Культурология

Горелов А.А. Культурология: Учеб. пособие. - М.: Юрайт-М, 2001. - 400 с.
Глава 11. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И МОРСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Будь другом истины до мученичества, но не будь ее защитником до нетерпимости. Пифагор История Древней Греции Возникновение морских цивилизаций знаменует новый этап эволюции человечества. «Одна особенно яркая черта, по моему мнению, характеризует этот второй период развития цивилизации: отныне отдельные народы и нации могли исчезать с исторической арены, могли умирать, как это случилось с древними египтянами и самими финикийцами, но светочь всемирной цивилизации от этого не угасает и, разгораясь все ярче и ярче, преемственно передается одним народом другому» (Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1995. С. 330—331): Говоря о природе Греции, отмечают ее близость к морю (самая дальняя точка в Греции удалена от побережья на 100 км), способствующую развитию торговли; мягкий климат благоприятствует произрастанию таких растений, которые не плодоносят в других местах; особый прозрачный воздух. Есть здесь мрамор, необходимый для строительства и ваяния, серебряные руды и т. п. «И вообще все блага, какие только боги посылают людям в различные времена года, все это здесь раньше всего появляется и позже всего кончается», — пишет Ксенофонт (Хрестоматия по истории древнего мира. С. 142). Как природа определяет становление культуры? Есть ли связь между прозрачным воздухом Греции и ясностью ее мысли? Эти вопросы еще недостаточно выяснены, но несомненно на развитие греческой культуры повлиял особый рациональный склад ума ее народа. Греция была богатой рабовладельческой страной. Поскольку рабы выполняли все тяжелые работы, у свободных людей было много досуга и денег, нажитых ремеслами и торговлей. Предшественницей греческой цивилизации считают крито-минойскую (или эгейскую) островную цивилизацию, существо- 172- Древняя Греция и морские цивилизации вавшую на Крите и островах Эгейского моря, которая равна по возрасту шумерской и египетской. История собственно греческой культуры начинается примерно в XXII в. до н.э, когда в Древнюю Грецию пришли племена, называвшие себя ахейцами. Расцвет ахейской культуры приходится на XV — XIII вв. до н. э. Эту цивилизацию называют еще микенской, поскольку одним из ее важнейших центров был город Микены. В конце XIII в. ахейская культура погибает, по-видимому, в результате нашествия с севера европейских континентальных племен дорийцев. В истории греческой цивилизации есть момент, который на поминает кульминационную точку развития индийской цивили зации — как арийцы покорили дравидов, так и дорийцы завоева ли ахейцев, переняли их более древнюю мифологическую культу ру и распространили ее на большую территорию. Так, мы еще раз встречаемся с феноменом победы культуры побежденного наро да, доказывающим, что эволюция культуры идет иными, часто про тивоположными путями, чем социальная эволюция. ц.... Период расцвета древнегреческой культуры VI—V вв. до н. э. называют классическим. Это время возникновения филосо фии, пластики, искусства театра и литературы, возведения вели ких храмов, начало Олимпийских игр. Важнейшими политичес кими событиями данного периода были греко-персидские войны и возникновение демократического общественного устройства. Период с IV в. до н. э. по V в.н. э. носит название эллинизма. Он начинается с завоеваний Александра Македонского и заканчивается захватом варварами Рима. Рим покорил Грецию в начале II в. до н. э. СIV в. до ее завоевания турками в XV в. Греция — основная часть Византийской империи. Благодаря «отцу истории» Геродоту (490/480 — 430/422 гг. до н.э.), который объехал большую часть известного грекам мира и описал в своей «Истории» то, что видел и слышал, мы имеем важные сведения не только о греческой, но,и о других древних культурах (египетской и некоторых ближневосточных). Другой греческий историк Фукидид (ок. 465—399 гг. до н. э.) является автором «Истории Пелопонесской войны» и считается родоначальником исторической критики. тГ~ МИФОЛОГИЯ Представления греков о происхождении мира практически не отличаются от других народов. 173 КУЛЬТУРОЛОГИЯ Древняя Греция и морские цивилизации I Раньше всего зарождается хаос, а следом — широкогрудая Гея и сумрачный Тартар «в земных залегающий недрах глубоких», — сообщает Гесиод в поэме «Теогония», написанной в VII в. до н. э. В «Теогонии» систематизированы местные мифологии многочисленных городов-государств. Всего существовало четыре поколения богов. Исходная пара — бог Неба Уран и его жена богиня Земли Гея. От них происходит поколение титанов. Младший из сыновей Крон (от греч. хронос — время) и его сестра Рея порождают следующее поколение. Это три брата — Зевс (верховный бог Олимпа), Посейдон и Аид, поделившие между собой власть над миром. Зевсу досталось небо, Посейдону — море, а Аиду — подземное царство. Жена Зевса Гера — покровительствует браку, его сестра Деметра — богиня плодородия. Следующее поколение: Аполлон — бог света и искусства. Афина — богиня мудрости, Афродита — богиня красоты, Арес — бог войны и т. д. К этому же поколению относятся титан Атлант, державший на своих плечах небесный свод, и Прометей, давший огонь людям и за это по приказу Зевса прикованный к Кавказской скале. От Мнемозины— богини памяти — у Зевса родилось 9 муз: Урания — муза астрономии, Клио — муза истории, Каллиопа — муза эпоса, Эвтерпа — муза лирической поэзии, Полигимния — муза гимнов, Эрато — муза любовной поэзии, Терпсихора — муза танца, Мельпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии. В «Теогонии» встречаем непорочное зачатие Геей Урана, нимф, Понта. Рождал богов и сам Зевс — непобедимая воительница Афина вышла на свет из головы громовержца. Боги появлялись на свет и без посторонней помощи — Афродита родилась из пены морской после оскопления Зевсом своего отца Крона. Есть в греческой мифологии герои, не являющиеся богами, такие, как Геракл. Свои знаменитые 12 подвигов он совершил, чтобы достичь бессмертия (о чем мечтал и Гильгамеш). У греков сформировалось представление о «золотом веке», который существовал в прошлом, когда появились первые люди. «Жили они без забот и трудов, питаясь желудями, дикими фруктами и медом, который капал прямо с деревьев, пили овечье и козье молоко, никогда не старели, танцевали и много смеялись. Смерть для них была не более страшна, чем сон» (Цит. по: Гри-ненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1998. 174-= С. 196). Затем были люди «серебряного века», которые жили до 100 лет и не воевали друг с другом; люди «медного века» любили воевать, были грубы и жестоки. «Железные» люди — нечестивы, злобны, несправедливы и лживы. Впрочем, не сами они в этом виноваты. Как библейская Ева, так и Пандора в греческой мифологии ответственна за человеческие неурядицы. Женщина, сотворенная Гефестом по повелению Зевса, из любопытства открыла сосуд, в котором были заключены людские пороки, болезни и несчастья, и выпустила их на волю, отчего до сих пор страдает род человеческий.
По мнению Д. Вико, название золотому веку дала пшеница, что свидетельствует о значении, которое придавалось возделыванию земель. Золотом называли и шерсть (золотое руно), дальше идут золотые яблоки, золото как металл и золотые монеты. Греческая мифология была гораздо более развита по сравнению с предыдущими, хотя многие ее сюжеты повторяются. Так, миф о Деметре, вынужденной ежегодно спускаться в аид, заменяя свою дочь Персефону, напоминает мифы об Осирисе и Инан-не. Р. Штайнер интерпретирует этот миф как символ вечного превращения души в смене рождений и смертей. Греческие боги совершали огромное количество деяний, которые копировались с человеческих поступков, что привело к «заземлению» божественного и не понравилось Платону, советовавшему правителям брать пример с египетской культуры. Этот совет оказался утопическим, но мифология погибла, уступив место философии. Значение мистерий (например, Элевсинских мистерий, посвященных Деметре и др.) постепенно сходило на нет, мистические силы покидали миф и ослабляли его. Греческая мифология — самая четкая, логичная, последовательная и яркая, — прорвала собственные рамки и превратилась в философию (Психея — в понятие души, Афродита — в понятие любви и т. п.). ФИЛОСОФИЯ Несколько очагов возникли почти одновременно и, по-видимому, независимо друг от друга, но только в одном из них пламя разума и творческого горения преобразовывалось в собственно философию. Помимо общих причин, имевших место во всех регионах — развитой мифологии и культуры, благоприятной политической ситуации, — в Древней Греции помимо этого существовали специфические причины. Фило- — 175 КУЛЬТУРОЛОГИЯ Древняя Греция и морские цивилизации София не только обязана древним грекам своим именем, она близка именно греческому духу. Образование в Древней Греции было направлено на воспитание гармонически развитого человека (о чем и поныне много говорят). Гармонически развитый человек должен быть умным. Можно ли научить уму-разуму? В Древней Греции в период ее расцвета появились люди, называвшие себя софистами (от греч. sophistes — искусник, мудрец). Они брались за деньги учить уму. Однако обучение мудрости отличается от обучения ремеслу, где можно проверить результаты, а учителю легко показать, что он владеет ремеслом, которому обучает. Но как доказать, что сам учитель мудр и действительно чему-то научил? Подлинно мудрые люди отказывались учить за деньги. Они называли себя философами, то есть не мудрецами, а лишь любящими мудрость. Достигли ли они мудрости, — говорили они, — им неизвестно. У философии нет ответа на все вопросы, она лишь воспитывает любовь к мудрости. Сократ издевался над объявляющими себя мудрыми. Таким образом, философия начинается с доли сомнения в собственной мудрости и с любовного стремления к ней. При чем здесь любовь, если речь идет о знании? Но на самом деле именно любовь заставляет человека трудиться с желанием, без которого он не добьется успеха в выбранной деятельности. Философия начинается с критического анализа достижений культуры, прежде всего мифов, с попыток путем рассуждений удостовериться в их истинности. Возникновению философии в Древней Греции способствовало еще и существование традиции свободных дискуссий, умения спорить, развившиеся в эпоху демократии, когда все свободные граждане собирались на главной площади города и совместно обсуждали общие дела, выслушивая всех желающих и принимая решения большинством голосов. Древние греки владели искусством выражать свои мысли, что необходимо для убеждения других в собственной правоте. Тот, кого они хотели слушать, мог переехать в другой независимый город-государство и проповедовать свои взгляды там. Особо следует подчеркнуть, что в Древней Греции существовали свободные люди, которые полностью отдавали себя философии. Они не были жрецами, как в Древней Индии, что привязывало бы их к традиционной ре- . лигии, и не обязаны были находиться на службе, как в Древнем Китае, что связывало бы их с существующими социальными уста- 176 новками. Греческие философы не подчинялись никому, кроме собственной совести, и как раз это стало определяющим условием. Безусловно, люди мыслили и раньше — мудрые изречения мы находим в произведениях, созданных в Древней Индии, Древнем Китае и др. Но философия как дисциплина начинается там, где человек теоретически выделяет себя из окружающего мира и начинает рассуждать об отвлеченных понятиях, формирующихся в его мозгу и выступающих в качестве предмета мышления. «Первыми из всех народов стали философствовать греки. Они первые стали пытаться культивировать рациональные знания, руководствуясь не образами, a in abstract^, между тем как другие Народы всегда старались объяснить понятия лишь посредством образов, in concrete» (Кант И. Трактаты. Письма. М., 1980. С. 335). Еще одна причина появления философии именно в Древней Греции — высокий престиж «любящих мудрость». Когда завоевав очередной город, Александр Македонский подошел к сидящему на земле философу, чтобы облагодетельствовать его, и нагнувшись спросил: «Что я могу для тебя сделать?», Диоген Синопский ответил: «Отойди, не загораживай мне солнца!» И Александр 'Македонский не наказал дерзнувшего в довольно грубой форме отказаться от помощи «властителя Вселенной», а сказал, обратившись к приближенным: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном». Да ведь и учителем Александра Македонского был Аристотель! С именем Аристотеля связана такая легенда. Когда Аристотель жил у правителя Атарнея и Ассоса Гермия, то часто беседовал с ним. После отъезда Аристотеля в Македонию резиденцию Гермия осадил Ментор, полководец персидского царя. Обманом он выманил Гермия из города и увез в Сузы, где после пыток Гермий был распят на кресте. На вопрос, какой последней милости он для себя просит, Гермий ответил: «Передайте моим друзьям и товарищам, что я не совершил ничего недостойного философии и не изменил ей» (Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Аристотель. М., 1982. С. 94). Древнегреческие философы смогли критически переосмыслить мифы и сформулировать представление о сущностях., из которых, по их мнению, возникло все существующее. По мнению Фалеса это была вода, по мнению Гераклита — огонь, Анаксимен называл воздух, другие — землю, число, атом, идею и т. п. Конечно, это совсем не та вода и не тот атом, какие мы знаем сейчас. 177 КУЛЬТУРОЛОГИЯ Древняя Греция и морские цивилизации •?- «Вода» Фалеса — невидимая сущность, из которой все образовалось, как из семени, и прообразом которой является видимая вода. То же можно сказать и о других сущностях, открытых древнегреческими философами. Анаксимандр, отходя от аналогии с видимыми веществами, предложил в качестве сущности беспредельное (апейрон). Другое представление о мельчайших частицах, из которых состоят все тела, принадлежит Анаксагору, который называл их подобными частицами (гомеомериями). Он считал, что любые частицы содержатся в каждом из тел, но облик его соответствует тому, какие именно частицы преобладают. Эти телесные начала, которых бесконечно много, содержат все разнообразие мира как бы в миниатюре. Пифагору принадлежит концепция, согласно которой основу явлений природы составляют числа, образующие «порядок». Гегель писал, что учение пифагорейцев — один из промежуточных этапов на пути от признания первоначал физическими к признанию их идеальными, на пути от милетской школы к Платону. Милетская философия — это предфилософия, так как понятия только начали формироваться. «Вода» Фалеса — еще предкатего-рия, как и «число» Пифагора, но «атом» Демокрита и «бесконечное» Анаксимандра — понятия в полном смысле слова. Не случайно именно эти понятия легли в основу материализма и идеализма. По мере обогащения понятийной базы философии расширялась и база философских исследований. Чем больше понятий существует в философском языке, тем плодотворнее процесс философствования. Особо следует остановиться на учении жившего в V в. до н. э. Демокрита и не только потому, что он был основоположником материализма. Этот древнегреческий философ ввел понятие, которое затем вошло в качестве главного в первую великую философскую систему — понятие «идеи». Так Демокрит назвал мельчайшие неделимые и непроницаемые частицы, из которых состоят все тела (другое, ставшее общепринятым название этих частиц — атом). Атомы («эйдосы») бесконечны по числу и отличаются размерами, положением, порядком и внешними формами, которые также бесконечно разнообразны — шаровидные, пирамидальные, крючковатые и т. п. С точки же зрения представителей элейской школы (элеа-тов) Парменида и Зенона истинно только неподвижное единое 178— Бытие. Бытие по их убеждению в отличие от древнеиндийского Единого и древнекитайского дао рационально, а его наличие обосновывается мышлением. Оно противостоит миру текучих вещей как нечто неподвижное именно из-за того, что рациональное мышление может оперировать только неподвижными сущностями. Подходя к нерациональному Единому древних индийцев мысль останавливалась. Рациональное Бытие элеатов входило в рамки философского обсуждения как одно из важных понятий. Противоположной точки зрения на движение придерживался Гераклит из Эфеса, также живший в V в. до н. э., который считается основоположником античной диалектики. Главное его положение «все движется и ничто не покоится» и поэтому «нельзя дважды войти в ту же самую реку». Отношение между диалектикой Гераклита и неподвижным бытием Парменида подобно отношению между китайской диалектикой ян-инь и индийским Единым. Эта связь позволяет сделать вывод, к которому и пришел Платон: в эмпирическом мире властвует диалектика, а в умопостигаемом — неподвижные идеи. В эмпирическом мире все т„ечет — но куда? В неподвижный Океан. Р. Штайнер утверждает, что Гераклит объявлял вражду отцом именно вещей, но не вечного. Там (в мире духовной культуры) господствует любовь и гармония. «Именно потому, что во всех вещах заключается вражда, дух мудреца должен как пламя возноситься над ними и претворять их в гармонию» (Штайнер Р. Христианство как мистический факт и мистерии древности. Ереван, 1991. С. 36). Это и сделал Платон. IV в. до н. э., начавшийся в Афинах казнью Сократа, стал периодом наивысшего расцвета древнегреческой и мировой философии. Учения Гераклита, Пифагора, Анаксагора, Демокрита, Парменида, Сократа подготовили основу для великого синтеза, осуществленного учеником Сократа Платоном. Платон (428/427—348/347 гг. до н. э.) родился в знатной семье царского происхождения и получил воспитание в соответствии с античными представлениями-об идеальном человеке (так называемой калокагатии, от «calos» — прекрасный и «agathos» — хороший), соединяющем внешнюю физическую красоту и внутреннее нравственное благородство. Прозванный Платоном — «широким» за крепкое сложение, он в юности много путешествовал, в том числе по Италии и Египту, а в конце жизни основал школу в афинском пригороде (называвшемся в честь ге- :— 179 I КУЛЬТУРОЛОГИЯ роя Академа), которая прославила не только самого Платона, но и слово «академия». Платоновская Академия, представлявшая союз единомышленников, просуществовала 1000 лет и была ликвидирована византийским императором Юстинианом в 529 г. Главным достижением Платона является концепция, в соответствии с которой помимо чувственного мира существует сверхчувственный мир идей. Понятия — лишь отпечатки невидимого мира, не данного нам в ощущениях. Каждая идея представляет идеал, к осуществлению которого на Земле следует стремиться. Величие Платона в том, что он построил свое учение на всем материале предшествующей философии. Помимо Гераклита и Сократа он использовал представление Демокрита о том, что все вещи состоят из мельчайших неделимых частиц — атомов; учение Пифагора о том, что в основе вещей лежат числа; учение Анаксагора о гомеомериях (идеи подобно вещам, хотя нечувственны и идеальны в том смысле, что являются «образцами» вещей). Синтез Платона показал, "что предшествующие философы не только спорили, но и вносили свой вклад в создание некоей целостности, оправдывая пословицу, что в спорах рождается истина. Не во всех, конечно, а в тех, которые вдохновлены поисками истины как высшего блага. «Страна идей» была нужна еще и потому, что этим Платон обосновал убеждение Сократа, что все люди приходят к одинаковым мыслям — ведь идеи по природе своей одинаковы для всех и содержатся в одном месте, откуда люди получают их. Платоновское учение характеризует страстное влечение к идеальному миру («платоническая любовь») и стремление сделать действительность максимально возможно полным отражением идеала. Распространив понятие платонической любви на мир культуры в целом, можно говорить о духовной любви, которая дает возможность познать мир культуры. Любовь, о которой говорит Платон, — закон мира духовной культуры, и она отличается от любви, присущей миру материальной жизни человека. Добродетель основывается Платоном на первоначальных свойствах души, возникающих из отношения души к миру идей, особенно к высшей из них — идее блага. Душа, по Платону, состоит из трех частей — разумной, страстной и вожделенной. Она подобна колеснице, управляемой возничим .— разумом и запряженной двумя крылатыми конями — страстью и вожделением. Государство также должно состоять их трех частей: класса прави- 180 Древняя Греция и морские цивилизации телей, класса воинов, класса ремесленников и земледельцев. Это соответствует разделению на касты в Древней Индии, но без неприкасаемых. Трем частям души и трем классам общества присуща определенная добродетель: мудрость, мужество и умеренность. Гармонию устанавливает четвертая добродетель — справедливость. Наибольшее благо в душе человека и в государстве — это единство и гармония, а наибольшее зло — раздор. Л шню преемственности продолжил Аристотель (384— 322 гг. до н. э.). Он родился на севере Греции в городе Стагиры. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель приехал в Афины и вступил в Платоновскую Академию. Аристотель не только усвоил взгляды Платона, но постепенно стал создавать собственное учение, подвергнув представления предшественников серьезной критике. Слова Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже» стали расхожим афоризмом. Если Платон создавал свои произведения в форме диалогов, то Аристотель писал трактаты. -Во многом отойдя от Платона, Аристотель не отрицал существования идей, но считал, что они находятся внутри отдельных вещей как принцип и метод, закон и их становление, энергия, фигура, цель (в соответствии с этим взглядом «идея» была названа позже «формой»). Платон в противоположность Демокриту говорил о бесформенности вещества, а Аристотель, синтезировав оба эти представления, рассматривал идею как оформление пассивной материи. Материя — это то, из чего все рождается, и имеет тот же корень, что и слово «мать». Если, по Платону, материя без идеи «не сущее», то, по Аристотелю, не может существовать и форма без принадлежащей к ней материи. Отношение материи и формы Аристотель уподобляет отношению мрамора и статуи, и это сравнение не случайно, поскольку Аристотель весь мир рассматривал как произведение искусства. Идея какой-либо вещи, скажем дома, находится в самой вещи как общее, присущее всем отдельным домам. Познание наиболее общего в вещах, первых причин их существования — задача философии. Данное определение закрепило за метафизикой, в отличие от диалектики, значение изучения бытия как выявления вечных и неизменных форм. Обосновав важное значение причин и определив мудрость как «науку о первых причинах», Аристотель с полным правом может считаться предшественником науки как таковой. Наука воз- — 181 КУЛЬТУРОЛОГИЯ Древняя Греция и морские цивилизации никает тогда, когда идея и материя рассматриваются соединенными вместе и идея познается через исследование материи как ее истина. Утверждая, что «знание о чем бы то ни было есть знание общего», Аристотель дает тем самым определение научного знания. Ограничивая гераклитойскую диалектику и заземляя платоновские «идеи», Аристотель призывает изучать чувственный мир, а это и есть задача науки. Для того, чтобы научное познание стало возможным, Аристотель формулирует две предпосылки: первая — имеется неизменная сущность вещей; вторая — началом познания служат недоказуемые определения. Предположенное Аристотелем наличие вечных причин обосновывает положение о наличии вечных законов природы. Справедливо считающийся основателем логики и трех ее основных законов, Аристотель сформулировал и основные положения этики как учения о добродетелях. Проанализировав неудачу Платона с устройством идеального государства и собственный педагогический опыт, Аристотель пришел к выводу о необходимости воспитания нравственности с раннего возраста путем накопления нужных привычек. Знания приобретаются в процессе обучения, но чтобы стать деятельным началом, они должны войти в плоть и кровь человека, способствуя созданию определенной расположенности души.
Аристотель поясняет свою точку зрения следующим образом: зерно — знания-, почва — внутренняя склонность человека, его желания. И то, и другое'необходимо для получения урожая. Предлагая общую картину становления добродетели, Аристотель подчеркивал, что нет неизменных правил, применение которых гарантирует похвальное поведение. Наличие в человеке добродетелей заменяет правила. Внутренними механизмами, свидетельствующими о добродетельности поступков, являются стыд и совесть. Различия между Платоном и Аристотелем напоминают различия между индийским и китайским представлениями. Истина индийской культуры, как и «мир идей» Платона, находится по ту сторону чувственного мира, истина китайской — в этом мире, причем в вещи Аристотеля неразрывно слиты идея и действительность. Философия Платона ориентирована на мир-идеалов, философия Аристотеля — на реальный мир. Платон, можно сказать, обожествил понятия, Аристотель ввел обожествленные понятия в природу (своеобразный пантеизм). 182 — Философия появилась в Древней Греции в строго определенное время, и могла жить полноценной жизнью именно тогда. Древнегреческая философия стала образцом философии вообще, определила ее возможные варианты развития, и в этом смысле была закончена, совершив самый плодотворный в истории философии круг. Конечно, и позже люди определенного склада ума философствовали, но их усилия были похожи на искры в ночи, в то время как философия Древней Греции — факел разума. То же относится к греческой трагедии и пластике. Плод культуры в отличие от физического сохраняет свое значение преемственности. Знание древнегреческой философии — ключ к средневековой и новоевропейской философии, к пониманию Августина и Фомы Аквинского, Канта и Гегеля. Искусство Греческая письменность возникла, по-видимому, на основе финикийской в IX — VIII вв. до н. э. Принципиальное отличие от всех предшествовавших алфавитов состоит в том, что в греческом алфавите появились буквы для обозначения гласных звуков, другими словами именно греки создали законченную формальную систему письменности. Из' Греции алфавит распространился в Италию, Северную Европу, Малую Азию, Индию и т. д. Писали греки со II в. до н. э. на пергаменте (специально выделанной коже, изобретенной в городе Пергаме). Олицетворением творческого настроя греческой культуры служит почитание, оказываемое музам. То, что они греческого происхождения, справедливо, так как Греция родина многих видов искусства, в том числе и классического эпоса. Мы уже встречали в Вавилонской культуре сказание о Гильгамеше, но там оно еще наполовину миф, сквозь который пытается пробиться художественное произведение. Поэмы Гомера (условно, поскольку авторство Гомера не установлено) в полном смысле сказания о людях и реальных событиях, хотя в качестве действующих лиц в них выступают боги. «Илиада» и «Одиссея» сложены в VIII, а записаны в VI в. до н. э. В том же веке появляется лирика. Самые знаменитые поэты Греции — Сапфо (нач. VIв. дон. э.), Анакреонт (VIв. дон. э.) и Пиндар (518—438 гг. до н. э.). Пиндару принадлежит знаменитая поэма «Острова блаженных», в которой описывается райская жизнь наиболее достойных людей. Родоначальником жанра басни по праву считается Эзоп (VIв. до н. э.). 183 КУЛЬТУРОЛОГИЯ Древняя Греция и морские цивилизации В V в. до н. э. появляется новый вид искусства — драма. Греческая трагедия — результат рационализации и секуляризации магических обрядов вследствие потери ими практической функции. Произведения «отца трагедии» Эсхила (524—456 гг. до н. э.), полубога, как его называют другие поэты, демонстрирует, как трагедия возникла из древнегреческой оды. Истоком трагедии является хор — ее самое древнее архаичное ядро. Слово «трагедия» значит в переводе «козлиная песнь», что указывает на происхождение трагедии из песнопений в честь Диониса, участники которых надевали козьи шкуры, т. е. были ряжеными и завершали обряд жертвоприношениями (кстати, первоначально спектакли шли только раз в году в дни дионисийских празднеств). Не случайно в трагедии мотив жертвы играет первостепенную роль. Постепенно отдаляясь от своей культовой основы, обрядовые песни превратились в литературное произведение, в котором, однако, вплоть до Еврипида (480 — 406 гг. до н. э.) обязательной принадлежностью остается жертвенник. Трагедия связана и с эпосом (в данном случае гомеровским), в котором много драматичного. Корни трагедии — в неизбежности смерти, поэтому трагедия — удел не богов, а людей. О жертвенности трагедии Ф. Ницше говорит так: «Трагедия.... при посредстве трагического мифа, в лице трагического героя способствует нашему освобождению от алчного стремления к этому существованию, напоминая нам о другом бытии и высшей радости, к которой борющийся и полный предчувствий герой приуготовляется своей гибелью, а не своими победами» (Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм, с. 140). Три великих греческих драматурга — Эсхил, введший в действие второго актера; Софокл (496 — 406 гг. до н. э.), введший третьего актера; и Еврипид. Ф. Ницше находит в развитии греческой трагедии шаги рациональности: каждый последующий из трех выдающихся авторов более рационален, чем предыдущий: Эсхил более «диониси-чен», Софокл более психологичен, а Еврипид чуть ли не аналог Сократа в трагедии. Обряд захоронения для греков был столь важен, что сюжет пьесы Софокла «Антигона» основан на готовности пожертвовать своей жизнью ради совершения его. «Что хочешь делай, схороню его. Мне сладко умереть, исполнив долг», — говорит Антигона и при- 184 — носит себя в жертву мертвому брату и закону богов. «Антигона» соединяет в себе идею «Гамлета» — мщения за убийство отца, и «Ромео и Джульетты» — увидя мертвой Антигону, Гемон — сын правителя, приговорившего Антигону к смерти, лишает себя жизни. Отвергая, что художник должен творить бессознательно, как сказал об Эсхиле Софокл и что было свойственно ему самому, Еврипид подобно сократовскому: «Лишь знающий добродетелен», считал, что «все должно быть разумным, чтобы быть прекрасным» (Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм. М., 1966. С. 104). Трагедии с персонажами в виде Сатиров положили начало сатире как виду искусства. К трем великим трагикам добавляется комедиограф Аристофан (ок. 446 — 385 гг. до н. э.), который не брал сюжеты из мифологии, а придумывал их сам, часто пародируя трагическое действие. Драма все дальше отходит от мифологии. - Греческий 1пёат$включал в себя «скену», на которой играли актеры, «орхестру» для хора и «театрон» — места для зрителей. Самый крупный театр в Афинах был рассчитан на 17 тыс. зрителей и вмещал почти всех граждан города. Посещение спектаклей считалось для свободных людей обязательным. О значении музыки в Древней Греции свидетельствует миф об Орфее, чудесное пение которого очаровывало богов и людей и усмиряло дикие силы природы. Древнегреческий миф об Орфее близок мифам об Осирисе и Инанне. Возможно он так же, как и алфавит, попал к грекам от финикийцев. В V в. до н. э. в Греции была открыта перспектива в живописи, и это — шаги рационализации в изобразительном искусстве. В микенский период сооружен огромный Кносский дворец, так называемый Лабиринт (от лабрис — двуострая секира, священный на Крите предмет), занимающий площадь около 10 тыс. кв. м и насчитывающий несколько сотен помещений. Но самым замечательным архитектурным памятником Древней Греции по праву считается Афинский Акрополь, построенный в V в. до н. э. под общим руководством скульптора Фидия (500 / 490 — ок. 431 гг. до н. э.), и Парфенон, который часто фигурирует в качестве символа культуры. В этом же столетии творил знаменитый автор «Дискобола» Мирон, а из IV в. до н. э. наиболее известен Пракситель. Греческая скульптура наравне с философией и трагедией принадлежит к высшим достижениям мировой культуры. По преданию —185 КУЛЬТУРОЛОГИЯ Древняя Греция и морские цивилизации •ш алтарь, устроенный на Делосе самим Аполлоном из рогов диких коз, убитых Артемидой, причислялся к семи чудесам света. Древней Греции мы обязаны названиями нескольких наук. Перу греческого ученого Страбона (64/63 г. до н. э. — 23/24 г. н. э.) принадлежит книга «География», в которой он описал природу и дал сведения о народах, живущих в различных странах, и об их истории. При этом следует иметь в виду, что греческая наука опиралась на обыденный, а не экспериментальный опыт. Это не особенно сказывалось на описательных науках типа географии, но имело принципиальное значение, когда речь шла о физике, астрономии и других дисциплинах, претендующих на статус теоретических. Точнее сказать, что в Древней Греции зарождались рациональные предпосылки создания наук. О становлении науки в современном понимании можно говорить с началом эмпир' ико-теоретического синтеза. К таким научным и образовательным центрам, как Академия Платона и Лицей Аристотеля, во времена эллинизма добавился Мусей (буквально «святыня муз») в Александрии, сочетающий научное учреждение, университет и библиотеку, количество книг в которой достигало 700 тыс. Древнегреческая математика зародилась в школе Пифагора, а «Начала» Евклида представляют собой классический образец геометрии. В греческой цивилизации, как считает О. Шпен-глер, нет времени в том понимании, как оно существует в Египте, Вавилоне, Западной Европе. В качестве" примера он приводит евклидову геометрию и математику. Величайший математик древности Архимед (ок. 287—212 гг. до н. э.) определил число я и заложил основы механики. Окружность Земли первым вычислил Эратосфен (ок. 276—194 гг. до н. э.), который был одним из руководителей Александрийской библиотеки. Мы пользуемся введенной им системой меридианов и параллелей. Все трое —представители Александрийской математической школы. В эллинистический период в Александрии построен маяк Фар, который причислен к семи чудесам света; появился первый зоологический сад. Славилась Древняя Греция своим ораторским искусством (достаточно вспомнить Демосфена и его речи против Филиппа — «филиппики») и риторикой — наукой о том, как правильно говорить. Даже спорт в Древней Греции был рационален и введен в цивилизационные рамки. Греция — родина Олимпийских игр, ко- 186: торые проводились раз в четыре года с 776 г. до н. э., пока в 394 г. до н. э. их не запретил римский император Феодосии I, как несовместимые с христианством. По преданию, Олимпийские игры учредил Геракл, на время соревнований во всей Греции объявлялся мир. Физическому развитию в Древней Греции вообще уделялось большое внимание. Слово «гимнастика» имеет тот же корень, что и «гимназия», потому что в древнегреческих учебных заведениях — гимнасиях не только изучали науки, но и по несколько часов в день занимались физическими упражнениями на различных снарядах. Поговорка «в здоровом теле — здоровый дух» пришла из Древней Греции. Одежда древних греков отличалась простотой и рациональностью. Они носили хитон, плащ — гиматий и сандалии, а во время путешествий надевали плащ — хламиду. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ Расскажите об особенностях древнегреческого искусства. Чем оно знаменито? Каково содержание «Илиады» и «Одиссеи»? Каково значение древнегреческой драмы? Каково значение древнегреческой скульптуры? Каково значение древнегреческой культуры в целом? Какое воздействие она оказала на другие культуры? Какова роль морских цивилизаций в истории человечества? Каковы предшественники греческой культуры? Чем древнегреческая мифология отличается от других? Каких богов греческого пантеона вы знаете? Почему философия возникла именно в Древней Греции? Каков был престиж философии в Древней Греции? Каково значение в истории философии Платона и Аристотеля? РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Античная драма. М., 1970. 2. Античная поэзия, М., 1997. 3. Аристотель. Метафизика. 4. Геродот. История. 5. Гесиод. Теогония. Труды и дни. 6. Гомер. Илиада. Одиссея. 7. Платон. Пир. Государство. 8. Плутарх. Сравнительные жизнеописания.
вернуться к содержанию
вернуться к списку источников
перейти на главную страницу

Релевантная научная информация:

  1. Глава 10. СТАНОВЛЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ - Культурология
  2. Глава 11. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ И МОРСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ - Культурология
  3. Глава 13. РЕЛИГИЯ КАК МИРОВАЯ КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА - Культурология
  4. Глава 18. РОССИЯ И АМЕРИКА: КОСМИЧЕСКИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ - Культурология
  5. Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. -В84 Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. - 496 с. - Исторические науки
  6. Глава 2 История государств Древнего Востока - Исторические науки
  7. Глава 3. История античных государств - Исторические науки
  8. 3.1. Античная Греция (Ш тыс. до н.э. - 30 г. до н.э.) - Исторические науки
  9. Лек 2 ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ РЕЛИГИЯ - Религоведение
  10. Тоффлер Э. ТРЕТЬЯ ВОЛНА - Философия
  11. БРОНЗОВЫЙ ВЕК - Исторические науки
  12. Глава 5. МИФОЛОГИЯ - ДУХОВНАЯ ОСНОВА ЦИВИЛИЗАЦИИ - Культурология
  13. Глава 12. ДРЕВНИЙ РИМ - Культурология
  14. Глава 16. НАУКА КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА - Культурология
  15. 1.1. Варианты периодизации древнейшей истории - Исторические науки
  16. 2.1. Эпоха ранней Древности (конец IV - конец П тыс. до н.э.) - Исторические науки
  17. 2.2. Эпоха расцвета древних государств (конец П - конец I тыс. до н.э.) - Исторические науки
  18. 3.2. Античный Рим (Vffl в. до н.э. - V в. н.э.) - Исторические науки
  19. 4.7 Восточные славяне на пороге образования государства (VI - IX в.) - Исторические науки
  20. 5.1 Общая характеристика западноевропейского Средневековья (V - XVH вв.) - Исторические науки

Другие научные источники направления Культурология:

    1. Греченко В. А., Чорний І. В., Кушнерук В. А., Режко В. А.. Історія світової та української культури: Підруч. для вищ. закл. освіти.. 2000
    2. Н.Г. Багдасарьян, Г.В. Иванченко, А.В. Литвинцева и др. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов. 2002