ТИПОЛОГИЯ ЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИИ НА ОСНОВЕ СУБЪЕКТНОГО ПОДХОДА К ЛИЧНОСТИ Е. Ю. Коржова (Санкт-Петербург)
Вшколе С. Л. Рубинштейна разработан подход к личности как к субъекту жизненного пути. Исторически формирование данного подхода связывается с решительным поворотом С. Л.
Рубинштейна от универсализации деятельностного подхода, понимания деятельности как движущей силы развития личности к поиску внутренних детерминант человеческой жизни. К. А. Абульханова пишет: «Если в 30-х годах Рубинштейн видит объективный подход к личности в том, чтобы исследовать внешние проявления внутреннего, то в 50-е годы (вопреки существующей идеологии и социальной практике, которая сводила личность к „винтику" и утверждала ее абсолютную зависимость от социума) Рубинштейн решает принципиально иную задачу: отстоять в научной теории роль внутренних детерминант, т. е. исходящих от самой личности, раскрыть ее качество как субъекта» (Абульханова, 1997, с. 282). Была предложена новая формула принципа детерминизма: внешнее преломляется через внутреннее, выступающее, в свою очередь, в качестве детерминант внешнего. Общий принцип структурного анализа человека как субъекта был обоснован С. Л. Рубинштейном еще в 1922 г. в характеристике принципа творческой самодеятельности. Было показано, что субъект в творческой самодеятельности не только обнаруживается, но и созидается (Рубинштейн, 1989). В 1957 г. С. Л. Рубинштейн обосновывает свой тезис о том, что бытие существует независимо от субъекта, но соотносительно с субъектом оно выступает в качестве объекта. Развивая эту мысль, далее в последней работе «Человек и мир» С. Л. Рубинштейн излагает важнейшие для психологии мысли: человек, будучи конечным существом, включается в бесконечный мир в следующих качествах: «.. .1) бытие, преобразующее реальность; 2) как переходящее в форму идеального существования» (Рубинштейн, 1973, с. 344).Рассматривая жизнь человека как осуществление себя, С. Л. Рубинштейн выходит к категории смысла жизни.
Вопрос о смысле жизни - это вопрос об отношении Человека и мира, центральная онтологическая проблема. Специфика человеческого существования состоит в самоопределении и определении других. Бытие обретает смысл, выступая в качестве соотносимого с человеком мира. Из объективного отношения человека к миру и человечеству вытекает его субъективное отношение, его ценности - то, что для человека значимо в мире. Наличие ценностей - выражение небезразличия человека к миру. Смысл жизни зависит от того содержания, которое сам человек придает своей жизни.Человек постоянно включен в ситуацию - и постоянно выходит за ее пределы. Он рассматривается С. Л. Рубинштейном как субъект жизни, осознающий мир (включающий себя) и самого себя. Это онтологический план отношения человека к миру. Таким образом, внутренний мир организуется благодаря единству человека с внешним миром, который он познает и в котором действует. Способ осуществления своей жизни, способ проявления активности и характеризуют личность.
В работе «Человек и мир» С. Л. Рубинштейн проявление человеческой активности рассматривает не только в привычно описывающемся деянии, но и в созерцании как диалектической противоположности деятельности. Это практическое и гносеологическое отношение к миру выступает как разнонаправленные векторы, характеризующие различную модальность и качество (Абульханова-Славская, Бруш-линский, 1989). Созерцание не является пассивным, оно равноправно действию. Это активное раскрытие сущности объекта, включающее познавательное, этическое отношение к бытию. Жизненный путь личности - это ее история, не сводимая просто к ряду внешних дел. Главным является способ включения в историческое развитие. В становлении человека как субъекта (в его субъектном развитии) человек проходит путь по направлению к высшему уровню своей субъективности. Это строительство высших уровней человеческой жизни, жизнь как совершенствующийся, а не изживающий себя процесс. Субъектное развитие - это осуществление своей жизни, учет всех возможностей, а не реализация жизни как данности.
Бытие как становление приводит к постановке вопроса об активности человека как объективной закономерности, а не субъективного произвола. Достижение жизни на высшем уровне возможно благодаря сознанию и нравственности. Сознание характеризует способность субъекта к рефлексии, влияющей на способ жизни. Оно позволяет человеку изменять свою жизнь в соответствии со смыслом жизни.При разработке нашей концепции человека как субъекта жизнедеятельности и его познания мы во многом опирались на подход к человеку и личности, предложенный С. Л. Рубинштейном, привлекая также ситуационный подход, учитывая тот факт, что жизненная ситуация выступает в качестве посредника человека и мира, способствуя проявлению субъектных свойств. Согласно этой концепции, по отношению к жизнедеятельности в качестве объекта выступают дискретные жизненные ситуации, в которые вступает человек на протяжении своей жизни. Процесс жизнедеятельности может быть представлен в виде цепочки взаимодействий человека с жизненными ситуациями. Человек как субъект жизни - активный ее участник, тем самым «выстраивающий» собственное бытие, что и определяет его уникальность, качественное отличие от других живых существ. В соответствии с концепцией возможно рассмотрение четырех основных феноменов субъектности: субъект-объектные ориентации в жизненных ситуациях, внутренняя картина жизнедеятельности, выбор стратегий поведения, их взаимосвязь в поле жизнедеятельности. Субъект-объектные ориентации в жизненных ситуациях представляют собой базовые жизненные ориентации человека, задающие направление реализации в жизнедеятельности потенциала субъектности и определяющие меру активности человека в созидании своей жизни. Внутренняя картина жизнедеятельности (интериоризованная субъектность) - это динамичная психологическая характеристика, обусловленная возможностью «взгляда изнутри» на свою жизнь, своеобразный «внутренний срез» жизнедеятельности, целостный образ своего бытия, различных его уровней. Событийная наполненность внутренней картины жизнедеятельности различается по содержанию и «весу» событий в соответствии со сферами жизнедеятельности.
Выбор стратегий поведения (экстериоризованная субъектность) характеризует внешнее выражение взаимодействия человека с жизненной ситуацией, ее освоение. Выбор стратегий поведения также может быть рассмотрен в соответствии с уровнями жизнедеятельности. Они могут быть соматически ориентированными, ориентированными на внешний и внутренний мир, а также, в зависимости от степени выраженности, адаптивными или дезадаптивными - как в трудных ситуациях, так и в ситуациях, приносящих удовлетворение. Поле жизнедеятельности - определенным образом структурированная взаимосвязь внутренней картины жизнедеятельности и выбора стратегий поведения, характеризующих индивидуально-психологические особенности жизнедеятельности как единства человека с жизненными ситуациями. Поле жизнедеятельности и обусловливает, главным образом, особенности поведения. Внутренняя картина жизнедеятельности и выбор стратегий поведения актуализируются в проблемной жизненной ситуации, которую человек стремится разрешить.Для психологии личности оказалось эвристичным прежде всего обращение к явлению жизненных ориентаций и разработка их типологии, получившей впоследствии дальнейшее развитие. Выбор жизненных ориентаций как жизненное самоопределение рассматривается нами в качестве определяющего момента жизненного пути личности. В наших исследованиях жизненных ориентаций (Коржова, 2002) эмпирически были выделены их базовые компоненты. Их изменчивость, внутренний локус контроля, направленность на освоение внутреннего мира, подвижность свойственны личности с активной жизненной позицией (субъектная ориентация), а противоположные качества - стабильность, внешний локус контроля, направленность на освоение внешнего мира, инертность - описывают личность с пассивной жизненной позицией (объектная ориентация).
Личность с активной жизненной позицией отличается внутренней детерминацией жизнедеятельности. Человек проявляет себя как субъект. «Субъектная» ориентация характеризуется, по нашим данным, выраженностью таких качеств, как гибкость, общая интер-нальность, интернальность в области достижений и неудач, а также широтой временной трансспективы, сопровождающейся «чувством радостной наполненности жизни».
Личность с пассивной жизненной позицией характеризуется детерминацией жизненного пути преимущественно внешними жизненными обстоятельствами как его объектами. Объекту уподобляется и сам человек. Источник жизнедеятельности находится вне человека. «Объектная» ориентация сопровождается ригидностью, общей экстернальностью, экстернальностью в области достижений и неудач, узостью временной перспективы, отсутствием чувства полноты жизни.
Помимо этой одномерной типологии (пассивная - активная жизненная позиция), возможна еще одна типология - двухмерная -благодаря особой группировке базовых компонентов жизненных ориентаций в два независимых основания новой типологии. Первое - жизненное творчество, преобразующая жизненная активность -включает взаимосвязанные жизненные изменчивость, подвижность, направленность на освоение внутреннего мира. Наиболее близким термином из имеющихся в литературе является «жизнетворчест-во» - характеристика творческой направленности, или жизненной позиции личности. Второе основание типологии совпадает с одним из базовых компонентов жизненных ориентаций - жизненным локусом контроля, характеризующим ответственность личности. Локус контроля объясняет склонность к интерпретации значимых событий как результата действия внешних сил - судьбы, обстоятельств, других людей (экстернальный, внешний локус контроля, низкий уровень субъективного контроля) либо своей собственной активности (интернальный, внутренний локус контроля, высокий уровень субъективного контроля). В пространстве между двумя осями (жизненное творчество и жизненный локус контроля) располагаются четыре базовых личностных типа в соответствии с основными четырьмя типами жизненной позиции: преобразователь, гармонизатор, пользователь и потребитель жизни. Преобразователь и потребитель характеризуют крайние варианты активности жизненной позиции личности: максимально активную у преобразователя и максимально пассивную у потребителя. Гармонизатор и пользователь, как правило, типы, промежуточные между ними, описываются через сочетание жизненного творчества и низкой жизненной ответственности.
Эмпирически были изучены жизненные цели ярких представителей типов, особенности отношения к событиям жизни и выбора стратегий поведения, а также другие психологические характеристики (Коржова, 2002, 2006а). Эти данные в дальнейшем были дополнены более глубоким анализом особенностей каждого типа на примерах из мировой художественной литературы (Коржова, 2004б). Типология получила также развитие при изучении личности в творчестве А. П. Чехова (Коржова, 2006б), Н. В. Гоголя (Коржова, 2009а), в биографиях русских мыслителей (Коржова, 2009б). Соответственно расширялись схемы анализа психологических характеристик типов.
На основании выявленных психологических типов и их отличительных особенностей разработаны психологические характеристики типов. Соответствие этих психологических типов и модели личности в различных психологических концепциях описано нами ранее (Коржова, 2004а, 2004б), как и более развернутые характеристики типов
(Коржова, 2004б, 2006а, 2006б, 2009а, 2009б).
Тип преобразователя представляет личность с чрезмерно активной жизненной позицией («субъектная» модель личности), отличающейся выраженным жизненным творчеством и высокой ответственностью. Главной ценностью является собственное «Я» и его раскрытие, и потому это самоутверждающаяся личность, жаждущая самовыражения («самореализатор»). Самовыражение личности преобразователя происходит в творчестве, любви или в жизненных удовольствиях.
Тип потребителя представляет личность с чрезмерно пассивной жизненной позицией («объектная» модель личности), что при выраженном жизненном приспособлении и низкой ответственности соответствует личности «обывателя», чуждого творчества и «вечных вопросов».
Тип пользователя представляет прагматичную, чрезмерно приспосабливающуюся личность, стремящуюся к комфорту, которая отличается выраженными адаптивными тенденциями и высокой ответственностью («гомеостатическая» модель личности). Приспособление к обстоятельствам происходит с целью достижения равновесного состояния благодаря обретению материальных благ, накоплению денег, сознанию власти при функциональном отношении к людям. Это энергичный человек, живущий настоящим, рационалист, прагматик, с практичным изобретательным умом, деловитый и целеустремленный.
Тип гармонизатора представляет творческую личность с созерцательной жизненной позицией («гетеростатическая» модель личности). При выраженном жизненном творчестве и низкой ответственности этот тип представляет личность в «безудержном полете», стремящуюся к самосовершенствованию, но ориентированную на собственное «я». Человек такого типа отличается богатым воображением, мечтательностью, непрактичностью.
Ситуативно-целостная личность может быть адаптивной или творческой в зависимости от конкретной ситуации. Это личность, стремящаяся к сознательной саморегуляции при отсутствии выраженного духовно-нравственного стержня и потому внутренне противоречивая и непоследовательная в поступках.
Личность «не-алиби в бытии», претендующая на внутреннюю целостность благодаря осознанному нравственному идеалу, выбирает жизненный путь «к раю на земле», т. е. через осмысление земного бытия. Тип может быть иначе назван «благородный чудак». Личность этого типа отличается уравновешенностью жизненных ориентаций при ограниченной «земной духовности». Это человек, в полной мере чувствующий свою причастность к земному бытию, которое для него осмыслено благодаря глубокой вовлеченности, выраженному небезразличию. Это человек, для которого счастье других важнее всего - «странный» для других, отличающийся смирением, кротостью, простотой, наивностью. Термин «не-алиби в бытии» принадлежит М. М. Бахтину в раскрытии единства человека и мира через причастность к нему.
Внутренне-целостной личности духовного человека свойственна уравновешенность жизненных ориентаций при наличии выраженного духовно-нравственного стержня. Данный тип личности характеризуется сознательной ориентацией на духовные ценности и возможностью сознательного достижения гармоничности и целостности на пути к духовному идеалу через осмысление бытия и за пределами земной жизни. Это личность, преодолевающая свойственную всем людям противоречивость в сознательном бесконечном духовном росте, в самосовершенствовании как постоянной работе над собой (с волевым преодолением препятствий на пути к идеалу, видимому в Боге, в стремлении достичь Богоподобия в процессе личного бытия). Это придает глубокую осмысленность жизни, переживание радости, гармонии с миром в любви к Богу и всему, что Он создал. Такого человека отличают обостренное нравственное чувство, смирение, сострадание и любовь ко всем, проявляющиеся в поступках добра и милосердия, духовной помощи. Свободный в нравственном самоопределении, он сознательно делает выбор в пользу добра в соответствии с Божьими заповедями; полагающийся на волю Божью, он вместе с тем в полной мере несет ответственность за свои поступки. Это личность предстает как человек, не ограниченный земной природой, имеющий уникальную возможность бесконечного совершенствования, имея ориентир (идеал) в совершенстве Бога.
Ситуативно- и внутренне-целостная личность имеют соответствие одноименным моделям личности.
Содержательное наполнение типов жизненных ориентаций глубоко раскрывается в психологии жизненного пути личности. С этим направлением мы связываем перспективы наших исследований.
Литература
Абульханова-Славская К. А. Проблема личности в психологии // Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории.
М., 1997. С. 270-374.
Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. М., 1989.
Коржова Е.Ю. Духовная лестница Н. В. Гоголя. СПб.: Общество памяти игу-мении Таисии, 2009а.
Коржова Е. Ю. Поиски прекрасного в человеке: Личность в творчестве А. П. Чехова. СПб.: Бионт, 2006б.
Коржова Е. Ю. Психологическое познание судьбы человека. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2002.
Коржова Е. Ю. Психология жизненных ориентаций человека. СПб.: Изд-во РХГА, 2006а.
Коржова Е. Ю. Психология личности: Типология теоретических моделей.
СПб.: Ин-т практической психологии, 2004а. Коржова Е.Ю. Путеводитель по жизненным ориентациям: Личность и ее
жизненный путь в художественной литературе. СПб.: Общество памяти
игумении Таисии, 2004б. Коржова Е.Ю. Творческий лик русских мыслителей. СПб.: Общество памяти
игумении Таисии, 2009б. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности. К философским
основам современной педагогики // Вопросы философии. 1989. № 4.
С. 89-95.
Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М.: Наука. 1997.
Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. С. 255-385.