<<
>>

ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЖЕНЩИН-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬНИЦ Н. Ю. Галой (Москва)

С. Л. Рубинштейн - величайший ученый, психолог, философ, вклад которого в создание и развитие отечественной психологической науки невозможно переоценить. В своих психологических исследованиях он выступал прежде всего как методолог и теоретик и, по словам К.

А. Абульхановой-Славской, представил целостный подход к наукам о человеке, объединяющий онтологию, философскую антропологию и гносеологию. Идеи, заложенные С. Л. Рубинштейном, получили широкое распространение и развитие. Одной из них является проблема психологии жизненного пути личности. Уже в своих первых работах С. Л. Рубинштейн выдвигает идею о жизненном пути, «с одной стороны, как неком целом, с другой - как некоторых качественно определенных этапах, каждый из которых может благодаря активности личности стать поворотным, то есть радикально изменить ее жизненный путь» (Рубинштейн, 2000, с. 641). По мнению С. Л. Рубинштейна, жизненный путь личности структурирован на элементарные единицы - события -«узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути», нашедшие отклик во внутреннем мире личности. В силу способности затронуть личность, породить субъективные переживания биографический факт становится фактом психическим (Рубинштейн, 1957, с. 369).

В работах С. Л. Рубинштейна намечены важнейшие проблемы, стоящие перед современной психологией жизненного пути личности. Одной из таких проблем является субъективная картина жизненного пути, понимаемая как субъективный образ, отражающий пространственно-временные параметры человеческой жизни и регулирующий активность личности как субъекта жизни. С. Л. Рубинштейн не делает данный образ предметом специального рассмотрения, но зато подмечает некоторые его характеристики, закономерности формирования и функционирования.

В исследованиях другого выдающегося отечественного психолога, Б. Г. Ананьева, занимающегося проблемой жизненного пути личности, понятие субъективной картины жизненного пути было детально проработано и расширено.

Концепция жизненного пути является логическим завершением всего научного наследия С. Л. Рубинштейна. В своей последней работе «Человек и мир» он рассматривает жизнь как способ бытия человека в философском смысле, тем самым расширяя понятие жизненного пути личности и переводя его в плоскость проблемы личной жизни. Понятие личной жизни акцентирует превалирующий вклад активности личности в детерминацию индивидуального жизненного пути. Развивая эти идеи в своих исследованиях, К. А. Абульханова-Славская разработала один из современных подходов к пониманию психологии жизненного пути личности - концепцию личностной организации времени.

Другим современным направлением в психологии жизненного пути личности является причинно-целевая концепция А. А. Кроника. В своих исследованиях авторы концепции - А. А. Кроник, Е. И. Го-ловаха, Р. А. Ахмеров и др. - стремились использовать достоинства всех предшествующих взглядов и подходов. В соответствие с этим сущность причинно-целевой концепции раскрывается посредством анализа соотношения причинности и времени в современной науке, а основные понятия вводятся и обосновываются в ходе решения одного из наиболее интересных и актуальных вопросов - специфики и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего личности.

Причинно-целевая концепция положена в основу нашего эмпирического исследования по выявлению особенностей субъективной картины жизни женщин-предпринимательниц посредством их сравнения с непредпринимательницами. Ключевым методом исследования является психобиографический метод каузометрии, разработанный авторами данной концепции и состоящий в анализе 15 значимых событий всего жизненного пути испытуемых. Метод проводится в индивидуальной форме в течение 1,5-2 часов и включает 12 методик.

Выборка представлена 43 женщинами, объединенными в 2 группы - предпринимательскую и контрольную. Участницы исследования характеризуются сходными социально-демографическими показателями: областью проживания (Москва и г. Александров Владимирской обл.), возрастом (от 40 до 50 лет), образовательным статусом (высшее образование), сложившейся личной жизнью.

Предпринимательская группа женщин (ПГ) включает 23 представительницы малого бизнеса: владельцы салонов красоты, сети аптек, салонов штор, стоматологической клиники, клининговой компании, агентства недвижимости, туристических агентств, агентства по подбору персонала, продуктовых магазинов, мебельного магазина, сети обувных магазинов, сети магазинов модной одежды, предприятия по изготовлению полуфабрикатов, кондитерско-булочного предприятия, а также ресторатор.

Контрольная группа в количестве 21 человека представлена женщинами, работающими, но не занимающими высокие руководящие посты. Это бухгалтеры, экономист среднего звена, сотрудник железной дороги, школьные учителя, продавцы, библиотекари, воспитатель детского сада, искусствовед, детский врач, повар, юрист, преподаватель вуза, врач.

По проблеме женского предпринимательства в отечественной науке имеются лишь фрагментарные исследования, направленные преимущественно на сопоставление социально-психологических характеристик представителей женского и мужского предпринимательства. Женщина-предпринимательница рассматривается лишь как субъект экономической деятельности, анализируются объективные показатели различных сфер ее жизни. Наименее изученным в психологии женского предпринимательства остается жизненный мир личности предпринимателя, ее субъективный взгляд на жизненный путь.

Предметом своего исследования мы сделали субъективную картину жизненного пути личности. Данная работа базируется на предположении, что субъективная картина жизненного пути предпринимательниц, по сравнению с непредпринимательницами, имеет специфику, обусловленную высокой субъектной активностью первых.

В рамках причинно-целевой концепции субъективная картина жизненного пути (СКЖП) понимается как психический образ, в котором отражены пространственно-временные характеристики жизненного пути - значимые события прошлого, настоящего и будущего, их причинно-следственные и целе-средственные связи. Исследование пространственно-временных характеристик жизненного пути предполагает: во-первых, анализ структурных особенностей субъективной картины жизни (жизненных программ), во-вторых, анализ особенностей психологического времени личности.

Единицей анализа субъективной картины жизни личности выступают межсобытийные связи, представляющие собой определенное мотивационное образование.

В характеристиках СКЖП проявляются особенности человека как субъекта жизни. Категория субъекта жизни определяется С. Л. Рубинштейном через понятие способ существования - это характерный для личности способ построения и воспроизводства жизненных отношений. К. А. Абульханова-Славская выделяет два способа воспроизводства жизни: жизнь как совокупность обстоятельств или как последовательность достижения цели.

А. А. Кроник отмечает: «Синхронизируясь в субъективной картине жизненного пути, два эти способа образуют жизненную программу -разумное или неразумное использование человеком благоприятных или неблагоприятных жизненных обстоятельств в планах достижения цели или избегания неудачи» (Головаха, Кроник, 2008, с. 54). Таким образом, субъективная картина жизни структурно включает в себя жизненные обстоятельства (система причинно-следственных связей) и жизненные планы (система целе-средственных связей). Различные соотношения жизненных обстоятельств и планов в субъективной картине жизни образуют восемь вариантов воспроизводства жизненных отношений, и только четыре из них являются жизненными программами.

Количественный анализ жизненных программ в группах обследуемых женщин представлен в таблице 1.

Таблица 1

ЖИЗНЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ОБСЛЕДУЕМЫХ ЖЕНЩИН

и— 1 1—- 1 "5---> | ¦< 1               > 1               >
Желание Опасение Повод Помеха

Усредненное по группе количество программ данного типа (%)

ПГ 9,9 0,5 66,6 2 0,4 0,9 16,5 3
КГ 9,7 1,6 52,4 2,5 1,9 2,8 22 7
U 304 87,5** 159,5* 278 73** 83** 196 143*

Примечание: * - уровень статистической значимости при р < 0,05.

** - уровень статистической значимости при р < 0,01. U - критерий Манна-Уитни - статистический критерий, используемый для выявления значимости различий в уровне исследуемого признака. ПГ - группа женщин-предпринимательниц. КГ - контрольная группа женщин.

Установлено, что у всех женщин нашей выборки в структуре субъективной картины жизненного пути преобладают жизненные программы, соответствующие разумному использованию благоприятных жизненных обстоятельств в планах достижения целей (I ' > ). При этом существуют значимые межгрупповые отличия по этому параметру в сторону больших показателей у женщин-предпринимательниц.

Методом контент-анализа содержательной стороны событий, составляющих прожитый отрезок жизни или жизненную перспективу, установлено значимое преобладание у женщин-предпринимательниц по сравнению с женщинами контрольной группы событий, связанных с личными достижениями в различных сферах жизни (см. таблицу 2).

Таблица 2

Результаты содержательного анализа событий

Сфера принадлежности событий

Кол-во событий

ф*

ПГ КГ

Относительно прожитого отрезка жизни

Доля значимых событий хронологического прошлого 70 % 84% Не знач.
Рождение детей 43 41 Не знач.
Замужество 24 21 Не знач.
Поступление/окончание институтов социализации (дет. сад, школа, институт и т. д.) 16 36 3,12**
Личные достижения в общественной жизни, спорте, профессиональной деятельности 70 36 3,4**
Достижения близких (замужество детей, появление внуков, поступление/окончание институтов социализации и т.
д). / трагические события с родственниками и друзьями
39 30 Не знач.

Путешествия, досуг, хобби                                                  25

21 Не знач.

Относительно будущего

Доля значимых событий хронологического будущего 30% 16 % Не знач.
Личные достижения в общественной жизни, спорте, профессиональной деятельности 40 17 3,1**
Достижения близких (замужество детей, появление внуков, поступление/окончание институтов социализации и т. д.) / трагические события с родственниками и друзьями 31 46 Не знач.

Путешествия, досуг, хобби                                                  16

11 Не знач.

Примечание: * - Критерий Фишера, предназначен для оценки достоверности различий между двумя выборками по частоте встречаемости интересующего эффекта. * - различия статистически достоверны при р < 0,05. ** - различия статистически достоверны при р < 0,01. ПГ - группа женщин-предпринимательниц. КГ - контрольная группа женщин.

Представленные здесь данные подтверждают большую субъектную активность женщин-предпринимателей и большую оптимальность их жизненных программ по сравнению с женщинами-непредпринимателями.

В рамках причинно-целевой концепции жизненного пути психологическое время личности определяется как «форма переживания человеком структуры причинно-целевых отношений между событиями его жизненного пути» (Головаха, Кроник 2008, с. 200), а единицей психологического времени выступает межсобытийная связь. При этом единицей психологического прошлого является реализованная связь между событиями хронологического прошлого, единицей психологического настоящего - актуальная связь между событиями хронологического прошлого и будущего, единицей психологического будущего - потенциальная связь событий хронологического будущего.

Использование каузометрического опроса позволяет описать основные свойства психологического времени личности. Среди них мы рассмотрим следующие: насыщенность, целеустремленность, внутренняя конфликтность, уверенность, реалистичность, удовлетворенность, эмоциональность, стратегичность. Исследование особенностей психологического времени женщин-предпринимателей предполагает анализ этих характеристик в каждом временном модусе субъективной картины жизни и в целом, а также динамику свойств психологического времени женщин по мере развертывания их жизненного пути.

Статистический анализ свойств психологического времени прошлого выявил значимые различия в сторону больших показателей у женщин предпринимательской группы по насыщенности (р < 0,01), целеустремленности (р < 0,01),уверенности (р < 0,05), реалистичности (р < 0,01), стратегичности (р < 0,01).

Статистический анализ свойств психологического времени в оценке настоящего подтверждает значимость различий между группами испытуемых в сторону больших показателей у предпринимательниц по насыщенности (р < 0,01), целеустремленности (р < 0,05), уверенности (р < 0,01),удовлетворенности (р < 0,05), стратегичности (р < 0,01).

Субъективная картина жизненного пути личности выступает одним из существенных факторов психологической регуляции образа жизни личности, где особую роль играют ее представления о будущем, - цели, планы, устремления, надежды. В качестве основных параметров перспективы (по Е. И. Головаха) рассматриваются глубина, реалистичность, оптимистичность (удовлетворенность), дифферен-цированность, насыщенность, целеустремленность, эмоциональность, конфликтность и стратегичность. Анализ этих параметров выявил статистически достоверные различия между группами женщин в сторону больших показателей у предпринимательниц по насыщенности (р < 0,01), целеустремленности (р < 0,05), внутренней конфликтности (р < 0,05), уверенности (р < 0,05), удовлетворенности (р < 0,01), глубине перспективы (р < 0,01), стратегичности (р < 0,01).

У женщин контрольной группы планы более пролонгированные и соответствуют в среднем 15,6 годам (р < 0,01). Это достигается благодаря тому, что многие женщины контрольной группы (38%) значимым событием своего будущего обозначают собственную смерть. Указание событий собственной смерти является показателем четко выстроенного образа будущего.

Если рассматривать жизненный путь респонденток как единое целое и анализировать каузометрические свойства психологического времени в целом, то получаются следующие результаты. Статистически значимые различия в сторону больших показателей у предпринимательниц выявлены по насыщенности (р < 0,01), целеустремленности (р < 0,01), внутренней конфликтности (р < 0,05), уверенности (р < 0,05), стратегичности (р < 0,01), удовлетворенности жизнью (р < 0,01).

Исследование динамики психобиографических характеристик свидетельствует о постоянстве на протяжении всего жизненного пути следующих характеристик: целеустремленности, уверенности, эмоциональности, внутренней конфликтности. Отличие женщин-предпринимателей состоит в динамике удовлетворенности, реалистичности, стратегичности. Удовлетворенность жизнью постепенно увеличивается по мере развертывания жизненного пути, в то время как у женщин контрольной группы - постепенно снижается. Динамика реалистичности указывает на то, что, оценивая важность событий жизненного пути, предпринимательницы ориентируются прежде всего на их роль в настоящем, а женщины контрольной группы - на их роль в прошлом.

Резкое увеличение показателя стратегичности у предпринимательниц в психологическом настоящем связано с масштабностью замыслов и убежденностью в их осуществлении, увеличением ответственности по отношению ко времени своей жизни и субъективным ощущением непрерывности времени жизни.

Представленные данные свидетельствуют о том, что женщины-предприниматели, по сравнению с непредпринимательницами, обладают более адекватным сочетанием количественных показателей свойств психологического времени и в большей степени являются субъектами своего жизненного пути.

Таким образом, гипотеза исследования подтверждается. В отличие от женщин контрольной группы, субъективная картина жизненного пути женщин-предпринимателей характеризуется большей оптимальностью жизненных программ и адекватным сочетанием свойств психологического времени, которые детерминированны их высокой субъектной активностью в ходе развертывания жизненного пути.

Идеи о субъективной картине жизненного пути, заложенные С. Л. Рубинштейном, были воплощены в причинно-целевой концепции жизненного пути и разработке психобиографического метода каузометрического опроса. Этот метод успешно применяется психологами в психодиагностике и психотерапии широкого круга людей, составляющих современное общество. Идеи С. Л. Рубинштейна и метод каузометрии активно разрабатываются не только на территории РФ, но и за рубежом.

Литература

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005.

ГоловахаЕ.И., КроникА. А. Психологическое время личности. М.: Смысл, 2008.

Карпинский К. В. Психология жизненного пути личности: Учебное пособие. Гродно: Изд-во Гродн. ун-та, 2002.

Кроник А. А., Ахмеров Р. А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл, 2003.

Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000.

ЧириковаА.Е. Женщина во главе фирмы. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН,

1998.

К ВОПРОСУ О ПОСТРОЕНИИ ТИПОЛОГИИ ЖИЗНЕННЫХ МИРОВ

И. Ф. Демидова (Таганрог) *\Т/*изненный мир» - понятие, сформулированное Э. Гуссерлем

"У А\.(Гуссерль, 1991) и активно разрабатываемое в современной психологии. Его можно определить следующим образом: это обыденная жизнь, интерсубъективный мир, конституирующийся сознанием составляющих его людей, воспринимающийся ими как само собой разумеющийся, не подлежащий сомнению, являющийся для живущих в нем миром общих значений и смыслов и определяющий жизненный путь человека. Для каждого человека существует свой интерсубъективный жизненный мир, опосредованный ценностями и смыслами, в контексте которого человек осуществляет выбор, принимает решения, выстраивает свою жизнь. Поскольку сочетание ценностей и смыслов происходит индивидуально, можно говорить о некоторой типологии жизненных миров. При этом работы одних ученых можно рассматривать как основу для создания такой типологии (Рубинштейн, 1957; Маслоу, 2003; Ахмеров, 1994; 2003), в работах других прямо говорится о данной типологии (Василюк, 1997; Леонтьев, 2004).

С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что существуют два основных способа существования человека и, соответственно, два отношения его к жизни. Первый - жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек: сначала отец и мать, затем друзья, подруги, учителя, затем муж (жена), дети и т. д. Такая жизнь выступает почти как природный процесс, во всяком случае, очевидна непосредственность и целостность человека, живущего такой жизнью. Второй способ существования связан с появлением рефлексии, как бы приостанавливающей, прерывающей этот непрерывный процесс жизни и выводящей человека мысленно за ее пределы. Это решающий, поворотный момент. Здесь кончается первый способ существования. С этого момента, по мнению С. Л. Рубинштейна, и встает проблема ответственности человека в моральном плане, ответственности за все содеянное и все упущенное. Отсюда, с этого момента возникает проблема «ближнего» и «дальнего», проблема соотношения, взаимосвязи непосредственного отношения человека к жизни, к окружающему и осознанного отношения, опосредованного через «дальнее». От такого обобщенного, итогового отношения человека к жизни зависит и поведение субъекта в любой ситуации, в которой он находится, и степень зависимости его от этой ситуации или свободы в ней (Рубинштейн, 1957).

О двух типах жизни писал и А. Маслоу (Маслоу, 2003). Его Б-жизнь и Д-жизнь - не только результат иерархии потребностей, но и выбор человеком определенного образа жизни на основе предпочитаемой мотивации и ценностей. Д-жизнь - это стремление людей удовлетворить существующий дефицит или требования окружения. Их позиция «Живи сегодняшним днем». Д-жизнь характеризуется рутиной и однообразием, отказом относиться к чему-либо серьезно, стремлением заниматься вещами несложными, но приятными. Б-жизнь - это усилие или рывок, когда человек использует все свои способности в полную силу. Однако эта жизнь непостоянна, это момент, период, когда человек бывает более собранным, непосредственным, творческим и открытым для переживаний. И часто люди этого периода не замечают, а потом вспоминают и жалеют, что не насладились этими переживаниями. Те же, кто осознал этот период, испытывают вершинные переживания, лучшие в своей жизни. Соответственно и смысл жизни у этих людей различен.

Близка по сути подходу А. Маслоу типология жизненных программ, предлагаемая Р. А. Ахмеровым. Он выделяет две жизненные программы личности: социально-психологическую адаптацию к социуму (поощряемую обществом) и самореализацию - не всегда совпадающую с программой социально-психологической адаптации личности к социуму. Программа самореализации зачастую может и не осознаваться личностью. Жизненная активность личности может снизиться при переживании того, что программа адаптации не способствует самореализации, и проявляться в переживании смыслоутраты, в биографических кризисах (Ахмеров, 1994, 2003).

А. Р. Фонарев выделяет три модуса жизни, которые также можно рассматривать как проявления жизненного мира человека. Первый модус - модус обладания. По своему содержанию он близок первому способу жизни по С. Л. Рубинштейну, Д-жизни по А. Маслоу, адаптационной жизненной программе по Р. А. Ахмерову. Люди, живущие в соответствии с ним, стремятся к личному удобству, выгоде, минимизации усилий во всех сферах, когда это не касается личного благополучия. Тогда любой риск оправдан, любая жертва приемлема. Каждый человек или предмет оценивается только с точки зрения его полезности для удовлетворения собственных потребностей.

Жизнь принимается субъектом такой, какая она есть. Ее не нужно преобразовывать, главное - адаптироваться к определенному порядку

(Фонарев, 2005, с. 176).

Второй модус - социальных достижений. Здесь человек ориентирован на самореализацию, но эта самореализация может проявляться не только как действительное саморазвитие, самосовершенствование, но и как стремление к власти, достижение каких-то должностей, статуса, которые, по мнению человека, являются объективными показателями его достижений. Может быть и другой вариант, когда самореализация становится самоцелью. Таким образом, данный жизненный мир можно было бы назвать миром псевдосамореализации. Он направлен вовне без учета сущностных особенностей человека. Мы бы назвали это бегством от своего внутреннего мира.

Третий модус, выделяемый А. Р. Фонаревым, - модус служения, который может быть описан таким параметрами: свобода, ответственность, нравственность, любовь, творчество. Такая материализация духовности человека и есть служение. Это и есть те самые «пиковые переживания» по Маслоу, Б-жизнь. Такой жизненный мир можно назвать трансцендентным, т. к. человек может выйти за пределы наличного бытия, встать над обстоятельствами, он все время находится в развитии, совершает внутреннюю работу за счет глубокой рефлексии. Ценности данного модуса и жизненного мира не являются популярными и распространенными в современном мире.

Еще один подход к построению своей жизни предлагает Ф. Е. Ва-силюк (Василюк, 1997), разработавший типологию жизненных миров. Предметом его типологического анализа является жизненный мир, или мир живого существа. В нем выделяются два аспекта - внешний мир и внутренний мир. Пытаясь осознать феноменологические характеристики «внешнего» мира, Василюк прежде всего различает два его возможных состояния - он может быть «легким» или «трудным». Под «легкостью» внешнего мира понимается гарантированность немедленного и полного удовлетворения любой актуализировавшейся потребности живущего в нем живого существа, а под «трудностью» - отсутствие таковой. Внутренний мир может быть «простым» или «сложным». «Простоту» мира легче всего помыслить как од-носоставность жизни, то есть как наличие у «простого» существа единственной потребности или единственного жизненного отношения. Но простым может быть и внутренний мир многосоставного существа, если его жизненные отношения «параллельны» друг другу и нигде не встречаются. «Сложность», соответственно, понимается как наличие нескольких пересекающихся жизненных отношений. Наложение этих бинарных оппозиций дает следующую категориальную типологию:

Внутренне простой и внешне легкий (инфантильный) жизненный мир обеспечивает немедленное удовлетворение потребности живущего в нем существа. Жизнь его сведена к непосредственной витальности и подчиняется принципу удовольствия. Норма этого мира - полная утоленность, поэтому малейшая боль или неудовлетворенность воспринимаются здесь как глобальная и вечная катастрофа.

Внутренне простой и внешне трудный жизненный мир (реалистический). Отличие этого жизненного мира от предыдущего заключается в том, что блага, необходимые для жизни, не даны здесь непосредственно. Внешнее пространство насыщено преградами, сопротивлением вещей, и потому главным «органом жизни» обитающего здесь существа становится предметная деятельность. Чтобы быть успешной, деятельность должна сообразоваться с внешней вещной реальностью, и потому наряду с принципом удовольствия здесь появляется принцип реальности, становящийся главным законом этого мира.

Внутренне сложный и внешне легкий жизненный мир (ценностный). Основная проблематичность жизни в легком и сложном мире не внешняя (как достичь цели? как удовлетворить потребность?), а внутренняя (какую цель поставить? ради чего действовать?). Внутренняя цельность является главной жизненной необходимостью этого мира, а единственный принцип, способный согласовывать разнонаправленные жизненные отношения, - принцип ценности.

4 Внутренне сложный и внешне трудный жизненный мир (творческий). Главная внутренняя необходимость субъекта этого мира -воплощение идеального надситуативного замысла своей жизни в целом. Эту задачу приходится решать на материале конкретных ситуативных действий в условиях внешних затруднений и постоянно возобновляющихся внутренних рассогласований. По своей сути такая задача является творческой, ибо никогда не имеет готового алгоритма решения.

Описанные типологии касаются индивидуального жизненного мира. Однако на индивидуальный жизненный мир накладывается структура жизненных миров, которые образуются в определенных сообществах людей, координирующих между собой свои действия и стратегии жизни. Эта структура складывается в результате разных взаимоотношений человека с обществом, и представители одного жизненного мира могут не понимать представителей другого, хотя сосуществуют в одном обществе и в одно время.

Отталкиваясь от эмпирической очевидности существования разных сообществ с несовместимыми принципами организации жизни, их можно свести к трем базовым типам (Братусь, 1997). Первый тип жизненного мира исторически самый древний. Его можно обозначить как традиционалистская модель жизни, или традиционалистский жизненный мир. Это жизнь, основанная на репродукции, цикличности, гомеостазе. Доминирующим временем выступает прошлое, которое задает все ориентиры; настоящее должно быть повторением прошлого, а будущее - повторением настоящего. Отклонения от стандарта нежелательны. Это жизнь, в которой все идет по кругу, которая воспроизводит сама себя. Дети занимаются тем же самым, параллельно женятся, выходят замуж, рожают детей, которые опять занимаются тем же самым. Во многих частях света такая организация жизненного мира и по сей день является доминирующей, в том числе в России. В плане отношений индивида и общества основополагающим принципом такого жизненного мира является подчинение индивида обществу, интересам целого. Принцип жизни - подчинение норме.

Второй тип жизненного мира можно обозначить как гедонистический, он ненамного моложе первого. Это образ жизни тех, кто не подчиняет свои интересы интересам социального целого, а противопоставляет их и делает традиционное общество средством удовлетворения своих потребностей. Это пираты, кочевники, авантюристы. В центре такого жизненного мира находятся индивидуальные, личные интересы, принципом жизни является самовыражение. Мировоззренчески люди, идущие этим путем, ставят себя выше «толпы».

В гедонистическом мире значимо только настоящее, «здесь и сейчас», а отношение индивида к обществу имеет характер паразитизма.

Третий способ организации жизненного мира возникает, когда появляются люди, трансцендирующие не только систему социальных норм и правил, но и свои актуальные нужды, интересы и потребности. Строятся проекты, возникает прагматически необусловленная аккумуляция знания. Представляют этот тип жизненного мира поначалу мудрецы, брахманы, обитатели монастырей, где идет накопление знаний, конструктивных навыков, принципом становится самореализация - личный вклад в жизнь общества. Этот жизненный мир можно обозначить как «прогрессистский»; отношения индивида и общества основываются не на подчинении либо противостоянии интересов, а на том, что индивид берет на себя выражение перспективных интересов общества и становится по отношению к нему в какой-то степени в позицию лидера. Он создает то, чего нет в обществе, направляет или продвигает общество. Такой жизненный мир нацелен на будущее. В нем живет производство, наука, культура, производительный бизнес, который создает то, чего не было.

В любом стабильном обществе преобладает традиционалистский образ жизни; все революции затеиваются и осуществляются носителями прогрессистского жизненного мира. Выигрывают от них, однако, носители гедонистического жизненного мира, которые сами участия в общественных процессах не принимают (Леонтьев, 2004).

Центральная категория, в которой находит отражение любой жизненный мир, - это категория выбора. И этот выбор будет различным в жизненных мирах разного типа. Предельно формально выбор можно определить как действие субъекта, которым он отдает предпочтение одной альтернативе перед другой (другими) на определенном основании. Чтобы перейти от формального определения к содержательному, нужно ответить на вопросы - кто есть субъект выбора? Что представляют собой альтернативы? Каково основание выбора? В самом широком значении такой выбор можно назвать жизненным. Смысл выбора состоит в определении оптимального пути осуществления жизни, направленного на достижение некоторого результата.

Для того чтобы сделать это, человек должен обладать активной жизненной позицией. Активность жизненной позиции характеризует способность личности управлять событиями своей жизни, активно в них вмешиваться. Личность с пассивной жизненной позицией не в состоянии воздействовать на свою собственную жизнь, она плывет по течению.

Д. А. Леонтьев (Леонтьев, 2001) выделяет четыре идеальных типа жизненной позиции исходя из соотношения в ней активности и осознанности как необходимых ее атрибутов.

Действенная - характеризуется осознанностью и активностью; человек осознает течение своей жизни, способен стать по отношению к ней в активную позицию и управлять ею.

Импульсивная - активность и отсутствие осознанности; человек стремится управлять своей жизнью, не будучи в состоянии хорошо ее осмыслить; в результате жизнь становится хаотичной.

Созерцательная - осознанность и отсутствие активности; осознавая события своей жизни, человек не в состоянии по каким-либо причинам влиять на них.

Страдательная - отсутствие осознанности и активности по отношению к своей жизни, полное пассивное подчинение обстоятельствам.

Каждый тип жизненной позиции - это своеобразное отражение жизненного мира, его следствие.

Таким образом, формирование интерсубъективного типа жизненного мира человека является длительным процессом, в котором сочетается формирование ценностей, присвоение смыслов и выбора способа существования. Начинается он с формирования системы ценностных ориентаций через интериоризацию и социализацию, затем происходит процесс его прогрессирующего осознавания. Параллельно человек выбирает способ существования: традиционный или рефлексивный (по Рубинштейну), Б-жизнь или Д-жизнь (по Маслоу), адаптации или самореализации (по Ахмерову), обладания, социальных достижений или служения (по Фонареву). Из сочетания ценностей и способа существования человек выстраивает свой жизненный мир. На основании традиционного способа существования, адаптации и Б-жизни выстраивается инфантильный или реалистический (по Василюку) или традиционный или гедонистический (по Леонтьеву) жизненный мир. На основании рефлексивного способа существования, самореализации и Д-жизни - ценностный или творческий (по Василюку) или про-грессистский (по Леонтьеву). С каждым типом жизненного мира люди проявляют активность или пассивность жизненной позиции. При этом здесь уже труднее установить четкое соотношение между жизненным миром и жизненной позицией. Можно выдвинуть такую гипотезу: при инфантильном и традиционном жизненном мире позиция будет чаще страдательная, т. к. человек не усложняет себе жизнь и предпочитает плыть по течению. При реалистическом жизненном мире позиция может быть действенная или импульсивная в зависимости от степени развитости самосознания и интеллекта, поскольку человек активно старается влиять на жизнь. При ценностном и прогрессивном жизненном мире позиция будет действенная, при гедонистическом -созерцательная, а при творческом - созерцательная или импульсивная в зависимости от преобладания активности или осознанности.

К окончанию школы основы жизненного мира человека уже заложены. Тип жизненного мира может меняться на протяжении жизни в связи с некоторыми значимыми для человека жизненными событиями, но происходит это не всегда. Наиболее устойчив реалистический тип жизненного мира, взаимопереходы возможны между гедонистическим и реалистическим типами или творческим и ценностным. Но в любом случае жизненный путь человека необходимо рассматривать именно в контексте его типа жизненного мира. Каков жизненный мир, таков и человек как субъект этого жизненного пути.

Литература

АхмеровР. А. Биографические кризисы личности: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1994.

Ахмеров Р. А. Жизненные программы личности // Наука и практика. Диалоги нового века: Материалы международной научно-практической конференции. Часть 1. Наб. Челны: Изд-во Камского гос. политехнич. ин-та, 2003. С. 3-4.

Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии, 1997. № 5.

Василюк Ф. Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М., 1997. С. 284-314.

Гуссерль Э. Феноменология: статья в Британской энциклопедии (1939) // Логос. Вып. 1. 1991б. № 1. С. 12-21.

Леонтьев Д. А. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира // 1-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений / Под ред. Д. А. Леонтьева, Е. С. Мазур, А. И Сосланда. М.: Смысл, 2001. С. 100-109.

Леонтьев Д. А. К типологии жизненных миров // 2-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений / Под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. С. 114-116.

МаслоуА. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003.

Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957.

Фонарев А. Р. Психология становления личности профессионала: Учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. псих.-соц. ин-та; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005.

<< | >>
Источник: А.Л. Журавлев, В.А. Барабанщиков, М.И. Воловикова. Психология человека в современном мире. Том 1. Комплексный и системный подходы в исследованиях психологии человека. Личность как субъект жизненного пути (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, В. А. Барабанщиков, М. И. Воловикова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,2009. - 334 с.. 2009

Еще по теме ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЖЕНЩИН-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬНИЦ Н. Ю. Галой (Москва):

  1. ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЖЕНЩИН-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬНИЦ Н. Ю. Галой (Москва)
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -