Культурология

Горелов А.А. Культурология: Учеб. пособие. - М.: Юрайт-М, 2001. - 400 с.
Глава 1. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Без жертвы нет жизни. Вся жизнь — это, —хочешь ли ты или не хочешь этого, —жертва телесного духовному. Л.Н.Толстой Структура Культурология как наука о культу- куЛЬТурОЛОГИЧеСКОГО Ре возникла в середине XX в. Одна из главных задач этой науки — вы-знания явление закономерностей развития культуры, отличающихся от законов природы и от законов материальной жизни человека и определяющих специфику культуры как самоценной сферы бытия. Своеобразие законов культурологии не означает, впрочем, что они не могут быть подобны законам других сфер бытия. В дальнейшем мы увидим, что закономерности культуры в чем-то схожи с законами синергетики и законами развития экосистем. Культурология выделилась из философии культуры аналогично тому, как ранее из философии природы выделились физика, химия, биология; из философии человека — психология; из социальной философии — социология и политология. Соответствующая отрасль научного знания «отпочковывается» от философии, когда появляется эмпирический базис. Эмпирический базис в культурологии начал складываться в конце XIX в., когда стали развиваться этнография, изучающая различные культуры, а затем этнология — наука о закономерностях становления и развития этносов. Любая наука начинается с изучения простых систем, распространяясь впоследствии на более сложные. Поэтому не удивительно, что предметом изучения в культурологии, возникшей из этнографии и этнологии, являются не только первобытные и современные примитивные культуры, но и сложные культурные системы. Причины становления культурологии можно разделить на внутренние, определяемые логикой развития научного знания и _____________Структура и основные понятия культурологии постепенным выделением из философии новых дисциплин, охватывающих все более сложные феномены реальности, и внешние. К последним следует отнести понимание ведущей роли и самостоятельности сферы культуры; кризис культуры и его связь не только с экологическим кризисом и кризисами социально-политическими, но и с угрозой уничтожения человечества в термоядерной войне. Появлению культурологии способствовал и кризис евро-центризма в конце XIX в., накопление в недрах этнографии данных о различных культурах неевропейских народов, неоднородности их структуры и своеобразии. Как каждая наука, культурология состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического. Целью первого являются эмпирические обобщения, первоначальная систематизация знаний « культуре как уникальном феномене. Цель второго — создание теорий и формулировка законов. Поскольку культурология — наука молодая и предмет ее исследования очень сложен, она находится пока преимущественно на эмпирическом уровне. Хотя можно говорить и о теоретических конструктах, принадлежащих Д. Вико, Н.Я. Данилевскому, О. Шпенглеру, А. Тойнби и др. Культурология изучает характерные черты и соотношение различных отраслей и типов культур, их эволюцию, проблему лидера в культуре, а также проблемы духовной культуры. Как отрасль знания, выделившаяся из философии, культурология имеет прочные связи с философией культуры. Философия культуры выполняет по отношению к культурологии методологические и мировоззренческие задачи (как философия вообще по отношению к любой конкретной науке), анализирует природу и значение культуры. Термин «философия культуры» впервые введен в начале XIX в. немецким писателем Л. Мюллером (1779—1829). Как гуманитарная наука, культурология связана с общественными науками — социологией, антропологией и др. Соответственно, выделяют социологию культуры и культурную антропологию. Социология культуры изучает в частности особенности отношения к культуре различных слоев общества, так называемые субкультуры (например, молодежную и т. д.). То, что такие особенности есть, не подлежит сомнению, хотя утверждение, что в каждой культуре существует столько разновидностей культур, сколько классов в обществе, будет преувеличением. Под социологией культуры понимается также применение социологических методов к объяснению развития культуры; рассмотрение культуры как фрагмента социально- КУЛЬТУРОЛОГИЯ Структура и основные понятия культурологии го бытия с точки зрения ее функционирования в системе общественных отношений. Культурная антропология занимается анализом связей культуры с сущностными характеристиками человека, его психологией и менталитетом, т. е. изучением человека под углом зрения созданной им культуры. Можно сказать, что культурная антропология базируется на этнологии и занимается исследованием этнической культуры, в том числе и развитием этносов с точки зрения формируемых ими культурных продуктов. Основой культурологии является история культуры, поскольку развитие культуры тесно связано с историческим развитием. При этом история культуры относится к низшему эмпирическому или фактологическому уровню культурологии, тогда как философия культуры — это метатеоретический уровень (см. схему). ФИЛОСОФИЯ 4 КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ социология КУЛЬТУРЫ социология ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ АНТРОПОЛОГИЯ *™ КУЛЬТУРОЛОГИЯ '"* i ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ t ИСТОРИЯ / Структура культурологии и ее связи со смежными / дисциплинами В иной плоскости лежит деление культурологии на теоретическую и прикладную. Здесь речь идет о различии задач, которые выполняет культурологическое исследование. Теоретическая культурология нацелена на выявление закономерностей развития культуры и изучает культурные процессы на основе общих закономерностей социокультурной жизни. Другими словами, эта отрасль знания занимается решением фундаментальных проблем развития культуры. В то же время культурологические исследования могут быть направлены на решение иных задач. Например, изучение отношения людей к музыке может помочь решению такой со- циологической проблемы, как социальной стратификации (т. е. выделение различных общественных слоев). Это — предмет исследования прикладной культурологии. Методы культурологических исследований Прикладная культурология изучает также методику целенаправленного прогнозирования и управления культурными процессами и ориентируется на охрану и реставрацию культурно-исторического наследия. Одним из первых методов культурологических исследований следует считать эволюционный метод. Он успешно применялся на заре культурологии английской этнографической школой Э. Тайлора, а в первой половине XX в. — Л. Леви-Брюлем при анализе срязи культуры и особенностей мышления человека.
Эволюционный метод наравне с диалектическим, который рассматривает динамику культуры не только как последовательную цепь непрерывных изменений, но и учитывает скачкообразные, резкие изменения, культурные революции (т. е. периоды создания новых типов культур и смены лидирующей роли отдельных отраслей культуры), является частью исторического метода. Детальное изучение первобытных культур способствовало обогащению методологического арсенала культурологических исследований. Вслед за эволюционным стали использоваться структурный, функциональный и системный подходы. В чем специфика этих методов? Структурный метод ориентирован на исследование структуры культурной системы и взаимосвязей между элементами системы, скажем, между наукой и религией. Функциональный метод нацелен на исследование функций данной культуры, т. е. значение, которое имеет культурный феномен, к примеру религия, в жизни общества. Согласно функциональному подходу, в понимании Б. Малиновского, каждая культура должна рассматриваться не в соотношении с другими, а как внутренне самодостаточная и целостная система, состоящая из набора элементов, связанных между собой функциональными отношениями. При функциональном подходе основное внимание уделяется способам удовлетворения потребностей, запросов, интересов людей, при этом каждый культурный элемент выполняет особую функцию. Этот метод нацелен на выявление общих функ- КУЛЬТУРОЛОГИЯ Структура и основные понятия культурологии циональных законов, одинаковых для всех культур, и объяснение с их помощью любого культурного элемента. Структурный метод подробно проанализирован К. Леви-Стросом, функциональный — Ф. Баасом. Оживленная полемика сторонников данных методов не ставит под сомнение их значение, скорее она помогает более выпукло охарактеризовать необходимость каждого в культурологическом исследовании. Системный метод изучает культуру каждого народа как единое целое, где все элементы связаны между собой и создают эмерд-жентные свойства*, которых нет у отдельных элементов системы. Изучение таких свойств позволяет дать общее определение той или иной культуре, скажем, фаустовской или культуре военного типа. Используется в культурологии также типологический метод, основанный на выявлении типов культур. Он тесно связан с идеализацией или выделением типов культур, отличающихся наиболее характерными чертами данного типа. Имеются в виду «идеальные типы» в смысле М. Вебера, обобщающие важнейшие свойства данных культур. На основе этого метода выявляют, например, восточные и западные типы культур. Сравнительный метод в анализе развития культур успешно применяли Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер и А. Тойнби. При сопоставлении культурных феноменов и отдельных культур им удалось выявить общую структуру, морфологические особенности и сущностные характеристики культур. В культурологии используются также методы, используемые во всех областях человеческой деятельности: классификация (т. е. упорядочение культур и культурных феноменов на основе одного или нескольких признаков), анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и т. п. Изложенная в данной работе концепция развития культуры опирается на особенности, присущие различным отраслям культуры, которые рассматриваются как ценностно равнозначные (за исключением, пожалуй, идеологии). Такого подхода требует сама научная методология. Во введении к «Философии искусства» И. Тэн писал: «Наука симпатизирует всем формам искусства, даже таким, которые кажутся противоположными; она рассматривает их как проявление человеческого духа; она полагает, что чем многочисленнее и противоречивее они, тем более граней че- * Свойства, которые есть у системы в целом. 10 ловеческого духа обнаруживается в них». Этот вывод, по мнению автора, распространяется на все отрасли культуры. Согласимся и с замечанием У. Джемса о том, что «мы должны бороться с инстинктивным отвращением при виде того, как разум превращает предметы нашего благоговейного почитания в объекты научных наблюдений и исследований. Разум прежде всего стремится найти место объекта среди других предметов. А когда что-нибудь имеет для нас такое безграничное значение, что вызывает в душе благоговейное чувство, нам невольно начинает казаться, что мы имеем дело с чем-то исключительным, единственным в своем роде» (Джемс У. Многоообразие религиозного опыта. СПб., 1992. С. 24). И далее — «нет такой идеальной организации, которая могла бы надеяться обрести истину во всей ее полноте» (Там же. С. 36). Ни одна отрасль культуры не может рассматриваться как истина в последней инстанции, это лишь образец. Религиозные и философские учения, произведения искусства вносят вклад в «копилку» моделей, из который каждый может выбрать то, что ближе его индивидуальной природе. Безусловно, определенное значение имеют традиции, детский и юношеский опыт, полученное образование, выполняемая работа; но гораздо важнее с этой точки зрения обеспечить непредвзятость подхода к действительности и к отраслям культуры как части мира, ничто не ставя на верхнюю ступень пьедестала. Если и говорить о высшей ценности, то таковой является целостность культуры и ее прогресс. Основные понятия культурологии Новое можно строить только на основе всего доступного опыта и культуры. Здесь опасна «расчистка места», о которой говорил ' Базаров, герой романа И.С. Тургенева. Изучая культуру, мы встречаемся со многими явлениями, которые противоречат общепринятым представлениям и свидетельствуют о том, что мир культуры — особый мир. Попытки объяснить развитие культуры экономическими причинами или попытки вывести ее из деятельности подсознания, были, на наш взгляд, неудачными, поскольку своеобразие явления можно объяснить только его внутренней сущностью. Другими словами, нужно искать внутренние механизмы развития культуры. Существует несколько основных концепций культуры, в рамках которых определяется данный термин. На протяжении 70 лет в СССР господствовало убеждение, что культура — это надстройка над материальным базисом общества, детерминируемая —. ц КУЛЬТУРОЛОГИЯ в главных чертах способом производства. Кстати, специфика общественно-экономических формаций определяет и название различных стадий развития культуры — первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. На Западе модна психоаналитическая концепция, разработанная в первой половине XX в. Согласно этой концепции культура является продуктом сублимации первичной жизненной энергии — либидо. С точки зрения 3. Фрейда, культура, основанная на принуждении и запрете влечений, навязывается противящемуся большинству меньшинством и требует от людей жертв, которые они ощущают как «гнетущий груз». Именно поэтому каждый отдельный индивид является «врагом культуры». По мере же развития культуры внешнее принуждение постепенно уходит внутрь, попадая в особую психическую инстанцию — человеческое сверх-Я. Усиление сверх-Я, по Фрейду, — ценное психическое приобретение, с помощью которого человек из противника культуры становится ее носителем. Однако, «с изумлением и тревогой мы обнаруживаем тут, что громадное число людей повинуется соответствующим культурным запретам лишь под давлением внешнего принуждения... Бесконечно многие культурные люди, которые отшатнулись бы в ужасе от убийства или инцеста, не отказывают себе в удовлетворении своей алчности, своей агрессивности, своих сексуальных страстей, не упускают случая навредить другим ложью, обманом, клеветой, если могут при этом остаться безнаказанными, и это продолжается без изменения на протяжении многих культурных эпох» (Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. Сумерки богов. М., 1989. С. 100—101). Можно ли назвать таких людей культурными? В соответствии с религиозной концепцией, в развитие которой большой вклад внесли русские философы П.А. Флоренский и Н.А. Бердяев, культура сформировалась из первоначальных культов. Захоронение предков, по-видимому, стало следствием осознания смерти и желанием преодолеть ее. Поскольку у человека нет физической возможности достичь этого, он ищет пути духовные. Так появляется духовная культура, которая с самого начала сконцентрированна на данной проблеме (напомним, что древнейшей книгой является «Египетская книга мертвых»). Самая распространенная концепция культуры связывает ее с неолитической революцией. Это объясняется этимологией слов «культура» как «возделывание» (имеется в виду культура земледелия, к которому переходят от собирательства). С неолитичес-12 — ______________Структура и основные понятия культурологии кой революции начинается и период эволюции, ведущий к цивилизации. С этой точки зрения понятия культуры и цивилизации рассматриваются как синонимы, поскольку цивилизация — это определенная стадия в развитии культуры. В начале XX в. О. Шпенглер обосновал циклическую концепцию развития культуры, согласно которой каждый народ формирует своеобразную и не сравнимую с другими культуру, вырастающую из особенностей национального духа. Культура «подобна растению, вырастает из своего материнского ландшафта, углубляя душевную привязанность человека к почве» (Шпенглер О. Закат Европы. Т. 2. М., 1998. С. 92). Культура проходит несколько стадий от рождения до смерти, а цивилизация, по О. Шпенглеру, — ее завершающая ступень. На основе этой концепции ученый сделал вывод о неизбежной гибели западной культуры в скором будущем. Во второй половине XX в. К. Лоренцем была предложена экологическая концепция. С его точки зрения, духовная культура — это искусственный механизм, компенсирующий отсутствие у человека инстинкта, предотвращающего самоистребление. Подобный инстинкт имеется у хищников, обладающих естественными орудиями уничтожения (клыки, когти). По этой концепции важнейшей в культуре является нравственная составляющая, т. е. духовная культура, которая формирует этические запреты. Материальная же культура создает технические средства уничтожения. Таким образом, возникает фундаментальное противоречие между материальной и духовной культурой. Если гипотеза Лоренца верна, то, следовательно, развитие духовной культуры отстает от развития материальной. Можно выделить экологическую концепцию, в соответствии с которой культура представляет собой единство творящего духа и окружающей его среды (духовной атмосферы). Это — живая целостность, обладающая эмерджентными свойствами и развивающаяся как органическое, а не механическое единство. «Но так же, как человек, — подчеркивал Т. Элиот, — есть нечто большее, чем собрание различных составных частей его тела, так и культура есть большее, чем собрание искусств, обычаев и религиозных верований» (Антология культурологической мысли. М., 1996. С. 261). С другой стороны, отдельные отрасли и типы культуры, подобно живым особям, находятся в непрерывной борьбе между собой и окружающей средой и в то же время приспосабливаются и друг к другу, и к среде, достигая гармонии. При этом культуры проходят те же стадии, что и экосистемы — от зарождения до гибели. — 13 КУЛЬТУРОЛОГИЯ Культуру можно рассматривать с точки зрения ее содержания и форм, т. е. структур, «законченных в самих себе и претендующих на длительность, более того, на вневременность» (Зиммель Г. Конфликт современной культуры: Избр. Т. 1. М., 1996. С. 494). Основные формы — это отрасли и типы культуры, которые соответствуют биологическим видам и экосистемам, и их эволюция напоминает эволюцию живой природы: новое не всегда сменяет старое, а сосуществует с ним. Строение культуры, совокупность ее форм называется, морфологией культуры. В более широком плане под морфологией культуры понимается раздел культурологии, занимающийся изучением культурных форм, существующих независимо от человека, и их развития. При этом предполагается, что закономерности образования форм определяются внутренней логикой их развития. В разработку проблем морфогенеза культуры большой вклад внесли немецкие философы Г. Зиммель и особенно Э. Кассирер, автор «Философии символических форм». Формы культуры выражаются в виде языка, естественного и искусственного. По И. Гердеру, язык является основой культуры, а его особенности определяют ее специфику и национальное самосознание. Это направление продолжил основатель структурной антропологии К. Леви-Строс. Он интерпретировал важнейшие институты первобытного общества (брак, тотемизм, ритуал, миф) как особого рода языки, а культуру — как совокупность знаковых систем. Языком культуры при этом является вся совокупность смыслов, которые создает человек. Структура языка, в том числе языка культуры, содержит определенный способ ее мировосприятия, т. е. культурный код. Это понятие сродни генетическому коду, но в отличие от него культурный код передается в результате социального наследования: генетический код означает наследственно закрепленные природные задатки, культурный код — социально закрепленные нормы. Носителями информации о фактах культуры являются знаки. Они составляют язык культуры в широком смысле, в том числе символы-знаки. С точки зрения так называемой символической школы, они составляют ядро культуры. Наука, изучающая знаки как язык культуры, называется семиотикой. Следует выделять такие понятия, как культурные ценности и культурные нормы. Нормы регулируют меру допустимости поведения и обеспечивают добровольное и сознательное сотворчество людей. Ценности служат основой и фундаментом культуры. 14 — ______________Структура и основные понятия культурологии Устойчиво воспроизводимые из поколения в поколение нормы и ценности называются культурными традициями, которые призваны обеспечивать сохранение прошлых образов путем устранения новшеств как отклонений. Совокупность традиций определяет специфический код данной культуры. Способность культуры осознавать самое себя и считать себя следующей определенной традиции называется культурной самоидентичностью. Основой ее является оригинальное ядро культуры. Культурная самоидентичность — это прежде всего способность людей относить себя к данной культуре, к ее стереотипам и символам. Одновременно идентичность может рассматриваться как принцип, посредством которого культура осуществляет процесс самостоятельного развития. Процесс идентификации диалектически связан с понятием индивидуализации или развития внутренних творческих способностей личности. Целостное представление данного народа или человечества о мире называют культурной картиной мира. Она складывается из научной, философской, художественной, религиозной, мифологической, идеологической, мистической картин мира, т. е. из представлений о мире, функционирующих в отдельных отраслях. Культурная картина мира может строиться по нескольким координатам: одна из них — отрасли культуры, другая — типы культур и цивилизаций. Культурогенез, или становление культуры, — процесс формирования основных сущностных характеристик. Начинается куль-турогенез, когда у группы людей появляется необходимость в особых общих формах жизнедеятельности, адаптированных к конкретным условиям места и времени, а заканчивается возникновением форм и стандартов, закрепленных в нравах и обычаях. Динамика культуры раскрывает характер, обстоятельства, причины изменений, происходящих в обществе, стадии эволюции культуры и их критерии. Так, А. Тойнби выделял следующие стадии развития культур: возникновение, рост, надлом, разложение, гибель. Механизмом развития, с его точки зрения, является «вы-зов-и-ответ», когда внешние или внутренние факторы неблагоприятно воздействуют на культурную систему и ее будущее зависит от способности противостоять им. Различают следующие типы культурной динамики: * линейный, при котором предполагается, что все культуры поступательно проходят по одному пути; * циклический, в соответствии с которым каждая культура имеет свой цикл от рождения до гибели; 15 КУЛЬТУРОЛОГИЯ * инверсионный, когда развитие осуществляется по типу маятника — от одного полюса к другому и обратно.
Носителем и субъектом культуры является человек. По участию в культурном процессе можно выделить «творческое меньшинство» (А. Тойнби), народ, активно воспринимающий культурные традиции, и массы, потребляющие специально создаваемую для них массовую культуру. Социальными институтами культуры называют институты, имеющие непосредственное отношение к культуре. Это культурные учреждения (театры, музеи и т. п.), образовательные учреждения, различные творческие организации. Таким образом, под социальными институтами понимается система устойчивых общественных взаимодействий социальных структур, призванных удовлетворять потребности людей, являющиеся константой культуры. Сама культура в этом смысле представляется в виде сложной организованной совокупности взаимосвязанных институтов. Взаимодействия между культурами носят название межкультурных коммуникаций. Их изучение предмет специального раздела культурологии — культурной семантики, рассматривающей культурные феномены как средство коммуникации между личностью и обществом. Под культурной модернизацией понимается изменение культуры в плане ее приобщения к господствующим в мире образцам и ценностям. Как и в социально-политическом плане, термин «культурная модернизация» обычно используется по отношению к странам третьего мира, характеризующимся кардинальными изменениями культурных стереотипов. Важной частью культурной модернизации считают изменения образовательной системы — переход ко всеобщему начальному и среднему образованию, развитие высшего образования, ликвидация неграмотности и т. п. С другой стороны, культурная модернизация — это развитие кинематографии, телевидения и т. п., науки и техники, новых социальных институтов культуры и т. д. В широком плане культурная модернизация — достижение соответствия культуры современному уровню жизни. В более узком смысле — это соответствие современному этапу развития западной культуры. Причем в отличие от технико-экономической культурная модернизация ведет не к дифференциации и специализации, а к синкретизму, хотя и в этом случае общий вектор рационализации продолжает действовать. 16 _____________Структура и основные понятия культурологии Можно выделить следующие функции культуры: « творческую — создание произведений культуры; « познавательную — познание мира; * трансляционную — передача культурных достижений; * регулятивную — формирование норм поведения; * ценностную — создание системы ценностей, воспринимаемых человеком; * знаковую — создание языка культуры; * синтезирующую — соединение больших масс населения в единое целое; * смысловую — обретение смысла жизни посредством приобщения к достижениям культуры. Основные понятия и функции будут раскрываться в процессе дальнейшего изучения различных типов и отраслей культуры. ТИПОЛОГИЯ Культур Типология культур предполагает их классификацию по определенным признакам. Этническая культура определяется как совокупность культурных элементов и структур, обладающих этнической спецификой и выполняющих этнодифференцирующую функцию, т. е. культура людей, связанных общностью происхождения и совместной хозяйственной деятельностью. Это в значительной мере до-письменная культура, для которой характерны местная ограниченность, обособленность и самодостаточность. Лишенная авторства, она анонимна. Этническая культура вырабатывается с помощью символов прошлого — мифов, легенд, святынь. В современном мире этнические культуры зачастую представляют собой субкультуры национальных культур, для которых характерны литературный язык, философия, наука. Национальная культура объединяет людей, живущих на больших территориях и не обязательно связанных кровно-родственными отношениями. Это письменная культура, творцами которой является образованное меньшинство. Ее ценности лежат преимущественно в духовной сфере. Национальные культуры более масштабны. Формирование наций стало возможным в эпоху развития капиталистического общества, и с этого времени можно говорить о возникновении национальных культур. Своеобразие как этнических, так и национальных культур проявляется и в духовной1 (верования, язык, ис- 17 1374540 КУЛЬТУРОЛОГИЯ кусство и т. п.), и в материальной (особенности ведения хозяйства, способы производства и т. д.) областях. Локальными называют культуры, развитые на отдельных, относительно обособленных территориях и мало связанные с соседними культурами. К их числу относят культуры примитивных народов Африки, Азии и Америки, которых осталось совсем немного. Культуры, стоящие особняком и обладающие определенными особенностями, могут быть названы специфическими культурами. Они не имеют универсальных черт, характерных для большинства развитых культур (например, культуры стран тропической Африки). Культуры, которые тесно связаны с окружающими и содержат в себе их признаки и черты, называются «серединными». Такие культуры, к которым, в частности, принадлежит и русская культура, формируются в результате синтеза культур народов, совместно проживающих в пределах больших географических регионов. Данный тип культуры имеет доминантное культурное ядро, в виде которого выступает культура какого-либо великого народа, либо религия. Серединные культуры подвержены перекрестным воздействиям и культурной ассимиляции. Это делает их более разнообразными и тем самым более устойчивыми и жизнеспособными. Как показывает глобальная типологическая схема культур, культуры, находящиеся в тесном взаимодействии с другими, имеют преимущества перед специфическими и локальными. В XX в. национальные культуры распадаются на две части — элитарную и массовую. Под элитарной подразумевается культура, создаваемая и используемая элитой общества. Появление массовой культуры связано с развитием средств массовой информации и всеобщей грамотностью населения. Поскольку массовая культура ориентирована «на всех», ее уровень по сравнению с элитной культурой ниже. Она не только подстраивается под интересы и влечения масс, но и формирует их вкусы. Элита, по X. Ортега-и-Гассету, обладает «органом восприятия», масса нет. В наше время резко проявляется тенденция укрупнения культур. В качестве одной из ведущих в современном мировом процессе рассматривается тенденция культурной универсализации, т. е. уплотнения системы межкультурных коммуникаций в направлении создания единой всемирной культуры. Она возникает под влиянием развития системы массовой информации, информатизации и глобализации, усилением взаимодействия между различными культура- 18 ______________Структура и основные понятия культурологии ми и цивилизациями. Это противоречивый процесс, который, с одной стороны, способствует взаимообогащению культур, но с другой — унификация и уменьшение культурного разнообразия негативно сказываются на устойчивости человеческого сообщества. Основное типологическое различие культур заключается в их делении на восточные и западные. Для восточного типа культур характерно преобладающее влияние мистики и религии, для западного — философии и науки. Восточные цивилизации более древние. Западный тип впервые появляется в Древней Греции около 3 тыс. лет назад. Данное деление не является жестким. Существуют промежуточные типы культур, к одному из которых относится культура России. Как писал П.Я. Чаадаев, «мы не принадлежим... ни к Западу, ни к Востоку». Это не исключает синтеза в русской культуре западных и восточных традиций, и может быть это основная задача русской культуры (см. главу 18 «Россия и Америка: космические цивилизации). Здесь отметим, что промежуточный характер русской культуры свидетельствует о повышенной ее восприимчивости к особенностям культур других типов. Наиболее подробно типология культур разработана английским историком А. Тойнби. Ее незначительно упрощенной модификации мы будем следовать в нашей работе. Культура И ЛИЧНОСТЬ Человек — творец культуры. О соотношении культуры и личности будет подробно рассказано ниже. Пока остановимся на основных понятиях, в которых анализируется данная тема — социализации и инкультурации. Социализацией называется процесс приобщения личности к основным достижениям культуры. Это определение не тождественно определению воспитания, под которым понимается целенаправленное воздействие на личность. Социализация — более широкое понятие, под которое подходят все формы воздействия, в том числе на бессознательном уровне. Фундаментальное значение, которое имеет культура для человека, позволяет назвать его скорее не биосоциальным, а биокультурным существом. В процессе социализации человек овладевает культурой и в то же время раскрывает свою сущность, свой индивидуальный творческий потенциал. Таким образом, под инкультурацией понимается введение человека в систему нормативно-ценностных регуляторов социальной практики, в иерархию этих ценностей. — 19 КУЛЬТУРОЛОГИЯ Ключевыми в данной работе будут понятия рационализации, синтеза, жертвы, подмены. Чтобы ориентироваться в огромном разнообразии культурных фактов, надо взять что-то за ot-нову. С точки зрения автора, таковым является феномен жертвы. Противоположный ему феномен, нейтрализующий результат жертвы — подмена. Динамика жертв и подмен — следствие тенденции рационализации. Вывод о жертве как движущей силе развития культуры может показаться парадоксальным только на первый взгляд. Традиционные представ'ления о круговоротах жизни не сводятся к простым повторам хотя бы по причине необратимости времени. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ Когда возникла культурология? Какова ее основная задача? Какова структура культурологического знания? С какими науками связана культурология? Чем отличаются теоретическая и практическая культурология? Какие методы, культурологии вы знаете? Что такое культура? В чем различия между основными концепциями культуры? Что такое цивилизация? Что такое морфология культуры? Что такое культурный код и традиции культуры? Что такое культурная самоидентичность? Что такое культурная картина мира? Что такое культурогенез и динамика культуры? Кто является субъектом культуры? Что такое социальные институты культуры? Что такое культурная модернизация и как она связана с межкультурными коммуникациями? Каковы основные функции культуры? Что такое типология культур и каковы ее основные результаты? Чем отличаются этнические и национальные культуры, локальные, специфические и «серединные»? Чем отличается элитарная культура от массовой? В чем суть тенденций информатизации, глобализации и культурной универсализации? Что такое социализация и инкуль-турация? РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Антология исследований культуры. Т.1. СПб.,1997. 2. ВикоД. Основания новой науки об общей природе наций. М.: Киев, 1994. 3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.,1991. 4. ТайАор Э. Первобытная культура. М., 1989. 5. ТойнбиА. Постижение истории. М.,1991. 6. Шпенглер О. Закат Европы. T.I. M.,1993; T.2. М.,1998.
вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с. - Педагогика
  2. 5.1 Общая характеристика западноевропейского Средневековья (V - XVH вв.) - Исторические науки
  3. Вильфредо Парето. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ* - Социология
  4. Макс Шелер Социология знания* - Социология
  5. Тоффлер Э. ТРЕТЬЯ ВОЛНА - Философия
  6. 20. СОВЕТСКАЯ УКРАИНА: НОВАТОРСКИЕ 20-е - Исторические науки
  7. 21. СОВЕТСКАЯ УКРАИНА: ДРАМАТИЧНЫЕ 30-е - Исторические науки
  8. 22. ЗАПАДНАЯ УКРАИНА МЕЖДУ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ - Исторические науки
  9. ВВЕДЕНИЕ - Педагогика
  10. Талкот Парсонc. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА: КОМПОНЕНТЫ И ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ* - Социология
  11. Глава 1. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ - Культурология
  12. Глава 2. СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ДУХОВНОГО - Культурология
  13. Глава 7. ЦИВИЛИЗАЦИИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА - Культурология
  14. Глава 12. ДРЕВНИЙ РИМ - Культурология
  15. Глава 14. ЕВРОПА И ВИЗАНТИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА - Культурология
  16. Глава 16. НАУКА КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА - Культурология
  17. Глава 21 БУДУЩЕЕ КУЛЬТУРЫ - Культурология
  18. 2. Как можно классифицировать определения культуры? - Культурология
  19. 3. Основные культурологические школы и направления - Культурология
  20. Язык культуры - Культурология

Другие научные источники направления Культурология:

    1. Греченко В. А., Чорний І. В., Кушнерук В. А., Режко В. А.. Історія світової та української культури: Підруч. для вищ. закл. освіти.. 2000
    2. Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко, А.В. Литвинцева и др. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов. 2002