<<
>>

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ


А. А. Чернова (Ростов-на-Дону)
Кардинальные изменения социально-экономических условий жизни, социокультурных укладов, норм, ценностей, которые происходят в России на протяжении почти 20 лет, отражаются на отношении взрослых к детству, влияют на развитие ребенка, его отношение к миру, другим людям и к самому себе.
Отсутствие системы социальных, духовно-нравственных ориентиров, деформация ценностных ориентаций, снижение значимости духовно-нравственных качеств, статуса семьи привели российское общество к социальному кризису, снижению жизненного уровня населения, падению рождаемости, росту разводов и появлению неполных, неблагополучных семей. Это определило ситуацию детства в России, которая характеризуется утратой способов представленности детям взрослой жизни, неполнотой социально заданных образцов взросления.
В конце XX-начале XXI в. произошло существенное и явное изменение политического курса государства, были расставлены новые приоритеты: повышение рождаемости, повышение значимости семейных ценностей и другие. Однако, несмотря на позитивные изменения, негативными факторами в детско-родительских отношениях стали: разрыв между жизненными ценностями разных поколений, высокий уровень притязаний со стороны взрослых к своим детям, завышенные социальные требования, постоянная занятость родителей.
На наш взгляд, происходящие в России социально-экономические, политические изменения являются причиной трансформации общественных и индивидуальных ценностей и норм. А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян отмечают, что в нашем обществе в ранг высших ценностей возводится культ успеха и достижений, поддерживаются культ силы и конкурентности, рациональности и сдержанности (Холмогорова, Гаранян, 1999). Эти ценности преломляются, в свою очередь, в семейных и интерперсональных отношениях, в индивидуальном сознании, определяя стиль мышления и картину мира человека. А эффектом обратного действия сверхценностной установки как у взрослых, так и у детей становятся серьезные психические проблемы, с которыми в последнее время сталкиваются педагоги и психологи. Это проявляется в виде деструктивных образцов поведения, негативного эмоционального состояния, деформированных нравственных эталонов у подрастающего поколения.
Радикальные изменения в обществе повлекли за собой изменение норм морали, что породило новый интерес к проблемам нравственности. На территории Северного Кавказа повышенное внимание к психологическим проблемам нравственной регуляции поведения традиционно, так как общие интеграционные процессы обусловили более тесное взаимодействие людей разных национальностей, разных этносов и культур с их особым мировоззрением, этическими и социальными нормами. Поэтому важно не только интенсифицировать деятельность человека по преобразованию мира природы и общественных отношений, но и усилить гуманистическую направленность, человеческую ответственность. Поэтому проблема духовно-нравственного развития и воспитания личности занимает ведущее место в системе научно-психологического и педагогического знания.
Рассуждая о духовно-нравственном развитии и воспитании, можно сказать, что речь идет о формировании у ребенка определенного духовно-нравственного отношения к миру посредством освоения ключевых понятий культурологического мышления и моделей нравственного поведения при активном взаимодействии со взрослыми и другими детьми.
Ведь нравственные, этические и интеллектуальные чувства не даны в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются в процессе жизни человека и обусловлены социальными факторами: условиями жизни и воспитанием, обучением. С самых первых лет жизни важная задача воспитания - не только обучение ребенка определенным знаниям и умениям, но и формирование у него конструктивного, адекватного эмоционального отношения к окружающим людям и к миру в целом.
Развитие личности в процессе социализации и нравственного воспитания всегда были в центре внимания исследователей. Многие ученые, такие как Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, стремились сформулировать целостный взгляд на развитие ребенка, определяя его как процесс «врастания» в человеческую культуру. Поэтому одним из важных факторов, определяющих формирование модели мира ребенка, является влияние «взрослой» культуры. При этом важное место занимает позиция самого взрослого, так как взросление детей происходит только при активном взаимодействии со взрослыми. Но стратегия взрослых при этом может быть построена на разных основаниях. Многочисленными исследованиями доказано, что наиболее проблемным в современном обществе для ребенка является вариант либеральной стратегии. Это связано с тем, что ребенок при такой стратегии не в состоянии сформировать целостное представление о себе, окружающих людях и мире, так как при наличии неустойчивой системы требований взрослых ребенок теряет ориентиры, необходимые для «врастания» в человеческую культуру, для достижения эффективных результатов в социально-нравственном воспитании.
Также в современном обществе слишком часто приоритет отдается интеллектуальному развитию. Ребенка постоянно нагружают когнитивно в ущерб эмоциональному, нравственному развитию. Дети депривированы по отношению к окружающему миру в угоду компьютеру, телевизору, откуда транслируются отнюдь не нравственные эталоны поведения. Духовно-нравственное воспитание, которое обеспечивается целостностью и гибкостью воспитательных воздействий взрослых на детей, в различных ситуациях взросления позволяет воедино связать такие направления развития, как интеллектуальное, общекультурное и социально-нравственное, так как именно духовно-нравственное воспитание является, по сути, природосообразным и включает в себя синтез интеллектуального и эмоционального, рационального и духовного. Педагог Ян Коменский писал о роли воспитания в становлении личности и полагал необходимым с ранних лет планомерно развивать в детях их физические и духовные силы.
В разные возрастные периоды развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, неодинаково. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья. В дошкольном детстве к воздействию семьи добавляется влияние общения со сверстниками и другими взрослыми. С поступлением в школу воспитательные воздействия на личность ребенка осуществляются через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и т. д. Расширяется сфера контактов с продукцией средств массовой информации. С развитием новых коммуникационных технологий и ростом количества средств массовых коммуникаций, а также при относительной свободе в выборе и подаче материала роль этого фактора социализации возросла и часто она оказывается негативной.
С одной стороны, ребенок получает от взрослых представления об образе мира, активно усваивает их из культурной среды, а с другой, активно выстраивает эти представления сам. Поэтому важную роль в процессе духовно-нравственного воспитания детей играет возможность включения его в совместную деятельность с другими детьми и взрослыми. Именно в совместной деятельности ребенок способен пережить, прочувствовать необходимость соблюдения определенных норм и правил для достижения целей. Ребенок в деятельности начинает активно осваивать систему человеческих взаимоотношений. Сначала в процессе деятельности ребенок познает окружающий мир, его отношения, нормы и правила, овладевает ими. В то же время растущий человек приобретает все большую самостоятельность и автономность в системе этих отношений и пытается определить собственную позицию.
При переходе от раннего детства к дошкольному возрасту меняется система отношений ребенка к окружающему миру и другим людям. Именно на этом этапе он не только хочет удовлетворить свои желания, но стремится сделать что-то полезное и для других. Наряду с переживанием удовольствия и неудовольствия, появляются сложные чувства, вызванные системой оценок поступков, значимостью выполняемых действий. Именно в дошкольном возрасте происходят первые моменты самоутверждения в обществе. Таким образом, формирование морального облика протекает в процессе многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они сами активно вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми, моложе себя, и с взрослыми.
М. В. Осорина, помимо первых двух факторов (таких как влияние «взрослой» культуры, а также активности самой личности ребенка), выделяет в качестве третьего фактора детскую субкультуру, традиции которой передаются из поколения в поколение детей, которые важны для освоения мира вокруг (Осорина, 2007).
Несмотря на то что детская субкультура занимает подчиненное место, вместе с тем она обладает относительной автономией, поскольку имеется собственный язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждой возрастной группы. Приоритет общекультурного развития детей вызвало усиление такого феномена, как детская субкультура, которая отвечает за формирование нравственных и интеллектуальных установок, за единство взрослой и детской Картины мира. Важность детской субкультуры состоит в том, что предоставляется возможность удовлетворять возрастные потребности ребенка и прорабатываются детские проблемы, что невозможно во взрослой культуре. В. В. Абра-менкова определяет детскую субкультуру как смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах. Детская субкультура включает в себя народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания), детский фольклор (считалки, дразнилки, сказки, страшилки, загадки), детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки), детскую магию и «колдовство», детское философствование, наделение прозвищами и др. (Абраменкова, 2000, с. 93).
С точки зрения В. В. Абраменковой, детская субкультура всегда была архаичной, содержание передавалось из поколения в поколение детей, менялись только формы, у современных детей не просто изменилась, а деформировалась. Это выражается в более страшной Картине мира, в предпочтении более жестких и агрессивных способов общения, в замене многих способов детского времяпровождения на бесцельный просмотр телевизионных передач и компьютерные игры, в изменении мотивов детского собирательства и коллекционирования.
Поэтому сегодня становится актуальной проблема сохранения детской субкультуры и изменения ее в сторону гармонизации всех ее компонентов и, в первую очередь, детского общения.
В настоящее время путь духовно-нравственного становления детей и подростков еще недостаточно прослежен. Поэтому важно остановиться на ключевых особенностях формирования данного аспекта развития.
Духовное благополучие является одним из слагающих психического здоровья ребенка. Человек стремится не только к развитию, но и к духовному становлению. Духовность субъекта можно понять только в контексте культуры и мироздания, так как духовная сфера жизни человека включает в себя бесконечное разнообразие его отношений с другими людьми, попытки осознания своего места и роли в мире (Знаков, 2005).
Духовно-нравственное становление человека не является изолированным процессом, а связано с социальным и общепсихическим развитием личности, обусловлено влиянием ряда факторов. В личности ребенка на каждом возрастном этапе в результате усвоения культурного, социального опыта возникают специфические нравственные образования (Божович, Коннокова, 1975, с. 80). Эти новообразования обогащают личность и составляют предпосылку ее дальнейшего нравственного развития.
Нравственные системы представлены в виде первичных «внутренних инстанций» в дошкольном возрасте. Их возникновение связано с новым типом взаимоотношений между ребенком и взрослым. Другой поворотный пункт нравственного формирования в детском возрасте связан с возникновением нравственных идеалов, воплощенных в духовном облике конкретного человека: сначала непроизвольно, без сознательного поиска (младшие подростки), затем подростки сами активно ищут людей, образы которых служат опорой нравственного поведения.
Отечественный психолог А. В. Засимовский разработал периодизацию нравственного развития детей. Первый этап охватывает младенчество и раннее детство - этап приспособительно реактивного поведения. Процесс первоначальной социализации малыша. Поскольку в поведении младенца господствует непроизвольность, рассматриваемый этап характеризуется как время преднравственного развития. В этот период ребенок приобретает готовность к адекватному реагированию (вначале сенсорному, а затем обобщенно-вербальному) на простейшие внешние регулирующие воздействия. На втором этапе, который приходится на дошкольный и младший школьный возраст, формируется у детей первоначальная готовность добровольно, на основе элементарной осознанности смысла нравственных требований, подчинять им свое поведение, ставить «надо» выше «хочу». В младшем школьном возрасте, в период собственно нравственного развития детей, их моральная сфера претерпевает дальнейшие изменения. Игру как ведущий вид деятельности дошкольника сменяет теперь повседневное выполнение ребенком разнообразных школьных обязанностей, что создает благоприятнейшие условия для углубления его нравственного сознания и чувств, укрепления его нравственной воли. Доминирующая у дошкольника непроизвольная мотивация поведения уступает в новых условиях первенство мотивации произвольной, социально направленной. Усваивая то или иное моральное требование, младший учащийся все еще полагается на авторитет педагогов, родителей, более старших учеников. Третий этап нравственного развития личности охватывает подростковый и юношеский возраст и представлен автором как этап нравственной самодеятельности воспитанника, под которой понимается вполне сознаваемое и добровольное подчинение человеком своего поведения нравственным принципам (Засимовский, 1998).
Важно отметить, что нравственность человека складывается из нескольких компонентов. Во-первых, когнитивного - как понимание нравственных норм или правил поведения. Во-вторых, поведенческого, означающего то, как человек усвоил правила и использует их в своем поведении. В-третьих, эмоционального, означающего то, как человек относится к своим поступкам, какие чувства при этом испытывает.
Одним из значимых аспектов духовно-нравственного становления ребенка, формирования его моральных представлений связано с развитием эмоциональной сферы детей. В процессе воспитания наиболее сложным моментом становится выработать у ребенка определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Формирование чувств ребенка, их нормального развития имеет большое значение в воспитании у него эмоционально-положительного отношения к окружающим. Именно эмоциональная отзывчивость на радость и горе других людей составляет важнейшее звено духовно-нравственного развития человека. Это и должно стать одной из специальных задач воспитания. Важно также создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг ребенка.
ЛИТЕРАТУРА
Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М.: Московский психолого-социальный
институт; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2000.
Божович Л. И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 1975. № 1.
Засимовский А. В. Нравственное воспитание и учитель в современных условиях // Педагогика. 1998. № 7.
Знаков В. В. Психология понимания: Проблемы и перспективы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.
Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Изд. 3-е.
СПб.: Речь, 2007.
Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье // Вопросы психологии. 1999. № 2.

<< | >>
Источник: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко. Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,2009. - 412 с.. 2009

Еще по теме ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ:

  1. С. М. Стерденко ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО И ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ в СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
  2. Духовно-нравственное становление детей 6-11 лет в современном российском обществе
  3. Г. Н. Казаручик ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ лИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
  4. ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЭТАПЕ ИНФОРМАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА: ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Павловская О.А.
  5. 1. 1. Теоретические проблемы нравственной и этической психологии Духовно-нравственное развитие личности в свете православного религиозного опыта
  6. Часть 1 ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
  7. СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  8. Особенности духовно-нравственного становления будущих психологов в условиях современного общества
  9. ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ О.А. Павловская
  10. ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА в современном российском обществе
  11. В. Н. Димитриева ОСВОЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ УРОКОВ ЗАРУБЕЖНОЙ лИТЕРАТУРЫ НА ОСНОВЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ лИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (К ПРОБЛЕМЕ СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАльНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-ФИЛОЛОГА)
  12. В. А. Круглов СТРАТЕГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ по ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
  13. Глава 3. РАЗРАБОТКА В ПЕДАГОГИКЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕСТОРОННЕ И ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
  14. Ю. В. Никулина ПОДДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА: СТРАТЕГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ
  15. А. Л. Журавлев1, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко. Психология человека в современном мире. Том 6. Духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе. Проблема индивидуальности в трудах отечественных психологов (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т.А. Ребеко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,2009. - 412 с., 2009
  16. О. А. Павловская ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА в УСЛОВИЯХ вызовов И УГРОЗ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -