<<
>>

РЕФЛЕКСИЯ ПРОФЕССИОНАЛА В КУЛЬТУРНОМ МИРЕ

А. И. Троянская (Ижевск)

Общество предъявляет унифицированные требования достижения профессионализма представителями любых этнических групп. Проектирование и управление профессионализацией с общих усредненных позиций затрудняет достижение ее эффективности этническими субъектами, лишает возможности использования культурно-специфических преимуществ.

Системы профессионального образования обязаны вводить человека в культурное существование, обеспечивать способами решения профессиональных задач в условиях культурной быстро меняющейся среды посредством применения культурных способов деятельности в профессии (Саксонова, 2006, с. 27). Разработанность обозначенной проблемы в современной науке недостаточна. Движение в данном направлении осуществляется рядом ученых (Хотинец, 2002, 2008; Карпов, 2004; Лебедева, 2007; Анисимов, 2006; Саксонова, 2006; Швыдкая, 2006; Селезнева, 2005 и др.). Однако описание связи профессионального и этнокультурного во внутреннем мире личности в большинстве случаев неполно, разрозненно, не раскрывает опосредствующей роли рефлексии как «проводника» эффектов культуры.

Профессионализация понимается нами, вслед за А. А. Деркачем (2000), А. В. Карповым (2004), в узком смысле, как процесс достижения соответствия субъекта деятельности требованиям профессии, процесс совершенствования и самосовершенствования субъекта труда. Продуктивность профессионализации (Абульханова, Васина, Лаптев, Сластенин, 1998) характеризуется уровнем профессионально-личностного развития, сформированностью необходимых для деятельности профессионально важных качеств и психологических новообразований - ЗУНов, профессиональных позиций, креативной деятельности в виде саморазвития.

Профессионализация в истоке своем представляет своего рода кризисный этап профессионального развития, содержащий в себе конфликт между сложившейся старой системой способов решения профессиональных задач и предлагаемой новой методологии.

В условиях кризиса наиболее надежным, простым, щадящим способом разрешения противоречия выступают содержащиеся в культуре универсальные способы действия.

В рамках нашего исследования предпринята попытка обосновать предположение о том, что в кризисных условиях профессионализации профессиональная рефлексия этнического субъекта приобретает культуросообразность.

В исследовании принимали участие специалисты системы образования удмуртской и русской национальности, проходящие курс повышения квалификации, численность выборки 128 человек. Для исследования системы ценностей респондентов была применена методика изучения культурных ценностных ориентаций Ш. Шварца. Для диагностики компонентов профессиональной рефлексии: рефлексивность, сомооценка профессионально важных качеств (ПВК), производительная мотивация, профессиональное самосознание учителя (ПСУ), удовлетворенность профессией, значимость событий профессионального пути - применены методики: сокращенный вариант комплексной методики «Мотивация профессионального самосовершенствования» (предложенной группой авторов: А. А. Деркач, А. А. Бодалев, Л. Г. Лаптев, Л. А. Павличенко, Н. В. Васина и др., 2001), представленный методиками изучения самооценки ПЗК, Логический квадрат (адаптированный вариант методики Н. В. Кузьминой), мотивационный профиль личности; уровень рефлексивности личности (А. В. Карпов, 2004), профессиональное самосознание учителя (А. В. Савчук, С. К. Гасанов), анализ жизненных целей (Л. Д. Столяренко), Статистическая обработка данных производилась с помощью факторного анализа данных двух подгрупп отдельно методом главных компонент путем вращения матрицы по типу Varymax в программе SPSS 11.5; дисперсионного однофакторного одномерного ANOVA и многомерного MANOVA.

В результате анализа структуры ценностных ориентаций респондентов удмуртской и русской подгрупп в условиях продуктивной профессионализации было выделено по четыре фактора в каждой подгруппе, описывающих 53% и 52% дисперсии. Представим два наиболее сильных фактора в каждой подгруппе.

В рамках данного исследования предложены рабочие названия факторов (таблица 1).

Таблица 1

Факторные структуры ценностей респондентов удмуртской и русской подгрупп в условиях профессионализации

Удмурты              \              Русские

«Упорядочивание социального мира» 23%

социальный порядок (0,890), социальная справедливость (0,886), национальная безопасность (0,880), умелость (0,872), честность (0,863), независимость (0,862), равенство (0,849)

«Упорядочивание индивидуального мира» 22% умелость (0,893), самоуважение (0,890), смысл жизни (0,878), самодисциплина

(0,875), мудрость (0,871), независимость (0,871), честность (0,869), уединение (0,857), интеллект (0,856)

«Умеренность» 16% сохранение своего публичного образа (0,879), скромность (0,819), обязательность (0,801), довольство своим местом в жизни (0,801), умеренность (0,797), взаимоуслужливость (0,760) «Удовольствие» 15% удовольствие (0,892), интересная жизнь (0,877), разнообразие жизни (0,874), единство с природой (0,840), умеренность (0,836), благосостояние (0,825), свобода (0,750), потакание себе (0,745)

В удмуртской подгруппе факторы «Упорядочивание социального мира» и «Умеренность» отражают, с одной стороны, ценности сохранения, кротости, умеренности и социальной упорядоченности, сопряженной с равными возможностями самореализации членов общества - с другой. Их можно характеризовать как адаптивные ценности социальной направленности. Они являются базовыми традиционными ценностями удмуртской культуры (Хотинец, 2008).

Выделенные в русской подгруппе факторы ценностей соотносятся с культурно-специфическими факторами, описанными в фундаментальном исследовании Н. М. Лебедевой (Лебедева, 2007). В русской подгруппе наиболее сильные факторы - «Упорядочивание индивидуального мира» и «Удовольствие». Активность фокусируется на внутреннем мире субъекта, на его структурировании и категоризации. Эти факторы можно назвать инструментальными ценностями индивидуальной направленности. Фактор, отражающий стремление к упорядочиванию, представлен в обеих подгруппах. Это содержащийся в культуре универсальный механизм разрешения противоречия, ответ на условия профессионализации. В русской подгруппе упорядочивающая активность направлена на индивидуальный мир, субъект обращается к самоорганизации. В удмуртской группе упорядочивается социальный мир, самоупорядочивание осуществляется средствами социального мира. Этот способ самоорганизации уходит корнями в языческую ценность единения с природой, нахождения себя во внешнем мире (Хотинец, 2008, с. 14). Индивид превращается в объекты, субъекты мира, организует себя «по его образу и подобию», получая тем самым средство организовать сам мир.

Для выявления эффектов выделенных факторов ценностей на профессиональную рефлексию мы провели дисперсионный анализ данных в обеих подгруппах отдельно. Ценностный фактор «Упорядочивание социального» мира в удмуртской подгруппе оказал значимые эффекты на компоненты профессиональной рефлексии: рефлексивность и производительная мотивация. См. таблицу 2.

Таблица 2

Эффекты ценностного фактора «Упорядочивание социального мира» на рефлексивность и производительную мотивацию (средние и стандартные отклонения) (однофакторный одномерный ANOVA)

Компоненты

профессиональной

рефлексии

Уровни ценностного фактора «Упорядочивание социального мира»

Низкий Высокий
Рефлексивность 128,25 (7,9) 135,5 (8,2)
Производительная мотивация 11,8 (4,0) 15,4 (3,7)

Примечания: Главные эффекты ценностного фактора «Упорядочивание социального мира» на рефлексивность F (1, 30) = 6,499, p < 0,05, производительную мотивацию F (1, 30) = 7,129, p < 0,05.

Ценность Упорядочивание социального мира запускает самоорганизацию, трактуемую в удмуртской подгруппе как организацию мира.

Адаптивные ценности социальной направленности изначально базируются на языческих канонах удмуртской культуры (Хотинец, 2008, с. 16). Живая связь с природной средой лежит в основе ментальности восточно-финских народов, определяет их отношение к миру (Хотинец, 2008, с. 17). Ценность «Упорядочивание» актуализируется в удмуртской подгруппе как культуросообразный способ самоорганизации. Превращаясь в этот мир, присваивая свойства последнего, субъект организует себя в мире и тем самым организует мир.

В русской подгруппе был обнаружен эффект ценностного фактора «Упорядочивание индивидуального мира» на профессиональную рефлексию в целом. См. таблицы 3, 4.

Таблица 3


Таблица 4

Средние и стандартные отклонения компонентов профессиональной рефлексии


Эффект ценностного фактора «Упорядочивание» индивидуального мира на профессиональную рефлексию (однофакторный многомерный MANOVA)

Примечания: Главные эффекты ценностного фактора «Упорядочивание индивидуального мира» на: самооценку ПВК F (1, 30) = 15,98, p < 0,001, рефлексивность F (1, 30) = 10,47, p < 0,01, производительную мотивацию F (1, 30) = 11,10, p < 0,01, ПСУ F (1, 30) = 7,01, p < 0,05, удовлетворенность профессией F (1, 30) = 5,20, p < 0,05.

Принятие ценности упорядочивающей активности переосмысления внутреннего мира актуализирует ее осуществление в виде рефлексивной деятельности, что, в свою очередь, приводит к большей четкости

1

и адекватности самооценки ПВК, ясности осознания собственных своеобразных и профессионально типичных характеристик. Усиливается стремление к изменению, производству. Достигнутое ощущение ясности и упорядоченности, более глубокое проникновение в сущность своей профессии повышает удовлетворенность профессиональной деятельностью.

Таким образом, эффекты на компоненты профессиональной рефлексии оказали ценности, воплощенные в культуре народа: адаптивные ценности социальной направленности - в финно-угорской (удмуртской) группе, инструментальные ценности индивидуальной направленности - в русской. Профессиональная рефлексия в условиях продуктивной профессионализации осуществляется культуросооб-разным способом.

Литература

Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала.

М., 2000.

Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М.: Изд-

во ИП РАН, 2004.

Лебедева Н. М., Татарко А. Н. Ценности культуры и развитие общества. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2007.

Психология и педагогика. Учеб. пособие / Под ред. К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. М.: Совершенство, 1998.

С. 136-165, 231-241.

Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под. ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. С. 95-123.

Саксонова Л. П. Культуросообразность - основа инновационных процессов в профессиональном образовании // Инновации в образовании. 2006. № 3. С. 12-32.

Хотинец В. Ю. Ценности язычества и удмуртская ментальность // Этнокультурная личность и конкурентоспособность. Сб. статей / Под ред. В. Ю. Хотинец, Э. Р. Хакимова. Ижевск: ГОУ ВПО «УдГУ», 2008. С. 7-23.

<< | >>
Источник: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикава, Л. Г. Дикая, Ю. И. Александров. Психология человека в современном мире. Том 4. Субъектный подход в психологии: история и современное состояние. Личность профессионала в обществе современных технологий. Нейрофизиологические основы психики (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, М. И. Воловикава, Л. Г. Дикая, Ю. И. Александров. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,2009. - 378 с.. 2009

Еще по теме РЕФЛЕКСИЯ ПРОФЕССИОНАЛА В КУЛЬТУРНОМ МИРЕ:

  1. Саморазвитие и его средства: педагогическая рефлексия, анализ и самоанализ, педагогическая интуиция
  2. Перевод: конъюнктуры и объективность
  3. ЛИТЕРАТУРА
  4. Т.Б. Щепанская ПРЕДМЕТНЫЙ МИР ТЕХНИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ: АТРИБУТЫ ПРОФЕССИИ
  5. СОДЕРЖАНИЕ
  6. Актуальные проблемы деятельности практического психолога
  7. РЕФЛЕКСИЯ ПРОФЕССИОНАЛА В КУЛЬТУРНОМ МИРЕ
  8. Акмеологический подход к изучению человека как субъекта развития и саморазвития Е. Н. Двинянинова (Казань)
  9. Глава 23 ГУМАНИТАРНАЯ ГЕОГРАФИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
  10. Раздел 2. Педагогическая культуракак сущностная характеристикапрофессиональной деятельностипреподавателя педколледжа
  11. Эпистемологический статус веры
  12. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ
  13. Лекция 7. СХЕМА МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ
  14. §3. Модель формирования эколого-профессиональной компетентности студентов в условиях гуманитарного вуза
  15. Целеполагание и технология управления становлением гражданственности будущих специалистов в системе обучения и воспитания при изучении ими основ наук
  16. 2.3. Личностный подход как методологический принцип проектирования этнокультурной системы образования
  17. 6.1. Социально-психологический аспект проблем образования взрослых
  18. §3. Образование как способ профессиональной идентификации
  19. Профессиональные требования к специалисту в современной культуре
  20. Заключение
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -