<<
>>

О СИНТЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И. Н. Андреева (Полоцк, Беларусь)

интеллекта позволяет обнаружить ряд проблем, требующих первоочередного рассмотрения. Так, «смешанные» модели эмоционального интеллекта (ЭИ) включают принадлежащие к различным подструктурам личности, порой несовместимые компоненты и свойства.

Между тем отмечается, что сложности в уяснении онтологического статуса интеллекта связаны с тем, что предметом исследования все время выступали свойства интеллекта. Поэтому отвечать следует не на вопрос: «Что представляет собой интеллект?» с последующим перечислением свойств, а на вопрос: «Что представляет собой интеллект как носитель этих свойств?» (Холодная, 1997, с. 117).

Не изучены структурные связи внутри ЭИ как интегрального целого. Поскольку ЭИ представляет собой комплексное образование с организованной структурой, которая носит не аналитический, а синтетический характер (Петровская, 2007), представляется необходимым целостное его исследование, предполагающее анализ взаимодействия компонентов.

Дискуссионным является вопрос о месте ЭИ в ряду других психических структур. Эмоциональный интеллект чаще всего рассматривается как интеллектуальная способность, однако существуют представления о нем как о личностном свойстве или как совокупности эмоциональных знаний, умений и навыков. Вопрос о прогностической способности ЭИ по отношению к позитивным личностным и поведенческим особенностям находится на начальной стадии изучения.

До сих пор не изучены процессы, лежащие в основе эмоционального интеллекта, и не выделены процессуальные свойства, характеризующие состав, приемы и стратегии интеллектуальной деятельности. Эта проблема является общей для изучения интеллекта (Шадриков, 2007).

Спорным является вопрос о возможности развития эмоционального интеллекта. Его дискуссионность связана с тем, что в рамках «модели способностей» ЭИ рассматривается как врожденная возможность, диапазон развития которой ограничен наследственными факторами.

Программы развития эмоционального интеллекта до сих пор не имеют убедительной теоретической и методологической основы.

Поиск решения указанных проблем привел автора статьи к разработке синтетической теории ЭИ, в основе которой лежит синтез модели способностей Дж. Мейера, П. Сэловея, Д. Карузо и представлений об интеллектуальных способностях ряда отечественных и зарубежных психологов (С. Л. Рубинштейна, М. А. Холодной, В. Д. Шадрикова, Д. В. Ушакова, Г. Айзенка, Д. Хебба).

В рамках этой модели мы, вслед за В. Д. Шадриковым (2007), рассматриваем интеллект как системное проявление познавательных способностей, для которых умственные способности выступают в качестве общего фактора, влияющего на другие способности. Иными словами, интеллект - это системное проявление способностей индивида.

Эмоциональный интеллект трактуется нами с позиции информационного подхода, с точки зрения обнаружения и переработки информации. В качестве такой информации для ЭИ выступают эмоции. Каждая из них содержит специфическую систему идентифицируемых сигналов, которая нуждается в различении и осмыслении. Эмоциональная информация включает значения отдельных эмоций, их сочетаний, их последовательности, а также оценку взаимосвязей, которые они отражают. При этом эмоции выступают не только как материал для когнитивного анализа, они способны мотивировать и фасили-тировать умственную деятельность. Таким образом, эмоциональный интеллект - системное проявление интеллектуальных способностей к анализу, обработке и использованию эмоциональной информации.

Традиционный подход к определению способностей (Теплов, 1961) не вполне соответствует представлениям о них зарубежных исследователей ЭИ. Английскими эквивалентами понятию «способности» в зарубежной теории эмоционального интеллекта являются термины «ability» и «capacity» (Mayer, 2000). Первый из них означает возможность, прежде всего физическую, второй - умственную способность в сочетании с потенциалом человека. Иными словами, способности ЭИ следует рассматривать скорее как потенциальные возможности, нежели как индивидуально-психологические особенности, не существующие до включения их обладателя в трудовую деятельность.

В отечественной психологии подход к способностям как к возможностям, существующим «до деятельности», в последнее время становится все более распространенным. Следует отметить, что подобная идея зародилась и развивалась в трудах С. Л. Рубинштейна.

С. Л. Рубинштейн характеризует способности через личностные образования, качества и свойства. Он акцентирует внимание на психологической природе способностей, складывающихся в активном процессе освоения мира субъектом. Психологический механизм формирования способностей ученый усматривает в обобщении психических процессов, с одной стороны, и отношений, с которыми имеет дело субъект в своей деятельности, - с другой (Рубинштейн, 2002). Тем самым оба аспекта формирования способностей (личностный и деятельностный) связаны и не противопоставляются друг другу.

Способности определяются С. Л. Рубинштейном как «закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. В отличие от навыков, способности - результаты закрепления не способов действия, а психических процессов («деятельностей»), посредством которых действия и деятельности регулируются» (Рубинштейн, 2002, с. 546). Для нашего исследования важно, что при таком подходе способности соотносятся с психическими процессами, которые понимаются как деятельности. Иными словами, речь идет о психической деятельности. Далее С. Л. Рубинштейн подчеркивает: «Всякий психический процесс или психическая деятельность как форма связи субъекта с объективным миром предполагает соответствующее психическое свойство или способность в широком смысле слова» (там же). Таким образом, способности рассматриваются С. Л. Рубинштейном как свойства психических процессов или психической деятельности. Обратим внимание на то, что указанный автор трактовал способности как функциональное свойство человека, которое может находиться в латентном состоянии до тех пор, пока он не вступит во взаимодействие с предметным миром либо с другими людьми: «Способности квалифицируют личность как субъекта деятельности: будучи принадлежностью личности, способность, конечно, сохраняется за личностью как потенция и в тот момент, когда она не действует» (там же, с.

538). Иными словами, С. Л. Рубинштейн усматривает в способности некий скрытый личностный потенциал, который существует до деятельности и может проявиться при благоприятном стечении обстоятельств или в случае необходимости.

Как определенное развитие представлений о способностях С. Л. Рубинштейна может рассматриваться теория способностей, предложенная В. Д. Шадриковым (Шадриков, 1997, 2007). В. Д. Шадриков рассматривает способности как атрибуты, свойства функциональных систем, реализующих отдельные познавательные и психомоторные функции. Способности рассматриваются с позиции общего - как общие (всеобщие) качества. Единичное представлено мерой выраженности свойства у конкретного индивида.

Вслед за В. Д. Шадриковым и Д. В. Ушаковым, мы рассматриваем способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности (Шадриков, 1997, 2007; Ушаков, 2003). В данной интерпретации понятия способностей мы можем рассматривать их как возможности человека. Подобное представление о способностях позволяет указать их место в структуре психики. Способности «конкретизируют общее свойство мозга отражать объективный мир, относя его к отдельным психическим функциям» (Шадриков, 2007, с. 178).

Способности рассматриваются В. Д. Шадриковым в трех измерениях: способности индивида, способности субъекта деятельности и способности личности. Способности индивида отражают их природную, биологическую сущность. Способности субъекта деятельности понимаются как проявление способностей индивида в конкретной деятельности. Они развиваются на базе природных способностей индивида. Как и последние, способности субъекта деятельности имеют индивидуальную меру выраженности и проявляются в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. Способности человека как личности представляют собой свойства личности, определяющие социальную успешность и качественное своеобразие социального познания и поступков, в структуре которых функционируют способности индивида и субъекта деятельности

(Шадриков, 2007).

В соответствии с подобной классификацией способностей выделяется два вида интеллекта: природный интеллект - интеллект индивида и культурный интеллект - интеллект субъекта деятельности. Интеллект субъекта деятельности является результатом развития природного интеллекта, которое заключается в формировании интеллектуальных операций и приобретении программ и планов (алгоритмов) разрешения определенных жизненных ситуаций, решении формальных задач.

Как отмечает В. Д. Шадриков, интеллект не ограничивается функционально-деятельностным аспектом развития. Способности развиваются в познании не только физического, но и социального мира. В способностях человека как субъекта сознательного познания проявляется весь человек как личность, весь его внутренний мир. Таким образом, можно говорить еще об одном уровне интеллектуальной системы - об интеллекте личности. Исходя из этого, в иерархической структуре ЭИ мы можем выделить три компонента: интеллект индивида, интеллект субъекта деятельности, интеллект личности (таблица 1).

Таблица 1

Иерархическое строение эмоционального интеллекта

Уровни интеллекта ЭИ

в рамках

данной

модели

Проявления

эмоционального

интеллекта

Результаты развития ЭИ
Интеллект индивида ЭИ

как способность (свойство функциональной системы)

Эмоциональность, активность, «эмоциональная беглость», эмоциональная устойчивость, сензитив-ность;экстраверсия Возможность точно различать эмоции, понимать собственные эмоции и эмоции других людей, управлять собственными и чужими эмоциями
Интеллект субъекта деятельности Эмоциональная компетентность Осведомленность в сфере эмоций, содержательный индивидуальный словарь эмоций, фасилитация мышления, эффективная эмоциональная саморегуляция Эффективность деятельности в системе «человек-человек», во взаимодействии с другими людьми
Интеллект личности ЭИ

как черта личности (эмоциональная креативность)

Ответственность за собственное эмоциональное благополучие, адекватные ментальные репрезентации внутренних и внешних эмоциональных явлений, эмоциональная культура Адаптивность и стрессо-устойчивость, открытость эмоциональному опыту, стилистический эмоциональный интеллект, социо-эмоциональная эффективность, эмоционально-интеллигентное поведение; самопринятие, позитивная Я-концепция, доминирование интер-нальных ценностей

Из таблицы видно, что ЭИ, как способность индивида, рассматривается нами как свойство интегративной когнитивно-эмоциональной функциональной системы. Эмоциональный интеллект как способность представляет собой природные возможности когнитивных процессов индивида, обеспечивающих обработку эмоциональной информации.

Эмоциональная компетентность является прижизненно формирующимся «сплавом» эмоциональных знаний, умений и навыков. Эмоциональная креативность рассматривается нами как личностное образование в соответствии с представлениями о творческих способностях как о прижизненном образовании (Aver-ill, 1999). К примеру, существует представление о том, что интеллект индивида «выступает в качестве „верхнего ограничителя"», «потолка потенциальных творческих достижений» (Дружинин, 1998, с. 68); что творчество - это дериват интеллекта, преломленного через структуру личности, которая либо тормозит, либо стимулирует ее проявление (Богоявленская, 2002); что креативности можно учить, воспитывая установку, характерную для творческой личности (Стен-берг, Григоренко, 1997). Творческие способности рассматриваются как максимальное выражение способностей, поэтому в представленной нами иерархии они занимают верхнюю ступень. Поскольку творческие способности «есть системное проявление личностных качеств» (Шадриков, 2007, с. 322), и средовые влияния на креативность оказываются более значимыми, чем на интеллект (Д. В. Ушаков, 2003), есть основания отнести их к интеллекту личности.

Приведенный выше подход к иерархической структуре ЭИ отчасти устраняет противоречия между сторонниками представлений об эмоциональном интеллекте-способности и об ЭИ - черте личности, поскольку очевидно, что это различные уровни иерархической структуры эмоционального интеллекта. При этом снимается вопрос о возможности повышения эмоционального интеллекта, поскольку эмоциональная компетентность и эмоциональная креативность и представляют собой результаты его прижизненного развития.

Эмоциональный интеллект рассматривается в рамках концепции множественного интеллекта и трактуется как часть социально-практического интеллекта. В структуре эмоционального интеллекта целесообразно выделить внутриличностный и межличностный компоненты. Внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ) направлен на собственные эмоции, в то время как межличностный ЭИ (МЭИ) - на эмоции других людей. Внутри МЭИ и ВЭИ мы, вслед за Дж. Мейером, П. Сэловеем и Д. Карузо, выделяем такие структурные компоненты, как распознавание эмоций, понимание эмоций, управление эмоциями и фасилитацию мышления (таблица 2).

В структуре эмоционального интеллекта, по нашему мнению, можно выделить врожденные компоненты, обусловливающие эффективную обработку эмоциональной информации (флюидный ЭИ, эмоциональный интеллект как способность), и эмоциональные знания, умения и навыки, которые образуются прижизненно (кристаллический ЭИ, эмоциональная компетентность). Эмоциональная креативность, по нашему мнению, также относится к кристаллическому эмоциональному интеллекту, поскольку представляет собой прижизненную «надстройку» над эмоциональным интеллектом-способнос

тью, возникающую вследствие изменений в представлениях и нормах индивида на основе рефлексии индивидуального эмоционального опыта (Averill, 1999). Предлагаемая нами структура эмоционального интеллекта представлена в таблице 3.

Таблица 3

Структура эмоционального интеллекта

Уровни ЭИ \ Виды ЭИ Флюидный ЭИ Кристаллический ЭИ

Интеллект индивида

ЭИ как способность

ВЭИ         МЭИ

Интеллект субъекта деятельности

Эмоциональная компетентность
Внутрилич-        Межличност-ностная ЭК             ная ЭК
Интеллект личности Эмоциональная креативность

При таком подходе интегральный эмоциональный интеллект может рассматриваться как совокупность умственных способностей к обработке эмоциональной информации, а также знаний и умений, связанных с эмоциональной сферой. Подобный подход допускает возможность измерения эмоционального интеллекта, поскольку тестовые задания обычно обращаются не к способностям как таковым, а к умениям и знаниям, и его дальнейшего развития.

ЭИ личности является не чем иным, как свойством личности. Эмоциональный интеллект рассматривается нами как компонент интеллектуальной сферы личности. Уровень эмоционального интеллекта у конкретного человека зависит от того, насколько точны и конструктивны его ментальные репрезентации субъект-субъектных отношений.

Несмотря на то, что ЭИ, как показывают исследования, взаимосвязан с рядом личностных характеристик, по нашему мнению, было бы ошибкой отождествлять эмоциональный интеллект с данными свойствами личности (например, с составляющими Большой Пятерки), лишая ЭИ статуса самостоятельной психологической категории. Можно допустить, что структурные компоненты ЭИ связаны друг с другом через иные личностные свойства, которые в настоящее время описываются авторами «смешанных» моделей как составляющие эмоционального интеллекта.

Итак, в рамках синтетической теории эмоционального интеллекта ЭИ трактуется как системное проявление интеллектуальных способностей к анализу, обработке и использованию эмоциональной информации. Иерархическая структура эмоционального интеллекта, с одной стороны, включает интеллект индивида (ЭИ как способность), интеллект субъекта деятельности (эмоциональную компетентность) и интеллект личности (эмоциональную креативность). С другой стороны, в структуре эмоционального интеллекта целесообразно выделить внутриличностный и межличностный компоненты. Внут-риличностный эмоциональный интеллект направлен на собственные эмоции, в то время как межличностный ЭИ - на эмоции других людей. Таким образом, интегральный эмоциональный интеллект может рассматриваться как совокупность умственных способностей к обработке эмоциональной информации, а также знаний и умений, связанных с эмоциональной сферой.

Литература

Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей человека // Учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2002.

Дружинин В. Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона» // Психологический Журнал. 1998. Т. 19. № 2.

С. 61-70.

Петровская А. С. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности: Автореф. дис....канд. психол. наук. Ярославль, 2007.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.

Стенберг Р. Учимся думать творчески! 12 теоретически обоснованных стратегий обучения творческому мышлению / Р. Стенберг, Е. Григоренко // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997. С. 191-192.

Теплов Б. М. Способности и одаренность // Б. М. Теплов. Психология индивидуальных различий. М., 1961. С. 9-20.

Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Том. ун-та; М.: Барс, 1997.

Ушаков Д. В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: Изд-во ИП

РАН, 2003.

Шадриков В. Д. Психология деятельности и способностей человека. М.: Логос,

1996.

Шадриков В. Д. Способности человека. М.: Изд-во Акад. пед. и соц. наук,

Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во Ин-та практ. психологии,

НПО «МОДЭК», 1997. Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека. М.: Аспект - Пресс, 2007. Averill J. R. Individual differences in emotional creativity: structure and correlates //

Journal of Personality. April, 1999. Vol. 67:2. P. 331-371. Mayer J. D., Salovey P., Caruso D. Models of emotional intelligence / Ed. by

R. J. Sternberg // Handbook of intelligence. Cambrige, UK: Cambrige University

Press, 2000. P. 396-420.

<< | >>
Источник: А. Л. Журавлев, И. А. Джидарьян, В. А. Барабанщиков, В. В. Селиванов, Д. В. Ушаков. Психология человека в современном мире. Том 2. Проблема сознания в трудах С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, Л. С. Выготского. Проблема деятельности в отечественной психологии. Исследование мышления и познавательных процессов. Творчество, способности, одаренность (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Ответственные редакторы: А. Л. Журавлев, И. А. Джидарьян, В. А. Барабанщиков, В. В. Селиванов, Д. В. Ушаков. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН»,2009. - 404 с.. 2009

Еще по теме О СИНТЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И. Н. Андреева (Полоцк, Беларусь):

  1. О СИНТЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И. Н. Андреева (Полоцк, Беларусь)
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -