<<
>>

Гендерные различия интеллекта и креативности взрослых людей М. В. Фор (Санкт-Петербург)



За последние годы появилось много исследований, посвященных сфере мышления взрослых людей. Однако динамика интеллекта и креативности, а также структурные изменения взаимосвязей в каждом периоде взрослости освещены недостаточно хорошо.

Наше исследование посвящено изучению динамики интеллекта и креативности на разных этапах взрослости сравнительно-возрастным методом.
Для изучения интеллекта использовался тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, для изучения креативности - тесты креативности Е. Торренса («Спрятанная форма», «Составление изображения», «Выражение», «Словесная ассоциация», «Эскизы») и тест «Классификация».
В тестах интеллекта, помимо оценок за отдельные субтесты (процент верно выполненных заданий субтеста), были выведены средние оценки по общему, вербальному, математическому и невербальному интеллекту. Тесты креативности оценивались в стандартизированных единицах (стенах) по нескольким параметрам: средний балл, продуктивность, оригинальность и гибкость.
Общая выборка составила 476 человек в возрасте от 18 до 60 лет, из них мужчин (М) - 243, женщин (Ж) - 233. Испытуемые были разделены на четыре возрастные группы: ранняя зрелость (18-25 лет) - 243 человека (М - 91, Ж - 152), средняя зрелость 1 период (26-35 лет) - 110 человек (М - 63, Ж - 47), средняя зрелость 2 период (36-45 лет) - 85 человек (М - 65, Ж - 20) и поздняя зрелость (46-60 лет) - 38 человек (М - 24, Ж - 14).
В результате проведенного исследования были выявлены следующие особенности динамики интеллекта и креативности у мужчин и женщин в период взрослости. В целом по выборке на высоком уровне значимости достоверности различий у мужчин интеллект выше, чем у женщин. Получены следующие оценки: общий интеллект: М - 59,53, Ж - 55,04; вербальный интеллект: М - 64,61, Ж - 61,69; математический интеллект: М - 53,56, Ж - 43,35. Что касается креативности, то достоверных различий в общих показателях и показателях по отдельным тестам выявлено не было. Тем не менее, следует отметить, что средние показатели креативности у женщин выше, чем у мужчин, за исключением оригинальности, которая у мужчин имеет более высокую оценку.
В динамике у мужчин наблюдается неуклонное понижение креативности с возрастом по всем показателям: общая оценка - от 6,24 до 4,74, продуктивность - от 5,89 до 4,61, оригинальность - от 6,39 до 4,96, гибкость - от 6,15 до 4,78. Эта тенденция подтверждается значимыми отрицательными корреляциями всех тестов креативности с возрастом мужчин. У женщин также наблюдается постепенный спад креативности, который продолжается до 45 лет: общая оценка - с 6,01 до 4,89, продуктивность - с 6,05 до 5,11, оригинальность - с 5,75 до 4,94 и гибкость - с 6,06 до 5,00. А в старшей возрастной группе происходит резкий подъем, который по некоторым показателям даже превосходит оценки в группе 18-25 лет.
Это может объясняться тем, что к 45 годам у многих женщин дети уже вырастают и становятся самостоятельными.
Появляется больше времени для реализации своих интересов и способностей. И женщины начинают вести более активную жизнь, чем та, которую они могли себе позволить, пока дети росли и учились в школе.
При более подробном рассмотрении данных по возрастным группам сравнительная картина интеллекта и креативности у мужчин и женщин демонстрирует существенные различия и в показателях, и в структуре взаимосвязей этих свойств. В возрастной группе 1825 по всем основным показателям лет у мужчин интеллект выше, чем у женщин, однако достоверные различия выявлены в оценке математического интеллекта (М - 49,33, М - 42,00) и общего показателя интеллекта (М - 58,92, Ж - 55,12). Вербальный (М - 62,94, Ж - 60,77) и невербальный интеллект (М - 52,45, Ж - 46,43), сохраняя ту же тенденцию, значимых различий не имеют.
В этой возрастной группе в показателях креативности общая оценка оригинальности у мужчин также выше, чем у женщин (М -6,39, Ж - 5,75) на высоком уровне значимости. А в оценках оценка общей креативности (М - 6,24, Ж - 6,01) и гибкости (М - 6,15, Ж - 6,06) значимых различий не выявлено.
Структура взаимосвязей креативности и интеллекта у мужчин и женщин группе 18-25 лет имеет качественные отличия. Если между показателями креативности и интеллекта у мужчин выявлено только 25 значимых корреляционных связей, то в группе женщин этого возраста таких связей 79. У мужчин общие показатели как креативности, так и интеллекта имеют незначительное количество корреляционных связей, а общая креативность и оригинальность с интеллектом не связаны вообще. Зато показатели вербального интеллекта в субтестах Амтхауэра (на обобщение № 4 и дополнение предложений № 1) наиболее связаны как с общими показателями креативности (продуктивностью и гибкостью), так и с отдельными тестами на образное творческое мышление. Математический и невербальный интеллект мужчин в этой возрастной группе с креативностью практически не связан. В свою очередь, креативность имеет взаимосвязь с интеллектом, в основном, по показателям продуктивности (12 положительных корреляционных связей). Наиболее связан с интеллектом рисуночный тест «Составление изображения» (10 положительных корреляционных связей).
У женщин 18-25 лет большинство показателей интеллекта имеют значительное количество значимых положительных корреляций с разными показателями креативности. Наиболее влияет на креативность математический интеллект (27 положительных корреляционных связей). Он имеет взаимосвязи как с общими показателями креативности, так и почти со всеми отдельными тестами, за исключением теста «Эскизы». Заметно меньше связан с креативностью вербальный интеллект (16 корреляций). Еще меньше корреляций с креативностью у невербального интеллекта (9). При этом следует отметить, что креативность женщин связана с памятью - 5 положительных корреляций. Из показателей креативности с интеллектом наиболее связаны гибкость (25 положительных корреляционных связей) и продуктивность (21 положительная корреляция). Оригинальность меньше связана с интеллектом (10 корреляций). Большое количество корреляционных связей с показателями интеллекта имеют все вербальные тесты креативности («Выражение» - 17, «Классификация» - 16, «Словесная имеют ассоциация» - 14). В то время как показатели тестов на образное креативное мышление с интеллектом связаны существенно меньше, за исключением теста «Составление изображения» (10 положительных корреляций).
Это позволяет сделать вывод о том, что в возрастной группе 1825 лет во взаимодействии креативности и интеллекта разные группы факторов являются системобразующими для мужчин и женщин. У мужчин на способность продуцировать большое количество идей влияет вербальный интеллект (при этом вербальная креативность с интеллектом практически не связана). У женщин наибольшее влияние имеет математический интеллект. И хотя в творческом мышлении у женщин 18-25 лет от интеллекта более всего зависит вербальная креативность. однако вербальный интеллект оказывает минимальное влияние на вербальную креативность женщин. Зато образное творческое мышление в рисуночном тесте «Составление изображения» и у мужчин, и у женщин одинаково зависит от интеллекта. У женщин этой возрастной группы интеллект тесно связан с креативностью по всем факторам.
В возрастной группе 26-35 лет выравниваются общий показатель креативности и показатель продуктивности у мужчин и женщин (соответственно 5,68 /5,69 и 5,67/5,64). И хотя по оригинальности мужчины еще превосходят женщин (6,00/5,33), однако это различие уже незначимо. В показателе гибкости мужчины дают даже более низкие результаты, чем женщины (5,61/5,87). Зато и у мужчин, и у женщин повышается общий интеллект (59,30/57,69). При этом следует отметить, что прогресс в интеллектуальных показателях женщин выше, чем у мужчин. А по оценкам невербального интеллекта женщины в этой возрастной группе даже превосходят мужчин по среднему баллу (48,91/46,04). И хотя мужчины все еще лидируют по показателям общего, вербального и математического интеллекта, однако достоверность различия в этих показателях исчезает.
Меняется и структура взаимосвязей между креативностью и интеллектом. И если у женщин количество значимых корреляционных связей (78) почти не меняется, то у мужчин их становится больше (34). По-прежнему у мужчин на креативность более всего влияет вербальный интеллект (13 значимых корреляций с показателями креативности). Однако математический интеллект имеет уже 10 значимых положительных корреляций с показателями креативности, а невербальный интеллект - 5. Однако креативность связана с интеллектом по-прежнему только в показателе продуктивности - 15 положительных корреляций. При этом смещается «центр тяжести» связи творческого мышления с образной креативности (8 корреляций) на вербальную (11 корреляций).
У женщин этой возрастной группы по-прежнему сохраняется тесная взаимосвязь между интеллектом и креативностью. Меняется удельный вес влияния на креативность разных факторов. Корреляционные связи приобретают более структурированный характер: они концентрируются на показателях отдельных субтестов. Более всего значимых корреляций с креативностью имеет вербальный интеллект (23). Математический интеллект отходит на второй план, но продолжает оказывать существенное влияние (16). Увеличивается связь невербального (12) интеллекта и памяти (10) с творческим мышлением. По-прежнему, в основном, с интеллектом связана вербальная креативность. И у женщин, и у мужчин этой возрастной группы, по сравнению с 18-25-летними, образное творческое мышление менее зависимо от влияния интеллекта.
Можно отметить, что в возрастной группе 26-35 лет сглаживаются различия между мужчинами и женщинами по многим показателям креативности и интеллекта. С одной стороны, выравниваются средние оценки креативности и интеллекта, с другой - в структуре взаимосвязей интеллекта и креативности происходят изменения, которые при различной степени выраженности также демонстрируют тенденции к сглаживанию различий. И у мужчин, и у женщин на творческое мышление начинают оказывать влияние все факторы интеллекта. Однако у женщин интеллект по-прежнему связан с креативностью намного сильнее, чем у мужчин.
В следующей возрастной группе (36-45 лет) у мужчин и у женщин продолжается плавный спад показателей креативности. У мужчин он происходит медленнее, у женщин - более выражено. Общий показатель креативности падает до 5,53 у мужчин и 4,89 у женщин. По показателям продуктивности, оригинальности и гибкости картина схожая: 5,59/5,11, 5,53/4,94 и 5,41/5,00 соответственно. Более заметны изменения в показателях интеллекта. У мужчин уровень интеллекта по всем показателя продолжает расти. У женщин, наоборот, наблюдается понижение оценок. Интеллект мужчин снова выше, чем у женщин, по показателям общего и математического интеллекта, на значимом уровне различий (М - 60,78 и 57,18; Ж - 55,60 и 45,17). Разница в показателях вербального и невербального интеллекта заметна, но статистически незначима (у мужчин - 65,78 и 49,15; у женщин - 61,42 и 44,67).
И у мужчин, и у женщин сокращается число корреляционных связей между интеллектом и креативностью. У женщин количество значимых корреляций сокращается до 30 (!). У мужчин их становится чуть меньше, чем в предыдущей возрастной группе - 31. У мужчин невербальный интеллект начинает влиять как на общие характеристики креативности, так и на отдельные тесты. Количество значимых корреляционных связей невербального интеллекта с креативностью вырастает до 21. С невербальным интеллектом начинает тесно взаимодействовать образное творческое мышление (17 корреляционных связей). Вербальное творческое мышление обнаруживает взаимосвязь с памятью. При этом вербальный и математический интеллект перестают влиять на креативность.
У женщин в возрастной группе 36-45 по-прежнему вербальный интеллект наиболее связан с творческим мышлением (15 корреляционных связей), а вот связь креативности с невербальным интеллектом и памятью становится незначительной (4 и 3 корреляции). В этом возрасте у женщин наиболее тесно связаны интеллект и образное творческое мышление (20 значимых корреляций), но и вербальная креативность не теряет связи с интеллектуальными факторами (12 корреляций). Математический интеллект практически не связан с креативностью.
Таким образом, можно отметить, что в возрастном периоде 3645 лет происходит переструктуризация корреляционных связей в сфере интеллекта и креативности. С одной стороны, резко сокращается количество корреляций, с другой - меняется их структура. И у мужчин, и у женщин оригинальность начинает выступать как фактор, связанный с интеллектом. При этом у мужчин преобладает связь продуктивности с интеллектом, у женщин - гибкости с интеллектом. У мужчин продолжается рост интеллекта, а у женщин, наоборот, происходит некоторый спад по сравнению с предыдущим возрастным периодом. Креативность снижается и у мужчин, и у женщин.
В старшей возрастной группе по средним показателям креативность у мужчин продолжает плавно снижаться, зато у женщин наблюдается резкий всплеск творческого потенциала: показатель общей креативности повышается и становится почти таким же, как в группе 18-25 (6,00). А показатели продуктивности и гибкости даже незначительно превышают среднюю оценку в младшей группе (6,07 и 6,21). Повышается и показатель оригинальности (5,21). В сфере интеллекта у женщин также наметился подъем: выросли показатели общего, вербального, математического и невербального интеллекта (соответственно 58,30/64,91/46,67/53,89), у мужчин, наоборот, произошло понижение этих показателей (58,83/63,74/52,06/47,50).
В структуре взаимосвязей между интеллектом и креативностью и у мужчин, и у женщин увеличивается количество корреляционных связей: у мужчин их становится 58, у женщин - 38. У мужчин опять усиливается связь вербального интеллекта и креативности (26 значимых корреляций). При этом сохраняется влияние невербального и математического интеллекта на творческое мышление (14 и 8 значимых корреляций). Вербальная креативность в этой возрастной группе испытывает более сильную взаимосвязь с интеллектом, чем образная (соответственно 32 и 9 значимых корреляций).
У женщин в возрасте 46-60 лет взаимосвязь интеллекта и творческого мышления локализуется на вербальном и пространственном интеллекте, с одной стороны (соответственно 14 и 14 значимых корреляций), и вербальной креативностью - с другой (20 значимых корреляций).
Таким образом, в последней возрастной группе у мужчин и женщин наблюдаются диаметрально противоположные тенденции. У мужчин устанавливаются взаимосвязи почти всех показателей интеллекта и креативности. У женщин взаимосвязи сконцентрировались на показателях пространственного и вербального интеллекта, с одной стороны, и вербальной креативности - с другой.
Следовательно, на протяжении жизни в интеллекте и креативности происходит переструктуризация взаимосвязей, которая показывает диаметрально противоположные тенденции динамики интеллекта и креативности в период взрослости у мужчин и женщин. У женщин креативность в период с 18 до 35 тесно связана с интеллектом по большинству характеристик, однако после 35 лет интеллект и креативность становятся более независимыми характеристиками и их взаимосвязи локализуются на чувстве языка, индуктивном речевом мышлении, наглядном целостном мышлении, абстрагировании и комбинаторных способностях.
У мужчин наоборот. В первой половине рассматриваемого возрастного периода интеллект и креативность оказывают несущественное влияние друг на друга. При этом наиболее выражена связь интеллектуальных вербальных умений: проводить логический отбор, способность выносить суждение, способность к абстракции с образным и вербальным творческим мышлением. По мере взросления взаимосвязь интеллекта и креативности развивается и захватывает новые стороны интеллекта. В возрасте 26-35 лет устанавливаются связи между умением различать отношения между понятиями, интеллектуальными и творческими вербальными способностями к комбинированию. В 36-45 лет и вербальная, и образная креативность у мужчин тесно связана с пространственным воображением, наглядным целостным мышлением и комбинаторными интеллектуальными способностями. И наконец, в старшей возрастной группе у мужчин наступает период широкой взаимосвязи всех проявлений креативности с большинством интеллектуальных факторов. Интеллект и креативность взаимодействуют в этот период у мужчин наиболее полно.
Таким образом, можно отметить, что динамика креативности и интеллекта у мужчин и женщин на протяжении жизни существенно различается. И если общие тенденции изменений по мере взросления являются едиными и для мужчин, и для женщин: креативность - к убыванию, а интеллект - к увеличению, то после 45 лет они становятся диаметрально противоположными. У женщин резко увеличивается креативность. При этом интеллект также продолжает расти. У мужчин после 45 лет наблюдается понижение как интеллектуального уровня, так и уровня творческого мышления. А тенденции динамики структурных взаимосвязей интеллекта и креативности на протяжении взрослости у мужчин и женщин диаметрально противоположны. У женщин динамика идет от более хаотичной и всеобъемлющей взаимосвязи разных показателей креативности с показателями интеллекта к более локализованной структуре. У мужчин, наоборот, связь интеллекта и креативности изменяется от слабо выраженной в период ранней взрослости к более тесной и разветвленной в старшей возрастной группе.

<< | >>
Источник: А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, В. В. Знаков, И. О. Александров. Психология человека в современном мире. Том 3. Психология развития и акмеология. Экзистенциальные проблемы в трудах С. Л. Рубинштейна и в современной психологии. Ру-бинштейновские традиции исследования и экспериментатики (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, В. В. Знаков, И. О. Александров. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,2009. - 400 с.. 2009
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме Гендерные различия интеллекта и креативности взрослых людей М. В. Фор (Санкт-Петербург):

  1. ТЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ЮВЕНИЛЬНОСТИ О. В. Карпенко, С. В. Зверева (Санкт-Петербург)
  2. 2.3.2. Интеллект и креативность.
  3. ОТ ОСНОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ДО ПОЛТАВЫ
  4. Предание об основании Санкт-Петербурга
  5. Серов Николай Викторович Влияние гендерных различий на оказание психологической помощи
  6. Основание Санкт-Петербурга
  7. Пребывание Алексея в Санкт-Петербурге
  8. Порог и дивергенция как условия связей психометрического интеллекта и креативного мышления Л. Я. Дорфман, В. С. Кабанов (Пермь)
  9. Первый художественный аукцион в Санкт-Петербурге
  10. ОПЫТ КОМПЛЕКСНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЕЗДОМНЫХ НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
  11. Профессиональная самореализация специалиста: концептуальный подход Е. В. Федосенко (Санкт-Петербург)
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -