<<
>>

1.2. Уровень философской методологии


Этот уровень методологии представлен основными законами и категориями диалектики как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого познания.
Законы диалектики
Закон единства и борьбы противоположностей.
Каждый объект заключает в себе противоположности, т.е. такие моменты, стороны, которые: 1) находятся в неразрывном единстве, 2) взаимоисключают друг друга и 3) взаимопроникают друг в друга. Нет противоположностей без единства, нет единства без противоположностей. Этот закон объясняет объективный внутренний источник всякого развития как самодвижения. Он раскрывает конкретное единство многообразия как реальное, а не мертвое, абстрактное тождество. Диалектическое мышление не рассекает целое, абстрактно разделяя крайности, а осваивает целое как систему, в которой противоположности взаимопроникают, обусловливая тем самым развитие. Этим диалектическое мышление отличается от рассудочно-метафизического, которое довольствуется описанием внешне сопоста-
11
вимых сторон предмета. В последние десятилетня сложилось одностороннее понимание действия этого закона, акцептирующееся на установлении фактов борьбы противоположностей в изучаемых явлениях. Эю привело к тому, что появилась своеобразная методологическая слепота к фактам единства противоположностей как явлению более длительного состояния объективной и субъективной действительности.
Закон отрицания отрицания выражает преемственность, спиралсвид-ность развития, связь нового со старым, повторяемость па высшей стадии развития некоторых свойств низших стадий. В ходе развития происходит превращение одного предмета в другой при переходе первого в подчиненное положение по отношению ко второму, что называется снятием. Это открывает простор для дальнейшего развития и выступает как момент связи, осуществляющей удержание всего положительного содержания пройденных ступеней. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями, разрешение которых приводит к возникновению «третьего» по отношению к двум противоположностям. В ходе двойного отрицания возникшее «третье» не просто отрицает предыдущие противоположное га, но и сохраняет их в их взаимопроникновении.
Закон перехода количественных изменений в качественные. Накопление незаметных, постепенных количественных изменений в определенный момент приводит к коренным существенным переходам к новому качеству. Количественные и качественные изменения взаимосвязаны и обусловливают друг друга; имеет место и обратный процесс — изменение количественных характеристик в результате изменения качества предметов и явлений. Любой процесс развития одновременно и непрерывен, и прерывен. При этом непрерывность развития выступает в форме количественных изменений, а прерывность — в форме качественного скачка.
Эти законы диалектики выдающийся русский психолог Л.С.Выготский применил для построения своей теории культурно-исторического развития высших психических функций в детском возрасте. С их применением разработаны многочисленные возрастные периодизации психического развития, где непрерывные этапы сменяются «кризисами» — качественными сдвигами в психическом развитии, когда в результате отрицания одних противоречий другими возникают «третьи» — психологические новообразования.

Категории диалектики
Сущность и явление — необходимые стороны всех объектов и процессов в мире. Сущность — совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов, определяющих основные черты и тенденции развития материальной системы. Явления — это конкретные события, свойства или процессы, выражающие внешние стороны действительности и представляющие собой форму проявления сущности. Категории «сущность» и «явление» всегда неразрывно связаны: всякое явление скрывает в себе какую-то существенную информацию, а всякая сущность обнаруживается в каких-то внешних явлениях. Познание сущности возможно с использованием метода восхождения от абстрактного к конкретному и наоборот, что позволяет переходить от описания к объяснению, эмпиричес-
12
кой проверке ii доказательству. С применением диалектического мышления познание сущности одного уровня позволяет переходить к познанию сущности общего порядка, что даст в результате более полное знание.
В качестве иллюстрации соотношения категорий «сущность» и «явление» можно использовать дискуссионную проблему влияния игры и труда па развитие личности в детском возрасте. Взаимосвязь игры и труда представляется всем исследователям бесспорной. Дискутируется вопрос о происхождении игры из труда или труда из игр животных в филогенезе человека, а также о влиянии игры на развитие личности в дошкольном возрасте (см. теорию ведущей деятельности А.Н.Лсоптьева). Существенным моментом сюжетно-ролевой игры является отображение одной из сторон общественно-трудовых отношений взрослых, которым дети подражают, беря на себя различные роли: летчика, шофера, повара, доктора и т.п. В любой игре мы обнаруживаем се существенный момент, что позволяет говорить о ней как о явлении, в котором проявляется сущность. Однако и труд (правда, не всякий труд, а творческий) сохраняет в себе существенные моменты игры: роль и удовольствие от процесса. Ниже будет показано, что труд и в антропогенезе," и в онтогенезе предшествует игре, порождает ее, тем самым являя собой се сущность.
Содержание и форма — диалектически взаимосвязанные характеристики предмета и процесса. Содержание — это материальное основание, обусловливающее изменения предмета, совокупность взаимодействий его различных свойств и сторон, его функций. Содержание любого предмета, процесса определенным образом организовано; всякий предмет обладает определенной структурой, которая характеризуется формой. Во взаимоотношении содержания и формы ведущая роль принадлежит содержанию. С пего начинается изменение всякого предмета, оно обусловливает изменения формы, их темпы, направление и т.д. Однако форма не пассивно следует за содержанием, а обладает относительной самостоятельностью и оказывает воздействие на содержание. Она может способствовать развитию содержания, а может и тормозить его.
Взаимодействие содержания и формы проходит ряд этапов: сначала они соответствуют друг другу, но поскольку содержание более подвижно, изменчиво, а форма более устойчива, то на следующем этапе форма начинает сковывать содержание, мешать его дальнейшему развитию. Это приводит к обострению противоречий, к борьбе между изменившимся содержанием и прежней формой, в результате которой старая форма подвергается диалектическому отрицанию. Так «форма» эмоционального общения с взрослым у младенца подготавливает переход к предметной «форме» деятельности ребенка раннего возраста, но сама при этом «удерживается» в содержании психологической деятельности и обусловливает вместе с предметной «формой» возникновение у ребенка потребности действовать с предметами более широкого, чем раньше, мира взрослых. А она не может быть удовлетворена в предметной «форме». Возникает классическое противоречие: эмоциональное общение и предметная деятельность ребенка па предыдущих этапах приводят к такому уровню развития его психики, что перестают соответствовать ему. Тогда они отрицаются новыми формами: если дело заключается в недостатке сил для реализации потребности действовать с вещами взрослых, то это новое содержание
13
порождает «форму» сюжетно-ролевой игры. Если сил достаточно, но нет знаний и умений, то это противоречие при участии взрослых порождает ¦«форму» сначала совместного с взрослыми, а затем и самостоятельного труда.
Причина и следствие — это категории, отражающие всеобщую связь между предметами, явлениями. Причиной называется такое явление, которое порождает другое, выступающее по отношению к первому как следствие. В современной науке все большее признание получает точка зрения, согласно которой причинность является объективной, т.е. присуща самим явлениям и предметам, и вместе с тем между причиной и следствием существует сложное диалектическое взаимодействие. Иногда бывает очень трудно из многообразия факторов выявить тот, который послужил причиной того или иного изменения. У одного и того же явления может быть не одна, а несколько причин. Принято различать полные и специфические причины. Под полной причиной понимают совокупность всех обстоятельств, при которых данное следствие наступает с силой необходимости. Под специфической причиной понимают такую, при появлении которой возникает данное следствие при наличии других условий, без которых оно не может возникнуть, но и они сами без причины не могут вызвать следствие.
Если мы рассматриваем какое-то конкретное отношение между двумя явлениями, то одно из них будет причиной, а другое — следствием. Но зели мы изучаем данное отношение во времени, то следствие может ока-ать обратное влияние на причину, его вызвавшую, т.е. они меняются мес-ами. Это так называемая «обратная связь».
Возможность и действительность — категории, выражающие две стадии в развитии любого предмета, явления. Возможность — это то, что в настоящий момент еще не существует в явном виде, но в силу объективных законов развития данного явления может возникнуть. Действительность — то, что реально существует. Каждый предмет, явление содержат в себе множество возможностей, но в реальной действительности реализуется лишь одна из них. Возможности подразделяются на формальные, абстрактные (теоретические) и реальные (практические).
Формальной считается такая возможность, которая рассматривается безотносительно к объективным условиям существования явления и удовлетворяет лишь одному требованию: быть логически непротиворечивой. Формальная возможность может противоречить объективным законам развития реальности и быть невозможностью. Абстрактная возможность соответствует объективным законам, но для ее осуществления па практике еще нет всех необходимых условий. Грань между абстрактной и реальной возможностью очень подвижна: абстрактная возможность при наличии условий становится реальной, а реальная становится действительностью при осуществлении всего комплекса условий.
Единичное, всеобщее, особенное — диалектически взаимосвязанные характеристики предмета, выражающие различные формы его отношения к другим предметам. Единичное фиксирует качественную определенность предмета, его индивидуальность, неповторимое своеобразие, пространственную и временную определенность и т.д. Своеобразие явлений обнаруживается в ходе сравнения. Всеобщее выражает, во-первых, при-
14
знак, присущий предметам данного класса (абстрактно-всеобщее); во-вторых, — закон существования, и развития всех единичных явлений (koi i-кретно-всеобщее). Абстрактно-всеобщее не отражает сущности предмета. Конкретно-всеобщее воплощает в себе богатство особенного, индивидуального; оно существует в виде закона, связующего многообразие явлений в единство и может быть выявлено в развернутой системе взаимоотношений явлений, предметов. Единство единичного и конкретно-всеобщего выражает особенное. В нем слиты воедино индивидуальные черты с всеобщими признаками. Особенное есть всеобщее, реализованное в единичных явлениях, закон в единстве с реальными условиями и формами его осуществления. Научное познание, восходя от единичного к абстрактно-всеобщему, а от него — к конкретно-всеобщему и лишь затем к особенному, воссоздает предмет во всем многообразии, во всем богатстве его сторон, связей, отношений с другими предметами.
С применением этих категорий может быть рассмотрено понятие «личность», которое в психологии имеет множество толкований, интерпретаций, выделяющих в качестве существенных ее характеристик то индивидуальное, то общественное («совокупность общественных отношений» по Марксу). На самом деле личность ни то, ни другое по отдельности, ибо личность — не все в индивидуальности, а только то, что сохраняет значение для других людей в отсутствие человека, о личности которого идет речь. Иными словами, категории «единичное» соответствует индивидуальность, категории «всеобщее» соответствует общественное значение некоторых проявлений человека, а категории «особенное* соответствует собственно личность человека как «конкретно всеобщее», реализованное в единичных творческих актах, нравственных поступках.
Свобода и необходимость — категории, которые отражают соотношение свободной и активной самодеятельности людей и условий ее осуществления, объективных законов природы и общества. Свобода деятельности человека определяется ее разумностью, степенью осознания человеком объективных законов природы и общества, а также степенью практического овладения действительностью. Свобода заключается в возможности практического выбора из объективно необходимого. Так, в последние десятилетия в системе народного образования все больше опирались на принцип «ведущей роли взрослого» в развитии личности ребенка, т.е. упор делался на необходимость усвоения определенной суммы знаний, умений, навыков в соответствии с «общественным заказом». Этот принцип являлся полной противоположностью принципа «свободного» воспитания, который был популярен в педагогической среде конца XIX—начала XX века. Если в рамках принципа «свободного воспитания» ребенку и педагогу предоставлялся настолько широкий выбор, что позволял выйти за рамки разумного и объективно необходимого, то в рамках принципа «ведущей роли взрослого» этот выбор был ограничен по сути дела до нуля и сформировал у педагогов привычку действовать по шаблону, а детей лишил возможности реализовать свою индивидуальность. Сегодня наметилась тенденция отхода от принципа «ведущей роли взрослого», детям предоставляется больше свободы выбора. Но опасность сохранения этой крайности, как и впадения в другую, остается, особенно для людей с недостаточной философской культурой. Это те случаи, когда при решении част-
15
ных вопросов воспитания и обучения детей педагоги сталкиваются (чаще всего неосознанно) с общими философскими вопросами, без решения которых они не могут правильно решить и частные вопросы, в которых считают себя профессионалами, занимая при этом позицию «воинствующего невежества» по отношению к философии как к бесполезному «теоретизированию».
Необходимость и случайность — категории, выражающие отношение отдельных проявлений процесса развития к его сущности. Отдельные явления, будучи осуществлением и развитием некой сущности, являются необходимыми, но в своей единичности, неповторимости выступают как случайные. Постижение необходимости и случайности в их внутренней взаимосвязи возможно на пути понимания процесса как возникновения в неповторимых формах единичных событий какого-то новообразования на основе определенного способа разрешения исходного противоречия, ибо любой процесс развития есть разрешение в пространстве и времени ранее назревшего противоречия. Противоречие должно быть с необходимостью разрешено, поскольку оно назрело, но форма этого разрешения может быть различной и в своей неповторимости случайной, так как в данное время и при данных условиях в нем принимают участие многие события и явления. Таким образом, необходимость прокладывает себе дорогу через массу случайностей, а случайность выступает как форма осуществления необходимости. Задача науки заключается в том, чтобы во множестве случайных связей явлений вскрыть их необходимую основу. Каким бы сложным ни было то или иное явление, от какого бы множества случайностей ни зависело его развитие, оно, в конце концов, управляется объективными законами, необходимостью. При характеристике феноменов творчества часто обращается внимание на случайный характер многих научных открытий, начиная от знаменитого яблока И.Ныотопа, якобы случайно натолкнувшего великого физика на открытие закона гравитации. Еще одним примером случая в творчестве является открытие Гельмгольцем принципа офтальмоскопа (прибора для врачей-окулистов, позволяющего рассматривать дно глазного яблока пациента): Гельмгольц, готовясь к лекции по оптике, выстроил в ряд несколько линз, случайно они вдвоем с ассистентом одновременно заглянули с разных сторон в линзы и Гельмгольц увидел дно глазного яблока ассистента. Яблоки падали на головы людям за тысячи лет до И.Ныотопа, не только Гельмгольц, по и его ассистент увидел дно глазного яблока, однако случай помог сделать открытие только подготовленному к данному факту сознанию, т.е. выступил формой реализации созревшей необходимости.
Качество и количество. Качественная определенность объектов и явлений есть то, что делает их устойчивыми, создает бесконечное своеобразие мира. Категория качества связана с бытием объекта. Объект не может потерять свое качество и при этом остаться самим собой. Это будет другой объект, другое его бытие. Наряду с качественной определенностью все объекты обладают также количественной определенностью: величиной, числом, объемом, темпом протекания процессов, степенью развития свойств и т.д. Количество есть такая определенность вещи, благодаря которой (реально или мысленно) ее можно разделить на однородные части, а затем собрать эти части воедино. Однородность (подо-
16
бис, сходство частей или объектов) — отличительный признак количества. Различия между объектами, не подобными друг другу, носят качественный, а не количественный характер. Количество не связано так тесно, как качество, с бытием объекта. Только достигнув определенной для каждого обьекта границы, количественные изменения вызывают качественные. Количественная определенность, в отличие от качественной, характеризуется внешним отношением к природе объектов. Поэтому она и может быть, например, в математике, отделена от содержания как от чего-то'безразличного для дела. В психологии не принято абсолютно абстрагироваться от качественных характеристик объекта изучения. Если для математика дважды два всегда четыре, то для психолога вопрос: сколько будет дважды два — служит поводом, чтобы задать уточняющий вопрос: дважды два чего? В современной американской психологии большинство исследований проводится на студентах первых-вторых курсов факультетов психологии. Поэтому сами американские психологи задают вопрос: насколько корректно экстраполировать (распространять) выводы данных исследований на всю популяцию? Как бы ни многочисленны по количеству были выборки испытуемых-студентов, в качественном отношении они отличаются от других социальных слоев и поэтому вряд ли можно признать научно корректными экстраполяции на другие выборки. Каждый объект представляет собой единство определенного качества и количества, т.е. определенную меру.
Мера — категория, выражающая единство качественной и количественной определенности объекта или явления. Мера представляет собой тс границы, за которыми происходит переход количественных изменений в качественные и наоборот.
Как видим, категории — это формы осознания людьми их отношения к миру в понятиях всеобщих и существенных свойств, законов природы, общества и познания. Категории сформировались в процессе исторического познания действительности человечеством на основе практического приспособления человека к действительности и изменения этой действительности человеком. Категории диалектики в своей взаимосвязи и взаимозависимости образуют систему, а точнее даже являются узловыми связями в сети понятий, которая охватывает и воспроизводит всеобщую систему способов отношения человека к миру в соответствии со знанием его объективных законов. Основными принципами построения системы категорий для каждого конкретного человека являются принципы единства исторического и логического, восхождения от абстрактного к конкретному и др., но это уже следующий уровень методологии, анализу которогг посвящен очередной параграф первой главы.
<< | >>
Источник: Тютюнпик В.И.. Основы психологических исследований: Учсб-Т 986 иое пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000—«Психология». М.: УМК «Психология»,2002. 208 с.. 2002

Еще по теме 1.2. Уровень философской методологии:

  1. ФИЛОСОФСКО-КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ СТРУКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ НОВЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ Н.В. Михайлова
  2. Философская методология: диалектическая логика.
  3. ФИЛОСОФСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ СОЦИОЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ А.С. Червинский
  4. 3. Гносеология И.ГЛамберта как философское осмысление методологии экспериментальной науки
  5. Микроэкономический уровень
  6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
  7. Лекция 19. Уровень жизни и его измерение
  8. Право на наивысший достижимый уровень здоровья
  9. Глава 2. Популяционно-видовой уровень эволюции
  10. У вас подскочил уровень стресса?
  11. Неосознанный уровень восприятия
  12. Уровень грамотности населения
  13. 1.3. Уровень общенаучных принципов исследования
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -