<<
>>

Фрагмент работы по социокультурному развитию старших дошкольников (на материале восприятия рассказа А. А. Платонова «Цветок на земле»)

Н. Я. Большунова (Новосибирск)

Всовременной психологии и в образовании все большее внимание уделяется исследованиям, осуществляемым в пространстве аксиологии, нравственного и духовного развития человека (ребенка), что не является случайным. Современное российское общество находится в состоянии социокультурного кризиса: происходит «сшибка» ценностей, ценностных ориентаций, социальных установок и т. д., представляющих разные типы культур, мировоззрений. Эта «сшибка» в самосознании конкретной личности разнонаправленных ценностей и ценностных ориентаций представлена, как свидетельствуют наши исследования, в форме ярко выраженных рассогласований, разрывов, что обусловливает непредсказуемость действий человека в трудных жизненных ситуациях, в условиях необходимости нравственного выбора (Большунова, 2005).

Социокультурный кризис усугубляется тем, что он является не первым за последнюю сотню лет. В двадцатом веке российское общество дважды оказывалось на переломе социокультурных эпох, дважды вынуждено было осуществлять переоценку системы ценностей, отвергая и дисквалифицируя все, что составляло основания предыдущей культуры. Это неизбежно сказалось не только на содержании системы ценностей и ценностных ориентаций, но также и на отношении человека к ценностям вообще: принимаются ли они как ориентиры развития и существования человека, представляются ли они онтологичными, абсолютными, или же они рассматриваются человеком как относительные, «виртуальные».

В современном российском обществе в силу исторических обстоятельств его развития представлены три мировоззренческие, социокультурные установки (Большунов, 2006; Печин, 2008). Одна из них, восходящая к традиционным, исторически сформировавшимся в православной культуре ценностям, ориентирована на становление человека духовного (соизмеряющего себя с абсолютными, базовыми ценностями, осознающего себя субъектом собственной жизни); для второй - социалистической - образцом является человек социальный (ориентированный на нормы и правила, существующие в определенном обществе и господствующие над ним как внешняя сила); для третьей - либералистской - характерна абсолютизация свободы, жизненным ориентиром здесь является индивидуальная, личная свобода (современный нам вариант рыночной личности в терминологии Э. Фромма).

В каждом сообществе и в жизни каждого отдельного человека можно выделить два полюса жизни: а) полюс конкретной деятельности (Большунова, Большунов, 2002), где не представлены, не развернуты отношения субстанциональных оснований человеческой жизни (в этом случае человек находится вне культуры, он отчужден от своей человеческой сущности, он выступает как вещь, где общее (выступающее в соответствующих формах общения), господствует над ним как внешняя сила, как норма, долженствование, социальные экспектации и т. п.); б) полюс всеобщей деятельности, где человек, способный быть субъектом всеобщей деятельности, открывает себя как человека вообще. Он встает здесь в определенные отношения к культуре, к социокультурным образцам, которые представляют собой композицию ценностей как субстанциональных оснований человеческой жизни. Иначе говоря, здесь человек соизмеряет свою жизнь не с тем, что о нем подумают или что от него ожидают референтные для него лица, и даже не с требованиями успешности деятельности или ее пользы, но с ценностями Истины, Красоты, Правды, Добра.

Человек обнаруживает себя как человека и обретает способность действовать из всеобщих оснований, представляющих детерминанту человеческого духа.

Таким образом, необходимо различать нормы социальной жизни, которые, если не обогащены смыслами, как правило, выступают по отношению к человеку как нечто внешнее, отчуждающее его от самого себя, порождающее ролевое, функциональное (технологическое) отношение к себе и к другим и актуализирующее ролевое поведение (общение и деятельность); ценностные ориентации (или жизненные смыслы, идеалы и т. д.), в которых конкретизированы субстанциональные основания человеческой жизни, которые, следовательно, могут иметь относительный характер и могут меняться от одной социальной системы к другой, у разных людей и даже у одного человека на протяжении его жизни; социокультурные образцы как композицию ценностей, свойственную определенному типу культуры, в них типы культур предстают как общее, сходное в разнообразном. Социокультурные образцы и представляют собой субстанцию человеческой жизни, причастность к ним (причастность к культуре) открывает человеку его родовую сущность, делает его человеком. Социокультурные образцы, включающие в себя совокупность общечеловеческих ценностей (а их перечень во всех типах культур неизменен: истина, правда, добро, красота - различно расставлены лишь акценты в структуре ценностей и различны пути восхождения в культуру, антропотехники) бытийст-венны, онтологичны и составляют основания человеческой жизни. Н. Лосский во введении к книге «Ценность и бытие» пишет: «Ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка. Всякое малейшее изменение, вносимое в мир каким-либо деятелем, имеет ценностную сторону и принимается не иначе как на основе каких-либо ценностных моментов и ради них» (Лосский, 2000, с. 7). Социокультурные образцы - это не схема, не отчужденный от человека его идеал (набор качеств «хорошего» человека), они явлены человеку как живой, доходящий до сердца ответ на главный и вечный вопрос: что есть человек? Они побуждают человека соизмерять свою жизнь, действия, мысли, идеи с благом: «То, что я делаю, переживаю, созидаю - по Добру ли, по Истине ли, по Правде, по Красоте?»

Новосибирская прогимназия № 2 более двадцати лет работает по инновационной авторской программе «Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки» (автор Н. Я. Боль-шунова, методическая разработка М. В. Инчиной). Разработаны программы, технологии, игровые сценарии занятий по развитию элементарных математических представлений, развитию речи, обучению грамоте и др. Программа социокультурного развития не только имеет свое особое содержание, но предусматривает также, что любые «предметные» занятия, осуществляемые в форме драматизации сказки, должны иметь не только предметное насыщение, но обязательно актуализировать аксиологическое, нравственное развитие ребенка. Наши исследования дошкольников показывают, что в организации их образования важно не только содержание или конкретные методики реализации этого содержания, но также форма и средства, которыми они реализуются. В основе программы лежит концепция организации образования в формах детской субкультуры, согласно которой с помощью образования, ориентированного на амплификацию развития детей, необходимо, во-первых, устроить жизнь ребенка так, чтобы в пространстве той культуры, которая свойственна его возрасту, осуществляя взаимодействие (диалог) со взрослой культурой и культурой своего народа.

Во-вторых, в развитии знаний, умений, навыков и их смыслов необходимо воспроизводить не столько логику современного научного знания по определенному предмету (например, по математике или развитию языка и речи), сколько историю развития соответствующих представлений и понятий. Наконец, в-третьих, образование должно быть направлено, прежде всего, на развитие субъектности и индивидуальности ребенка, что, собственно, и становится возможным при его организации в формах детской субкультуры. При этом надо исходить из того, что детская субкультура - относительно самостоятельное образование, занимающее особое место в пространстве человеческой культуры, включающее специфику ценностей, специфику детской картины мира и мышления, коммуникативных отношений и системы детских видов деятельности.

В настоящее время социокультурное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста является одним из приоритетных направлений нашей деятельности. Это обусловлено тем, что именно в отношении нравственного состояния современного общества наиболее откровенно представлены негативные последствия «безвременья» в жизни нашей страны. Социокультурный кризис особенно неблагоприятно сказывается на детском развитии, поскольку ребенок в условиях относительности, неопределенности системы ценностей, отсутствия горизонта, пространства ценностей утрачивает аксиологическую меру, ориентиры социокультурного развития, что существенно осложняет развитие субъектности и индивидуальности. Под социокультурным развитием мы имеем в виду освоение адекватной себе формы духовности: восхождение к человеческому в самом себе и одновременно восхождение в культуру.

В контексте занятия по рассказу А. А. Платонова «Цветок на земле», нас интересовал вопрос, смогут ли дети понять рассказ, доступен ли им социокультурный контекст этого рассказа: смогут ли они вместе с маленьким Афоней преисполниться щемящим чувством сопереживания старости деда, усилиям Цветка делать «из смерти жизнь», принять идею, ценность существования «главного дела» в жизни, и собственно то «главное дело», о котором рассказывает автор. Ведь произведения А. А. Платонова не просты для восприятия даже взрослыми людьми. Тем более, что рассказ насыщен незнакомыми для детей словами и словосочетаниями, уже ушедшими в прошлое («колхоз», «железный гребешок», «часы-ходики», «отбивать косу», «испить» и др.), в нем описаны ситуации и события, которые, зачастую, не имеют аналогов в современном опыте городского ребенка («отец на войне», «подсадить деда на печку», «работать в колхозе», «жить в избе» и пр.).

Работа с рассказом А. А. Платонова позволяла, при условии его понимания и переживания детьми, идентификации себя с героями повествования, решить сразу несколько задач в контексте социокультурного развития.

Во-первых, здесь происходит становление у дошкольников таких социальных эмоций, как сочувствие, сопереживание. Причем, как известно (Белопольская, 1995), дошкольнику труднее всего дается сопереживание именно старости, поскольку ему сложно идентифицировать себя с человеком этого возраста. В рассказе же многое построено именно на способности мальчика подняться над всякого рода неприятными подробностями, сопутствующими глубокой старости (крошки в бороде, сонливость и пр.); сочувствуя старости, принять эти подробности и откликнуться (быть ответчивым) на то главное, что попытался передать дед маленькому внуку. Это становится возможным в силу психологической и художественной специфики построения рассказа, где главным героем становится Цветок, любовно делающий «из смерти жизнь» и с которым, по-существу, и ведут диалог и мальчик Афоня, и его дед. Иначе говоря, Цветок выступает как символический «третий», как социокультурный образец (социокультурная мера) в диалоге согласия (Бахтин, 1979).

Во-вторых, рассказ имеет историческую перспективу для современных детей и позволяет им обратиться к прошлому, пережить его, образуя тем самым пространство и время исторического мышления ребенка.

В-третьих, рассказ позволяет работать со словом, его символикой, его концептом, в котором, как известно из исследований по когнитивной лингвистике, представлена «языковая модель мира», «сгусток национально-культурных смыслов» (Маслова, 2004, с. 67). Известный исследователь языка В. В. Колесов отмечает: «Речь, слово, да и язык в целом, - ...важное орудие человеческой мысли, культуры и жизни даже...» (Колесов, 2006, с. 329). Следовательно, осваивая неповторимый, насыщенный языковыми концептами, культурной символикой язык А. А. Платонова, дети встречаются со смыслами и ценностями русской культуры.

В четвертых, в рассказе представлен образец детского поведения, в котором реализуется нравственный поступок, совершаемый по выбору самого ребенка, наполненный аксиологическими смыслами и переживаниями.

И наконец, в рассказе случается тот самый переход от «нравственности как невинности» к «построению нравственной человеческой жизни на новой, сознательной основе», о котором говорит С. Л. Рубинштейн (Рубинштейн, 1976, с. 346) и который может вместе с героем рассказа Афоней актуализировать ребенок.

Для того чтобы детей не отвлекало от содержания рассказа непонятное, чтобы они уловили эмоциональный и социокультурный (нравственный) контекст, была осуществлена подготовка детей к восприятию данного текста, включающая: знакомство с укладом жизни на селе; с укладом жизни в военные годы; со старорусскими словами, встречающимися в тексте; знакомство детей с часами-ходиками; рассматривание песка через лупу (для понимания текста «песок мертвый лежит, он каменная крошка, и более нет ничего, а камень не живет и не дышит»); актуализация представлений о том, как растут цветы; чтение и обсуждение притчи из Евангелия о сеятеле (с целью понимания символики рассказа, связанного с сельским трудом: «Мы пахари, Афонюшка, мы хлебу расти помогаем», - говорит Афоне Дед после эпизода с Цветком); обсуждение с детьми семейных взаимоотношений на основе басни Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек», рассказа о дедушке и внуке из программы Т. Лазаревой «Красота спасет мир», русских народных пословиц на тему «Молодость - старость»; специальное занятие, посвященное развитию представлений детей о возрастных изменениях организма человека (понятия: взросление, старение).

Затем детям был прочитан рассказ А. А. Платонова «Цветок на земле», в ходе которого актуализировалось активное слушание и диалог: во время чтения воспитатель останавливался, делился своими переживаниями, беседовал с детьми по поводу прочитанного, задавал вопросы, отвечал на вопросы детей, инициировал детские высказывания.

Детские высказывания и позволили нам увидеть, насколько детям понятен контекст рассказа, интересен сам рассказ, насколько они сопереживают героям рассказа и понимают смысл событий. Здесь важно отметить, что внешняя событийность в рассказе практически не представлена. Все события происходят во внутреннем плане персонажей и, следовательно, обращены к внутреннему плану, к самосознанию читателей, ориентированы на рефлексию его содержания.

Несмотря на то что текст рассказа достаточно сложен для восприятия детьми данного возраста, они обнаружили заинтересованность, принимали активное участие в беседе (имеется видеоматериал), детские высказывания свидетельствуют о понимании детьми смысла рассказа, в том числе аксиологического, о сопереживании его персонажам. Приведем несколько примеров детских высказываний: Максим: «Рассказ уважительный»; Глеб: «Невидимо улыбнуться - это так, одними глазами»; Настя: «Любить - это помогать, заботиться...»; Даша: «Показывать любовь - это обнимать, целовать»; Дима: «Чтобы цветок вырос, о нем надо заботиться: поливать, рыхлить, любить»; Вова: «Песок - мертвый, а цветок из него живой.» и др.

Детские высказывания свидетельствуют о том, что рассказ актуализирует процессы социокультурного самоопределения, понимаемого нами как особое избирательное отношение человека к миру, в котором проявляется его позиция в отношении базовых человеческих ценностей, осуществляется осознанный или неосознаваемый выбор социокультурных образцов как композиции ценностей, свойственных определенному типу культуры, выступающих как мера, с которой человек соизмеряет свои поступки, мысли, переживания (предполагается дальнейшая работа с впечатлениями, полученными детьми от рассказа А. А. Платонова «Цветок на земле»). Если социокультурные образцы выступают как присущий определенному типу культуры ответ на вопрос, что есть человек, то социокультурное самоопределение представляет собой выбор того социокультурного образца, который наиболее близок человеку в силу особенностей истории его развития: традиций, усвоенных в семье или в социальных группах; образцов поведения близких людей; характера отношений, типа переживания и способа поведения, наблюдаемых в жизни или представленных в произведениях искусства - в текстах (в сказках, в музыке, поступке и пр.). Иначе говоря, социокультурное самоопределение мы рассматриваем как ответ человека на вопрос о том, что значит быть человеком, это реализация адекватной себе формы духовности, осуществляющейся в контексте определенного типа культуры.

Особенно важными в этом отношении являются дошкольный и юношеский возраст, поскольку именно в эти периоды жизни наиболее интенсивно формируется самосознание. Именно поэтому особенно важно осуществлять социокультурное воспитание именно как самоопределение по отношению к определенному типу культуры и именно в эти периоды жизни человека. Причем социокультурное развитие необходимо строить, опираясь на специфику возрастных характеристик человека, на особенности субкультуры соответствующего периода развития.

ЛИТЕРАТУРА

Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.

Белопольская Л. В. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания // Серия: Выпуск 2. М: Фолиум, 1995.

Большунов А.Я. «Новая тварь»: антропологическая ситуация на пороге третьего тысячелетия / А. Я. Большунов. Социокультурные проблемы современной молодежи. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. С. 67-84.

Большунова Н. Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2000.

Большунова Н. Я. Условия и средства развития субъектности. Новосибирск:

Изд. НГПУ, 2005.

Большунова Н. Я., Большунов А. Я. Конспекты лекций по курсу общей психологии. Психология общения. Новосибирск: СНИ, 2002. Добротолюбие. М.: ООО «Изд. АКТ»; Харьков: «Фолио», 2001. Колесов В. В. Преображение слова. СПб.: Общество памяти игуменьи Таисии,

2006.

Лосский Н. О. Ценность и бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей.

Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2000.

Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику. М.: Флинта, Наука, 2004. Печин Ю. В. Ценностные основания мотивации личности (на материале

исследования труда горожан-дачников): Дис. ... канд. психол. наук.

Новосибирск, 2008. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.

<< | >>
Источник: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко. Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,2009. - 412 с.. 2009

Еще по теме Фрагмент работы по социокультурному развитию старших дошкольников (на материале восприятия рассказа А. А. Платонова «Цветок на земле»):

  1. 4.2. Темы курсовых работ Тема 8. Соотношение влияния игры штруда на развитие личности дошкольника
  2. Замедленность и узость восприятий. Особенности обозрения. Малая диффе-реицированность ощущений и восприятии. Особенности восприятия картин. Развитие восприятий.
  3. Дьякова Н.И.. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников, 2010
  4. Работа детей с приспособлениями 1 по развитию органов восприятия
  5. Платонова Н. М.. Социальная работа с бездомными : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений . — М. : Издательский центр «Академия». — 160 с., 2011
  6. Раздел II. КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
  7. § 2. Особенности психического развития дошкольников с нарушениями интеллекта
  8. Особенности развития и воспитания старших школьников
  9. Тема IX. Словесное творчество как фактор трудового развития дошкольников
  10. Тема IX. Словесное творчество как фактор трудового развития дошкольников
  11. § 2. Развитие внимания у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
  12. Тема 8. Соотношение влияния игры и труда на развитие личности дошкольника
  13. Тема X, Влияние труда в природе на развитие экологического сознания дошкольника (цветоводство, огородничество, птицеводство, кролиководство)
  14. Тема VII. Психолого-педагогические условия.развития сознания субъекта труда в спорте дошкольника
  15. сост.: Н. Л. Костромина, Л. С. Кравченко, И Б. Масленкова. Развитие речемыслительной деятельности дошкольников 3—4 лет : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, 2009
  16. Тема IV. Психолого-педагогические условия развития сознания субъекта творческого труда в изобразительной деятельности дошкольника
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -