<<
>>

Психологическая жизнь коллектива

  Человек — общественное существо. В этом его отличие от других живых существ. Это значит, что главное место в его жизни занимает решение не биологических задач (питание, защита от неблагоприятных условий среды, поддержание вида), а социальных, общественных задач (производство, воспитание и обучение, наука и культура и пр.).
Это значит, что в его психике главное место занимают не природные образования, а свойства, приобретенные при жизни в обществе. Эти новые свойства есть не что иное, как присвоенный человеком исторический опыт человечества. lt;...gt;

Вне общества человек не может жить. Ребенок, лишенный в раннем возрасте контактов с людьми, вырастает разве что в человекообразное существо. Известно, что слепоглухие от рождения (или потерявшие зрение и слух в первые годы жизни) нормально растут, но психика их остается полностью неразвитой. Проходят годы, но в психике и в поведении таких детей не вырабатывается ничего или очень мало человеческого. Только специальными приемами, включающими ребенка в совместную со взрослыми деятельность, можно присоединить таких детей к обществу, сформировать у них полноценную человеческую психику.

Без контактов со взрослыми ребенок не становится человеком. Даже в нормальной, по общему мнению, семье ребенок, лишенный настоящих, богатых контактов, развивается неполноценно. Ребенок — “локатор, настроенный на тысячи источников” информации, “раздражителей”. Окружающие его взрослые что-то приемлют, а что-то осуждают в тех, кто живет и работает с ними рядом, терпимы или нетерпимы к слабостям других, быстро и искренне откликаются на их горе или проявляют нравственную глухоту, приходят на помощь или отходят в сторонку — совокупность всех этих и многих других качеств и составляет живой портрет взрослого, зеркально отражаемый в портрете ребенка. Закон зеркальности — неумолимый закон воспитания. lt;...gt;

Всей живой природе свойственно тяготение к группе, к объединению.

Чаще всего объединения связаны с продолжением рода. Но нередки сообщества животных, направленные в основном на совместную добычу пищи, защиту от врагов, неблагоприятных условий внешней среды и т.д. Для людей объединение в сообщество является необходимым условием: почти все их потребности удовлетворяются посредством коллективной трудовой деятельности общества; формирование сознания людей также происходит только в обществе. Производя предметы потребления, люди вступают друг с другом в определенные отношения, координируют усилия, обмениваются результатами труда. Ребенок не сможет принять участие в жизни общества, не научившись общаться с другими людьми и не усвоив форм и приемов человеческих взаимоотношений.

Поведение человека всегда вариативно, отличается даже в похожих ситуациях, и при сравнении поведения отдельных людей может возникнуть вопрос: а существует ли вообще сходство в поведении?

Вот взять, скажем, крайнюю форму отрицательных поступков ребят — правонарушения. Зачастую у похожих поступков разные мотивы. Один украл ружье, чтобы иметь престижную в глазах товарищей вещь, другой — чтобы защитить себя от грубости отца-алкоголика, один угнал чужой автомобиль ради “шикарной” поездки в лес, другой — чтобы показать друзьям, что он не трус. Исследователи пытаются заглядывать глубже кажущихся различий или подобий в поступках. Социальная психология рассматривает людей как членов, участников различных групп.

Живя в обществе, человек принадлежит одновременно стране, нации, классу, партии, трудовому коллективу, семье, дружеской компании и пр. Эти объединения различны и по причинам, их породившим, и по сложности отношений внутри них, и по степени и форме зависимости человека от них. Но во всех случаях человек, являясь членом одной или нескольких групп, не может вести себя без учета норм поведения данной группы. Каждый из нас действует с учетом мнения других о наших поступках, особенно мнения тех социальных групп, к которым мы принадлежим. Эта ориентация на общественное мнение проявляется по-разному.

Либо непосредственно в нашем поведении, когда мы действуем так, как того требует и ждет от нас группа, что не всегда соответствует нашим желаниям; либо в эмоциональных переживаниях, когда мы поступаем не так, как того хотят окружающие, отступаем от правил и переживаем это отклонение от “нормы”; либо в мысленных поисках — прежде всего для самих себя — аргументов, оправдывающих наше поведение, если оно отличается от принятого в обществе.

Общественное мнение во все времена было реальной силой. Его призывали на помощь, старались обмануть, боялись. Эта зависимость от общественного мнения великолепно выражена в известных словах Фамусова: “Ах, боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексевна!” или в другом не менее популярном замечании о том, что “...злые языки страшнее пистолета”. Как могут влиять мнения группы на поведение ее членов, показывают наблюдения исследователей в различных коллективах.

При опросе учащихся одной из школ было выявлено: ребята осуждают списывание контрольных работ. Но если младшие (1—4-й классы) осуждают и тех, кто списывает и тех, кто дает списывать, то в 7—8-х классах ребята осуждают списывание вообще, но считают, что еще хуже не помочь товарищу на контрольной. Если тот, кто сделал контрольную, откажет в помощи тому, кто не сделал и обратился к нему, его все осудят. Для школьников старших классов мнение сверстников часто сильнее учительского. Действовать в согласии с мнением своих товарищей по классу нередко важней, чем в согласии со своим внутренним “Я”. Статистика правонарушений говорит, что почти пятая часть подростков, совершивших преступление, сделала это, стремясь доказать свою взрослость и получить одобрение своей группы.

Необходимо помнить, что под влиянием группы человек изменяет не только свое поведение и свои сознательные оценки. Качественно меняются и другие свойства— характеристики отдельных психических процессов: пороги восприятия, объем памяти, продуктивность мышления и пр. Интересные результаты были получены психологами при исследовании изменений болевой чувствительности человека в индивидуальных и групповых опытах.

Вначале у каждого школьника (12—14 лет) определяли порог болевой чувствительности к электрическому току. Экспериментатор постепенно увеличивал силу тока до тех пор, пока подросток условным сигналом не сообщал, что он больше не может переносить боль. Предельная величина переносимой силы тока у разных ребят оказывалась разной. Затем объединили в пары школьников с близкими порогами болевой чувствительности и повторили опыт. В этих условиях все участники опытов переносили силу тока в среднем на 13% большую, чем в первом опыте. В третьей серии опытов каждый подросток выбирал себе партнера для парных испытаний самостоятельно. И пороги болевой чувствительности увеличились еще больше — в среднем на 37%. О чем говорят эти опыты? О том, что даже то, как преодолевают подростки боль, зависит от группового влияния, а не просто от их силы воли.

Влияние группового мнения выявляется, например, при зрительной оценке длины линий. Испытуемому школьнику предъявлялась на карточке эталонная линия, а затем его просили найти равную ей на другой карточке, где были изображены три линии разной длины. Если опыт проводился с каждым учеником отдельно, то ученик решал задачу правильно. Но вот экспериментатор подговаривал нескольких ребят давать неправильные ответы, т.е. формировал группу из 7—8 человек, которая давала заведомо неверные ответы в присутствии наивного испытуемого, отвечавшего последним и не знающего о сговоре всех остальных участников опыта. Из 123 таких испытуемых 37%, следуя мнению группы, дали неверные ответы. А остальные хотя и дали правильный ответ, но волновались, считая, что он может быть ошибочным. В этом опыте показана роль группового давления и механизм подчинения ему, проиллюстрировано участие группы в выработке установок у своих членов. lt;...gt;

Если в семье у родителей и в среде взрослых родственников выработаны единые подходы и мнения к различным духовным ценностям и об этом говорится вслух постоянно и доказательно, то и дети принимают позиции родных, которые переходят позднее в их установки.

Единые требования семьи к детям, единые правильные взгляды на жизнь и создают поле “группового давления” со знаком плюс.

Ребенок принес домой чужую вещь, например, игрушку. И все домашние как бы в один голос осуждают его, высказывая суровые и справедливые оценки. Так дается коллективный урок нравственности.

“Выключи эту муру”, — говорит отец сыну, услышав симфоническую музыку по радио. “Ну, опять завели симфонию, переключи на другую программу”, — требует мать в присутствии дочки. Мнение родителей для ребенка, как правило, самое авторитетное. Оно и рождает отношение ребенка к серьезной музыке и, возможно, на всю жизнь, если кто-то, к счастью, не “сломает” эту установку и не сформирует новую. lt;...gt;

Психологи давно заметили: если один человек имеет положительную установку по отношению к другому, а другой выражает положительное отношение к какому- то явлению, то у первого человека часто тоже формируется положительное отношение (установка) к этому явлению. Проще говоря, если ребенок любит и уважает отца и мать не только за то, что они его родители, но прежде всего за их общественные и трудовые достижения, то практически все, что говорят или делают родители, формирует у растущего человека положительные установки на различные важные явления жизни: труд, познание, дружбу и т.д. Именно установка положительно оцениваемого коллектива (группы) определяет поведение отдельного человека. Но если человека помещают во враждебную для него группу, то конформного поведения не наблюдается, т.е. человек не подстраивается под мнение враждебной группы, а следует своим собственным оценкам. То же самое происходит и при формировании установок. Если определенные взгляды подавать человеку как исходящие от положительной для него группы, то эти взгляды принимаются, если же их подавать от имени враждебной группы, то они отвергаются.

Установки играют огромную роль в оценке различных событий и явлений. Так, еще до встречи ребенка с каким-то явлением уже обычно существует определенное отношение к нему, сформированное ранее.

Это отношение и придает определенную окраску психическим переживаниям ребенка. Опыты показали, что в информационном сообщении легче воспринимается и запоминается то, что соответствует собственным установкам. В эксперименте, поставленном американскими учеными, 144 студентам прочитали доклад об экономической программе Рузвельта. В докладе было 50% аргументов за программу и 50% — против. Студенты составляли три группы: группу с положительным отношением к программе, с отрицательным и с нейтральным. Опрос после доклада показал, что доводы “за” запомнили лучше те, кто имел положительную установку к программе; доводы “против” запомнили лучше студенты с отрицательной установкой, а группа с нейтральной установкой одинаково запомнила доводы и “за” и “против”.

В доме курят все взрослые, но детям внушаются мысли о вреде курения, о том, что “сигарета сушит мозг”, что табак способствует раковым заболеваниям и т. д. Дети не могут довериться таким сообщениям — они противоречат их первичным установкам, сформированным наблюдениями за действиями родителей, которые курят с удовольствием. Эта установка и рождает у ребят подход к курению как к удовольствию.

Учителя запрещают мальчикам носить длинные волосы. Но с экранов телевизоров, кино, обложек журналов смотрят на детей молодые люди, почитаемые обществом, — спортсмены, актеры, рабочие, у которых прически современны и соответствуют идеалу школьников. Вот потому-то учащиеся и ищут ту информацию, которая поддержала бы их позицию. Как не вспомнить мудрое изречение Амброза Бирса: “Спрашивать совета — искать одобрения уже принятому решению”.

Наличие установок широко учитывается в массовой пропаганде при определенной интерпретации событий. Об одном и том же событии можно дать информацию разными способами, формируя разное отношение к этому событию. Например, факт прохода войск через болота можно подать так: войска продвинулись на 5 миль; войска застряли после 5-мильного марша.

В первом сообщении подчеркнут факт продвижения вперед — успех войск, во втором — то, что они застряли и не могут двигаться вперед.

Два сообщения могут вызвать у слушателей различную оценку, разное отношение к событиям или к тем, кто о них сообщал, если первичные установки к событиям уже существуют и прочны.

Наличие установок сильно сказывается на восприятии и оценке другого человека, на приписывании ему определенных мотивов поведения и конкретных намерений. В одном из опытов двум группам школьников показали одну и ту же фотографию. Одной группе сказали, что это опасный преступник, рецидивист, второй — что это крупный ученый. Затем попросили дать словесный портрет человека на фотографии. В первой группе испытуемые говорили, что глубоко посаженные глаза свидетельствуют о злобном характере; во второй — подчеркивали глубину мысли ученого. Противоположные оценки давались в двух группах по всем чертам лица в соответствии с заранее заданным образом преступника или ученого.

Все эти примеры показывают, что поведение человека, его взгляды на мир, оценки в существенных чертах зависят от общества, от коллектива людей, определяются его включенностью в различные социальные группы (класс, партия, трудовой или учебный коллектив). Думается, здесь небезынтересно рассмотреть еще один аспект сферы социальной психологии — деятельность группы.

Что такое социальная группа? Это объединение людей, действующих совместно как единое целое. Психология не может изучать человека абстрактного, т.е. вне реальной его жизни в обществе. С самого начала истории трудовая деятельность людей была коллективной. А современное производство без кооперации попросту немыслимо. Труд остается коллективным даже тогда, когда человек работает в одиночку: во-первых, он пользуется опытом предшествующих поколений, а во-вторых, производит вещи (или идеи), которые будут нужны другим людям и учитывают их потребности и вкусы. Эту зависимость людей друг от друга и роль труда в объединении людей превосходно выразил Антуан де Сент-Экзюпери: “Величие всякого ремесла, быть может, прежде всего в том и состоит, что оно объединяет людей: ибо нет

ничего в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком”. И далее он предупреждает о возможных последствиях, к которым могут привести людей их неправильно осознанные потребности: “Работая только ради материальных благ, мы сами себе строим тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства — прах и пыль, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить”.

Чтобы правильно понять причины того или иного поведения людей и эффективно вести воспитательную работу через различные каналы, успешно руководить производством, требуются знания о жизни реальных коллективов, об их влиянии на становление личности, о правилах формирования самих коллективов, их структуре и особенностях руководства, о специфике взаимоотношений людей в них. lt;...gt;

В каждом большом коллективе формируются свои группы из 3—5—7 человек, получившие название неформальных, так как формально, официально такие группы нигде не обозначены и чаще всего об их существовании никто не думал и уж, конечно, никто не принимал их в расчет при управлении работой коллектива. Что такое неформальная группа? Это объединение людей по интересам и ценностям, которые они разделяют. Каждый вновь приходящий в коллектив работник полностью адаптируется лишь после вступления в какую-то неформальную группу. Причем каждая из них, как правило, ведет себя в отношении с другими группами или официальным руководством как единое целое, защищая интересы всех в своей группе. Претензии к одному из ее членов вызывают ответную реакцию всех остальных. Группа выступает стабилизатором настроения своих членов, их уверенности в себе, обеспечивает их адаптацию, если изменяются условия. Известно, например, что при миграции в другие края или страны быстрее адаптируются те, кто переезжал группой. При опросе сотрудников одного предприятия выяснилось, что из 265 человек, имеющих на предприятии друзей (т.е. состоящих членами неформальных групп), 78% выражают удовлетворенность своей работой и 63% отмечают, что у них обычно хорошее настроение. Из 99 человек, не имеющих на предприятии друзей, хорошее настроение обычно наблюдается только у 45% опрошенных.

Мнение группы для ее членов является очень значимым. Для некоторых людей оно значит гораздо больше, чем поощрение или наказание со стороны официальных руководителей. Человек, потерявший свое место в группе, как правило, старается уйти из этого коллектива или переходит в другую, если коллектив большой и насчитывает несколько неформальных групп. В небольших коллективах формирование неформальной группы должно быть заботой официального руководителя. Если личные отношения сотрудников не формируются на основе общих норм поведения, то такой коллектив, как правило, менее работоспособен. Рано или поздно в таких коллективах возникают конфликты, которые оттесняют деловые вопросы на второй план. Поэтому для небольших коллективов реальной проблемой является подбор людей на совместимость, на способность организовать единую, сплоченную группу.

В каждой производственной группе выделяются лица, которые берут на себя большие обязанности, чем этого требует их служебное положение. Такого человека остальные члены группы признают ее лидером, неформальным руководителем. Он выступает как источник значимой информации и консультант по многим производственным и непроизводственным вопросам, регулирует отношения в группе, представляет ее вовне, а поведение лидера служит образцом групповых норм и ценностей.

Каждый из членов группы занимает в ней свое определенное место. Одни пользуются большим авторитетом, другие меньшим. С развитием группы могут происходить изменения в положении отдельных ее членов и реже смена лидера.

Руководителям больших коллективов необходимо учитывать наличие неформальных групп и их лидеров. lt;...gt;

Иногда в группах выделяются два лидера: к мнению одного прибегают, решая деловые вопросы, другой пользуется высоким авторитетом в организации общения. С учетом их различных качеств и обстоятельств жизни группы за каждым из них закрепляется свое место в групповой иерархии.

В небольших коллективах, составляющих по численности одну неформальную группу, особенно важно обеспечивать добрые отношения между официальным руководителем (бригадир, мастер) и неформальным лидером. Иногда рекомендуется во главе таких маленьких групп ставить неформальных лидеров. lt;...gt;

Особенности отношений между членами группы и самими группами, между руководителем и лидером, между руководителем и подчиненными образуют то, что называется психологическим климатом в коллективе. Этот климат в значительной мере определяет состояние работающих или обучающихся в данном коллективе: их удовлетворенность работой, желание трудиться с полной отдачей, хорошее настроение. Поэтому поддержание благоприятного психологического климата в коллективе является одной из главных задач руководителя. Ведь духовнонравственная атмосфера коллектива во многом определяет решение производственных вопросов. Известно, что передовые бригады и лучшие спортивные команды отличаются хорошим психологическим климатом. Все это говорит о том, что необходимо учитывать при подборе кадров психологическую совместимость людей, т.е. совместимость установок, интересов, ценностей, норм поведения, привычек и личностных качеств.

Задачей каждого руководителя должно быть создание в коллективе нравственной и деловой атмосферы, достижение взаимопонимания в производственных вопросах. lt;...gt;

Крайне важен стиль руководства в создании психологического климата в производственных группах. Уже в первых социально-психологических работах были условно выделены три разных типа руководства: авторитарный (директивный), демократический и анархический (попустительский). В книге Г. Гибша и М. Форверга описаны три разных стиля руководства бригадами.

При авторитарном руководстве бригадир все решения принимает сам. Возражения и советы бригады отвергаются. Любое нарушение намеченного порядка порицается, даже если рабочие не виноваты. Руководитель держится в стороне от рабочих. При демократическом стиле многие вопросы по работе бригадир решает с учетом мнения рабочих, постоянно находится вместе с бригадой, следит, чтобы загруженность каждого была равномерной. Обращение с рабочими спокойное, доброжелательное. При анархическом (попустительском) стиле руководства бригадир пускает дело на самотек. Он редко бывает с бригадой, в ее жизнь не вмешивается, и задания она часто получает не от него, рабочие сами распределяют их.

Эти три бригады отличались и по производственным успехам, и по психологическому климату. По объему выполненной работы первое место занимала бригада, руководимая авторитарно (из девяти раз она шесть была на первом и трижды на втором месте). Бригада, руководимая демократически, дважды была первой и четыре раза занимала второе место. Однако по психологическому климату выделялась демократически руководимая бригада. Она была более сплоченной. За один и тот же период из нее уволился один человек, а из авторитарной ушли пятеро. Анархически руководимая бригада имела наихудшие показатели в работе и наименьшую групповую сплоченность. Итак, в конечном счете по совокупности показателей наилучшей оказалась бригада с демократическим стилем руководства. Авторитарный же стиль приемлем и дает хорошие показатели лишь на короткое время, когда надо быстро решить какую-то задачу. Длительного же авторитарного руководства группа не выдерживает (много производственных травм, увольнений). Анархический стиль оказывается негодным во всех ситуациях — и по результатам работы, и по психологическому климату в коллективе. Конечно, в реальной жизни такие “чистые” стили руководства почти не встречаются. Однако как ведущую тенденцию в руководстве их можно выделить для последующей корректировки работы руководителей.

Большое внимание социальная психология уделяет человеческому общению. На неумение устанавливать контакты с другими людьми жалуются многие молодые специалисты, работающие на производстве, где по роду выполняемых обязанностей им необходимо постоянно вступать в контакты с коллегами, рабочими, руководством предприятия. lt;...gt; Уже выяснены существенные факторы, влияющие на взаимоотношения людей lt;...gt;. Верное понимание обращенной к человеку речи достигается только при правильном понимании ситуации, по поводу которой речь произносится. Например, фраза жены “Я купила сегодня тебе сапоги” может означать: надень их и иди погуляй с собакой, это теперь твоя обязанность и незачем ссылаться на плохую погоду; все готово к отъезду на дачу. Я успела купить сапоги; хотя тебе сапоги не нравились, я их тебе купила и ты будешь их носить; наконец я купила сапоги, какие мне хотелось.

Не зная контекста, человек, конечно, получает новую информацию: сообщение о покупке сапог. Но насколько она беднее той, которая фактически содержится в словах говорящего!

Большое значение имеют внеречевые средства передачи информации — поза, жест, мимика, пространственное расположение партнера и т.д. В разных национальных культурах значения этих средств могут не совпадать, и человек, не знающий традиций данной культуры и поступающий в соответствии со своим прошлым опытом, может попасть в неловкое положение, неправильно интерпретировать события. Например, в Китае о печальных событиях принято говорить с улыбкой, чтобы не огорчать собеседника, траурный цвет там белый, а не черный, как в Европе. В отличие от европейцев у народов Востока нет обычая пожимать руку. Для европейцев нормальное расстояние между говорящими около 70 см, для жителей Среднего Востока и Южной Америки это слишком далеко. Мексиканец при разговоре постарается подойти к европейцу поближе, для того же особенно с непривычки будет естественно отступать, поддерживая “естественную” дистанцию, при этом он будет чувствовать себя неловко: ведь ему непонятно, как трактовать поведение партнера!

Большие надежды возлагают на социальную психологию службы массовой информации.

Повышение эффективности пропаганды, выявление социально-психологических причин правонарушений, разработка мероприятий по исправлению правонарушителей, обеспечение устойчивости семьи и многие другие вопросы не могут быть успешно решены сегодня без участия специалистов по социальной психологии.

<< | >>
Источник: Е.Е.Соколова. Хрестоматия по курсу введение в психологию. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 — “Психология”. 1999

Еще по теме Психологическая жизнь коллектива:

  1. 5.2. Социальная и социально-психологическая структура группы
  2. Понятие о воспитательном коллективе и основные стадии его развития
  3. «Изгой» и «изгойничество» как социально-психологическая позиция в русской культуре преимущественно допетровского периода
  4. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПРИЗЫВНИКОВ К СЛУЖБЕ В АРМИИ
  5. Социально-психологические аспекты жизнедеятельности личности в различных экологических условиях
  6. 12.3. Система воспитательных мероприятий с учетом национально-психологических особенностей людей
  7. §1.4. Социально-психологические проблемы военной психологии
  8. §2.2. Основные направления военно-психологических исследований в России после 1917г.
  9. § 2.4. Психологическая подготовка военнослужащих к ведению активных боевых действий.
  10. § 2.13. Боевой стресс и его психологические последствия
  11. 1. Компоненты социально-психологической структуры воинского коллектива
  12. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ОБРАЗА ЖИЗНИ
  13. ИДЕОЛОГО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗА СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
  14. ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ- ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА
  15. § 3. В чем заключаются возрастные особенности классного коллектива?
  16. 2. Становление теории коллектива
  17. 3. Сущность, характеристика коллектива
  18. 5. Методика работы с коллективом
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -