<<
>>

ФОТОВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ КАК ФАКТОР ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ К СВОЕЙ ЖИЗНИ Н. В. Лакосина (Ростов-на-Дону)

Тема нашего исследования обусловлена в первую очередь существованием традиции изучения в социальной психологии феномена отношение. Многочисленные работы в этой области, в том числе и носящие междисциплинарный характер, не раскрывают в полной мере данное понятие и не могут с абсолютной точностью установить его содержательные, видовые и функциональные особенности.

Трудности познания феномена отношение связаны с его сущностными характеристиками: представленностью как формы жизнедеятельности человека, формы его взаимодействия с окружающей действительностью.

В русском языке слово «отнестись» означает составить свое собственное представление о чем-либо или о ком-либо, оценить, проявить чувство (Толковый словарь Ожегова, 1994). Такая трактовка получила свое продолжение в работах В. Н. Мясищева, который рассматривал отношение в виде особого рода активности: «Отношения человека представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях. В свою очередь, они образуются, информируются в процессе деятельности» (Мясищев, 2003, с. 51).

В современной психологической науке (в работах Э. В. Сайко, Е. Б. Старовойтенко) принято рассматривать отношение как субъективную интенцию исходить из своей «самости», инициировать свою связь с объектом, вызвать активность других людей, осуществлять совместное действие, сделать объект частью себя и оставить себя в нем (Старовойтенко, 2006). В этой связи структура отношения представляется как трехэлементная модель, включающая: личностный источник, личностный адресат и межличностное исполнение.

Существует несколько подходов к выделению областей или сфер отношения. Так, в классическом современном изложении (Социальная психология. Словарь, 2005, с. 135-137) отмечаются четыре области отношения человека: предметно-рефлексивная (рассматривается способность человека к мысленному отражению и рефлексии взглядов и мнений Другого); межличностная (взаимосвязь между людьми, имеющая субъективную оценку и характеризующаяся способами взаимовлияния); межгрупповая (субъективное восприятие разнообразных связей между социальными группами); межэтническая (отношения между людьми различных национальностей и этнических групп, имеющие субъективную трактовку и вызывающие субъективные переживания).

С. Л. Рубинштейн рассматривал раскрытие личности через систему ее отношений: Я в отношении к другим; Я в отношении к своему творчеству; Я в отношении к надличному (Богу, мистическому и т. п.); Я в отношении к своей жизни; Я в отношении к себе (Рубинштейн, 2003).

Предметом нашего исследования выступило изучение отношения человека к своей жизни. В содержательном плане данный термин включает способность посредством текста осуществить биографический анализ и синтез; понимание жизни как последовательность этапов жизненных событий, встреч со значимыми людьми; осознание роли и степени влияния определенного человека, события, произведения, текста на жизненный выбор; поиск детерминант возникавших ранее и прогнозируемых в будущем жизненных ситуаций (Старовойтенко, 2006).

С целью конкретизации предметной области и формирования собственного понимания термина «отношение к жизни» были проанализированы эмпирические методы и методики, направленные на изучение жизни человека, оценки им своего жизненного пути. Мы исследовали данный феномен с трех позиций: эмоционально-оценочной, когнитивной и конативной.

Выявление эмоционального компонента отношения к жизни, субъективного переживания касательно своей судьбы, своего жизненного пути (использовались методика «Индекс жизненной удовлетворенности» Neugarten, адаптированный Н. В. Паниной; Цветовой тест отношений). В русле данного направления можно выделить теории и концепции, исследующие проблемы счастья и удовлетворенности жизнью (Джидарьян, 2002; Панина, 1993).

Определение когнитивного компонента отношения к жизни реа-лизовывалось через методики «Аттитюды ко времени» Ньюттена (в модификации К. Муздыбаева); «Рисунок судьбы» В. В. Нурковой.

Установление конативного компонента осуществлялось через изучение стратегий жизни как готовности действовать определенным образом (использовались ситуативная каузометрия А. А. Кроника, ZTPI Ф. Зимбардо, биографический метод).

В рамках данного направления рассмотрения отношения человека к своей жизни можно выделить теоретико-эмпирические исследования жизненных событий, жизненного пути, программ и стратегий жизни (Рубинштейн, 2003; Абульханова-Славская, 1991; Кроник, 1993; Ахмеров, 1994).

Возвращаясь к понятию «отношение к жизни», отметим, что под ним мы подразумеваем наличие у человека определенного субъективного переживания относительно своих жизненных событий, их причинно-следственной связи, выражающегося в виде наличия эмоциональной направленности различной модальности, а также интегрального образа своей жизни в виде конструкта, общей модели жизненного пути.

С другой стороны, наше исследование обусловлено обращением к новым методам и формам исследования действительности, в частности к визуальным методам. Возникшая к середине XX века ситуация «визуального поворота» указала на быстрое распространение и проникновение «режима видимости» во все уровни и сферы общества и культуры (Ball, 2003).

Однако господство визуальности, которая трактуется как рассмотрение визуальных образов в качестве языковых структур, не является «современным изобретением», прерогативой современного общества. Несмотря на широкое применение визуальных образов и их распространение посредством средств массовой информации, визуальность на протяжении всего филогенетического развития выступала областью научного исследования, направленного на изучение взаимосвязи между видимым и видящим (Bryson, 2003). На настоящий момент можно говорить о возникновении отдельной области знания, направленной на исследование «визуальных явлений» - так называемых визуальных исследований (Visual Studies).

В целом, визуальность может трактоваться с точки зрения: 1) сенсорных систем и психофизиологических процессов (преобладания зрения над другими органами чувств и т. п.); 2) в рамках семиотического анализа (знак как символ, индекс или образ (изображение)); 3) в культурологическом плане (преобладание зрительных изобразительных средств над аудиальными - живописи, фотографии, кино над музыкой и т. п.); 4) с психологической точки зрения (соотношение реального и символического, существование особого рода общения, способов мышления и т. п.); 5) с социологической позиции (соотношение ролей, отражение проблем общества и т.

д.).

Обратимся к одной из форм визуализации действительности - фотографии. В рамках социально-психологического знания фотография рассматривается в нескольких аспектах:

как средство и способ коммуникации (Р. Барт);

как способ фиксации и передачи личностных смыслов

(Р. Барт);

как форма отраженного внешнего облика, несущая информацию о его динамических, среднеустойчивых и устойчивых особенностях (В. А. Лабунская);

как метод социальной идентификации (В. В. Нуркова);

как средство пространственной и временной экспансии (Е. Петровская);

как внешний аналог памяти (В. В. Нуркова).

Возможность использования фотографий в качестве стимулов, активизирующих автобиографические воспоминания, в качестве визуального рассказа о событиях жизни человека находит в настоящий момент весьма широкое распространение и в научных работах, и в повседневной жизни человека.

Так, в современных средствах массовой информации достаточно часто обращаются к созданию визуального ряда жизненного пути героя. В современной прессе мы можем найти ряд периодических изданий, создающих такие фотовизуализированные модели жизни: «Лица», «Story», «Караван историй», «Биография». Эта особенность восприятия и анализа фотоизображений отмечалась еще теоретиками фотографии Р. Бартом и С. Зонтаг. Фотография одновременно выступает в двух ипостасях. Она предстает цельным образом, символом, понятным независимо от культурных, языковых, этнических особенностей «смотрящего». Но в то же время любая фотография при рассматривании наделяется определенным речевым сопровождением, объясняющим ее назначение или описывающим данный фотообраз (Черепанин, 2003). Подписи под фотографиями завершают общую коммуникативную картину, создаваемую анализом этих фотографий. Они служат для направления внимания «зрителя»; передают информацию, которую невозможно получить невербально, зачастую это дата и место создания фотографии; передают модальность сообщения (императив дарственной надписи, предположение, восклицание, вопрос и т.

п.); служит для соединения в единый рассказ фотоизображений (Бойцова, 2007).

Наряду с использованием фотографии как способа структурирования и отображения жизни личности в повседневности и в средствах массовой информации данная функция фотографий используется в психодиагностических, психокоррекционных и психотерапевтических целях (Копытин, 2003).

Анализ теоретических источников и эмпирических исследований привел к выдвижению общей гипотезы - визуализация жизненных событий человека посредством фотографии выступает фактором трансформации отношения личности к своей жизни.

В этой связи была разработана программа исследования влияния фотовизуализации жизненных событий и их интерпретации на динамику отношения к жизни. Данная программа включает ряд мероприятий: 1) психологическую диагностику, направленную на выявление типа отношения к жизни респондента; 2) процедуру фотовизуализации жизненных событий посредством нарративной беседы; 3) социально-психологический тренинг с использование техник фотовизуализации; 4) повторную психологическую диагностику, необходимую для изучения динамических изменений в удовлетворенности жизнью респондентами.

Остановимся на процедуре фотовизуализации жизненных событий, которая включала анализ личных семейных альбомов посредством создания устного нарратива жизненного пути. Идея исследования отношения к жизни посредством фотовизуализации жизненных событий была реализована в проведенном нами ранее исследовании (Лакосина, 2006). Его целью выступало определение особенностей фотографии, как визуального конструкта, проявляющихся в актуализации автобиографических воспоминаний личности, репрезентации и формирования модели жизненного пути. На основании данной процедуры были выделены три типа респондентов, в зависимости от отношения к жизни на эмоциональном уровне - показатель общей удовлетворенности жизнью, эмоциональной оценки прошлых, настоящих и будущих событий жизни; на когнитивном уровне - тип интерпретации жизни (описательный, оценочный, гипотетический и причинно-следственный); на конативном уровне - стиль жизни, тип преобладающих жизненных событий.

Описательный тип интерпретации жизни; семейно-ориенти-рованный тип преобладающих жизненных событий (преобладают следующие значимые события жизни: влюбленность, появление настоящей любви, свадьба, рождение детей, поступление ребенка в школу, поступление и окончание вуза ребенком, свадьба ребенка, появление внуков); средний уровень удовлетворенности жизнью; высокие показатели в эмоциональной оценке прошлого, настоящего и будущего; ориентация на будущее; гедонистически-созерцательный стиль жизни.

Оценочный тип интерпретации; ориентированный на выделение событий, изменяющих отношение к себе и к миру (в виде значимых событий выделялись: смена круга общения, политические события (дефолт, 11 сентября, перестройка и т. п.), построение новых отношений, изменение внутреннего мира в связи с событиями в семье и в мире) или ориентированный на выделение негативных событий, изменяющих жизнь (смерть родственников, близких, болезнь, увольнение, несчастный случай); ориентация на прошлое; наименьшая степень удовлетворенностью жизнью; низкие показатели эмоциональной оценки прошлого и настоящего; аскетический, деятельностно-аске-тический стиль жизни.

Гипотетический тип интерпретации жизни; карьеро-ориентиро-ванный (превалируют события: нахождение работы, продвижение по карьерной лестнице, открытие собственного бизнеса, получение наград, званий, достижения (победы в конкурсах, получение золотой медали)) или гедонистически-ориентированный (главные события жизни связаны с приобретением дорогих предметов (автомобилей, квартиры, драгоценностей), путешествиями, воспоминаниями о праздновании юбилеев, публичных праздников) тип преобладающих жизненных событий; ориентация на настоящее и будущее; высокий уровень удовлетворенности жизнью; гедонистический и деятельност-но-гедонистический стиль жизниДанная классификация послужила критерием выделения состава участников тренинговых групп основной части исследования. Первичные результаты были представлены в наших работах (Лакосина, 2007). Мы также планируем определить влияние процедуры фотовизуализации событий и их интерпретации на динамику отношения к жизни.

Литература

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

Ахмеров Р. А. Биографические кризисы личности: Автореф. Дис. ... канд.

психол. наук. М., 1994. Бойцова О. Подписи под фотографиями в альбомах // Визуальные аспекты

культуры-2007. Ижевск, 2007. С. 108-119.

Джидарьян И. А. Ценностный мир счастья и его специфика // Современная психология: состояние и перспективы исследований: Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28-29 янв. 2002 г.). Ч. 3: Социальные представления и мышление личности / Под. ред.: К. А. Абульханова,

М. И. Воловикова, А. Л. Журавлев. М.: Изд-во ИП РАН, 2002. С. 104.

Копытин А. И. Тренинг по фототерапии. СПб.: Речь, 2003. Лабунская В. А. Бытие субъекта: самопрезентация и отношение к внешнему Я / Субъект, личность и психология человеческого бытия / Под ред.

В. В. Знакова, З. И. Рябикиной. М.: Изд-во ИП РАН, 2005. С. 235-257.

LifeLine и другие новые методы психологии жизненного пути / Сост. А. А. Кро-ник. М.: Прогресс, 1993.

Лакосина Н.В. Визуальный подход: использование фотографии в рамках психотерапии и социально-психологического тренинга // Материалы научно-практической конференции «Психология общения: тренинг человечности». 15-17 ноября 2007 г. С. 183-185.

Лакосина Н. В. Особенности вербальных и визуальных конструктов жизненных событий: нарративный анализ // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Психология. Общественные науки. Специальное приложение. 2006. С. 18-21.

МясищевВ. Н. Психология отношений. М.: Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та, 2003.

Нуркова В. В. Зеркало с памятью: Феномен фотографии: Культурно-исторический анализ. М.: Изд-во Рос. гуманит. ун-та, 2006.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1994.

Петровская Е. Фото (био) графия: к постановке проблемы // Авто-био-гра-фия. К вопросу о методе: тетради по аналитической антропологии. № 1 / Под ред. В. А. Подороги. М.: Логос, 2001. С. 296-304.

Рубинштейн С. Л. Человек и мир. Бытие и сознание. СПб.: Питер, 2003.

Социальная психология. Словарь / Под ред. М. Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. С. 73.

Старовойтенко Е. Б. Отношения личности: философско-психологические и рефлексивные модели // Мир психологии. № 4. 2006. С. 26-38.

Черепанин В. Проявленные фотографологии // Международный общественно-политический еженедельник. 2004. № 11 (486).

Bal M. Visual essentialism and the object of visual culture // Journal оf Visual

Culture. 2003. Vol. 2 (1). P. 14.

Bryson N. Visual culture and the dearth of images // Responses to Mieke Bal's 'Visual essentialism and the object of visual culture' // Journal оf Visual Culture.

2003. Vol. 2 (2). P. 230.

<< | >>
Источник: А.Л. Журавлев, В.А. Барабанщиков, М.И. Воловикова. Психология человека в современном мире. Том 1. Комплексный и системный подходы в исследованиях психологии человека. Личность как субъект жизненного пути (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, В. А. Барабанщиков, М. И. Воловикова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,2009. - 334 с.. 2009

Еще по теме ФОТОВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ КАК ФАКТОР ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ К СВОЕЙ ЖИЗНИ Н. В. Лакосина (Ростов-на-Дону):

  1. ФОТОВИЗУАЛИЗАЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ КАК ФАКТОР ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ К СВОЕЙ ЖИЗНИ Н. В. Лакосина (Ростов-на-Дону)
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -