<<
>>

Результаты эмпирического исследования

Полученные в исследовании эмпирические данные позволяют сделать вывод о частичном подтверждении первой гипотезы. В группе № 1 рассогласованность семейных ценностей у супругов имела место только у трех семей (№№ 3, 5, 9), где допустимая разность баллов по шкале семейных ценностей мужа и жены превышала 3 балла (норму).

В остальных семьях данной группы общий показатель согласованности семейных ценностей супругов был не выше допустимой нормы. Наибольшая рассогласованность семейных ценностей супругов имела место в интимно-сексуальной сфере. У супругов данной группы семей имеет место расхождение ролевых ожиданий и ролевых притязаний супругов. Ролевые ожидания одного супруга не соответствовали ролевым притязаниям партнера. Общая ролевая адекватность мужей (Рам) = 9,7 балла, ролевая адекватность жен (Раж) = 16,3 балла. В семьях данной группы имеет место и высокий уровень конфликтности по группе (Ук = 47,8 балла). Пять из них относятся к категории нестабильных (№ 1: Ук = 66,8 балла; № 3: Ук = 57,6 балла; № 9: Ук = 59 баллов; № 10: Ук = 65,4 балла); № 8: Ук = 57 баллов). В указанных семьях имела место предразводная ситуация. Однако две семьи этой группы (№ 1: Ук = 40,4 балла; № 5: Ук = 50,2 балла) относятся к категории проблемных семей, которые сохраняют позитивную семейную мотивацию при высоком уровне конфликтности в семье. Только три семьи в группе № 1 (№ 2: Ук = 25,8 балла; № 6: Ук = 20,4 балла и № 4: Ук = 36,2 балла) можно отнести к категории стабильных семей.

У супругов из семей этой группы имеет место низкий уровень удовлетворенности партнеров браком (средний уровень удовлетворенности браком по группе = -1балл). В нестабильных семьях группы № 1 супруги использовали в основном деструктивные стратегии в урегулировании супружеских конфликтов: бойкотирование партнера, обман, принуждение, давление на партнера с целью решить спор в свою пользу, обвинение супруга, грубость во взаимоотношениях с ним (угрозы, оскорбления, применение силы).

В результате конфликты между супругами носили деструктивный характер, так как не формировали у них единой точки зрения на спорную проблему и не приводили к ее разрешению. В проблемных семьях группы № 1 супруги использовали в решении спорных проблем, наряду с деструктивными, и конструктивные стратегии: принятие одним из партнеров вины на себя, согласие с позицией партнера.

Тем не менее, в двух стабильных семьях (№ 2 и № 6) данной группы супруги использовали исключительно конструктивные способы решения семейных конфликтов: деловое обсуждение возникающих проблем, признание правоты партнера в споре, взаимные обещания не повторять ошибок, принятие одним из супругов вины на себя и др.

В исследовании частично подтвердилась вторая гипотеза. В группе № 2 во всех семьях имела место согласованность у супругов представлений о семейных ценностях. Общий показатель согласованности семейных ценностей супругов не превышал допустимой нормы (3 баллов). У супругов группы № 2, так же как и у супругов группы № 1, имеет место рассогласованность ролевых ожиданий и ролевых притязаний партеров. Общая ролевая адекватность мужа Рам = 9,7 балла, ролевая адекватность жены Раж = 13,6 балла.

Полученные в исследовании эмпирические данные подтверждают выдвинутое во второй гипотезе положение о том, что у супругов группы № 2 имеет место высокий уровень конфликтности при решении спорных проблем. Пять семей данной группы были отнесены к категории нестабильных (семьи № 1: Ук = 53,4 балла; № 4: Ук = 52,4 балла; № 5: Ук = 60,4 балла; № 10: Ук = 61 балл, № 9: Ук = 51 балл). В указанных семьях имела место предразводная ситуация. При этом супруги использовали исключительно деструктивные способы решения проблем в конфликтных ситуациях с преобладанием таких методов в отношениях с партнерами, как жестокость, грубость, принуждение, отстаивание своей правоты в споре, стремление унизить партнера. Конструктивные стратегии в решении спорных проблем использовались крайне редко и наблюдались в основном у женщин.

Три семьи группы № 2 были отнесены к категории проблемных семей (№ 2: Ук = 39 баллов; № 6: Ук = 33 балла; № 8: Ук = 37,6 балла). В проблемных семьях группы № 2 супруги использовали как деструктивные, так и конструктивные способы решения спорных проблем, причем конструктивные способы часто преобладали над деструктивными, что свидетельствует о стремлении супругов сохранить семью.

К стабильным семьям в группе № 2 были отнесены две семьи: № 7: Ук = 18,8 балла и № 3: Ук = 28,4 балла. В указанных семьях супруги использовали исключительно конструктивные способы решения конфликтов, в них не было зафиксировано ни одного случая грубости, жестокости, применения силы во взаимоотношениях супругов в процессе решения спорных проблем, что способствовало конструктивному решению противоречий между ними на основе взаимопонимания и сотрудничества.

Поскольку в группе № 2 большинство семей вошли в категории проблемных и нестабильных, и только две - в категорию стабильных, средний по группе уровень удовлетворенности супругов браком оказался низким и составил 3 балла (при максимуме +24 и минимуме -24 балла).

Проверка статистической значимости различий уровня конфликтности между группами № 1 и № 2, проведенная с помощью [/-критерия Манна-Уитни, не выявила статистически значимых различий в уровне конфликтности между этими группами ([/эмр = 41,5000

при р = 0,45629).

Полученные эмпирические данные позволяют сделать вывод о подтверждении третьей гипотезы. В семьях группы № 3 имеет место высокий уровень согласованности семейных ценностей супругов. Общий показатель согласованности семейных ценностей мужа и жены по группе не превышает допустимой нормы (3 балла). В группе № 3, в отличие от групп № 1 и № 2, наблюдался высокий уровень согласованности ролевых ожиданий и ролевых притязаний супругов. Общая ролевая адекватность по группе у мужа (Рам) = 8,3 балла, у жены (Раж) = 10,8 балла.

В семьях группы № 3 имеет место низкий уровень конфликтности супругов (Ук = 28,1 балла по группе).

Семь семей, вошедших в данную группу, относятся к категории стабильных (№ 1: Ук = 16,2 балла; № 2: Ук = 34,2 балла; № 3: Ук = 11,8 балла; № 4: Ук = 23,4 балла; № 5: Ук= 214 баллов; № 6: Ук = 15,6 балла; № 8: Ук = 19,2 балла). Три семье вошли в категорию проблемных (№ 7: Ук = 35,4 балла; № 9: Ук = 49,4 балла; № 10: Ук = 54,4 балла). Нестабильных семей в группе № 3 не было зафиксировано. У супругов же данной группы семей имеет место более высокий уровень удовлетворенности супругов браком, чем в группах семей № 1 и № 2. Средний уровень удовлетворенности браком у супругов группы № 3 = 9 баллов (при максимуме +24 балла и минимуме -24 балла). При этом в стабильных семьях группы № 3 оба супруга используют только конструктивные стратегии в урегулировании супружеских конфликтов: деловое обсуждение возникших проблем, принятие одним из супругов точки зрения другого, признание правоты партнера в споре. В то время как в проблемных семьях данной группы в решении спорных проблем супруги использовали как конструктивные, так и деструктивные способы решения конфликтов, причем деструктивные стратегии часто преобладали над конструктивными у обоих партнеров. Также была подтверждена статистическая значимость различий показателей уровня конфликтности в группах № 1 и № 3: ОУэмр = 15,000 при р = 0,00 815).

В исследовании подтвердилась четвертая гипотеза. В семьях группы № 4 имеет место высокий уровень согласованности семейных ценностей супругов. Общий показатель согласованности семейных ценностей мужа и жены по группе № 4 не превышал допустимой нормы (3 балла). В семьях четвертой группы наблюдается высокий уровень ролевой адекватности супругов. Общая ролевая адекватность мужа (Рам = 6,8 балла), ролевая адекватность жены (Раж = 9 баллов). Полученные в исследовании данные подтвердили низкий уровень конфликтности супругов в семьях группы № 4 Ук = 19,8 баллов. Девять семей данной группы относятся к категории стабильных (№ 1: Ук = 17,2; № 2: Ук = 15,6 баллов; № 3: Ук = 14,2 балла; № 4: Ук = 17,8 баллов; № 5: Ук = 27 баллов; № 6: Ук = 18 баллов; № 7: Ук = 22,6 балла; № 8: Ук = 16,2 балла; № 10: Ук = 12,4 балла).

В этих семьях группы супруги используют только конструктивные стратегии в решении спорных проблем: деловое обсуждение возникших проблем, подчеркивание правоты партнера, принятие одним из партнеров вины на себя и др. В проблемной же семье (№ 9) оба супруга используют деструктивные стратегии в решении спорных проблем: отстаивание обоими партнерами своей правоты, бойкотирование партнера и др. В целом в группе № 4 имеет место высокий уровень удовлетворенности супругов браком. Причем средний уровень удовлетворенности браком по группе значительно выше, чем в группе № 3 и составляет 16 баллов.

Была подтверждена статистическая значимость различий показателей уровня конфликтности супругов в группах № 1 и № 4, а также в группах № 2 и № 4: в группах № 1 и № 4 ([/эмр = 6,00000 при р = 0,00088); в группах № 2 и № 4 (иэмр = 6,00000 при р = 0,00067).

Вместо заключения

Исследование показало, что возраст вступления юношей и девушек в брак является одним из существенных факторов, определяющих стабильность или нестабильность семьи. Полученные в исследовании данные позволяют сделать вывод, что ранний возраст вступления молодых людей в брак (до 20 лет) является серьезным «фактором риска» для стабильности их семей. Кроме того, было выявлено, что в группах семей, где возраст вступления партнеров в брак от 16 до 20 лет, было значительно больше нестабильных и проблемных семей и меньше стабильных, чем в группах, где браки между партнерами были заключены в возрасте от 20 до 30 лет. Супруги первой (возраст вступления в брак 16-18 лет) и второй (18-20 лет) возрастных групп более конфликтны и меньше удовлетворены браком, чем супруги третьей (20-25 лет) и четвертой групп (25-30 лет) (см. таблицу 1).

Таблица 1

Количество стабильных, проблемных и нестабильных семей, уровень конфликтности и удовлетворенности браком в четырех группах респондентов

Группа Группа Группа Группа
№ 1 № 2 № 3 № 4
Возраст Возраст Возраст Возраст
Категория семей 16-20 лет 18-20 лет 20-25 лет 25-30 лет
Нестабильные 5 5 - -
Проблемные 2 3 3 1
Стабильные 3 2 7 9
Уровень конфликтности (Ук) 47,8 43,5 28,1 19,8
Удовлетворенность браком (Уб) -1 3 9 16

Приведенные данные свидетельствуют о том, что браки, заключенные в возрасте до 20 лет, значительно чаще дестабилизируются и распадаются, чем браки, заключенные в возрасте 20-30 лет.

Молодые люди, вступившие в брак в возрасте 16-20 лет, не обладают достаточным жизненным опытом для правильного выбора брачного партнера. Выбирая спутника жизни, они чаще обращают внимание не на его личностные, в том числе и нравственные характеристики, а на внешнюю привлекательность (красивую внешность, умение ярко и модно одеваться, наличие высокого статуса в компании друзей и т. д.). Часто юноши и девушки, вступающие в брак в возрасте 16-20 лет, не обращают внимания на отсутствие у партнеров сходства во взглядах, как на общечеловеческие, так и внутрисемейные проблемы. Нередко в юношеском возрасте формируются романтические представления о браке, когда партнеры ожидают друг от друга полной гармонии. При столкновении с реальной брачной ситуацией нереализованные ожидания могут провоцировать возникновение конфликтов между супругами.

В возрасте 18-20 лет молодые люди часто бывают не готовы как к самостоятельной, так и к совместной жизни в браке, что выражается в неспособности материально обеспечить семью, принимать самостоятельные решения, в зависимости от родителей. В этом возрасте у молодых супругов наблюдается психологическая незрелость, которая проявляется в эгоизме, в неумении уступить друг другу, считаться с потребностями и интересами партнера. В результате у супругов не формируется установка на сотрудничество, что затрудняет их взаимную адаптацию.

Исследование показало, что наиболее стабильными являются браки, заключенные в возрасте от 25-30 лет, что объясняется большим жизненным опытом супругов, их социальной и психологической зрелостью в этом возрасте.

Литература

Алёшина Ю. Е., Гозман Л. Я, Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1987.

Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988.

Левкович В. П., Зуськова О. Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Психологический журнал. 1985. № 3.

Левкович В. П. Социально-психологическая диагностика супружеских отношений. М., 2002.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии //

Под ред. А. А. Крылова и С. А. Маничева. СПб., 2002. Thorned В., Collard J. Who divorces? L., 1979.

<< | >>
Источник: А. Л. Журавлев. Психология человека в современном мире. Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственный редактор - А. Л. Журавлев. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,2009. - 400 с.. 2009

Еще по теме Результаты эмпирического исследования:

  1. Методы и формы познания эмпирического уровня: вычленение и исследование объекта
  2. Методы и формы познания эмпирического уровня: обработка и систематизация знаний
  3. 5.3. Дж. Гэллап — основоположник эмпирических социологических исследований аудитории СМИ
  4. 5.4. Развитие социологических исследований аудитории СМИ
  5. 6.1. Техника и процедуры контент-аналитического исследования средств массовой информации
  6. § 2. Методы исследования в педагогической психологии
  7. Этапы социально-психологического исследования.
  8. Спорные вопросы и дальнейшие исследования
  9. Результаты эмпирического исследования
  10. Методы научного исследования
  11. Методы и приёмы эмпирического исследования
  12. 2.1. Результаты констатирующегоисследованиясостояния построения профессиональной карьеры студентами колледжа
  13. Глава 4. Анализ результатов эмпирического исследования смысловой структуры сетевой идентичности личности молодежи
  14. Программа и методики эмпирического исследования
  15. ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
  16. Актуальность темы исследования.
  17. Глава 3. Результаты эмпирического исследования понимания визуально предъявленных ситуаций
  18. Актуальность исследования.
  19. Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -