арив- метическую школу, токмо, чтоб не много вдруг во оную входило, разделить их по часам, дабы одни других переменяли. По научении же тройных правил начинать геометрии.

Для которого каждому ученику в школе давать инструменты казенные и бумаги 12 листов, на которой должен все ученое в аривметике и геометрии записывать и хранить, чтоб при свидетельстве управителю мог оную бумагу не изодрану и не марану показать, в чем мастера тех наук должны ответствовать, и те тетрати по окончании года управителем, подписав, отдавать ученикам, чтоб другой раз объявлять не могли.

А понеже аривметики и геометрии учителя за недостатком есче не на все заводы определены, того ради оное положить на надзирателей работ тех заводов. Понеже при заводах обучаюсчимся для собственной своей пользы, чтоб в чины правления происходить и для пользы заводов, чтоб искуством надлежасчую услугу показывать и вновь пользы изобретая приносить могли, нуждно разным необходимым к тому искуствам и ремеслам обучаться, яко: 1) и главнейшее есть, руды по их внешнему виду познавать и внутреннее содержание испытывать или пробовать и уведывать; 2) подобное сему механика, то есть хитродвижность, чрез которую научиться силу машин вычитать, оные вновь сочинять и с пользою в действо приводить; 3) архитектура или учение строений, чрез что искуство приобретет, как всякое строение покойно и способно к намеренному употреблению заложить, крепко строить и с пристойною вида красотою отделать; наука знаменования и живописи, к той же архитектуре и протчим наукам и ремеслам в помочь весьма полезна, понеже оная всех природных весчей сусчую подобно- мерность в членах разуметь и паче свет и тень различать поучает.

И сии все от нижнего ремесленника и до вышнего начальника каждому полезны и нуждны.

Протчия же особливо ремесленникам нуждны, яко: каменья резать и грани, ибо, добывая руды, достают различныя каменья, которые иногда многократно дороже стоят, нежели руды 1000 пуд, но за незнанием бросают; токарное ремесло, как собственно каждому, так наипаче при заводах нуждно и полезно; 7) столярное, 8) лояльное; механикам и другим многим мастерам нуждны, и если б кто сам работать не хотел, чрез оное удобное о деле или сочинении росказать и ремесленника научить может.

И для того, при всех заводах, где искусные учители или такие ремесленники есть, всем, розделя время, по одному часу хотя и всякой день с переменами обучать, так, чтоб некоторые приходили в ту или другую науку до полудни, а другие после полудни, дабы учители в наставлении могли исправляться и ученики за множеством напрасно не гуляли; но чтоб всякой учитель знал, в которой день и час кто у него обучаться имеет, должен главной той школы начальник роздать всем оным росписи, как приложенные при сем примерные табели показывают.

И тако ученики всех оных по малу обучиться могут. А когда кто к чему большую охоту и способность явит, тогда ему к той науке более времени допустить, а в другом убавить или весьма отставить. И для того инструменты и потребные материалы неоскудно заготовлять и в готовности иметь казенное. Однако ж того смотреть, чтоб оные что-нибудь к заводам или на продажу годное делали, чтоб употребленные припасы напрасно не пропали. Управительские, подьяческие и церковничьи дети, как скоро по-русски научатся чисто писать и читать, тогда об них присылать ведомости и их самих к главному меже- вечику для определения в немецкую, а церковничьих в латинскую школы. И оных более осми лет возраста их нигде не держать, но понеже церковничьим детем не столько нуждно вышеобъявленные ремесла, того ради их некоторым, яко столярному, токарному, пробирному, лояльному, весьма не учить, разве сам кто к чему охоту возъимеет, но вместо того учить пению по нотам, дабы в церкви искусными певцы быть могли. Хотя выше сего о приходе и выходе учеником часы каждодневные показаны, но из оного выключаются все праздники и торжества, которым например сего года роспись Приложена. Сверх же того, всякую суботу и среду, когда в седмице в учебные дни праздника не прилунится, после обеда не учить; ежели же в понедельник или другой учебной день праздник случится, то в среду и суботу по полудни учить, однако ж в суботу по полудни час прежде обыкновенная отпусчать. На дом ни для каких домовых праздников, яко имянин и пр., не увольнять, но отправлять им во дни недельные. И ежели которой ученик в урошное время не придет и прогуляет час или более, такого наказывать, кроме битья, по вышепоказанному в 6-м пункте; если же которой прогуляет без надлежасчей причины целой день, то оного наказать на теле; а буде которой более одного дня прогуляет, то у получаюсчих жалованье вычесть втрое, по чему на учебный день приходит, и сверх того донести управителю, которой помогаюсчего родителя или содержателя равномерно накажет; а которые школьники не получают, то с тех родителей доправить против равных ему получаюсчих учеников, и сии деньги, записывая особно, употреблять на школьный расход со определенными на оную, и для того о всех прогулах в месечньГх ведомостях учителем писать имянно. К научению грамоты и ко благонравию предпочтение подает немалую пользу. Того ради весьма нуждно различать, чтоб высший в науке высшее и место имел и всегда у нижайшая правую руку брал, несмотря его рода, ни возраста. Исче преимусчество: каждой в своей школе, в которой он другая превосходить имеет, яко ежели Симен пред Маркою в русской школе — он и первенствует, а когда Марко в другой науке, яко геометрии или знаменова- нии и пр., превосходит, то во оной школе паки Марко преимусчество имеет.

Не в школе же должны все по классам друг друга почитать, и ежели из разных школ в равных классах вмес- те будут, то латинские пред немецкими и немецкие пред рускими да первенствуют.

...21. В содержании учеников учители должны со мла денцами не слабо и не жестоко поступать, прилежно и внятно не токмо наукам, ремеслам принадлежасчим, но и страху божию и благочестному житию поучать, с ними ласково поступать ц более любовию, нежели страхом обходиться, и для того не токмо в школах, но и в гулянии за ними надзирали.

А понеже ложь во младенцах и кража суть такие злодеяния, чрез которые, ежели во младости воздержаны не будут, то в возрасте от обычая вкоренившияся всякое благонравное наставление изгоняют и благополучия лишают, того ради, онаго накрепко за учениками смотреть и по обличении, не упусчая ни малейшего, наказывать; если же к тому злодеянию от родителей повод или причина дастся, то немедленно доносить командиру, которой родителей и содержателей накажет; если же учитель презрит, то сам яко потакаюсчий, постраждет.

22. Сквернословия и всякие непристойные слова не токмо во училисче, но и вне весьма накрепко запресчается, и дабы во училисче, кроме учения, лишних посторонних разговоров, а наипаче брани не допусчать, за которое по пристойности вины и возраста наказывать.

...27. Всем полученным казенным в школы книгам и инструментам иметь приходную книгу и всегда порядочно записывать. А которыя отдаются ученикам для обучения, те записывать в росходную книгу, имянно — кому какая отдана будет, — на ево имя с роспискою, а которые писать есче сами не умеют, вместо себя кому они верят, а без записки в росход и без росписки приемсчиков отнюдь никому не отдавать; и сказывать им, чтоб они приятые книги и инструменты всяк свое в чистоте и целости хранили и держали под страхом наказания и денежного платежа.

Ноября 9-го числа 1736 г.

Исторический архив. 1950.              № 5.


 

<< | >>
Источник: Сост. Н. Н. Кузьмин. Антология педагогической мысли: В 3 т. Т. 2. Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании. 1989

Еще по теме УЧРЕЖДЕНИЕ, КОИМ ПОРЯДКОМ УЧИТЕЛЯРУССКИХ ШКОЛ ИМЕЮТ ПОСТУПАТЬ:

  1. УЧРЕЖДЕНИЕ, КОИМ ПОРЯДКОМ УЧИТЕЛЯРУССКИХ ШКОЛ ИМЕЮТ ПОСТУПАТЬ
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -