<<
>>

Тема 8. Соотношение влияния игры и труда на развитие личности дошкольника

План

Вся теоретическая часть плана дана в теме курсовой работы. 4. Экспериментальное изучение влияния игры и труда на развитие личности дошкольника.

4.1. Проблема, гипотеза, задачи исследования.

4.2. Характеристика объекта изучения.

4.3.  Методика исследования.

4.4.  Результаты констатирующей части эксперимента и их анализ.

4.5.  Методика формирующей работы.

4.6.  Результаты опытной работы и их анализ.

4.7. Выводы. Заключение. Литература. Приложение.

Актуальность исследования, цель, задачи (теоретические), гипотеза, предмет, объект изучения, научная новизна, теоретическое и практическое значение даны в теме курсовой работы. Здесь даются задачи экспериментальной части и методика исследования.

Задачи: 1. Разработать критерии проявления новообразований личности ребенка в сюжстно-ролевой игре и труде и шкалу их измерения.

2. Провести исследование проявления у одних и тех же детей личностных характеристик в сюжетно-ролевой игре и труде (констатирующий этап) и после формирующей работы в опытной группе (копт-рольный этап).

3. Разработать методику развития сюжетно-ролевой игры и творческого труда и организовать опытную педагогическую работу в одной из групп.

Методика исследования. В качестве методики исследования предлагается разработанные нами критерии уровней проявления личности ребенка в игре и труде. Каждому уровню, на наш взгляд, должен соответствовать определенный тип взаимодействия взрослого с ребенком (прямого научения, совместно-разделенной деятельности и т.д.). Выявление этих уровней может быть осуществлено с использованием комплекса методов: 1) экспертных оценок: с критериями каждого уровня независимо друг от друга знакомят воспитателей, работающих в группе и просят их дать характеристику проявления этих критериев у каждого ребенка. Данные фиксируются в протоколе; 2) наблюдения за играми и трудом детей (обращается внимание на характер взаимодействия взрослого с детьми).

131

Уровни проявления личности дошкольника в игре

Уровень прямого научения игре Уровень совместно-разделенной деятельности со взрослым Уровень руководстве вэрЬслым самостоятельной деятельностью ребенка Уровень самостоятельной (отобразительной или творческой) игры
Отражение де йствител ьности крайне бедно, часто искажено. Отражение действительности носит ситуативный характер, отражается только внешняя сторона деятельности взрослых. Отражение

действительности формально, односторонне.

Действительность отражает творчески, содержательно.
Игру до конца не доводит, переключается на другую игру. Игру доводит до конца только с участием взрослых. Игру доводит до конца не всегда. Игру доводит до логического конца.
С организатором не соглашается, уходит из игры. С организатором не соглашается, спорит, но под влиянием воспитателя или детского коллектива подчиняется игровым правилам. Соглашается с организатором, предлагает свои идеи. Предлагает сюжет игры, готовит обстановку, управляет содержанием. Хороший организатор.
Сотрудничать не умеет, часто мешает играть детям. Ярко выражена игра "рядом", не согласовывает своей игры с игрой детей.
Сотрудничество не всегда устойчиво, иногда спорит. Доброжелательно относится к товарищам по игре.
Правил не знает и не соблюдает. Правила знает плохо, выполнение их идет по принципу подражания другим детям. Правила знает хорошо, но не всегда соблюдает. Соблюдает игровые правила и требует их соблюдения от других.
Вопросы не' возникают, интерес отсутствует. Сам не спрашивает, но слушает с интересом. Вопросы возникают редко, но интерес проявляет. В процессе игры возникают вопросы к взрослым по содержанию игры.
Отказывается делать атрибуты, не интересуется работой. Неохотно соглашается

делать игровые атрибуты, начинает ифать неопределенными атрибутами.

Помогает делать атрибуты,но инициативы не проявляет. Возникает потребность самостоятельно изготовить атрибуты для игры.
Мотив - в самом процессе независимо от 1 содержания. Мотив - действовать "как взрослые", а также в самом процессе игры. Мотив -действовать "как взрослые". Мотив - действовать "как взрослые".

132

Уровни проявления личности дошкольника в труде

Уровень Уровень Уровень Уровень
прямого совместно- руководства самостоятельной
научения труду разделенной взрослым деятельности
деятельности со самостоятельной
взрослым деятельностью
ребенка
Отношение к Эмоциональное Эмоциональное Ярко выражено
труду состояние состояние чаще положительное
безразличное. неустойчиво: положительное. эмоциональное
положительное состояние при
сменяется выполнении
отрицательным. трудовых действий.
Услуг не Услуг не предлагает, Услуги предлагает Охотно сам
предлагает и не но охотно принимает. избирательно и предлагает услуги
принимает. неохотно товарищам и
предлагает их сам. взрослым, принимает
их от других.
Уклоняется от Изъявляет желание Изъявляет Изъявляет желание
предложений работать, но не умеет желание трудиться трудиться сверх
работать. и быстро остывает. в тех случаях, заданного.
когда испытывает
интерес.
Сотрудничать не Ярко выражен "труд Сотрудничество Доброжелательно
умеет. рядом", не обращает неустойчиво: относится к товарищам
внимания на детей, возникают по совместной
действующих рядом.
конфликты. деятельности.
Трудовые навыки Трудовые навыки Имеет удовлетво- Имеет хорошие
отсутствуют. сформированы слабо. рительные трудовые навыки,
трудовые навыки. знания, умения
Правил не знает. Правила знает плохо, Правила знает Хорошо знает
выполнение их идет по хорошо, но правила поведения
принципу подражания, выполняет не во время труда и
неустойчиво. всегда. выполняет всегда.
Работу до конца Работу до конца Доводит работу до Работу всегда
не доводит. доводит только с конца, если она доводит до конца.
помощью взрослых. ему интересна.
Мотив - в Мотив ¦ делать "как Мотив—делать Мотив - сделать "как
процессе взрослые" или в самом "как взрослые". взрослые", но по-
независимо от процессе труда вместе с своему.
содержания. взрослым.

Тема II. Начальные этапы трудового развития ребенка

План и основные позиции темы представлены в разделе курсовых работ. В дипломной работе должен быть отражен ход и результаты опытной работы в лонгитюдном психолого-педагогическом эксперименте, в котором прослежены начальные этапы трудового развития одних и тех же детей.

Тема III. Начальные этапы развития ребенка как субъекта производительного труда

Данная тема в дипломной работе должна охватывать разные виды труда детей, в которых реализуется психологическая структура созна-

г .                               133

ния субъекта производительного труда. Исследование должно быть лон-гитюдным. В остальном — требования общие.

Тема IV. Психолого-педагогические условия развития

сознания субъекта творческого труда в изобразительной

деятельности дошкольников

Задачи: 1. Провести формирующую работу по развитию компонентов самосознания субъекта творческого труда у детей в лонгитюдном исследовании (ее начало во второй курсовой работе, которая может выполняться на 3 курсе).

План (дополняется в экспериментальной части)

2.5.  Методика формирующей работы.

2.6.  Ход и результаты опытной работы и их анализ.

2.7.  Выводы и рекомендации.

Методика формирующей работы:

1—2. Стремление ребенка действовать оригинально поддерживается взрослыми: они с восхищением подчеркивают отличие результатов детей друг от друга по тем или иным основаниям. При этом взрослые реагируют на творческие успехи ребенка, поощряя попытки детей действовать оригинально, по-своему.

Взрослые создают материальные условия для детского творчества. Предметное окружение детей в современном обществе ограничено игрушками, с которыми дети действуют в воображаемом плане — «как будто». Такие действия не оставляют материальных следов, что делает невозможным закрепление в сознании ребенка особенностей материала, способов действий с предметами, средствами деятельности. Когда ребенок действует с реальными предметами в реальном, а не воображаемом плане (это не значит, что воображение отсутствует в деятельности, скорее наоборот, оно носит не воссоздающий, а продуктивный, творческий характер, в чем можно убедиться, сравнив его появление в сюжетно-ролевых играх типа «войнушки» и в продуктивных видах деятельности), то он практически осваивает человеческую культуру, ибо теоретическое ее освоение в этом возрасте — нонсенс. Поэтому ребенок должен иметь возможности для создания чего-то материального, в чем опредмечиваются особенности ребенка и он их «осязает» в результатах своей деятельности, они «зримо» предстают перед ним и он видит, что это ОН сделал, что он МОЖЕТ. Так рождается самосознание личности, которое в дальнейшем становится регулятором саморазвития личности. К материальным условиям развития творческих способностей детей относятся краски, кисти, холст, картон или бумага в рисовании; музыкальные инструменты для занятий музыкальным творчеством; мягкие породы дерева, шишки, желуди, каштаны и другой природный материал для поделок и т.д. Материальные условия должны соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям ребенка: нельзя предлагать ребенку игрушечное пианино, когда он способен, а главное хочет играть на настоящем.

Организационные условия предусматривают предоставление возможности заниматься «любимым занятием» под руководством мастера в этой области. Л.С.Выготский ввел такие понятия, как «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития» ребенка. Под первой понимают способность ребенка самостоятельно справляться с задачами определенной

134

степени трудности. Под второй — способность ребенка решать задачи более высокой степени трудности, но при участии взрослого в их совместной деятельности. Таким образом, взрослый своим участием и помощью создаст «зону ближайшего развития» ребенка и в последующем ребенок решает задачи такой степени трудности уже сам.

При анализе под этим углом зрения творческих занятий детей под руководством мастеров своего дела, возникает необходимость введения такого понятия, как «зона личностного развития» ребенка. Под последней понимается решение ребенком задач такой степени трудности, которые могут решаться при участии в деятельности ребенка не любого взрослого, а только профессионала в этой области — художника, музыканта и т.д. Таким образом, уже в начале своей творческой деятельности под руководством профессионала высокого уровня ребенок получает высочайшие образцы творчества, которые становятся целями его собственной деятельности, и он может осваивать способы их достижения.

Также следует выделить психологические условия развития творческих способностей детей. Речь идет об учете индивидуальных склонностей и способностей к различным видам деятельности. Диагностика индивидуальных различий между детьми возможна, на наш взгляд, в ходе естественного лонгитюдного эксперимента с использованием специального дневника — «Творческой книжки дошкольника», — в котором отмечаются успехи детей в разных видах деятельности. Для этого ребенку обеспечивают участие в разных видах деятельности, чтобы избежать навязывания какой-то одной из них по желанию родителей. (Описание «Творческой книжки дошкольника» и порядка работы с ней см.: Тема IV в разделе «Темы курсовых работ».)

3.  Предвосхищение оригинального результата деятельности становится возможным при условии ознакомления детей с образцами творчества людей в различных областях и практических попыток детей получить собственные результаты. Большую роль в этом играет случай.

4.  Пониманию оснований, по которым деятельность оригинальна, детей можно научить с использованием такого дидактического приема, как «лесенка*, на «ступеньках» которой размещаются основания оригинальности деятельности: 1) замысел, цель; 2) предмет труда, материал; 3) средства труда, инструменты, оборудование; 4) способы исполнения (выполнения); 5) значение результата.

С детьми проводится педагогическая работа, в ходе которой рассматриваются конкретные творческие процессы с опорой на «ступеньки».

1-я ступенька: Был ли замысел этой работы оригинальным, новым, необычным? Если ответ положительный, то на ступеньку ставят красный кружок, если ответ отрицательный — белый.

2-я ступенька: Использовался ли в работе необычный, оригинальный материал для получения результата?

3-я ступенька: Применялись ли новые, оригинальные инструменты, оборудование?

4-я ступенька: Использовались ли оригинальные способы действия, было ли оригинальным исполнение?

5-я ступенька: Является ли результат оригинальным? Имеет ли он новое значение?

Можно рассмотреть реальные или сказочные ситуации, например из мультфильма «Каникулы в Простоквашиио», где кот Матроскин

135

придумал есть бутерброд колбасой вниз. Что это — творческий труд или творческое потребление? Применим наши основания. Анализ показывает, что кот Матроскин придумал способ удовлетворения известной потребности известным продуктом — бутербродом с колбасой. Но он прав — если бутерброд класть на язык колбасой, а не хлебом, как принято, то он вкусней. Сейчас многие дети, да и взрослые, едят бутерброд так, как придумал кот Матроскин. Таким образом, мы имеем производительный (ведь он имеет значение для потребностей других людей) творческий (по способу исполнения) труд. 1 5. Аффективное переживание предвосхищаемого оригинального результата формируется у детей путем специально усиленного (без фальши) эмоционального восхищения оригинальными произведениями в присутствии детей. При этом внимание детей обращается на красоту произведений, основания их оригинальности.

6.  Стремление довести работу до получения оригинального результата (волевой компонент) формируется у ребенка путем поощрения его усилий, помощи в затруднительных ситуациях без доделывания за него, что чаще всего имеет место.

7. Аффективное переживание невозможности довести дело до получения оригинального результата формируется путем эмоционального реагирования взрослых: чтобы показать ребенку свое огорчение тем, что работа получилась шаблонная, без «изюминки», они могут оказаться в такой ситуации как в действительности, так и создать ее. Так же эмоционально  взрослые реагируют на результат деятельности ребенка — радуются вместе с ним оригинальности результата, а если он нетаков, то помогают ребенку сделать его оригинальным.

8. Знание возможностей средств и предметов труда или придумывание новых является результатом сотворчества детей и взрослых. Большую роль здесь играет случай: когда ребенку недостает знаний, он действует «методом проб», который порождает не только ошибки, но иногда и новые  результативные способы действий. Задача взрослого заключается в том, чтобы закрепить необходимые знания, по и не отбить охоту к самостоятельным «пробам».

9.  Владение умениями и навыками достигается упражнениями при участии взрослых. Иногда дети случайно придумывают более экономные и Целесообразные способы действий с известными средствами и предметами деятельности. Не следует спешить запретить их только потому, что они непривычны для взрослых. Надо посмотреть, что они дают ребенку, как они ему «даются». В ходе упражнений следует давать пояснения, почему нужно действовать именно так с тем или иным инструментом и материалом.

В этой связи вспоминается курьезный случай из моей практики.

Я учил детей 7-го года жизни выпиливать лобзиком и объяснял, что если заготовка зажимает пилку лобзика, то не надо прилагать силу, а надо поискать такое положение заготовки, слегка поворачивая ее в одну и другую стороны, при котором пилка освободится и можно будет снова пилить. Однажды за работой детей пришли наблюдать студенты и у Жени 3. (6;8) зажало пилку. Одна из студенток, видя затруднение мальчика, предложила помочь: «Давай я тебе помогу, у меня же силы больше». На что Женя снисходительным тоном заметил: «Здесь сила не нужна. Здесь ум нужен*.

136

10. Аффективное переживание наличия или отсутствия знаний, умений, придумывания новых способов действий возникает у детей вследствие соответствующих эмоциональных реакций взрослого: огорчения, когда что-то не получается и у ребенка, и у самого взрослого («Вот досада, не умею как следует делать» — говорит при этом взрослый), радости, если дело ладится («Видишь, как у тебя хорошо получилось. Ни у кого так не получается»).

11.  Понимание места своего результата и его значения достигается проведением педагогической работы по обучению детей ориентировке в общественном значении труда. Первые два этапа этой работы были описаны выше (см. методики формирующей работы в Темах курсовых работ II и III). На третьем этапе детей учат пониманию необходимости общественного разделения труда. Дети учатся устанавливать связи междgt; трудом людей разных профессий. С этой целью детям предлагают рассмотреть воображаемые ситуации:

, а) Если бы все люди стали заниматься каким-то одним делом, например, все стали бы варить или шить. С использованием «лесенки» рассматриваются такие ситуации и дети убеждаются, что такое невозможно, когда «поднимаются» по «ступенькам» к предмету и средствам труда.

б)  Если бы исчез какой-то из видов труда. Анализ таких ситуаций показывает невозможность исчезновения многих видов труда, так же как и ненужность некоторых из существующих. Таким образом, дети учатся понимать необходимость и важность общественпого разделения труда,  видеть разницу в труде людей разных профессий. После этого они могут и свою деятельность сделать предметом анализа и сравнения, что позволит им увидеть значение и отличительные особенности результатов своей деятельности в сравнении с другими.

в)  Сравнение произведений музыкального, художественного, литературного, театрального, циркового и других видов творчества в исполнении разных профессиональных артистов и установление своеобразия каждого из них в сопоставлении с собственными достижениями.

12.  Аффективное переживание места своего результата среди других, — т.е. переживание своей личности, — формируется у ребенка путем соответствующих эмоциональных реакций взрослых, которыми должно выражаться восхищение успехами ребенка, уважение к результатам его деятельности, их оценка, сравнение с образцами творчества других людей.

Литература

Астахов А.И. Воспитание творчеством. М., 1986.

Волков И.П. Рекомендации по введению системы внеклассной работы, направленной на выявление, развитие и учет склонностей и способностей школьников. М., 1987.

Волков И.П. Учим творчеству. М., 1982.

Голицын Г.А., Петров В.М. Информация — поведение — творчество. М., 1991.

Горунович Е.Б. Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе деятельности и ручного труда: Автореф. дис.... канд. пед. наук. Минск, 1986.

Грибовская А.А. Воспитание творческой активности у детей 4—7 лет средствами народного декоративного искусства: Автореф. дис.... канд. пед. паук. М, 1988.

Дмитриева Е.Н. Педагогические условия формирования изобразительного творчества у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1990.

137

Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М., 1985.

Рыбкин А. Т. Взаимосвязи занятий декоративно-прикладным искусством с трудовым обучением младших школьников: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1987.

Смирнова Р.Н. Роль народного декоративно-прикладного искусства в развитии творчества детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М,, 1978.

Халезова Н.Б. Развитие творческих способностей у детей 6—7 лет при обучении лепке: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1968.

Тема V. Музыкальное творчество дошкольников как начальный этап работы музыканта

План (дополняется в экспериментальной части)

2.5.  Методика формирующей работы.

2.6.  Результаты опытной работы и их анализ.

2.7.  Выводы и рекомендации.

Задачи: Осуществить формирующую работу по развитию компонентов самосознания субъекта творческого труда в музыкальной деятельности дошкольников.

Методика формирующей работы (см. ее описание в Теме IV раздела «Темы курсовых работ»).

Литература

Акишев СВ. Активизация творческих проявлений в танце старших дошкольников: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1989.

Астахов А.И. Воспитание творчеством. М., 1986.

Васцлькевич Х.Н. Формирование у младших школьников творческого музыкального мышления: Автореф. дис.... канд. пед. наук. К., 1982.

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. М., 1981.

Волков И.П. Рекомендации по введению системы внеклассной работы, направленной на выявление, развитие и учет склонностей и способностей школьников. М., 1987.

Волков И.П. Учим детей творчеству. М., 1982.

Голицын Г.А., Летров'В.М. Информация — поведение — творчество. М., 1991.

Горшкова Е.Н. Обучение языку движений как средство формирования у дошкольников музыкально-двигательного творчества: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1989.

Готсдинер А.Л. Генезис и динамика формирования способности к восприятию музыки: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1989.

Давыдова Г.А. Творчество и диалектика. М., 1976.

Детское творчество / Отв. ред. Н.Н.Конина. М., 1970.

Капишников Н.А. Музыкальный момент: рассказ о школьном оркестре народных инструментов. М., 1991.

Лаптев И.Т. Формирование музыкальных способностей младших школьни-крв в процессе игры на элементарных инструментах: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1986.

Мжкявичюс К.А. Содержание обучения и методы приобщения дошкольника (4—7 лет) к игре на детских музыкальных инструментах: Автореф. дис.... канд. пед. наук. М., 1883.

Новицкая Л.П. Влияние различных музыкальных жанров на психологическое состояние человека // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 6.

Организация оркестра в детском саду: Метод, рекомендации. Минск, 1973.

Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М., 1980. № 7.

Рейнгбальд Б. Как я обучала Эмиля Гилельса // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. М.; Л., 1966.

Улыбышев Д.А. Новая биография Моцарта. М.; Л., 1980. Т. 1.

138-

Ходькова А.И. Формирование песенного творческого процесса у детей 6— 7 лет: Автореф. дис. .. канд. пед. наук. М., 1974.

<< | >>
Источник: Тютюнпик В.И.. Основы психологических исследований: Учсб-Т 986 иое пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000—«Психология». М.: УМК «Психология»,2002. 208 с.. 2002

Еще по теме Тема 8. Соотношение влияния игры и труда на развитие личности дошкольника:

  1. 4.2. Темы курсовых работ Тема 8. Соотношение влияния игры штруда на развитие личности дошкольника
  2. Тема X, Влияние труда в природе на развитие экологического сознания дошкольника (цветоводство, огородничество, птицеводство, кролиководство)
  3. Тема XII. Соотношение основных форм труда на начальных этапах онтогенеза (сравнительный анализ соотношения потребительного, производительного и творческого, труда детей)
  4. Тема VII. Психолого-педагогические условия.развития сознания субъекта труда в спорте дошкольника
  5. Тема IV. Психолого-педагогические условия развития сознания субъекта творческого труда в изобразительной деятельности дошкольника
  6. Тема VII. Психолого-педагогические условия развития сознания дошкольника как субъекта труда в спорте (Указать вид спорта: фигурное катание, художественная гимнастика, теннис и т.п.)
  7. Тема VI. Театрализованные игры дошкольников как труд начинающего актера
  8. Тема V9 Шахматы как средство формирования творческой личности дошкольника
  9. Тема V. Музыкальное творчество дошкольников как начальный этап труда музыканта (указать, какое творчество изучается — исполнительское или сочинительское)
  10. Тема IX. Словесное творчество как фактор трудового развития дошкольников
  11. Тема IX. Словесное творчество как фактор трудового развития дошкольников
  12. Г. Н. Казаручик ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ лИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
  13. ТЕМА ИГРЫ: «ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ» ЦЕЛИ ИГРЫ:
  14. Тема 1 МЕСТО И РОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА
  15. Тема III _ Начальный этап развития ребенка как субъекта производительного труда
  16. § 2. Влияние семейной лликросрелы на развитие личности ребенка
  17. Роль активности самой личности в собственном развитии. Внешние и внутренние факторы развития личности. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания
  18. Т. Г. Богданова, Н. В. Мазурова ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ГЛУХИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -