<<
>>

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ОСЕТИНСКИХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ


О. У. Гогицаева (Владикавказ)
Изучение исследований, посвященных духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста подтверждает тот факт, что данный возраст является сензитивным периодом для такого воспитания, а недоработки педагогов, их недостаточное внимание к духовно-нравственным вопросам, ведут к бездуховности, нравственной неразвитости воспитуемых.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы, изучение педагогического опыта выявляет актуальность духовно-нравственного воспитания, направленного на формирование гуманных качеств личности. Основным путем формирования духовно-нравственного стержня личности является формирование содержательной основы учебно-воспитательного процесса, ориентация начального образования на активизацию деятельностных форм учебы, на компетентность педагога.
Поиск оптимальных средств и форм духовно-нравственного воспитания младших школьников показал результативность формирования нравственного сознания и нравственных установок на основе этнокультурных традиций. Выбор осетинских этнокультурных традиций в качестве содержательной основы проведения такой работы не предполагает национальной ограниченности. Проповедуемые в них ценности по глубинному содержанию адекватны общечеловеческим ценностям.
Предпринятое исследование демонстрирует, что духовно-нравственное воспитание на основе этнокультурных нравственных ценностей приводит к формированию этнического сознания, этнической идентичности. В структуре понятия «этническая идентичность» были определены три взаимосвязанных компонента: когнитивный, определяемый как этническая осведомленность или наличие знаний этнического характера; аффективный, отражающий чувство этнической принадлежности, этнические предпочтения; поведенческий, выраженный в потребности проявления себя членом этнической группы.
Эмпирическое изучение опыта по формированию этнической идентичности показало, что в младшем школьном возрасте реально сформировать когнитивный и аффективный компоненты, заложить предпосылки для формирования поведенческого компонента, который проявляется уже в подростковом возрасте.
Теоретический поиск подвел к разработке системы духовно-нравственного воспитания младших школьников на основе осетинских этнокультурных традиций, направленной на формирование этнической осведомленности, этнических предпочтений и этнической принадлежности. Такая работа предполагает погружение учащихся в мир этнической культуры через краеведческий материал, фольклор, топонимию, топографию, обычаи и традиции. Уточнение понятия «этнокультурные традиции» и поиск способов его введения в учебно-воспитательный процесс подвели к созданию этноориентированного курса «Мир предков», направленного на приобщение к осетинским народным традициям и моделируемого на основе связи с жизнью, опоры на народное творчество, этнокультурные ценности. В качестве основного подхода к построению учебно-воспитательного процесса выступал интегрированный подход.
Проведенное исследование убедительно подтверждает, что такие традиционные дидактические методы, как беседа, рассказ, иллюстрация, являются вместе с тем воспитательными средствами народной педагогики и могут успешно использоваться в процессе учебно-воспитательной работы наряду с такими методами, как игра, импровизация, моделирование народных обрядов и праздников. Последние способствовали формированию устойчивого интереса у учащихся к учебной деятельности, созданию атмосферы этнической среды, непринужденному усвоению знаний и народных воспитательных императивов.

Апробация созданной системы учебно-воспитательной работы привела к поиску форм, отражающих особенности народной культуры воспитания. Опытно-экспериментальная работа показала, что эффективность воспитательного воздействия во многом зависит от подготовки педагога к работе с данным пластом народной культуры, от степени его общекультурной грамотности, желания использовать в своей педагогической деятельности воспитательный потенциал этнокультурных традиций. Специфика деятельности учителя по приобщению младших школьников к традициям этнокультуры потребовала решения соответствующей проблемы подготовки учителя начальной школы. Работая над выяснением условий, обеспечивающих у младших школьников устойчивый интерес к этнокультуре, педагоги, включенные в эксперимент, констатировали, что введение темы этнокультурных традиций в учебный контекст расширяет у младших школьников круг познавательных интересов к культуре, истории своего народа, повышает качество их общего образования и интерес к учебе, способствует выработке у них нравственной культуры.
Ход исследования также убеждает в том, что обращение к этнокультурным традициям является действенным средством формирования у детей нравственного сознания. В экспериментальной группе, по сравнению с контрольной, повысились потребности в ощущении этнической принадлежности, проявления себя как члена определенной этнической группы, уровень этнической осведомленности.
Таким образом, осетинские этнокультурные традиции, воплощающие мудрость народа, являются действенным фактором духовно-нравственного воспитания младших школьников. Наиболее эффективен процесс духовно-нравственного воспитания, если этнокультурные традиции изучаются как специальный учебный материал, если его содержание моделирует проживание этнокультурных традиций и подчинено принципу адекватности абсолютным нравственным ценностям, принципу диалога культур. Эффективности процесса способствует также методическое оснащение учебного процесса, широкое использование игровых видов учебной деятельности, отслеживание межпредметных связей, специальная подготовка учителя.
Полученные в ходе исследования результаты подчеркивают актуальность исследуемой темы, дают основание считать, что в осетинской этнопедагогике выявлена специфика духовно-нравственного воспитания младших школьников на основе этнокультурных традиций, обосновано учебное содержание и педагогические условия такого воспитания, а также определяют перспективные направления для дальнейшего изучения данной проблемы.

<< | >>
Источник: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко. Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,2009. - 412 с.. 2009

Еще по теме ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ОСЕТИНСКИХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ:

  1. В. Н. Димитриева ОСВОЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ УРОКОВ ЗАРУБЕЖНОЙ лИТЕРАТУРЫ НА ОСНОВЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ лИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАльНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-ФИЛОЛОГА)
  2. слово МИТРОПОЛИТА минского и СЛУЦКОГО ФИЛАРЕТА, ПАТРИАРШЕГО ЭКЗАРХА ВСЕЯ БЕЛАРУСИ на открытии международной научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей»
  3. Л. Н. Давыденко ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ОСНОВЕ НРАВСТВЕННЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ
  4. Е. Н. Карпанина ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОлОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ КУльТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ
  5. Байдаров Е.У. и др.. Духовно-нравственное воспитание на основе отечественных культурно-исторических и религиозных традиций и ценностей : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Жировичи, 27 мая 2010 г. / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии, Белорус. Экзархат Моск. Патриархата Рус. Правосл. Церкви; науч. ред. совет: М. В. Мясникович, Высокопреосвящ. Филарет [и др.]. — Минск : Беларус. навука. — 389 с., 2010
  6. Белова О. В.. Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции. — М.: «Индрик». — 288 с. (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования.), 2005
  7. РОЛЬ ТРАДИЦИИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА
  8. Г. М. Никитин ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОНТОлОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
  9. В. А. Самкова НЕВЬЯНСКАЯ ИКОНА: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ВОСПИТАНИЯ
  10. Ольга Федоровна Киселева Традиции православного воспитания. Духовность и послушание детей в семье третьего тысячелетия
  11. С. М. Стерденко ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО И ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ в СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
  12. Я. С. Яскевич ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ в УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
  13. ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
  14. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ лИТЕРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА В. В. лИЧУТИНА)
  15. Мировоззренческая и эмоциональная направленность в анализе поведения и духовно-нравственном воспитании личности
  16. В. Н. Болдырихина ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР ТВОРЧЕСКОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
  17. Н. И. Мушинский КУРС ЭТИКИ в ВУЗЕ КАК ФАКТОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ в условиях ГЛОБАЛИЗАЦИИ
  18. О. Ф. Киселева. «Традиции православного воспитания. Духовность и послушание детей в семье третьего тысячелетия.»: Книжкин Дом, Астрель, Москва;, 2008
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -