<<
>>

Проблема развития ценностного отношения личности к миру в психологических ИССЛЕДОВАНИЯХ

Т. А. Серебрякова (Нижний Новгород)

Одной из актуальных проблем психологического знания вот уже на протяжении не одного десятилетия остается изучение психологической сущности личности.

Как одна из значимых личностных характеристик исследователями рассматривается уровень развития ценностной культуры личности, ценностного отношения человека к окружающему миру, которое, по мнению С. Л. Рубинштейна (Рубинштейн, 1973), во многом определяет место и «назначение» человека в мире.

Особо актуальна проблема феномена ценностей в настоящее время. И это не случайно. Коренные преобразования, произошедшие в нашей стране в последние десятилетия, привели не только к изменениям экономических и политических условий, но и к изменению социокультурной ситуации в целом. Многое подверглось переоценке. В итоге оказались утраченными духовные, нравственные, этические нормативы и ценностные ориентиры, которые на протяжении не одного столетия обусловливали гармонизацию жизни и деятельности людей, всю систему взаимоотношений человека с миром.

Задачи формирования у подрастающего поколения нового мировоззрения, новой системы принципов, взглядов, идеалов, убеждений, создания условий для их трансформации в систему ценностей, определяющих коэволюционный характер взаимоотношений, взаимодействия каждого человека с окружающей его действительностью, определяются основополагающими во многих современных нормативных документах, касающихся сферы образования (Закон Российской Федерации «Об образовании», Национальная доктрина образования Российской Федерации, Концепция модернизации российского образования и пр.). И если методологическую основу построения системы работы по формированию ценностной культуры личности составляет опыт, накопленный философским знанием, то именно психологическая наука призвана определить механизмы становления системы ценностей с позиции рассмотрения их как важнейшего структурного личностного образования.

Обращаясь к истории возникновения и решения проблемы становления ценностного отношения человека к миру, необходимо отметить, что вопросы духовности, нравственности, ценностных ориентиров личности решались еще прогрессивными мыслителями прошлого. Идея духовного совершенствования человека, развития его ценностного отношения к миру вошла в историю психолого-педагогической мысли вместе с древнегреческими этическими учениями. Еще много веков тому назад основополагающими становятся сократовские вопросы о смысле жизни и смерти, добре, красоте и истине; идеи Платона и Аристотеля о том, что именно духовное является истинным содержанием жизни человека. Идеи ответственности личности высказываются мыслителями эпохи Возрождения (В. де Фельтре, Ф. Рабле, Т. Мор).

Продолжая ретроспективный взгляд на разработку проблемы ценностной культуры личности, необходимо отметить, что в тех или иных аспектах ее изучения она отражена в работах прогрессивных западных психологов.

Так, интерес для разработки механизмов развития ценностного отношения личности к миру представляет теория самоактуализации А. Маслоу (Maslow, 1954), согласно которой каждый человек способен к полноценному всестороннему развитию, раскрытию личностных возможностей, талантов и способностей. Ученый «выстраивает» иерархию высших ценностей, которые, по его мнению, и являются стимуляторами процесса самоактуализации личности. К таким ценностям А. Маслоу относит правду, красоту, цельность, принятие себя и других, альтруизм и некоторые другие.

А. Адлер как основную цель работы на ранних этапах развития личности выделяет воспитание общественных ценностей. По мнению ученого, уже на этапе дошкольного детства человек способен самостоятельно определять цели своей жизнедеятельности, и именно эти целевые установки будут способствовать его дальнейшему личностному становлению.

Обращаясь к анализу отечественных психологических исследований в области проблемы ценностей (работы А. М. Архангельского,

A.              Н.

Леонтьева, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна и др.), необходимо

отметить, что, в первую очередь, ученые определяют сущность дан-

ного понятия. Под ценностями исследователи предлагают понимать

то, что значимо для человека в окружающей его действительности.

Так, по мнению С. Л. Рубинштейна (Рубинштейн, 1973), ценности

«производны» от соотношения мира и человека и выражают непо-

средственно то, что в этом мире для человека имеет определенное

значение. По мнению ученых, ценности непосредственно «включа-

ются» в жизнедеятельность человека, постепенно становясь частью

его внутреннего мира. Не случайно категория «ценности» очень тесно

связывается с категорией «отношение».

Употребляя понятие «ценностное отношение», Б. Г. Ананьев,

B.              В. Давыдов, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн и другие

ученые предлагают рассматривать ценности как один из важнейших

структурных компонентов личности, характеризующий ее социаль-

ные установки, поскольку, являясь интегративным, комплексным

образованием, система отношений оказывает непосредственное

воздействие на поведение, переживания и действия человека.

Также следует отметить, что ценностное отношение рассматривается учеными как отношение значимости объекта относительно потребностей и интересов субъекта. Не случайно С. Л. Рубинштейн отмечает: «Отношение человека к миру, к бытию и отношение человека к человеку рассматривается в их взаимосвязи и взаимообусловленности» (Рубинштейн, 1973, с. 261). Основой проявления человеком своего отношения к окружающей действительности исследователь считает его этические взгляды и проявления и говорит об отношении как характеристике субъектной позиции человека по отношению к чему-либо. «Человек <...> находится в определенном отношении к миру <.. .> относится к миру сам и определяет это свое отношение, в чем и заключается сознательное самоопределение человека. Важна не только его обусловленность объективными условиями, но и различие позиции субъекта» (там же, с.

357).

Отношение к миру учеными рассматривается как важнейший компонент сознания, тесно взаимодействующий со знаниями и деятельностью человека, в которых сознание, с одной стороны, формируется, а, с другой - находит непосредственное отражение. Более того, исследователи устанавливают взаимосвязь между процессом становления ценностного отношения личности к миру и формированием системы знаний и «чувственной картины» этого мира. Т. е. ценностное отношение, по мнению исследователей (В. Н. Мясищев, Н. Н. Никитина, С. Л. Рубинштейн и др.), есть не что иное, как сплав аффекта и интеллекта, поскольку процесс познания невозможен без связи с эмоциями и чувствами. Одновременно с этим утверждается и мысль о том, что без познания невозможен процесс формирования отношения человека к миру, а значит, невозможен и процесс становления системы ценностей.

Именно эти идеи позволили ученым выделить те компоненты, которые, по их мнению, составляют сущность ценностного отношения к окружающей действительности. К таким компонентам относятся эмоциональная сторона отношения, интерес и ответственность. По мнению Н. Н. Никитиной, «ценностные отношения человека определяют его эмоционально-психологическое состояние, удовлетворенность и наполненность жизни, ее смысл <...> система ценностей регулирует поведение и деятельность, определяет мотивационно-потребностную сферу, направленность личности» (Никитина, 2000, с. 65). Она отмечает, что лишь высокий уровень развития ценностного отношения позволит человеку избирательно взаимодействовать с окружающими предметами и явлениями, адекватно воспринимать и оценивать их субъективную и объективную значимость, ориентироваться в мире материальной и духовной культуры.

Исследуя ценности как структурное личностное образование, ученые (Л. И. Божович, Т. Е. Конникова, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев,

С. Л. Рубинштейн и др.) устанавливают тесную связь между ценностным отношением и направленностью личности. Характеризуя направленность как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, ученые считают, что именно в направленности личности ценности и находят реальное выражение и проявление.

Также необходимо отметить, что ценностное отношение к миру исследователи представляют как целостную систему связей личности с различными сторонами реальной действительности, с одной стороны, выражающую личный опыт человека, а с другой - внутренне определяющую, обусловливающую его действия и поступки. Не случайно ценностное отношение к миру они рассматривают и как специфический регулятор поведения и деятельности человека, регулятор всей системы его отношений с окружающей действительностью.

Регулятивную сторону ценностного отношения, по мнению исследователей (работы Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович и др.), объективно обусловливают такие личностные характеристики, как личностная позиция и внутренние убеждения человека, т. е. проявления его волевой сферы. По мнению Б. Г. Ананьева (Ананьев, 1978), позиция личности представляет собой не что иное, как сложную систему, включающую отношения личности к миру, труду, окружающим людям, себе самому и т. д., установки и мотивы, которыми человек руководствуется в своей жизнедеятельности, а также целей и ценностей, на которые эта деятельность направлена.

Разрабатывая проблему становления ценностного отношения личности к окружающей действительности, ученые касаются и вопросов генезиса системы ценностей человека. Так, С. Л. Рубинштейн склонен считать, что приобщение к ценностям должно осуществляться с ранних этапов онтогенетического развития, когда только лишь начинает складываться духовный мир личности, когда человек, в силу особенностей развития его психики, особенно чуток и восприимчив ко всему прекрасному. По мнению Рубинштейна, необходимо с детства научить человека жить «в ладу» с окружающим миром, как жили наши предки, которые живо воспринимали его красоту и переносили эту красоту в свой быт, обычаи, мысли, ритм жизни,

труд и т. д.

Ориентируясь на возрастные особенности и возможности детей раннего и дошкольного возраста, необходимо отметить, что точка зрения С. Л. Рубинштейна вполне правомерна. Именно ранние этапы онтогенеза являются максимально сензитивными периодами для становления основ личностного развития, включая и систему ценностей.

Дошкольное детство - это период, когда человек делает первые шаги по достаточно сложной дороге постижения всех таинств окружающего мира. В этом возрасте в процессе общения с предметами, объектами, явлениями окружающей действительности у ребенка формируется не только система представлений о мире. Взаимодействуя с предметами, объектами окружающей действительности, он учится видеть прекрасное и безобразное, понимать и ценить добро и противостоять злу. Вместе с тем возрастная специфика дошкольного возраста объективно обусловливает эмоциональную основу всех проявлений ребенка. Это возраст, когда эмоции «господствуют» над всеми сторонами его жизни, управляют и регулируют многие его психические процессы и функции. Именно эмоции, эмоциональный интерес стимулируют ребенка к познанию мира, в котором он живет. Однако на этом возрастном этапе знания о мире важны лишь как средство формирования ценностного отношения к окружающей действительности во всех ее проявлениях. Накопление знаний, расширение личного поведенческого и оценочного опыта способствует становлению и упрочению, углублению нравственных представлений детей. Постепенно, по мере овладения этим опытом, формируются «понятийные правила поведения», которые постепенно трансформируются в один из важнейших регуляторов поведения, стимулируя проявление детьми таких качеств, как инициативность, самоорганизация, самоконтроль, сострадание, сочувствие, сопереживание, ответственное, ценностное отношение ко всему окружающему миру.

Таким образом, обобщая некоторые позиции исследователей по проблеме воспитания основ ценностного отношения к миру, можно сделать следующие выводы.

Ценности выступают как характеристика значимости предмета или объекта для человека. При этом значимость во многом определяется тем, насколько удовлетворены потребности личности. Следовательно, и ценности будут определяться потребностями и степенью их удовлетворения, что обусловливает субъектность ценностей.

Субъектная основа ценностей обусловливает их взаимосвязь с убеждениями, личностной позицией и отношением человека.

Ценностное отношение, проявляясь в деятельности, выступает как характеристика активности и направленности личности.

В структуре личности ценности представляют собой совокупность эмоций, знаний и поступков.

Основы ценностного отношения к окружающей действительности можно сформировать уже на начальных этапах личностного становления - на этапе дошкольного детства. И именно на этом возрастном уровне наиболее важна реализация системного и комплексного подходов к развитию всех компонентных составляющих ценностного отношения к миру.

ЛИТЕРАТУРА

Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. М., 1978.

Анисимов С. Ф. Официальные документы в образовании // Частное образование. 2002. № 4. С. 15-45.

Никитина Н.Н. Развитие ценностного сознания учителя // Педагогика. 2000. № 6. С. 65-70.

Рубинштейн С. Л. Человек и мир: Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.

Maslow A. Motivation and personality. 1954. P. 47-61.

<< | >>
Источник: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко. Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,2009. - 412 с.. 2009

Еще по теме Проблема развития ценностного отношения личности к миру в психологических ИССЛЕДОВАНИЯХ:

  1. 1.2. Национальный фактор и фактор отношения к исторической правде в контексте влияния СМИ на общественное мнение.
  2. Глава 1. Медиакомпетентность личности: от терминологии к показателям
  3. Степень разработанности проблемы
  4. Проблема развития ценностного отношения личности к миру в психологических ИССЛЕДОВАНИЯХ
  5. Проблема конкурентоспособности личности в современных социально-экономических условиях (психологический аспект)
  6. Проблема самоорганизации мышления в работах С. Л. Рубинштейна А. К. Белоусова (Ростов-на-Дону)
  7. Современнное состояние проблемы исследования личностной рефлексии субъекта М. Ю. Двоеглазова (Мурманск)
  8. 1. Предмет, задачи и функции сравнительной педагогики на современном этапе ее развития
  9. ИДЕОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗА СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
  10. Развитие субъектности участников образовательного процесса
  11. Особенности развития языковой компетентности студентов в условиях дистанционного образования
  12. Место психологии личности в системе знаний о личности
  13. 1.1. Возрождение этнической культуры как социально-               историческая проблема
  14. 2.1. Закономерности генезиса образовательных систем при прогнозе развития этнокультурной системы образования
  15. 2.2. Разработка концепции развития этнокультурной системы образования на примере Калмыкии
  16. 4.2. Проектирование и развитие этнокультурно-коннотированных учреждений образования
  17. Идентичность личности молодежи в психологических исследованиях
  18. Проблема сетевой идентичности как личностного образования в психологических исследованиях
  19. 1.2. Анализ проблемы развития профессиональной компетентности со­временного педагога в условиях высшего и дополнительного профессио­нального образования
  20. 1.3 Модели идентичности личности в психологии и социологии
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -