<<
>>

Тема V. Музыкальное творчество дошкольников как начальный этап труда музыканта (указать, какое творчество изучается — исполнительское или сочинительское)

-            План Введение.

1.  Психологическое содержание труда и возможности музыкального творчества в его реализации.

1.1.  Психологические признаки субъекта творческого труда.

1.2.  Психологические особенности детского труда и творчество.

1.3.  Работа музыканта в ее развитых формах.

1.4.   Музыкальная деятельность детей и возможности реализации в ней психологической структуры самосознания субъекта творческого труда.

2.  Экспериментальное изучение музыкального творчества детей,

2.1. Проблема, гипотеза, задачи исследования.

2.2.  Характеристика объекта экспериментального изучения.

2.3.  Методика исследования.

2.4.  Результаты исследования и их анализ.

2.5. Выводы. Заключение. Литература. Приложения.

Актуальность темы связана, с одной стороны, с особой чувствительностью дошкольного возраста к развитию музыкальных способностей (в том числе и способностей к сочинению музыки), а с другой стороны — с тем, что к детскому музыкальному творчеству взрослые относятся скорее как к игре, чем к труду, хотя примеры развития таких гениев, как Моцарт, Чайковский, Прокофьев показывают, что их музыкальное становление имело характер серьезного труда. Каков же характер этого труда современных детей? Можно ли его сравнить с трудом профессиональных музыкантов? Не убивает ли такой труд музыкальных дарований в детском возрасте? Ответы на эти вопросы имеют не только теоретическое, по и практическое значение, что делает исследование этой проблематики весьма актуальным.

Цель исследования — показать в сравнении психологическое содержание музыкальной деятельности дошкольников и труда взрослых музыкантов.

113

Задачи: 1. Адаптировать и применить методику фиксации компонентов самосознания субъекта творческого труда для изучения музыкальной деятельности взрослых музыкантов и детей.

2. Провести сравнительный теоретический анализ возможности проявления в музыкальной деятельности взрослых и детей полного объема психологических признаков самосознания субъекта творческого труда.

Гипотеза: В музыкальной деятельности детей может быть реализована полная психологическая структура самосознания субъекта творческого труда. (Альтернативную гипотезу сформулируйте самостоятельно.)

Предмет исследования — полный объем психологических признаков самосознания субъекта творческого труда в музыкальной деятельности дошкольника как «клеточка» творческого труда композитора (исполнителя) в момент ее возникновения в онтогенезе.

Объект изучения — взаимодействие ребенка с педагогом-музыкантом в процессе музыкального творчества.

Научная новизна исследования — впервые осуществлен подход к музыкальной деятельности как к начальному этапу в трудовом развитии будущего профессионального музыканта.

Теоретическая значимость работы — реализовано изучение начальных этапов развития творческих способностей музыканта с использованием психологической структуры самосознания субъекта творческого труда в качестве предмета исследования.

Практическое значение работы — предложена апробированная методика диагностики творческих музыкальных способностей детей, которая может использоваться в качестве рабочего инструмента музыканта-педагога.

Методика исследования (см. ее описание в Теме IV, включая и «Творческую книжку дошкольника»).

Литература

Аберт Г. Моцарт. М., 1987.

Арановский М.Г. Опыт построения модели творческого процесса композитора // Методологические проблемы искусствознания, М., 1975. С.125-140.

Барышева Т.А. Психологические особенности эмоциональных отношений младших школьников к музыкальным текстам: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. Л., 1964.

Бочкарев Л.Л. Психологические аспекты публичного выступления музыкантов-исполнителей // Вопросы психологии. 1975. № 1.

Буасье А. Уроки Листа. Л., 1964.

Вейс Д.

Возвышенное и земное. К., 1984 (о творчестве Моцарта).

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.

Григорян Л,А. От трех до семи: Музыкально-психологическое исследование. Ереван, 1986.

Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988.

Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М., 1986.

Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4.

Коган Г.М. Избранные статьи. М., 1985.

114

Коган Г.М. Работа пианиста. М., 1979.

Коган Г.М. У врат мастерства. М., 1977.

Нюрнберг М.В. Вольфганг Амадей Моцарт. М.( 1957.

Петрушин В. И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника // Вопросы психологии. 1986. № 1.

Пономарев Я.А. Психология творчества. М, 1976.

Попова Т.В. Моцарт. М., 1967.

Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. СПб., 1901.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 2. Гл. «Труд».

Тарасов Г.С. Психология музыкальной потребности // Психологический журнал. 1988. Т. 9. № 5.

Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1987.

Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. М., 1985. Т. 1.

Тютютшк В.И. О методах исследования творчества // Новые психологические исследования / Сост. В.И.Тютюнник. Великий Новгород, 1999. С.71—94.

Шулер Д. Если бы Моцарт вел дневник... Будапешт, 1963.

Эйнштейн А. Моцарт. Личность. Творчество. М., 1977.

Дополнительная литература к теме дана в разделе «Темы дипломных работ».

Тема VI. Театрализованные игры дошкольников как труд начинающего актера

План Введение.

1.   Психологическое содержание труда и возможности театрализованных игр детей в его реализации.

1.1.  Психологические признаки субъекта труда.

1.2.  Психологические особенности труда дошкольника.

1.3. Работа актера.

1.4.  Театрализованные игры детей и игра актера: обрее и особенное.

2.  Экспериментальное изучение актерского труда дошкольника в театрализованных играх.

2.1. Проблема, гипотеза, задачи исследования.

2.2 Характеристика объекта экспериментального изучения.

2.3. Методика исследования.

2.4.  Результаты исследования и их анализ.

2.5. Выводы. Заключение. Литература. Приложения.

Актуальность исследования определяется тем, что театрализованная игра детей, будучи по содержанию очень близка к развитым формам игры актеров, не получила психол oro-педагогического" анализа с точки зрения ее возможностей в развитии личности ребенка. Данное исследование ставит своей целью восполнить этот пробел.

Цель исследования — показать общее и особенное в театрализованных играх детей и актерской игре взрослых; раскрыть возможности театрализованных игр дошкольников в развитии личности ребенка.

Задачи: 1. Проанализировать игру актера с точки зрения ее соответствия психологическому содержанию творческого труда. 2. Сравнить театрализованную игру детей с психологическим содержанием труда акте-

115

pa (теоретический анализ). 3. Адаптировать методику фиксации психологических признаков самосознания субъекта творческого труда для изучения театрализованных игр детей. *

Гипотеза: В театрализованных играх детей возможна реализация полного объема психологических признаков самосознания субъекта творческого труда. (Альтернативную гипотезу сформулируйте сами.)

Предмет исследования — психологическая структура самосознания субъекта творческого труда в театрализованных играх дошкольников как «клеточка» творческого труда будущего актера в момент се возникновения в онтогенезе.

Объект изучения — взаимодействие ребенка с другими исполнителями ролей в театрализованных играх и со зрителями.

Научная новизна — впервые изучается театрализованная игра как генетически исходная форма труда актера, где развитое содержание творческого труда актера служит ключом для анализа его начальных форм.

Теоретическое-значение работы — предложен перспективный подход к изучению начальных форм детского творчества в театрализованных играх с позиций психологии творчества актеров.

Методика исследования (ее описание см. в Теме IV, включая и «Творческую книжку дошкольника»).

Литература

Актерское искусство сегодня: Рекомендательный библиографический указатель. М., 1982.

Актеры Малого театра о своем театре и труде: Рекомендательный список литературы 1967—1976. М., 1977.

Актеры о своем труде: Рекомендательный список литературы 1972—1976. М„ 1976.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. М., 1991.

Диагностика и развитие актерской одаренности / Под ред. Н.К.Черкасовой, Н.В.Рождественской. Л., 1986.

Ершов П.М. Режиссура как практическая психология (взаимодействие людей в жизни и на сцене). М., 1972.

Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М., 1969.

Ильинский И. Сам о себе. М., 1973.

Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1999.

Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М., 1986.

Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4.

Кристи Г.В. Основы актерского мастерства. М., 1970. Вып. 1. М., 1971. Вып. 2.

Паисо В.Х. Труд и талант в творчестве актера. М., 1972.

Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976.

Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. СПб., 1901.

Рубинштейн С.Я. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т. 2. Гл. «Труд».

Станиславский К.С. Работа актера над собой (любое издание).

Товстоногов Г.А. О профессии режиссера. М., 1967.

Тютютшк В.И. О методах исследования творчества // Новые психологические исследования / Сост. В.И.Тютюнник. Великий Новгород, 1999. С.71—94.

Ульянов М. Моя профессия. М.,1976.

116

Эфрос Л.В. Репетиция — любовь моя. М., 1979.

Эфрос А.В. Профессия — режиссер. М., 1979.

Дополнительная литература к Теме VI дана в раздело «Темы диплом! гых работ».

<< | >>
Источник: Тютюнпик В.И.. Основы психологических исследований: Учсб-Т 986 иое пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000—«Психология». М.: УМК «Психология»,2002. 208 с.. 2002

Еще по теме Тема V. Музыкальное творчество дошкольников как начальный этап труда музыканта (указать, какое творчество изучается — исполнительское или сочинительское):

  1. Тема V. Музыкальное творчество дошкольников как начальный этап труда музыканта (указать, какое творчество изучается — исполнительское или сочинительское)
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -